Системы счисления
Технологическая карта занятия
Дата:_______________________________________________________________________________________________________
Группа:______________________________________________________________________________________________________
Предмет: Информатика
Преподаватель: Молоствова Н. М.
Тема: Системы счисления. Закрепление и практическое применение знаний с использованием интерактивных технологий (LearningApps).
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений (практикум)
Цель занятия: закрепить и применить на практике знания о системах счисления (двоичной, восьмеричной, десятичной, шестнадцатеричной) через выполнение интерактивных заданий на платформе LearningApps, развивая навыки перевода чисел, их сравнения и выполнения арифметических операций.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
Закрепление навыков перевода чисел между системами счисления (двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная).
Умение сравнивать числа в разных СС и выполнять арифметические операции.
Применение знаний в интерактивных заданиях (LearningApps).
Личностные:
Развитие познавательного интереса к изучению основ информатики и вычислительной техники.
Формирование ответственного отношения к выполнению учебных заданий.
Воспитание настойчивости в достижении учебных целей при работе с цифровыми ресурсами.
Метапредметные:
Совершенствование навыков анализа и преобразования числовой информации в разных системах счисления.
Развитие алгоритмического мышления при переводе чисел между системами счисления.
Формирование умения работать с цифровыми образовательными ресурсами (LearningApps).
Познавательные УУД:
Анализ и сравнение чисел в разных СС.
Развитие алгоритмического мышления при переводе чисел.
Использование цифровых инструментов для решения задач.
Коммуникативные УУД:
Работа в парах/группах, обсуждение решений.
Аргументированное объяснение своих действий.
Регулятивные УУД:
Планирование последовательности решения задач.
Самоконтроль и коррекция ошибок.
Оценка результатов своей работы.
Личностные УУД:
Развитие познавательной активности.
Ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.
Ресурсы:
Интерактивная доска.
Платформа LearningApps
Структура занятия актуализации знаний и умений (занятие повторения)
Этапы занятия | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию, создает положительный эмоциональный настрой. Объясняет структуру занятия. | Настраиваются на работу, проверяют наличие необходимых материалов, организуют рабочее место. | Личностные: самоорганизация, положительное отношение к занятию. Регулятивные: готовность к деятельности. |
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся | Формулирует проблемный вопрос: "Как компьютер понимает числа?" Предлагает определить тему и цели занятия через анализ практической значимости систем счисления. | Участвуют в обсуждении, формулируют цель занятия ("научиться переводить числа между системами счисления"), записывают тему в тетрадь. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: постановка учебной задачи. Коммуникативные: участие в учебном диалоге. |
3. Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному занятию с целью подготовки к изучению новой темы | Проводит фронтальный опрос: 1) Какие системы счисления знаете? 2) Где применяются? 3) Как перевести 1011₂ в 10-ю СС? Предлагает устные упражнения на простейшие переводы. | Отвечают на вопросы, выполняют устные задания у доски, вспоминают алгоритмы перевода. Фиксируют затруднения. | Познавательные: актуализация опорных знаний. Коммуникативные: построение речевых высказываний. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Демонстрирует алгоритм перевода через разбор примера (A5₁₆ → 10-я СС). Использует визуализацию (таблицы степеней). | Внимательно слушают, конспектируют алгоритм, задают уточняющие вопросы. | Познавательные: анализ, структурирование информации. Регулятивные: фиксация нового способа действия. |
5. Обобщение и систематизация знаний | Организует работу у доски: 1) 37₈ → 10-я СС 2) 1001₂ → 10-я СС Контролирует правильность выполнения, корректирует ошибки. | По очереди решают у доски с комментариями. Остальные записывают в тетрадь, проверяют свои решения. | Регулятивные: контроль и коррекция. Коммуникативные: аргументация своего решения. |
6. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция | Практическая работа в LearningApps: 1) "Порядок" - расстановка чисел 2) "Пазлы" - сопоставление значений 3) "Найди пару" - бинарные соответствия Индивидуальная помощь при затруднениях. (см. Приложение 1) | Выполняют интерактивные задания на компьютерах. Работают в парах, обсуждают решения. Фиксируют результаты в тетради. | Познавательные: применение знаний. Коммуникативные: сотрудничество. Регулятивные: самоконтроль. |
7. Информация о домашнем задании | Задает дифференцированное ДЗ: 1) Базовое: перевод 5 чисел по вариантам 2) Продвинутое: создать задание в LearningApps 3) Творческое: найти примеры использования СС в IT. | Записывают задание, уточняют критерии выполнения. Выбирают уровень сложности. | Регулятивные: планирование. Личностные: осознанный выбор. |
8. Рефлексия | Проводит рефлексивный опрос: 1) Что было самым полезным? 2) Какие трудности возникли? 3) Где пригодятся эти знания? Предлагает заполнить листы самооценки. | Оценивают свою работу по критериям: - Активность - Правильность - Понял/не понял. Заполняют рефлексивные карточки. | Личностные: самооценка. Регулятивные: рефлексия способов действия. |
Приложение 1. Практическая работа
Задание 1: "Порядок"
Описание. Расположить числа в разных системах счисления в порядке возрастания
Алгоритм выполнения:
Перевести все числа в десятичную систему
Сравнить полученные значения
Перетащить числа на цифровую линейку
Задание 2: "Найди пару"
Описание. Соотнести числа из десятичной системы с их двоичными эквивалентами
Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой
Задание 3: "Пазлы"
Описание. Найти соответствия чисел в разных системах счисления
Алгоритм выполнения:
Обсуждение вариантов перевода
Совместное принятие решений
Проверка результатов