Система внеурочных мероприятий по профилактике трудностей адаптации учащихся 4 класса к учебно-воспитательному процессу в основной школе
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Система внеурочных мероприятий по профилактике трудностей адаптации учащихся 4 класса к учебно-воспитательному процессу в основной школе
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Исполнитель:
Бобылева Л.А.,
студентка 4кп группы
Руководитель:
Якимова А.В.,
Камышлов, 2020
Система внеурочных мероприятий по профилактике трудностей адаптации учащихся 4 класса к учебно-воспитательному процессу в основной школе / сост. Л.А. Бобылева. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.
Система внеурочных мероприятий разработана для использования в 4 классе во время доадаптационного периода учащихся, также можно использовать в дальнейшем для профилактики трудностей адаптации.
Материал системы поможет учителям начальной школы и психологам выявить уровень адаптации учащихся 4 класса к учебно-воспитательному процессу в основной школе.
©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020
Оглавление
Y
Рассмотрение темы адаптации младших школьников к основной школе весьма актуальна в социальном плане, так как в последние годы психологами и педагогами все больше внимания уделяется проблемам, которые возникают у детей при переходе в 5 класс. Одна из важнейших проблем образования – рост числа детей с трудностями в обучении, с отклонениями в поведении, развитии и общении. По данным отечественных и зарубежных исследователей, от 10% до 40% детей есть серьезные проблемы адаптации в школе и многие нуждаются не только в специальной психотерапевтической, но и в медицинской помощи.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования «начальное общее образование направлено на развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности, саморазвития и взаимоотношений с окружающими». Для достижения поставленной цели учителю необходимо создать такие условия, чтобы школьная адаптация ребенка протекала успешно. То есть она рассматривается как приспособленность к функционированию и готовности обучающихся к дальнейшему развитию.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отражается такая цель, как «определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение», в данной цели отражается необходимость социализации детей.
Профессиональный стандарт педагога (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года) предполагает, что работник, занятый в педагогической деятельности, также обеспечивает психологическое сопровождение проводимым занятиям. Также к функции педагога относят обеспечение психологической поддержки и помощи в адаптации к условиям получения образования.
Вопросы, связанные с данной темой, рассматривались такими авторами, как Д. Б. Эльконин, К. Н. Поливанова, Г. А. Цукерман, Е. А. Осипова, Л. А. Ясюкова, Д. И. Журавлев и др.
Адаптация – это показатель состояния человека, отражающий его возможность выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; система отношений и общения с окружающими, способность к обучению; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова понятие «адаптация» трактуется как «процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды».
Применительно к школе для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением, стали использовать понятие «школьная адаптация».
Р. Корсини и А. Ауэрбаха психологическая энциклопедия 2006 г. дает такое определение понятию «школьная адаптация» - «это степень, в которой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему школьным обучением, и определяет, насколько хорошо он к ним приспособлен. Адаптация может оценивать степень, с которой ребенок достигает целей обучения или обладает ли ребенок умениями самоконтроля, концентрации внимания и др. способностями, позволяющими ему контролировать и направлять свое поведение в желательном направлении. Третья область, социально-эмоциональная адаптация, зависит от социальных умений ребенка и норм группы сверстников».
Понятие «школьная адаптация» связывают с понятием «готовность ребенка к школе», с возникновением личностного новообразования – внутренней позиции школьника.
Отечественные психологи считают, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.
Переход детей из начальной школы в основную попадает 10-11 лет, а это является началом подросткового периода. Хронологически подростковый возраст определяется периодом развития ребенка от 10 - 11 до 14 - 15 лет.
В критические периоды развития, а подростковый возраст является именно таким, чаще всего возникают процессы нарушения адаптации детей. Младшим подросткам приходится адаптироваться не только к изменениям, происходящим в общественной жизни, но и к внутришкольной ситуации. Переход школьника на ступень основного общего образования (5 класс) несет за собой ряд таких новообразований, как: увеличение количества учебных предметов и, соответственно, числа учителей, повышенный уровень требований со стороны учителей основной школы, связанное с этим новое межличностное взаимодействие в структуре «учитель - ученик», кабинетная система организации учебного процесса, повышенные учебные нагрузки, снижение контроля со стороны родителей. Помимо проблем, связанных со школой, у школьников в этот период начинаются проблемы психологического и физиологического развития. Именно в этом возрасте чаще проявляются такие психологические особенности, свойственные дезадаптации детей, как: агрессивность, конфликтность, повышенный уровень тревожности, школо-фобии, склонность к прогулам и другому девиантному поведению.
Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участия в содержательном досуге. Внеурочная деятельность призвана создать условия для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Преимуществом внеурочных мероприятий является то, что они проходят в неформальной, доброжелательной обстановке. Задания имеют творческий характер, что позволяет каждому обучающемуся проявить себя в полной мере, показав свою индивидуальность. Временные рамки выполнения работы соответствуют естественному интеллектуально-эмоциональному развитию обучающихся, что способствует их реализации, как здоровьесберегающих технологий
Имеющиеся программы внеурочных мероприятий по адаптации учащихся в средней школе направлены на работу с учащимися 5-го класса. По этому возникла необходимость в разработке системы внеурочных мероприятий по профилактике адаптационных нарушений для учащихся 4 класса.
Конструкты внеурочных мероприятий по профилактике трудностей адаптации учащихся 4 класса к учебно-воспитательному процессу в основной школе распределены между собой в системе. Данная логика конструктов занятий способствует поэтапной адаптации младших школьников.
Материалы системы могут представлять интерес для преподавателей и психологов начальной школы, т.к. служат вспомогательным материалом для успешной организации адаптационного периода деятельности классного руководителя.
Цель системы: подбор, разработка и систематизация конструктов внеурочных мероприятий по профилактике трудностей адаптации учащихся 4 класса к учебно-воспитательному процессу в основной школе.
Система включает шесть конструктов, реализующих такое направление внеурочной деятельности как социальное в формах: классный час, игра, образовательный квест.
Система внеурочных мероприятий построена на принципах: КАЖДЫЙ ИЗ ПРИНЦИПОВ РАСПИСАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ СИСТЕМЫ!!!
1. Принцип научности – содержание внеурочных мероприятий не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук.
2. Принцип систематизации и последовательности – логическое построение содержания системы внеурочных мероприятий. Каждое внеурочное мероприятие последовательно знакомит с 5 классом, в завершающем образовательном квесте дети повторяют все, чему научились на предыдущих занятиях.
3. Принцип доступности – занятия построены в игровой форме, что способствует дружелюбной обстановке, материал адаптирован для учащихся 4 класса.
4. Принцип гуманизации – предполагает последовательное отношение педагога к ученику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. На каждом занятии дети высказывают свои мысли, свою точку зрения, работают в группах и парах.
5. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив – этот принцип формирует определенную мораль и поведение.
Внеурочная деятельность, построенная на основе данных принципов, позволяет учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации внеурочных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, программа Smart, раздаточный материал, карандаши, краски, листы А4.
Длительность внеурочных мероприятий, входящих в данную систему 40 – 70 минут. Для проведения понадобится учебный класс для классных часов, спортивный зал для игровых мероприятий и территория школы для образовательного квеста.
Дата | № внеурочного мероприятия | Тема | Задачи | Форма организации |
23.01.2020 | 1 | «Что такое 5 класс?» | Обучающая: способствовать развитию умения ориентироваться в расписании старшей школы. Развивающая: развивать коммуникативные навыки: взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь. Профилактическая: анализ школьной тревожности учащихся 4 класса. | Классный час |
20.02.2020 | 2 | «Правило трех «С» | Обучающая: показать значимость групповой сплоченности для личностного развития каждого учащегося, работать над осознанием позиции пятиклассника. Развивающая: развивать произвольное внимание, моторную координацию у учащихся. Профилактическая: профилактика самоконтроля и саморегуляции. | Дидактические (словесные) игры |
05.03.2020 | 3 | «Чему надо научится?» | Обучающая: развивать умение выявлять и решать проблемные ситуации. Развивающая: развивать творчество, умение выразить свое мнение. Профилактическая: анализ отношения к школе учащихся 4 класса. | Классный час |
19.03.2020 | 4 | «Новичок в основной школе» | Обучающая: способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность. Развивающая: развивать навыки сотрудничества, сравнивать свои достижения с успехами других. Профилактическая: анализ интеллектуальных способностей учащихся. | Дидактическая (словесная) игра |
16.04.2020 | 5 | «Дорога в 5 класс» | Обучающая: развивать умения выделять страхи и способы решения их. Развивающая: развивать умения работать в паре, в группе, слушать друг друга. Профилактическая: анализ и профилактика страхов учащихся при переходе в 5 класс. | Дидактические (словесные) игры |
07.05.2020 | 6 | «Я – будущий пятиклассник» | Обучающая: закреплять умение ориентироваться в расписании основной школы. Развивающая: развивать умение следовать путеводному листу, умение работать в группе и слушать других, развивать коммуникативные навыки: взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь. Профилактическая: анализ умений учащихся 4 класса ориентироваться в расписании основной школы. | Образовательный квест |
Конструкт внеурочного мероприятия
Направление воспитательной работы: социальное
Класс: 4
Тема мероприятия: «Что такое 5 класс?»
Форма организации: классный час
Цель мероприятия: ознакомление с изменениями школьной жизни в основной школе.
