Урок на тему «Системы счисления. Перевод из различных систем счисления в десятичную»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. ФГОС.
Тема урока: Системы счисления. Перевод из различных систем счисления в десятичную.
Урок посвящен 60-тилетию первого полета человека в космос.
Цель урока:
предметные: изучить алгоритм перевода целых чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной и других систем счисления в десятеричную систему.
метапредметные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Задачи:
расширить представление обучающихся о позиционных системах счисления;
сформировать навык перевода целых чисел из произвольной системы счисления в десятичную;
закрепить навык перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную;
развивать память, внимательность, навыки учебного труда;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду, усидчивость, аккуратность;
воспитание интереса к историческим сведениям и расширение кругозора учащихся.
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Продолжительность |
I Организационный |
|
Приветствие учащихся. Проверка домашнего задания. |
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
1 минута |
II Актуализация знаний. |
Слайд 2 |
Ребята, давайте вспомним, что мы узнали и чему научились на прошлых уроках. (Вопросы: Что называется системой счисления? Какие виды систем счисления бывают? В чем отличие позиционной и непозиционной систем счисления? Как перевести целое число из десятичной системы счисления в другую? ) |
Отвечают на вопросы. |
7 минут |
III Новая тема |
Слайд 3 |
Вы наверное удивились, почему у нас на экране космонавт? В самом деле очень удивительно, что человек может покинуть землю и лететь далеко-далеко. В следующем году, 12 апреля, исполняется ровно 60 лет со дня первого полета человека в космос. Этому событию будет посвящен сегодняшний урок. Вы знаете как зовут первого космонавта? Да, верно. Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» по орбите облетел планету Земля и стал первым человеком, побывавшим в космическом пространстве. Сегодня урок будет космический урок, на котором мы узнаем много нового и интересного. На прошлом уроке мы научились переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие, сегодня мы научимся обратному действию. |
Участвуют в диалоге с учителем. |
3 минуты |
|
Слайд 4 |
Тема урока: "Перевод целых чисел в десятичную систему счисления" |
|
|
Слайд 5 |
«Поехали!» — фраза, произнесённая первым космонавтом Юрием Гагариным во время старта первого пилотируемого космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года. Она стала своеобразным символом новой, космической эры развития человечества. Ну что? Поехали! |
|
1 минута |
|
Слайд 6 |
Юрию Гагарину было 11011 лет, когда он полетел в космос. Он был совсем молодой. |
Дети замечают, что такого возраста быть не может. |
7 минут |
|
|
Да, да! Именно столько лет ему было!
Вы совершенно правы! Возраст Юрия Гагарина указан в двоичном представлении. Нам нужно перевести число из двоичной системы счисления в десятичную. Как же это сделать? |
Высказывают предположение, что число записано в двоичной системе счисления. |
||
Слайд 7 |
В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде: |
|
||
Слайд 8 |
Для числа, представленного в двоичной системе счисления, формула имеет вид: |
|||
Слайд 9 |
Вызывает одного ученика к доске, остальные - в тетрадях. Ученики сверяют полученный ответ с ответом на доске
Переключает на слайд с правильным ответом. |
Используя формулу, получают ответ |
||
Слайд 10 |
Полет Юрия Гагарина длился 11011002 минут.
Вызывает одного ученика к доске, остальные - в тетрадях. Ученики сверяют полученный ответ с ответом на доске
Переключает на правильный ответ. |
Отмечают, что нужно применить формулу для перевода числа из двоичной в десятичную, чтобы узнать количество минут. |
5 минут |
|
|
Физкультминутка |
Разминка, стоя рядом с партой |
1 минута |
|
Слайд 11 |
Со всей страны приехало большое количество летчиков. После первых тренировок и проверок была отобрана команда первых космонавтов. Главный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королёв познакомился с каждым. Давайте узнаем, сколько человек готовилось вместе с Юрием Гагариным.
|
|
|
|
Слайд 12 |
В мире установлено большое количество памятников и бюстов Юрия Гагарина. А сколько - вы видите на экране. Давайте переведем число в десятичную систему счисления. Как Вы думаете, из какой системы счисления нам придется перевести?
Подумайте, как будет выглядеть формула для перевода в данном случае?
Переключает на правильный ответ. |
Вспоминают, что латинские буквы используются для представления чисел в шестнадцатеричной СС. Желающий у доски записывает формулу для 16-ричной СС. Находят ответ на вопрос. |
5 минут |
|
Слайд 14 |
Постройте на координатной плоскости точки, координаты которых представлены в таблице. Прежде чем отмечать точки, переведите соответствующие координаты в десятичную систему счисления. Соединив точки, Вы узнаете без чего Юрий Алексеевич не смог бы полететь в космос. |
Самостоятельная работа в тетрадях |
10 минут |
|
Итоги урока, выставление оценок. |
|
Вам было легко или были трудности? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему? |
Отвечают на вопросы |
5 минут |