Сценария занятия по астрономии «Система Земля-луна»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине ОУД(б)12 Астрономия
Тема: Планеты земной группыОрганизационная информация | ||
ФИО преподавателя | ||
Образовательное учреждение | ||
Группа, количество человек | ||
Продолжительность урока | ||
Методическая информация | ||
Цель урока | Изучение планет земной группы | |
Результаты освоения учебной дисциплины ОУД(б)12 Астрономия | личностные: − сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; − умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека; метапредметные: − умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; − умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность; предметные: −− сформированность представлений о строении Солнечной системы −− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; | |
Задачи . | Образовательная: обобщить и систематизировать знания о планетах земной группы познакомиться с планетами земной группы. Определить значение знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации. Определить значение знаний о планетах земной группы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования Развивающая: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Воспитательная ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | |
Место проведения: | кабинет физики, естествознания, астрономии | |
Тип урока: | Комбинированный | |
Форма урока: | Урок с применением АМО-технологии, дифференцированного обучения., ИКТ, здоровьесберегающих технологий | |
Методы обучения: | проблемный, частично-поисковый,исследовательский | |
Средства обучения: | вербальные (словесные) средства | |
Вид и формы контроля знаний: | индивидуальный, групповой, текущий контроль – устный опрос ,тестирование | |
Средства контроля: | выявление степени понимания изученного материала, его закрепление | |
Планируемые результаты: | освоение общих компетенций посредством демонстрации знаний | |
Методическая цель: | Показать на учебном занятии применение продуктивных технологий обучения (использование АМО - технологий, ИКТ, здоровьесберегающих технологий); | |
Методы и приёмы: | Методы передачи информации с помощью практической деятельности (исследовательская деятельность);Методы стимулирования и мотивации студентов (приёмы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, групповая исследовательская деятельность, выполнение творческого задания);Методы контроля. | |
Форма организационной работы | фронтальная, групповая, самостоятельная работа (индивидуальная). | |
Оснащение: | Проектор, ПК, презентация, видео https://www.youtube.com/watch?v=gqe9RI1NH4A стикеры, карточки с заданиями, листы, ручки |
Этап урока | Деятельности преподавателя | Деятельность обучающегося | ПК, ОК,ЭОР | |
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия | ||||
Инициация (начало урока, знакомство) (1-2 минуты) Цель Организация процесса взаимодействия участников. Знакомство. Выработка правил и регламента работы в группе | Приветствие обучающихся, организация рабочего места, фиксация отсутствующих, настрой обучающихся на работу, организация внимания. Технология проведения: Разделение на малые группы: Технология проведения: Использован метод «Рабочие группы межпланетного разума» авторский Обучающимся предлагается: вытянуть карточки на которых написано первые 4 планеты по удаленности от Солнца Меркурий Венера Земля Марс Затем предлагается соединиться в группы и создать фокус- группы по 5-6 человек с одинаковым названием планеты Слайд 1 Вы знаете этого человека? -владелец компаний Space Х и Тесла Видео https://www.youtube.com/watch?v=gqe9RI1NH4A | Приветствие преподавателя доклад старосты об отсутствующих и причинах их отсутствия, организация рабочего места, демонстрация готовности к занятию Выбирают карточки с с одной из планет земной группы и обучающиеся делятся на малые группы по 6 человек | Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости создание благоприятного эмоционального настроя | |
Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока) (5-8 мин.) Цель: установить правильность и осознанность Организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, выявить уровень знаний обучающихся, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях Вариант опроса: Фронтальный опрос | Проблема: На какие планеты можно планировать полет и почему? Формулирование темы урока Тема нашего урока: Планеты земной группы Цель нашего урока обобщить и систематизировать знания о планетах земной группы познакомиться с планетами земной группы. Определить значение знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации. (целеполагание)– закрепление навыков поиска информации и систематизации материала (работа с таблицами) Технология «Телескоп» авторский Изобразить в масштабе на ватмане каждой группе свою планету земной группы После выполнения презентация своей группой работы . Правильный ответ 1 балл. | Команды рассаживаются за столы, которые оснащены листами ответов, стикерами, ручками. Отвечают устно Демонстрируют друг другу свои результаты работы Сравнивают правильность ответов | Коммуникативные: Познавательные: | |
Определение ожиданий обучающихся Цель: Планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды (3-5 мин.) | Ожидания и опасения Технология проведения: «Оснащение полета» авторский Преподаватель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроке, атмосфера в группе, отношение преподавателя и студентов и т.д. Предлагает командам на стикерах записать свои ожидания и опасения и ожидания приклеить к планете.В конце занятия мы вернёмся к нашей планете и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке | Записывают на стикерах свои опасения и ожидания Приклеивают их на планету к листу Демонстрируют друг другу свои ожидания и опасения | ОК01- ОК06 | |
Фаза 2. Работа над темой | ||||
Проработка содержания темы (групповая командная работа) Цель: 1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2.Выявить пробелы осмысления изученного материала, неверные представления студентов. 3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении обучающимися изученного материала. (20-25 мин.)