Задачи:
Обучающая: способствовать развитию умения ориентироваться в расписании старшей школы.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки: взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
Профилактическая: анализ школьной тревожности учащихся 4 класса.
Условия проведения
Время на проведение: 50 минут
Место проведения: МАОУ «Лицей №5» КГО
Способы организации взаимодействия участников: фронтальная, индивидуальная
Необходимое оборудование: раздаточный материал.
Участники: учащиеся, классный руководитель.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Подготовительный этап | Подготовка сценария, раздаточных материалов | | 1 день |
Вводный | - Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часу мы поговорим о 5 классе. Как вы думаете, как изменится ваша жизнь в 5 классе? | - Будет больше предметов, кабинетов. | 5 минут |
Основной | - Обучение в школе – это дорога от одной станции до другой. Все учащиеся осуществляют движение по этой дороге. Но качество продвижения у всех может быть разным: быстрым и без препятствий, долгим - и с решением разных трудностей. Вы прошли первый этап нашего пути. Предстоит подвести итоги и наметить задачи, которые помогут сделать следующий этап положительным и радостным. - Давайте вспомним, какими вы пришли в 1 класс? Расскажите о своих воспоминаниях. - У каждого на парте лежит карточка, в первом столбце заполните, что было для вас трудным в первом классе, что не получалось, а во втором столбце заполните, что сейчас у вас легко получается и с чем вы справляетесь. (Приложение 1) - Поделитесь своими успехами с одноклассниками. - Ребята, сейчас важно не растерять чувство уверенности, радости от достижений в учебе, в общении. Вера в своё «Я» - важное условие будущих достижений. - Вы знаете какие изменения в обучении будут в 5 классе? - Действительно, в 5 классе вы уже не будете на всех урока сидеть в одном кабинете, расписание будет находится в другом месте и там будут абсолютно все классы старшей школы, а также будет много новых учителей и предметов. - Сейчас мы немного поиграем, я буду показывать вам расписание старшей школы разных школ и говорить какого класса и на какой день недели вам необходимо найти расписание. Например: я говорю 5а – четверг. Вы сначала в верхней строке должны найти класс, а затем в самой левой строке день недели и соединить их. - Молодцы, теперь у вас есть первые навыки ориентирования в большом расписании старшей школы. - Ребята, сейчас мы с вами проанализируем умения, которые помогают или мешают в школьной жизни. Для этого нам поможет эта таблица. - Посмотрите на экран. Ваша задача распределить эти качества на положительные и отрицательные, и обосновать почему вы так распределили. (-Находить положительные стороны в трудной ситуации. -Настаивать на своём, спорить, не слушая другого. -Переживать из-за своих ошибок -Уметь планировать своё время и быть организованным. -Не соблюдать школьные правила. -Просить о помощи.) - Молодцы, думаю вы все владеете всеми положительными качествами. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: "+", если Вы согласны с ним, или "—", если не согласны. (Приложение 2) Начинаем работу. | Рассказывают о своих воспоминаниях. Делятся с одноклассниками своими результатами. - Новые кабинеты, учителя. Работают со слайдами. Работают с интерактивной доской. - Положительные: Находить положительные стороны в трудной ситуации. Уметь планировать своё время и быть организованным. Просить о помощи | 40 минут |
Заключительный | - И в заключении нашего классного часа предлагаю вам записать в лучах этого солнца(на интерактивной доске) свою самую сильную строну, которая помогает вам сейчас учится и будет помогать вам в 5 классе. | Записывают свои сильные стороны. | 5 минут |
Приложение 1.
Что не получалось, было сложным | Сейчас получается, сейчас справляюсь |
| |
| |
| |
| |
Приложение 2.
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом? Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
2. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
3. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
4. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
5. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
6. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
7. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
8. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
9. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
10. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
11. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
12. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
13. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
14. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
15. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание?
16. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
17. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
18. Похож ли ты на своих одноклассников?
19. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
20. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
21. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
22. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
23. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
24. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
25. Боишься ли ты временами вступать в спор?
26. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
27. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
28. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
29. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
30. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой?
31. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
32. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
33. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
34. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
35. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
36. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
37. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
38. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?
39. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
40. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
41. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
42. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
43. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
44. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
45. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
46. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
47. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
48. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
49. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
50. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
51. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
52. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
53. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
54. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
55. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
56. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Конструкт внеурочного мероприятия
«Правило трех «С»Направление воспитательной работы: социальное
Класс: 4
Тема мероприятия: «Правило трех «С»
Вид внеурочной деятельности: игровой
Цель мероприятия: формирование представлений о значимости групповой сплоченности.
Задачи:
Обучающая: показать значимость групповой сплоченности для личностного развития каждого учащегося, работать над осознанием позиции пятиклассника.
