Обобщение опыта работы по теме «Системно-деятельностный подход как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Обобщение опыта работы по теме:
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Автор работы:
Петухова Татьяна Анатольевна,
учитель математики
МАОУ СОШ №6 г. Холмска,
Квалификационная категория: I
г. Холмск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»
Бернард Шоу.
В последнее время мы видим снижение интереса учащихся к обучению. Учеба – это нелёгкий труд, требующий от учеников силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия, специальных умений. Ученику нужно освоить и запомнить большой объём сложного материала. Нужно посвящать много времени учебе, осознанно преодолевать возникающие трудности.
Ещё одна важная причина снижения интереса к обучению – однообразие и монотонность занятий, отсутствие ярких впечатлений, изменений событий, необходимость долгое время сидеть тихо и почти ничего не говорить. Всё это делает школьную жизнь безликой и безрадостной. Не вызывает желание учиться бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса. Качество урока снижается, если учитель использует устаревшие средства и методы обучения. Многие педагоги строят урок, используя традиционную структуру, где преобладают пассивные формы работы учеников. Мы, учителя, тратим колоссальные усилия на то, чтобы сделать изложение программного материала на уроке максимально понятным, чтобы ученик мог легко его усвоить. Этим самым облегчаем его работу, и в то же время – мешаем процессу его самоутверждения и возрастания как личности. Мы освобождаем его от права иметь собственное мнение, собственный подход к данной проблеме. На уроке мало создаем ситуаций для размышлений, рассуждений, исследований, притупляем любознательность ученика, тем самым превратив процесс обучения в загрузку памяти ученика большим количеством правил, формул, терминов. Ученик не учится думать, а привыкает, что всё даётся в готовом виде.
Академик Александр Львович Минц как-то заметил: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний является бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляется в форме заучивания, школа работает процентов на 90 в холостом режиме. В современной школе с введением стандартов второго поколения важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, с помощью которых ученик научится самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формировали и развивали у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия, а именно системно-деятельностный подход.
Мое первое знакомство с системно – деятельностным подходом в обучении произошло в 2012 году во время прохождения курсов повышения квалификации в Хабаровском краевом институте развития образования (КГБОУ ДПО ХК ИРО) по теме: «Проблемы обучения математике в основной и старшей школе с позиций государственной аттестации учеников и пути их решения». Уже тогда я решила, что пора уже начинать менять свою систему педагогической деятельности, методы преподавания. Я начала изучать технологию системно-деятельностного метода и постепенно внедрять ее в свою практику.
Актуальность данной работы заключается и в том, что с введением новых ФГОС системно-деятельностный подход является ведущим методом обучения, а значит, учителю нужно осваивать данный метод, перестраивать свое мышление и отношение к данному вопросу. По данному вопросу написано уже много статей, проведено много семинаров. Этот вопрос был освещен и в прессе и на телевидении. Но все же каждому учителю нужно самому нарабатывать тот материал (методы, приемы, средства), с помощью которого он будет достигать цели при обучении, и у каждого учителя свое видение этого вопроса. В настоящее время я вплотную подошла к этапу настоящего осмысления результатов своего труда. У меня появилось желание обновить содержание процесса обучения и воспитания. Это привело меня к необходимости заняться поиском новой технологии учебно-воспитательного процесса. Выбор был сделан в пользу технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Она является, на мой взгляд, хорошей возможностью идти в ногу со временем.
Исходя из актуальности проблемы, я выбрала тему творческого отчета «Системно-деятельностный подход как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики».
Целью работы является изучение и использование в учебном процессе технологии системно-деятельностного метода обучения на различных этапах уроков математики в среднем звене.
Задачи:
исследовать освещенность в научной литературе сущностьдеятельностного подхода в обучении;
изучить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики в рамках системно-деятельностного подхода;
рассмотреть примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода;
рассмотреть приемы и методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся;
выделить основные направления оптимизации процесса педагогического взаимодействия в средней школе, способствующего повышению познавательной деятельности учащихся при обучении математике;
проиллюстрировать реализацию деятельностного подхода в обучении математике на примерах из своей практики.
I. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
1.1. Сущность сисемно-деятельностного подхода в обучении
Понятие системно-деятельностного подхода не является новым. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).
Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения:
мотивацию деятельности;
постановку проблемы;
личное решение проблемы участниками ситуации;
демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами;
рефлексию результатов.
Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса:
подготовка дидактического материала для работы;
организация различных форм сотрудничества;
активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы;
создание условий для самоконтроля и самооценки.
Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Технология деятельностного подхода:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Постановка проблемы.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности.
1.2. Система дидактических принципов
Типология уроков системно-деятельностного подхода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3.Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексиикоррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин,построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель:выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организациюдеятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу учащимся культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др).
1.3. Типология уроков системно-деятельностного подхода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3.Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексиикоррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин,построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель:выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организациюдеятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
II. ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА (ПРИМЕРЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА)
Чтобы поддерживать внимание учащихся в течение всего урока, нужно организовать активную и интересную мыслительную деятельность. Наблюдая за работой учащихся на уроке я пришла к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От наличия или отсутствия внутренней мотивации зависит объем усилий, которые ученик прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у него интенсивное внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Я поняла, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное.
На своих уроках стараюсь не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.
Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования “проблемных ситуаций”.
2.1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Пример №1.
7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Решаю быстро уравнение:
5х – 6 = 12 + 3х
5х – 3х = 12 - 6
2х = 6
х=3
При проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищут ошибку, решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
Пример №2.
Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью”. Хотя задача на самом решается, но для учеников создалась проблемная ситуация. На другой урок у них радостные лица – они решили.
Вот такие примеры активизируют познавательную деятельность учащихся.
Пример №3.
При изучении темы 5 класса “Сложение и вычитание дробей ” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “почему не получилось?”. Анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? зачем? Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника.
2.2. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий
Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.
Пример №1.
9 кл. Тема: «Сдвиг графика у=ах2 вдоль осей координат».
Обычная форма задания: Функция задана формулой у= х2+3.
Найдите значение функции при x = -3, -2, 1, 6
Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано у =х2+3
На доске заготовлена таблица:
х |
|||||
у |
Ученик из класса называет какое-нибудь значение аргумента. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, вычисляет значение функции. Затем другой ученик из класса называет другое значение аргумента и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке, и сделать выводы в чем отличие графика функции у= f(x), от графика функции у= f(x) +m. Проблемная ситуация создана. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу и делает правильный вывод.
Пример №2.
9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»
Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”
Проблемная ситуация: Как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?
Решение проблемы (1 + 100) 50 = 5050. Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии: Sn=.
2.3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью
Пример №1. 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»
Семья Юры весной переехала в новый дом, при котором был земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить забор. Он попросил Юру посчитать, сколько потребуется штакетника для изгороди, если на метр изгороди требуется 8 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 400 рублей?
Проблемная ситуация: нужно найти длину забора (периметр прямоугольника).
Пример №2. 5 кл. Тема «Проценты».
Я прихожу в класс и урок начинаю с сообщения: « Вы знаете, что в этом месяце по случаю праздника 8 марта я награждена премией в размере 4000 руб. Но я получу не все деньги. Вычитают подоходный налог 13%. Я хочу, чтобы вы помогли сосчитать, какую сумму я получу».
Вопрос: «А как же мы определим размер суммы , если мы не знаем, что такое процент?»
Проблемная ситуация создана. Ребята с удовольствием работают в течении всего урока. В конце урока решают задачу до конца. Я вижу радостные лица ребят. Они справились с проблемой!
2.4. Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному
Пример№1. 7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»
Вычисляем: а) (2 . 3)²= 2² .3² = 4 . 9=36
б) (6 : 5)² = 6² : 5² = 36 : 25
в) (4 + 3)² = 4² + 3² = 16 + 9 = 25.
