Урок «Системы счисления»
Пояснительная записка к презентации
Филатова Юлия Александровна
преподаватель математики, информатики и ИКТ
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
Урок «Системы счисления»
Цели урока:
Образовательные:
- дать определение понятия «система счисления»;
- научиться классифицировать системы счислений на позиционные и непозиционные;
- научится переводить числа из одной системы счисления в другую;
- научиться использовать рациональные методы перевода чисел между системами счисления.
Воспитательные:
- воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.
Развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся (использование мультимедийных средств обучения);
- развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);
- развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока).
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
объявление темы, целей урока
Изучение нового материала.
Система счисления — это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).
Основание позиционной системы счисления — это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе.
За основание системы можно принять любое натуральное число — два, три, четыре и т.д. Следовательно, возможно бесчисленное множество позиционных систем: двоичная, троичная, четверичная и т.д. Запись чисел в каждой из систем счисления с основанием q означает сокращенную запись выражения
an-1 qn-1 + an-2 qn-2+ ... + a1 q1 + a0 q0 + a-1 q-1 + ... + a-m q-m,
где ai – цифры системы счисления; n и m – число целых и дробных разрядов, соответственно.
Например:
Системы счисления
|
|
Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики. Рассмотрим основные правила перевода.
Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
Пример . Число перевести в десятичную систему счисления.
Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
Пример . Число перевести в десятичную систему счисления.
Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
Пример . Число перевести в десятичную систему счисления.
Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число перевести в двоичную систему счисления.
Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число перевести в восьмеричную систему счисления.
Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады (тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой.
Пример. Число перевести в восьмеричную систему счисления.
Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей восьмеричной цифрой.
Пример. Число перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой.
Пример. Число перевести в двоичную систему счисления.
Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной тетрадой.
Пример. Число перевести в двоичную систему счисления.
При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно, необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему.
Пример 1. Число перевести в восьмеричную систему счисления.
Пример 2. Число перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
Закрепление изученного материала.
Перевести число 75 из десятичной системы счисления в двоичную систему.
Решение:
Перевести число 75 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему.
Решение:
Перевести число 75 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему.
Решение:
Перевести число 1011101.001 из двоичной системы счисления в десятичную.
Решение:
Перевести число 1011101.001 из восьмеричной системы счисления в десятичную.
Решение:
Перевести число AB572.CDF из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Решение:
Подведение итогов урока.
1.Фронтальный опрос
что такое система счисления?
дайте определение понятию «основание системы счисления»?
правила перевода чисел из одной системы счисления в другую?
2.Рефлексия
3.Оценка работы учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.
Домашнее задание.
§1.1-1.3, §1.5
Подготовить реферат по одной из тем:
1. Системы счисления древнего мира.
2. Римская систем счисления. Представление в ней чисел и решение арифметических задач.
3. История систем счисления (десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной).
/data/files/r1475338249.ppt (Презентация к уроку «Системы счисления»)
Панфилова Татьяна Борисовна
Смирнова Маргарита Александровна