Развивающая: развивать произвольное внимание, моторную координацию у учащихся.
Профилактическая: профилактика самоконтроля и саморегуляции.
Условия проведения
Время на проведение: 40 минут
Место проведения: МАОУ «Лицей №5» КГО
Способы организации взаимодействия участников: индивидуальная, групповая
Необходимое оборудование: сказка И. Коротеевой «И однажды утром», журналы, фрагменты цветов, клей, ножницы, Цветок-правило.
Участники: учащиеся, классный руководитель.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Вводный | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу чтобы у вас все получалось, и весь оставшийся день было хорошее настроение. | Здороваются с учителем. | 1 минута |
Основной | - Совсем скоро вы станете пятиклассниками. И чтобы быть более успешными, сплоченными и поверить в свои силы мы познакомимся с правилами трех «С». - Ребята, посмотрите, перед вами необычный цветок, на его лепестках выделены следующие слова: «Слушать», «Сочувствовать», «Сотрудничать». Это и есть слова нашего правила - правила – правила трех «С». - Вы знаете значение слова «Сочувствовать»? «Сотрудничать»? - Сегодня на занятии мы убедимся в том, как важно уметь слушать и слышать, быть внимательными, понимать других, сочувствовать, оказывать помощь, работать в коллективе. - Первое слово правила «слушать». - Как вы думаете для чего нужно нам это правило? - Умения слушать и слышать, быть внимательными очень важны для успешной учебы. Предлагаю вам продемонстрировать то, как вы умеете быть внимательными, умеете слушать и слышать. - Встаньте со своих мест. - Вам необходимо выполнять мои инструкции. - Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, подними левую ногу». - «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз». - Молодцы! Я вижу, что вы можете быть внимательными, слышать и слушать. А еще вы активные, веселые и сообразительные! Мне это очень нравится! - Присаживайтесь на свои места, а мы продолжаем. Сейчас вам тоже потребуется ваше умение внимательно слушать. - Сейчас я вам прочитаю сказку И. Коротеевой «И однажды утром…». Ваша задача внимательно слушать, ведь потом я буду задавать вопросы по этой сказке. Каждый год с первыми лучами весеннего солнца на лесной поляне пробивались из-под снега тоненькие нежно-зеленые травинки, поднимали свои головки многочисленные цветы, тянули к солнцу нераскрывшиеся бутоны и просили солнечной ласки и тепла. Лесная поляна превращалась в чудесную страну — страну Цветов. Ах! Как были прекрасны эти молодые цветы: высокие и низенькие, крупные и едва заметные на зеленом ковре, розовые и синие, белые и желтые — здесь были все цвета радуги, все цвета жизни. Все они такие разные, такие неповторимые и прекрасные. Но вот однажды на поляне появился цветок, которого прежде не видели. Это был необычный цветок. У него был высокий и толстый стебель, крупные изогнутые листья, а самое главное — не было самого цветка. И другие цветы говорили: «Посмотрите на него, он же другой, он не похож на нас. Ах, как он неуклюж и некрасив!» Но неуклюжий и некрасивый цветок все больше тянулся к солнцу, прислушивался к дыханию уже почти осеннего ветра. Он знал, что нужен другим, знал многое, потому что умел слушать, слышать других. И, что самое главное, умел чувствовать, понимать других. И многие цветы рассказывали ему о своей боли. Он плакал вместе с ними, был опорой для слабых, отдавал им последнюю влагу; он радовался жизни, забывая, что его отвергли. И однажды утром на уже осенней поляне расцвел цветок неповторимой красоты. И все узнали в нем тот некрасивый, неуклюжий цветок. Да! Это был он! Он расцвел красотой своей души, потому что умел слушать, помогать, делиться, поддерживать, ничего не требуя взамен. - Как сначала отнеслись цветы к появлению необычного цветка? - Как этот необычный цветок относился к другим цветам на поляне? - Что случилось с ним однажды утром? - Как вы думаете, изменились ли взаимоотношения между цветами на цветочной поляне? Почему? Какая основная мысль сказки? - Итак, важно сочувствовать, понимать, оказывать помощь другим, ничего не требуя взамен, просто так. - Сейчас мы немного отдохнем, вставайте со своих мест. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. - Ребята, а сейчас я вам предлагаю всем вместе сделать цветочную поляну, а помогут вам журналы, которые я принесла. - Для этого нужно просто листать журналы, просматривать изображения. То, что по вашему подходит к вашей теме, вырезать, отложить в сторону. Затем наклеить вырезанные картинки на бумагу, которую я вам выдам в виде цветочной поляны. - Но сначала мы повторим правила пользования ножницами и клеем. -Что именно мы изобразили этим коллажем? -Понравилось ли вам создавать цветочную поляну? -Вы довольны результатом работы? - Вы все были активны, молодцы. У вас получилась цветочная поляна? А это ни что иное, как ваш класс. Главное, что вы все вместе сделали, вы – коллектив и умеете работать вместе. Молодцы, вы показали умение работать в группе, помогать друг другу, сотрудничать. | - Сочувствовать - относиться к чьим-нибудь чувствам, переживаниям с отзывчивостью, с состраданием, с сочувствием. - Сотрудничать – взаимодействовать друг с другом; совместно выполнять какую-либо