Попробуйте сосчитать по-другому: ( 3 + 4)² =7² = 49. Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты? ( 4 +3)² ≠ 4² + 3²
Я с уверенностью могу сказать, что только самостоятельная творческая деятельность учащихся, предваряющая объяснение учителя, успешно готовит их к активному восприятию новых знаний, позволяет увидеть связь между пройденным материалом и вновь изученным. После проведения самостоятельной творческой работы знания проявляются как естественное продолжение уже имеющихся у учащихся знаний.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
2.5. Применение активных приемов обучения
А) Прием «Составление кластера»
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием "Кластеры" я часто использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. О может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
Пример: Урок геометрии в 7 классе по теме «Виды треугольников». Задание: «Составьте кластер к слову Треугольник». Ученики выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Виды треугольников» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем, способствует развитию системного мышления.
Часто кластер я использую не только для организации индивидуальной и групповой работы в классе, но и аналогичной работы дома.
Б) Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием я использую в начале или в конце урока. Учащиеся ставят (+), если считают информацию верной, и (–) если не верно. Затем я прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Пример1: В начале изучения темы “Углы” в 5 классе я предлагаю учащимся поиграть в игру “Верю - не верю”:
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
Угол – это геометрическая фигура
Угол состоит из двух пресекающихся прямых
Бывают углы остроумные и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Равные углы – это те, у которых равны стороны
Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны
Бывает угол прямой
Угол может быть тощим
Острый угол – это угол, который меньше прямого
Затем прошу учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и я прошу учеников оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Пример2. Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, можно предложить учащимся прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём я вообще не говорила на уроке. Например, при изучении темы в 5 классе «Умножение натуральных чисел и его свойства» можно опустить в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. После ответа на вопрос, предлагается задание: «Определите, какие из равенств верные?»
5∙a = 5a
5+b = 5b
(x+4)∙(y-5) = (x+4)(y-5)
6∙8∙n = 48n
x∙(2+c) = x(2+c)
7∙2+k = 14k
(ab)∙c = abc
В) Прием «Развивающий канон».
Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Этот прием я применяю на этапе рефлексии.
Например:
Слагаемое – сумма = множители - ?
Круг – окружность = шар - ?
Прямоугольник – плоскость = куб - ?
Г) Прием «Написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Пример синквейна на уроке геометрии при изучении темы «Прямые»:
Прямые.
Пересекающиеся, параллельные.
Строим, переносим, совмещаем.
Нет ни начала, ни конца?!
Бесконечность!
Д) Прием «Конструктор события». Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если…», «что следует из того, что…», «какой вывод можно сделать из того, что…».
Пример-1.
|
Событие или состояние 1. (причина) |
Событие или состояние 2. (следствие) |
|
Если |
В треугольнике есть прямой угол |
то |
? |
Задание:
Закончите утверждение «если в треугольнике есть прямой угол, то…».
Какие выводы можно сделать, выяснив, что треугольник имеет прямой угол?
Результат выполнения задания:
Если треугольник прямоугольный, то его наибольший угол прямой;
Если треугольник прямоугольный, то наибольшая сторона лежит напротив прямого угла;
Если треугольник прямоугольный, то из двух таких треугольников можно сложить прямоугольник.
Если треугольник прямоугольный, то его площадь равна половине произведения катетов.
Пример -2.
Событие или состояние 1. (причина) |
Событие или состояние 2. (следствие) |
||
Если |
? |
то |
его площадь равна половине произведения катетов. |
Задание:
Какими свойствами должен обладать треугольник, чтобы его площадь была равна половине произведения двух меньших смежных сторон?
Результат выполнения задания:
-
Если треугольник прямоугольный.
Если из двух равных фигур можно сложить прямоугольник, то площадь каждой из них равна половине площади прямоугольника.
(Другие примеры показаны в Приложении 3)
Подводя итог проделанной работе можно отметить следующее - активизируя познавательную деятельность учащихся средствами системно-деятельносного подхода, можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации. В обучении математике на уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую школьнику как можно более раскрыть свои способности.