| 1 задание Составление кроссенса заимствованный метод Заполнить таблицу,каждый под своим номером записывает определив характеристики планет для создания сравнительной характеристики подводятся итоги Правильный ответ 1 балл. 2 задание Технология «Кодирование информации и декодирование» авторский Преподаватель предлагает ответить на вопросы Тест. Работа в MOODLE каждая группа проходит свой тест Марс Меркурий Венера Земля Преподаватель демонстрирует на экране результат. Подводит итоги. Объяснение новой темы (приложение)3 задание Решение ЕГЭ Вариант 11 (четные ) Вариант№11 ЕГЭ 2020 Правильный ответ 13 Вариант№12 ЕГЭ 2020(нечетные варианты) Правильный ответ 24 1задача на «1» 2 задачи на «2» 3 задачи на «3» 4 задачи на «4» 5 заданий на «5» |
Каждый обучающийся самостоятельно записывает в листе ответов Выполняют задание. Демонстрируют решение другим командам Исправляют ошибки Выполняют задание. Демонстрируют решение другим командам. Исправляют ошибки. | ОК01- ОК06 При объяснении нового материала используется мнемотехника Кодирование информации — процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки. | |
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия | ||||
Эмоциональная разрядка (разминка) Цель: 1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию обучающихся по поводу своего психо - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и однокурсниками. 2.Обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. ( 1-2мин.) | Название метода - «Мыслители» авторский Цель: помочь обучающимся переключить свое внимание, расслабиться, снять напряжения или усталость Технология проведения: Преподаватель зачитывает вопросы во время прослушивания которого обучающиеся поворачивают свою голову направо и на лево ,что обозначает ответ «нет» поворачивают свою голову вперед и назад ,что обозначает ответ «да» Вопросы 1а.е составляет 150млн.км (да) Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 млн.км (да) Марс имеет один спутник (нет) В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.(да) И снова за дело! | | ОК01- ОК06 Применение здоровьесберегающих технологий | |
Подведение итогов (рефлексия, оценка урока) Цель: получить визуальную оценку процесса и результатов обучения в рамках занятия (2-3 мин) | Рефлексия Название метода- «Солнечная система», заимствованный Цель:выявления впечатлений от проделанной работы, уровня осознания содержания пройденного Необходимые материалы: не требуется (лист рефлексии – изображение Солнца) Технология проведения: Солнечная система Студентам предлагается на листе звезду по имени Солнце( лист рефлексии – раздать студентам). Каждый луч – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение: – я научился…; – мне было трудно…; – мне захотелось (мои предложения). Вернемся к ожиданиям и опасениям. Предлагает на стикерах отметить те ожидания, которые сбылись, и те опасения, которые не сбылись; пояснить свои действия; рассказать, что осталось не решённым. Преподаватель подводит итоги работы студентов,комментирует ответы, выступления и выставляет оценки | Заполняют схему Выполняют задание На стикерах отмечают сбылись ожидания и опасения или нет. Желающие студенты высказываются Демонстрируют их другим командам Оценивают свою работу | ОК01- ОК06 | |
Информация о домашнем задании ( 2-3 мин.) Цель: Обеспечить понимание обучающихся цели, содержанию и способов выполнения домашнего задания. | Информация о домашнем задании ВСР 5 | Записывают домашнее задание | ОК-01, ОК-06 |
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Ф.И.__________________________
Вариант 1.
- Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий.
- Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.
- Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это Марс.
- Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.
- В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.
Вариант 2.
- Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, - это Марс.
- Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это Меркурий и Венера.
- Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это Марс.
- Практически не имеет атмосферы планета Меркурий .
- Планета, обладающая биосферой, - это Земля.
Критерии оценки: каждое задание 1 балл
«5» - 5 баллов
«4» - 4 баллов
«3» - 3 баллов
«2» - 0-2 баллов
Количество баллов___________
Оценка_______