работу. - Чтобы понять друг друга/задание, которое нам объясняют. Выполняют инструкцию педагога. Слушают сказку. - Негативно/Они говорили ему: «Посмотрите на него, он же другой, он не похож на нас. Ах, как он неуклюж и некрасив!». - Он поддерживал их, слушал и слышал. - Однажды утром расцвел цветок неповторимой красоты. - Да, цветы нуждались в поддержке и в том, чтобы их понимали, и оказывал им поддержку тот самый цветок, которого в начале они не любили. Основная мысль сказки – надо уметь слышать и слушать друг друга, поддерживать. Туловище вправо, влево. Туловище вперед, назад. Руки вверх, потянуться. Руки вверх, вправо, влево. Покружиться. - Хранить ножницы в указанном месте в определённом положении. При работе внимательно следить за направлением резания. Не держать ножницы лезвием вверх. Не оставляь ножницы с открытыми лезвиями. Не резать ножницами на ходу. Не подходить к товарищу во время работы. Передавать закрытые ножницы кольцами вперёд. Во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. Наносить клей на поверхность изделия только кистью. (ПВА) По окончании работы обязательно надо вымыть руки и кисть. При работе с клеем пользоваться салфеткой. - Цветочная поляна. - Да. - Да. | 25-30 минут |
Заключительный | - Сегодня мы познакомились с правилом трех «С». В чем оно заключается? - Что особенно запомнилось? - Почему так важно уметь сотрудничать, помогать друг другу, видеть в других положительные качества? - Какой опыт приобрели сегодня, как этот опыт можно будет использовать в повседневной жизни? - Спасибо! На память о нашей встрече я хочу каждому из вас подарить на память цветок с изображением правила трех «С», который, я надеюсь, поможет вам стать успешными пятиклассниками. | - В умении слушать, сочувствовать, сопереживать. Ответы детей. - Потому что при сотрудничестве работа выполняется легче и быстрее. - Сегодня мы узнали правило трех «С», с помощью него мы будем сотрудничать, поддерживать и понимать друг друга. | 3-5 минут |
Конструкт внеурочного мероприятия
Направление воспитательной работы: социальное
Класс: 4
Тема мероприятия: «Чему надо научиться?»
Форма организации: классный час
Цель мероприятия: формирование умения выявлять проблемы, которые возникают при обучении в 5 классе.
Задачи:
Обучающая: развивать умение выявлять и решать проблемные ситуации.
Развивающая: развивать творчество, умение выразить свое мнение.
Профилактическая: анализ отношения к школе учащихся 4 класса.
Условия проведения
Время на проведение: 40 минут
Место проведения: МАОУ «Лицей №5» КГО
Способы организации взаимодействия участников: фронтальная, индивидуальная
Необходимое оборудование: раздаточный материал.
Участники: учащиеся, классный руководитель.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Подготовительный этап | Подготовка сценария, раздаточных материалов | | 1 день |
Вводный | - Здравствуйте ребята, о чем мы говорили на прошлом занятии? - Да, верно, мы говорили о том, что такое 5 класс. - Сегодня мы с вами порассуждаем над проблемами, которые возникают при обучении в 5 классе, и их решениями. | - О том, что нас ждет в 5 классе. | 5 минут |
Основной | - Для начала в парах напишите на карточке, которая лежит у вас на парте (Приложение 1), проблемы, которые могут возникнуть при обучении в 5 классе и чувства, возникающие при этой проблеме. После заполнения вами данной таблицы мы обсудим проблемы и постараемся найти на них решение. - Заканчиваем работу, приступаем к обсуждению проблем. - Ребята, сейчас я буду зачитывать вам жизненные проблемные ситуации, а вы попробуйте придумать решение этих ситуаций и проиграть данную ситуацию. - Вася опоздал на урок: задержался в столовой. Что делать Васе? - Света потерялась в школе. Не знает, в каком кабинете следующий урок. Что делать Свете? - Катя получила отметку, с которой не согласна, и боится реакции мамы. Что ей делать? - Саша забыл физкультурную форму. Что делать сейчас, чтобы подобная ситуация не повторилась в будущем? - Коля не выспался, потому что вчера поздно лёг спать и совсем не понимает объяснения учителя по математике. - Семён пришел в школу и выяснил, что сделал не те номера. Что делать сейчас и на будущее? - Звенит звонок: Сережа не успел до конца сделать самостоятельную работу. - Молодцы, ребята вы справились с этим заданием, а значит если вы попадете в такую же проблемную ситуацию уже сможете выйти из нее. - Возьмите листочки, сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса. (Приложение 2) | Записывают возможные проблемы и чувства, возникающие при этой проблеме. - Извинится за опоздание. - Спросить на вахте или у старшеклассников. - Спросить у учителя почему ей поставили такую отметку. - После уроков попросить учителя еще раз объяснить материал или разобраться в материале самому дома. - Подойти к учителю и объяснить ситуацию. Записывать домашнее задание внимательнее. - Попросить учителя до решать на перемене или после уроков. | 30 минут |
Заключительный | - Подведем итоги нашего занятия, что мы сегодня учились делать? - Какое упражнение вам понравилось? - В чем возникли сложности? - Наш классный час подошел к концу, всем спасибо. | - Решать проблемы. Варианты ответов детей. | 5 минут |
Приложение 1.