Реализация принципа проблемности происходит через деятельность ученика, через значимую для него проблемную ситуацию, наполнение проблемной ситуации противоречивостью, создание условий для осознания этого противоречия учеником. Развитие мышления включает осуществление таких действий как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и развертывается преимущественно как процесс решения задачи. Очень важным является то, с какой мотивацией и готовностью учащийся подойдет к осуществлению действия. И прежде, чем ученик - «натолкнется» на предмет и задачу действия, педагог должен тщательно проработать суть проблемы и «подложить» ту или иную проблему для разрешения учащимся в действии.
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании"
Анатолий Гин. Приемы педагогической техники..
Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.
Горбунова А. И. «Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся»;
Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении»;
Калмыкова З. И. «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении»;
Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. – М. Просвещение, 1988
Математика в школе. 1996, №2 с. 56-60.Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
Матюшкин А. М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении»;
Петровский А. В. «Познавательная активность в системе процессов памяти»;
Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. Математика в школе. 1993, №2 с. 24
Статья «ФГОС нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении математики.
Тренина М. С. «Эвристическая беседа как средство активизации познавательной деятельности школьников»;
Шаталов В. Ф. «Педагогическая проза».
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
http://festiv al.1september.ru/articles/527236/
http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999103
Приложение 1. Конспект урока математики в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»
Конспект урока математики в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»
(применение элементов исследовательской деятельности)
Организационная информация |
|
Тема урока |
Сумма углов треугольника |
Предмет |
Геометрия |
Класс |
7 |
Автор урока (ФИО, должность) |
Петухова Татьяна Анатольевна, учитель математики |
Образовательное учреждение |
МБОУ СОШ №6 Г.Холмска |
Методическая информация |
|
Тип урока |
Получение новых знаний |
Цели урока |
Ученик научится применять теорему о сумме углов треугольника в решении простейших задач на нахождение неизвестного угла треугольника. Ученик получит возможность научиться определять проблему, формулировать гипотезу, доказывать теорему. |
Задачи урока |
Образовательные: сформулировать теорему о сумме углов треугольника и рассмотреть различные способы ее доказательства; формировать умения применять новые и полученные ранее теоретические знания для решения геометрических задач; продолжить отработку навыков построения и измерения геометрическими инструментами (линейка, угольник, транспортир). Развивающие: совершенствовать практические навыки учащихся, умения анализировать результаты своей практической деятельности, делать выводы и обобщения, проводить доказательные рассуждения; способствовать развитию творческой, мыслительной активности учащихся; логического мышления, умению применять знания в нестандартных ситуациях. Воспитательные: развивать самостоятельность при решении познавательных проблем, способность к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности; развивать у учащихся коммуникативные компетентности (культуру общения, умение работать в коллективе). |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
При организации учебно-познавательной деятельности на уроке используются элементы развивающего, проблемного обучения, деятельностный и дифференцированный подходы, интерактивные и здоровьесберегающие технологии. |
Время реализации урока |
1 урок (40 минут). |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока |
В ходе урока, учащиеся: закрепят навыки практической работы с чертежными инструментами; формируют умения анализировать, делать выводы и обобщать факты, проводить доказательные рассуждения; закрепят теоретические знания: свойства смежных и вертикальных углов; свойства параллельных прямых; свойство биссектрисы угла; свойства равнобедренного треугольника; формируют знания о свойстве углов треугольника и умения применять полученные теоретические знания для решения геометрических задач; разовьют умения работать с тестом; приобретут способы деятельности, необходимые для позитивного общения. |
Необходимое оборудование и материалы |
