Родительское собрание на тему «Трудности адаптации первоклассников в школе»
Тема:
« Трудности адаптации первоклассников в школе»
Форма проведения: круглый стол.
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей при поступлении в школу.
2. Обсудить совместную деятельность семьи и школы в период адаптации детей к учебной деятельности.
3. Предложить родителям практические советы для успешного обучения детей.
Вопросы для обсуждения:
- физиологические и психологические характеристики развития детей 7- летнего возраста
- « невредные» советы родителям первоклассников
- система взаимоотношений детей в классе.
Ход собрания
1.«Как дошкольник становится школьником».
Звучит песня « Мы теперь первоклашки», на слайдах фотомонтаж - учащиеся 1 класса на торжественной линейке, посвящённой 1 сентября.
Учитель:
Мы все с волнением ждали этот незабываемый день – 1 сентября, так как в жизни детей произошло важное событие - ребёнок стал школьником.
Но все понимают, что невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время – адаптационный период. Особенности адаптации ребёнка к школе во многом зависят от взрослых, которые должны сделать всё возможное, чтобы сделать этот период более комфортным и успешным.
2.Родительский практикум - игра «Калейдоскоп настроения»
( карточки разных цветов: красный - радостное, тёплое, зелёный – спокойное, синий – грустное, тревожное, чёрный – унылое)
Это может выглядеть примерно так.
Учитель:
- Уважаемые мамы и папы! У меня в руках карточки разного цвета, которые будут показателями вашего настроения и будут выражать самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени и прикрепите на доску. Родители прикрепляют свои карточки, называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, которые могут возникнуть с началом обучения, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.
3. Родителям предложено учителем сообщение
« Особенности развития детей 7-летнего возраста» (слайдовый материал).
Вместе с родителями учитель разбирает основные физиологические и психологические характеристики данного возраста детей и изменение статуса ребёнка в семье с поступлением в школу, понимание значимости его нового психофизического состояния.
В ходе обсуждения с родительским коллективом отмечаются основные положения:
физиологические условия адаптации ребенка к школе:
-ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка
- изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом
- необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка
- наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника)
- организация правильного питания ребенка
- забота родителей о закаливании ребенка
- воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.
психологические условия адаптации ребенка к школе:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи
– роль самооценки ребенка к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе)
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню
– обязательное знакомство с одноклассниками и создания возможности их общения после школы
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка
4. По третьему вопросу родителям был предложен мини - опросник:
- Как ведёт себя ваш ребёнок в детском коллективе?
- Приходят ли к вам в гости приятели вашего ребёнка?
- Какой деятельностью любит заниматься ваш ребёнок в свободное время?
Затем родители изложили свои мнения и предположения по заданным вопросам.
Учитель отметил, что немаловажное значение в первые учебные дни имеет и общение детей с одноклассниками в школе. Есть несколько простых правил поведения, которые помогут детям чувствовать себя комфортно в ученическом коллективе.
Учитель посоветовал родителям обсудить дома эти правила с детьми:
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни и не обижай никого.
● Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
● Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
● Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
5.Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, если у них уже с первых дней сложилось тёплое отношение к школе и к учителю.
Советы родителям первоклассников:
1.Чаще делитесь с детьми о счастливых моментах своей прошлой школьной жизни
2. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
3. Не старайтесь быть для ребёнка учителем, а только верным помощником и другом.
4.Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи., помогите обрести ему чувство уверенности в себе.
5. Хорошие манеры вашего ребёнка - зеркало семейных отношений.
6.Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
6. Подведение итогов
« Цепочка пожеланий»
Учитель предлагает обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия родителей и учителя, передавая маленький макет глобуса
( символ школьной жизни).
Учитель:
закончить нашу встречу я хочу словами В.А.Сухомлинского:
« Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Желаю успеха в воспитании и обучении ваших детей!
Список использованной литературы.
1.Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога /авт.сост. Н.С.Мозговая, М.В Головач, И.Г.Филатова, Т.И.Магомедова/ -Волгоград «Учитель» 2008 г.
2. М. Безруких, С. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? –
М.: Академия, 1997г.
3.Первые дни ребёнка в школе: рефлексивные круги, игры./авт.-сост.
Н.Б. Говоркова, Г.Г.Кукушкина/,- Волгоград: «Учитель» 2008г.