Проблема | Чувства |
| |
| |
| |
Приложение 2.
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
1) Нет, не хотел бы.
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.
Конструкт внеурочного мероприятия
«Новичок в основной школе»Направление воспитательной работы: социальное
Класс: 4
Тема мероприятия: «Новичок в средней школе»
Форма организации: игра
Цель мероприятия: обсуждение новых условий учебного процесса в основной школе.
Задачи:
Обучающая: способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность.
Развивающая: развивать навыки сотрудничества, сравнивать свои достижения с успехами других.
Профилактическая: анализ интеллектуальных способностей учащихся.
Условия проведения
Время на проведение: 1 час 10 минут
Место проведения: МАОУ «Лицей №5» КГО
Способы организации взаимодействия участников: групповая
Необходимое оборудование: путеводные листы
Участники: учащиеся, классный руководитель.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Вводный | - Здравствуйте, ребята! Упражнение 1. "Воображала" - Разделитесь на группы по 3-4 человека. - Представьте, что вы изобретатели и вам поручили придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Запишите варианты в течение 5 минут. Победителем окажется та группа, которая придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета. - Время пошло. - Заканчиваем работу. Каждая группа по порядку озвучивает свои варианты, не повторяемся. - Ребята, чья придумка понравилась больше всего? - Насколько легко восприняли то, что ваш способ оказался не самым оригинальным? - Молодцы, у вас получились очень оригинальный варианты. | Делятся на группы. Придумывают варианты использования. Представляют свои ответы. Отвечают на вопросы. | 8 минут |
Основной | Упражнение 2. "Новичок Том" - Сегодняшнее наше занятие посвящено "новичкам" – тем, кто никогда раньше не учился школе. - Ребята, давайте представим, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя. - Какое имя мы можем дать нашему гостю? - И так у нас есть 5 имен, с помощью голосования решим какое же имя будет у нашего гостя. - Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе? Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке. Список вопросов 1. Работа в классе на уроке - Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать? 2. Работа с учебным материалом Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок? 3. Работа над домашним заданием С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете? Ребята, а вы придерживаетесь ли вы определённого школьного "расписания"? - Сейчас узнаем как вы тщательно слушаете преподавателя и выполняете домашнюю работу. - Возьмите листы, которые я вам только что раздала. Напишите вверху свою фамилию и имя. - Внимательно слушайте мою инструкцию, чтобы не ошибиться. - Пока не берите ручки. Под названием «Тест 1» написана инструкция. Я буду ее читать, а вы внимательно следите по своей тетради. Затем по моей команде «Начинайте» вы будете выполнять задания. Старайтесь работать быстро и правильно. Прочитайте сначала всё предложение, обдумайте, что в нем от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я не скажу «Достаточно». - Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее. - На работу у вас 4 минуты, начинайте. - Достаточно, положите ручки. Тест 2. - Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 2». Под ним вопросы, Это задачи по математике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте на полях бумаги. На работу у вас 6 минут. Начинайте. - Достаточно, положите ручки. Тест 3. Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 3». В предложения впишите недостающие слова. На место каждой пунктирной линии надо вписать только одно слово». - Например: «Ученик ... задачу. Какое слово надо вписать? Следующий пример: У лошади четыре ... . Не трогайте ручки. Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл. Помните, что в каждый пропуск можно вписать только одно слово. На работу дается 5 минут. Начинайте. - Достаточно, положите ручки. Тест 4. - Следующая страница. Если два слова имеют одинаковое или очень похожее значение, то напишите между ними букву «С», если у них разные значения, то напишите между ними букву «Р». (разбор примеров) - Аналогично будете выполнять все задания. Время на работу – 1,5 минуты. Начинайте. - Достаточно! Положите ручки. Тест 5. - Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 5». Посмотрите на первый пример. Как сгруппированы эти числа? Какая цифра идет после 12-ти? ... А потом? - Дальше идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу. Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пересчитайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каждому ряду припишите только два числа. На работу 4 минуты. Начинайте. - Достаточно! Положите ручки. Тест 6. Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 6». Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Вам надо выбрать одно из 4-х слов. Какое вы выберете? - Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то из 4-х слов, которое связано с третьим словом так же, как первое со вторым. Чтобы испытуемые не перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им пользоваться линейкой. Через 5 минут дается обычная команда. Тест 7. - Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано «Тест 7». Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения. В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9. Ваша задача — написать под каждым значком ту цифру, под которой этот значок находится в ключе. Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последовательности, в какой они идут друг за другом. Будет ошибкой, если вы напишете сначала только единицы, потом — только двойки и т. д. Начинайте!». Через 4 минуты дается команда - Достаточно. Положите ручки. Отложите листы. | Предлагают имена (не более 5 пяти) - про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д. Отвечают развернуто на вопросы. - Да/нет. Выполняют тесты. | 60 минут |