Оборудование урока: ПК учителя, мультимедиа проектор. Мультимедийные компоненты: Презентация, содержащая материал для проведения урока; |
Дидактическое обеспечение урока |
Дидактический раздаточный материал:, Раздаточный материал: Печатный раздаточный материал, бланки фиксации результатов выполнения заданий, карточки для устной и проверочной работы, домашнего задания. |
Список учебной и дополнительной литературы |
Погорелов А.В. Геометрия: учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2009. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998. Сенникова Н.В. Самостоятельные работы по теме «Углы в треугольнике», газета "Математика", издательский дом «Первое сентября», № 17, 20, 25/2000. |
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников |
|
1 урок. Этапы урока: 1. Организационный этап. Задача. Подготовить учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка подготовленности кабинета и учащихся к уроку; организация внимания учащихся. Учитель. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Слайд 2). Так давайте на уроке будем активны, внимательны и поглощать знания с большим желанием. 2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Учитель. Начнем наш урок с повторения. Игра «Угадай-ка». Я буду вам называть признаки и свойства фигуры или понятия, а вы попробуйте отгадать, что я загадала. Игра «Угадай-ка». 1.Эта фигура состоит из трех точек и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки (треугольник); 2.Это угол, стороны которого образуют прямую и гр.мера его равна 1800. 3.Это прямые, которые никогда не пересекаются (параллельные); 4.Это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана); 5. В этом треугольнике два угла равны (в равнобедренном); 6. В этом треугольнике все углы равны (равносторонний). 7. Накрест лежащие углы ….; 8. Сумма внутренних односторонних углов равна ….; 3. Этап получения новых знаний. Создание проблемной ситуации - затруднения. (3 мин). Учитель: -Постройте треугольник с углами: 900, 1200, 600. Получится ли треугольник? Нет? Почему? Какой же возникает вопрос? Ученик: -Почему не строится треугольник? Какие должны быть углы у треугольника? Чему равна сумма углов треугольника? Определение темы урока. Постановка цели учащимися (3 мин). Учитель: -Итак, чтобы можно было построить треугольник, сумма углов треугольника должна быть особенной, отличной от тех сумм, которые вы имели сейчас при построении треугольника. А теперь подумайте, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какая тема нашего урока? Ученик: -Тема: Сумма углов треугольника. Какую же цель вы перед собой на уроке можете поставить. Чтобы сформулировать цель, вам помогут незаконченные фразы. «Сегодня на уроке я узнаю…», «Сегодня на уроке я научусь…». Причем мы с вами научимся ставить проблему и выдвигать гипотезу. А что такое гипотеза, как вы думаете? Гипотеза – это догадка) Проблема: Чему равна сумма углов треугольника? Исследовательская работа учащихся (10 мин). Учитель. -Сегодня каждый из вас побудет в роли исследователя. У нас будет работать 5 лабораторий. Всем лабораториям будут даны разные задания, но все они должны будут сделать один и тот же вывод: выдвинуть гипотезу о сумме углов треугольника. Итак, желаю успеха в вашей научной работе. Задание для 1 лаборатории: Начертить в тетради остроугольный треугольник, измерить все его углы и найти сумму этих углов. Задание для 2 лаборатории: Начертить в тетради тупоугольный треугольник, измерить все его углы и найти сумму этих углов. Задание для 3 лаборатории: Начертить в тетради прямоугольный треугольник, измерить все его углы и найти сумму этих углов. Задание для 4 лаборатории. Начертить равносторонний треугольник и измерить его стороны. Найти сумму его углов. Задание для 5 лаборатории. Начертить в тетради равнобедренный треугольник, измерить все его углы и найти сумму этих углов. А теперь настало время поделиться своими открытиями. (выступают лидеры групп). 4. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника (5 мин). Учитель: Итак, группы выдвинули гипотезу: Сумма углов треугольника равна 180. Но, гипотезу надо проверять. Как в геометрии называется гипотеза? (теорема). Итак, сформулируйте теорему: Ученики: «Сумма углов треугольника равна 180». Учитель: Выделите условие и заключение теоремы. Ученики: Сумма углов тр-ка – условие, равна 180 – заключение. Учитель: Работа в группах: у вас на парте лежит опорная схема доказательства теоремы. Нужно вставить пропущенные слова. После того, как вы заполните, сделаем взаимопроверку. Вопрос. Кто-нибудь видит на нашем чертеже параллельные прямые? Ответ. Нет. Вопрос. А можно их построить? Ответ. Да. Вопрос. Перечислите возможные варианты построения. Ответ. Через точку А, параллельно ВС. Через точку В, параллельно АС. Через точку С, параллельно АВ. Учитель. Давайте построим прямую MN, проходящую через вершину В, параллельно стороне АС (анимация Слайда 16). Вопрос. Какие новые объекты появились? Ответ. 