Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Усинский политехнический техникум»
Практикум по теме: «Системы счисления»
Дисциплина: ПД 02 Информатика и ИКТ
Специальность/Профессия: 21.01.02 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», 13.02.01 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Курс обучения: I
Разработала: Мельникова Елена Андреевна - преподаватель математики и информатики
г. Усинск, 2018 г.
Содержание
Аннотация……………..……………………………………….……....3
Алгоритм выполнения работы…………………………………...…....4
Тестовые задания на тему «Системы счисления»……….………......5
Литература…………………………………………………….............7
Приложение 1……….……………………………………………….…8
Приложение 2……………………………………………………….….9
Аннотация
Практикум по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначен для работы со студентами первого курса очного отделения по специальностям «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».
Данные задания предназначены для проверки знаний позиционных систем счисления, алгоритмов перевода целых и дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую, представление целых чисел в компьютере в знаковой и беззнакокой форме. Практикум содержит материал по кодированию и передаче данных с использованием двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных кодов, решению задач с использованием арифметических операций в системах счисления, а также занимательные задания по вариантам.
Цель: проверить знания по применению двоичной системы счисления.
В результате изучения темы студенты должны:
уметь: переводить числа в различные системы счисления, выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления;
знать: правила перевода в различные системы счисления, правила выполнения арифметических действий в различных системах счисления, знать правила двоичной арифметики.
Основные понятия и термины:
системы счисления, виды систем счисления, основание, цифра, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, особенности двоичной арифметики, правила арифметических действий в других системах счисления, навыки работы на ПК, программное обеспечение ПК.
Тест содержит 15 вопросов по теме «Системы счисления» для студентов 1 курса по программе подготовки специалистов среднего звена, на выполнение теста дается 45 минут. Тест выполняется в онлайн-режим.
Алгоритм выполнения работы:
Зайти на электронную почту;
Открыть сообщение от преподавателя и пройти по ссылке;
Зарегистрироваться в Мастер-Тест (http://master-test.net/ru).
В появившемся диалоговом окне выбрать активные тесты и начать тестирование;
После завершения тестирования можно проверить свои результаты с указанием на допущенные ошибки.
Тестовые задания на тему «Системы счисления»
1. Сколько единиц в двоичной записи числа 202?
1) 8 |
2) 4 |
3) 5 |
4) 7 |
2. Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 137?
1) 3 |
2) 8 |
3) 5 |
4) 6 |
3. Сумма чисел 1100110012 + 1110111012 равна
1) 1011101102 |
2) 11011101102 |
3) 2210221022 |
4) 1101110112 |
4. Значение выражения 1016 + 108 * 102 в двоичной системе счисления равно
1) 1010 |
2) 11010 |
3) 100000 |
4) 110000 |
5. Сумма чисел А616 + 758 в двоичной системе счисления равна
1) 110110112 |
2) 111100012 |
3) 11100011 |
4) 100100112 |
6. Дано: а = D716, b = 3318.Какое из чисел с, записанных в двоичной системе, отвечают условию a
1) 11011001 |
2) 1101110 |
3) 11010111 |
4) 11011000 |
7. Для чисел, заданных в различных системах счисления: X = 11123, Y = 1405, Z = 2224 – справедливо соотношение:
1) X |
2) X |
3) Y |
4) Y |
8. Укажите основание системы счисления, в которой может может быть записано число 1237.
1) 2 |
2) 3 |
3) 7 |
4) 8 |
9. Укажите основание системы счисления, которой не может принадлежать число 1301
1) 3 |
2) 4 |
3) 10 |
4) 8 |
10. Два числа записаны одинаковыми числами, но их основания различаются. Какое число больше?
1) То, у которого основание больше.
2) То, у которого основание меньше.
3) Их нельзя сравнивать, так как у них разные основания.
4) Числа равны.
11. Первые 6 букв латинского алфавита закодированы с помощью неравномерных двоичных кодов. Эти коды представлены в таблице
A |
B |
C |
D |
E |
F |
00 |
100 |
10 |
011 |
11 |
101 |
Определите, какая последовательность из 6 букв закодирована двоичной строкой 011111000101100.
1) DEFBAC |
2) AEECFA |
3) DECAFB |
4) DECABD |
12. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13 записывается в виде 111. Укажите это основание.
1) 12 |
2) 4 |
3) 5 |
4) 3 |
13. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов ГБВА и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится
1) 138 |
2) DB |
3) D8 |
4) 3140 |
14. Для кодирования сообщения, состоящего только из букв A, B, C, D и E, используется неравномерный по длине двоичный код:
A |
В |
С |
D |
Е |
000 |
11 |
01 |
001 |
10 |
Какое их четырех полученных сообщений было передано без ошибок и может быть раскодировано:
1) 110000010011110
2) 110001001001110
3) 110001001011110
4) 110001011011110
15. Определите шестнадцатеричное представление в одном байте памяти компьютера, в числовой системе со знаком десятичное число 106.
1) 10010110 |
2) 69 |
3) 96 |
4) 150 |
Литература:
1. Информатика: учебник/А.А. Хлебников – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 446 [1] с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
2. Информатика для колледжей: учебное пособие: общеобразовательная подготовка/Г.А. Гальченко, О.Н. Дроздова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 380, [1]с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
Приложение 1
Ключ к тестовым заданиям:
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ответ |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
1 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
Критерии оценки тестовых заданий:
Оценка «5» - 86% - 100%
Оценка «4» - 76% - 85%
Оценка «3» - 65% - 75%
Оценка «2» - менее 65%
Приложение 2
Практикум выполняли 10 студентов 1 курса следующих групп: ДОУ-01, РЭНГМ-01, ТОЭ-01.
Результаты выполнения работы:
количество студентов |
Оценка, (%) |
3 |
86% - 100%, |
2 |
76% - 85%, |
2 |
65% - 75% |
3 |
Менее 65% |
По результатам проведения практикума можно сделать следующий вывод: студенты, выполнившие практикум, знают алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, умеют переводить целые числа из одной системы счисления в другие, используя алгоритмы перевода, выполняют арифметические операции с двоичными числами, решают примеры и задачи в других позиционных системах счисления, занимательные задачи. Со студентами, не выполнившими практикум в полном объеме, необходимо провести дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях, допущенных из-за пропусков по различным причинам.