Заключительный | - Наше занятие подходит к концу. - Что нового вы узнали на занятии? - Что больше всего запомнилось? Что удивило? - Спасибо за занятие, до свидания. | Отвечают на вопросы. Прощаются с педагогом. | 2 минуты |
Конструкт внеурочного мероприятия
«Дорога в 5 класс»Направление воспитательной работы: социальное
Класс: 4
Тема мероприятия: «Дорога в 5 класс»
Форма организации: игра
Цель мероприятия: повышение адаптивных возможностей и развитие навыков уверенного поведения при переходе в основную школу.
Задачи:
Обучающая: развивать умения выделять страхи и способы решения их.
Развивающая: развивать умения работать в паре, в группе, слушать друг друга.
Профилактическая: анализ и профилактика страхов учащихся при переходе в 5 класс.
Условия проведения
Время на проведение: 40 минут
Место проведения: МАОУ «Лицей №5» КГО
Способы организации взаимодействия участников: групповая
Необходимое оборудование: путеводные листы
Участники: учащиеся, классный руководитель.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Вводный | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о школе, но сначала давайте поздороваемся, а сделаем это так. Коммуникативная игра «Здравствуйте по-разному» - По сигналу вам необходимо будет двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встретится на вашем пути. Здороваться надо определенным способом один хлопок – здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками. Упражнение выполняется без использования речи. - Молодцы! Мы поздоровались, теперь представимся. Упражнение 1. "Имя и цветок" - Сейчас вам будет необходимо назвать своё имя и цветок на заглавную букву имени. - Насколько легко было вспомнить цветок на заданную букву? | Здороваются с педагогом. Здороваются друг с другом. Выполняют упражнение. | 5-8 минут |
Основной | Упражнение 2. «Наши страхи» - Ребята, сейчас немного подумайте и скажите, пожалуйста, есть ли какие страхи и опасения, которые вас мучают при мысли о переходе в 5 класс? - Ребята, у кого есть подобный страх, поднимите, пожалуйста, руку ( по количеству поднятых рук можно понять степень завладения классной группой того или иного страха). Упражнение 3. «Мозговой штурм» - Разделитесь на группы. Каждая группа методом «мозгового штурма» попробует найти выход из массового страха. Страхи я распределю между вами сама. (новые учителя; новые и много различных кабинетов, которые придется искать и все время перемещаться; новые предметы; учеба на этаже со старшеклассниками; а хватит ли мне знаний и умений в средней школе; а не станет ли наш класс в новых условиях мене дружным) - У вас 10 минут на работу. Начинаем. - Заканчиваем работу. Выберите представителя из своей группы, который озвучит итог «мозгового штурма» всей группы. (Например, рекомендуют при трудности поиска новых кабинетов и запоминаний – в каком кабинете какой идет урок, и кто его будет вести – крупно напечатать на листе бумаги номера кабинетов, предметы и Фамилии, Имена Отчества учителей, ведущих их. Вложить этот листок в дневник, как постоянную подсказку, чтоб в конце каждого урока посмотреть туда и знать – в какой кабинет надо идти на следующий урок.) - Молодцы, у вас получились отличные решения. Упражнение 4. «Мой личный способ реагирования» - Так много способов было озвучено, может кто-нибудь хочет озвучить наиболее понравившийся способ? Почему именно этот способ ты выбрал? - Теперь у вас есть отличные способы предотвратить ваши страхи. Упражнение 6. «Развенчание моих страхов». - И чтобы навсегда избавится от страха мы выполним еще одно упражнение. - Возьмите лист А4, и разделите его на 2 части. В 1 части нарисуйте свой страх, который возникает при мысли о переходе в 5 класс, а во 2 части нарисуйте способ, который поможет преодолеть данный страх. Приступайте к рисованию. - Заканчивайте работу. Покажите соседу по парте свой рисунок и расскажите о нем. | Озвучивают страхи. Делятся на группы и предлагают способы решения страхов. Представляют итоги работы группы. Озвучивают и аргументируют понравившийся способ. Рисуют свои страхи и способы их решения. | 30 минут |
Заключительный | - Наше занятие подошло к концу и перед тем как попрощаться. По цепочке назовите, что больше всего понравилось на занятии. - Спасибо за занятие, до свидания! | Называют, какие упражнения понравились, прощаются с педагогом. | 2-3 минуты |
Конструкт внеурочного мероприятия
«Я - будущий пятиклассник»Направление воспитательной работы: социальное
Класс: 4
Тема мероприятия: «Я – будущий пятиклассник»
Форма организации: образовательный квест
Цель мероприятия: формирование умений находить учебные классы, опираясь на расписание старших классов.