1) прямая MN; 2) углы при прямой MN: 1, 2, 3 (анимация Слайда 16); 3) развернутый угол MBN. Вопрос. Можно ли выделить пары взаимосвязанных углов прямой MN и треугольника АВС? Ответ. 1) 1 и А - внутренние накрест лежащие углы параллельных прямых MN, АС и секущей АВ (анимация Слайда 16), значит, 1 = А, 2) 3 и С - внутренние накрест лежащие углы параллельных прямых MN( анимация Слайда 16), АС и секущей ВС, значит, 3 = С. Учитель. Но из этих фактов пока не следует доказательства теоремы. Рассмотрите угол МВN. Он разбит на три угла: 1, 2, 3. Как в этом случае найти градусную меру МВN? Ответ. МВN = 1 + 2 + 3 = 180°(анимация Слайда 16). Учитель. Мы уже получили что-то похожее на то, что нужно доказать. А можем ли мы заменить каким-то образом углы 1, 2, 3 на углы треугольника? Ответ. 1 можно заменить на А, 2 – на В, 3 – на С. Вопрос. Какое равенство мы получим в этом случае? Ответ. А + В + С = 180°. Учитель. Что и требовалось доказать. Запись доказательства теоремы. Учащимся предлагается провести дополнительное построение чертежа и сделать в тетрадях краткую запись доказательства теоремы. построим MN || АС, где В MN; 1 = ÐА (внутренние накрест лежащие углы); 3 = ÐС (внутренние накрест лежащие углы); MBN = 1 + 2 + 3 = 180° (развернутый угол); Из 2 – 4 следует: А + В + С = 180°. Закрепление. Решение задач (5 мин устно). Учитель: -Итак, мы выяснили, что сумма углов треугольника равна 180. (Задачи – заготовки на листах) Решим устно задачи (группы отвечают поочереди). Какая задача вызвала затруднение? Ученик: Задача 5. Работа с учебником ( понятие внешнего угла) (3мин) Учитель: -Вчера на уроке мы с вами говорили, что те углы, которые лежат внутри угла как называются? (внутренними углами). Подумайте, как может называться угол, который изображен на рисунке? Работа с учебником (стр 70-71). Проверка усвоения новой темы. Тест. (5 мин) Физминутка ( 1 мин) Выставление оценок ( 1 мин) . Домашнее задание ( 1 мин). П.30- выучить теорему. Выполнить работу по карточке. Рефлексия ( 1 мин) Учитель: -чему равна сумма углов треугольника? (180); -Какой угол называется внешним углом треугольника?(смежный с внутренним) -Чему равен внешний угол тр-ка? (сумме 2 внутр, не смежных с ним). Продолжить фразу: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… |
|
В помощь учителю |
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
«Копилочка активных методов обучения». Бесплатная подписка. http://www.moi-universitet.ru/amo/ Анатоль Франс (фото) http://www.nobeliat.ru/laureat.php?id=21&p=gallery Анатоль Франс (афоризм) http://aforism.yaxy.ru/rus/448.html Ивкова Л.В. Презентация как печатная основа урока. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=5116 Картинка на слайдах http://school78.mmc24422.cross-edu.ru/p2aa1.html Савченко Е.М. Оболочка для теста открытого типа в PowerPoint. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=16561&tmpl=lib Фон Слайда 6 презентации к уроку http://www.proshkolu.ru/user/Polikarpowa/file/290431/ |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
Данный урок направлен на изучение важнейшего свойства углов треугольника. Оно неоднократно будет использоваться учащимися на протяжении всего изучения школьного курса геометрии. Поэтому очень важно отработать умения учащихся применять изученный материал в ходе решения задач. В предложенном уроке решение задач осуществлялась по готовым чертежам, в тестах, что позволяет за отведенный период времени выполнить большее число заданий, добившись при этом наиболее устойчивых результатов. На последующих уроках предусмотрено: расширение знаний учащихся, в ходе изучения следствий теоремы о сумме углов треугольника; переход к решению текстовых геометрических задач, требующих от учащихся самостоятельного построения чертежей к ним, задач с практическим содержанием. |
Приложение 2. Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Приведение дробей к общему знаменателю»
Конспект урока математики в 5 классе по теме:
«Приведение дробей к общему знаменателю»
(пример использование элементов проблемного метода обучения)
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Цели:
Образовательная: Ученик научится приводить две дроби к общему знаменателю. Ученик получит возможность научится приводить три, четыре дроби к общему знаменателю, применять это умение в решении задач.