Задачи:
Обучающая: закреплять умение ориентироваться в расписании основной школы.
Развивающая: развивать умение следовать путеводному листу, умение работать в группе и слушать других, развивать коммуникативные навыки: взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
Профилактическая: анализ умений учащихся 4 класса ориентироваться в расписании основной школы.
Условия проведения
Время на проведение: 40 минут
Место проведения: МАОУ «Лицей №5» КГО
Способы организации взаимодействия участников: групповая
Необходимое оборудование: путеводные листы
Участники: учащиеся, классный руководитель.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Подготовительный этап | Подготовка паззлов, путеводных листов, сценария. | | 1 день |
Вводный | - Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас интересное занятие. - В следующем учебном году вы станете учениками 5 класса. Скажите, что изменится в вашей жизни? - Станет труднее учиться? - Чтобы вам было легче привыкнуть к новым условиям, увидеть преимущества сотрудничества, дружной, сплоченной работы, мы познакомимся с классами старшей школы. И познакомимся мы с ними в необычной форме, в форме – квеста. - Ребята, а вы знаете что такое квест? - Квест – это игра, в которой игроку необходимо искать различные предметы, места. - Чтобы вам успешно пройти квест, я выдам путеводный лист, вам необходимо заполнить участников вашей команды. Далее прописаны задания, которые вам необходимо выполнить в ходе квеста. - Прочитайте задания про себя. - Что вам необходимо будет сделать? - Во время прохождения вам необходимо будет заполнить путевой лист, после того как вы выполните все задания – вернуться в кабинет, где вы запишите ответы на последние вопросы. В конце вы представите результаты. - У вас есть вопросы? - Ребята, помните, что сейчас в старшей школе идут уроке, а это значит что нельзя делать? | - Появятся новые кабинеты, новые учителя. - Да. - Игра с заданиями. - Найти кабинеты, записать расписание уроков. Задают вопросы. - Кричать и бегать. | 5 минут |
Основной | - Начнем наш квест, удачи! | | 20 минут |
Заключительный | - У вас есть время, чтобы ответить на последние вопросы. - Пришло время вам представить свой путевой лист, и озвучить, что вы записали в него. - Молодцы, ребята, вы хорошо постарались! - До свидания! | | 15 минут |
Приложение 1.
Класс: ___
Участники команды: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните задания:
Узнайте расписание 5-б класса. Данные занесите в таблицу:
№ | Предмет | Кабинет |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Посетите кабинеты по расписанию, которое ты записал в таблице выше. Сделай фото у кабинета.
Найдите библиотеку и узнайте на какой срок можно взять книгу: _____________________________________________________________________
Запишите расписание уроков 6-а класса на следующий день:
№ | Предмет | Кабинет |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
P.S. Соблюдайте тишину во время передвижения по коридорам лицея. Помните, что некоторые кабинеты находятся за пределами здания старшей школы (кабинет № 43, мастерская, спортивные залы, начальная школа). Будьте вежливы при общении т знакомстве с работниками лицея, не забудьте оставить на прощание добрые пожелания на остаток дня. Проявите оригинальность в выборе кадров для фото. Если у вас возникли трудности, обратитесь к классному руководителю. Желаем успеха!
После завершения работы поделитесь своими впечатлениями и ответьте на следующие вопросы:
Много ли времени уходило на поиск одного кабинета?
Какой кабинет было найти легче (труднее) всех? Почему?
Быстро ли вы нашли в расписании старшей школы нужный класс?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с.
Кривошеева К. Р. Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено" // [Электронный ресурс], - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/04/29/profilaktika-vozmozhnyh-trudnostey
Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 59-62
Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. — №7. С. 21-24.