Развивающая: Активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие памяти, внимания, мышления, математически грамотной речи.
Воспитательная: Способствовать воспитанию коллективизма, воспитанию уверенности в своих силах. Развивать ответственность, уважение к мнению товарищей, умение добиваться поставленной цели.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1)Организационный момент. Учитель: 1.Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Татьяна Анатольевна. Я участник конкурса «Учитель года» и поэтому сегодня урок математики у вас буду проводить я. – Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. От вашей улыбки в классе стало теплее и светлее. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на этом уроке. Начинаем урок. Урок я хочу начать с одной истории. Однажды в коконе появилась маленькая щель. Проходивший мимо прохожий долго наблюдал, как бабочка пытается выбраться из него. Но это заняло настолько много времени, что он не вытерпел, достал перочинный ножик и разрезал кокон. Как вы думаете, что было потом? Но давайте в конце нашего урока мы узнаем, что же на самом деле произошло с бабочкой? 2.Мы не случайно сели с вами по группам, потому, что каждая группа будет выполнять какую-то определенную задачу. Давайте для начала мы распределим наши роли в группах. Выберите, пожалуйста, в каждой группе главного, ответственного за работу. Теперь давайте с вами назначим в группе того, кто будет следить за временем (Хранитель времени), ведь время-наше богатство. Можете приготовить часы. Теперь выберите голос группы (того, кто будет говорить за всю группу). Все остальные ребята, кто не является руководителем, голосом, хранителем времени, будут советчиками. Но нам еще нужно выбрать того, кто будет все умные мысли группы – летописца. Значит, летописец берет сразу ручку, берет себе листочек. 2. Актуализация знаний(5 мин). - Итак, у вас на столах лежат карточки, на которых в таблице записаны математические термины: Знаменатель Общий знаменатель Наименьший общий знаменатель Наименьшее общее кратное Дополнительный множитель. Заполните таблицу. Давайте обсудим, что вы написали. Прошу вас высказываться. Решите задачу: На одной тарелке лежит пирога, а на другой - . На какой тарелке часть пирога больше? (опрос мнения каждой группы устно). «В 5-а классе девочки составляют учащихся всего класса, а в 5-б классе девочки составляют Определите, в каком классе девочек больше?» 3.Постановка учебной задачи. Смогли ли вы ответить на вопрос задачи? Каких знаний не хватает у вас, чтобы ответить на вопрос задачи? А для того, чтобы мы могли сравнить дроби с разными знаменателями мы должны еще научиться приводить дроби к общему знаменателю. -А теперь попробуйте назвать тему урока. Запишите тему урока в тетрадь. -Сформулируйте цель урока: Сегодня на уроке я узнаю… Сегодня на уроке я научусь… -Каким образом мы будем достигать цели? Какие шаги надо предпринять? Открытие нового знания. 1).Использование видеоролика в качестве источника знаний. Посмотрите, пожалуйста ролик и приготовьтесь ответить на вопросы, которые записаны на карточке.
Итак, вернемся к нашим задачам. Приведите данные в задачах дроби к общему знаменателю и ответьте на вопрос задачи. 2) Использование учебника в качестве источника знаний. Но существует наиболее быстрый способ приведения дробей к общему знаменателю. Это действие по алгоритму. Что такое алгоритм? Откройте учебники на странице 176-177. Задание: Разобрать заданный пример в тексте учебника, записать на листе бумаги алгоритм решения. Выйти к доске и продемонстрировать свою работу. 1 группа: Пример 1. Привести к общему знаменателю дроби 5/24 и 7/8. 2 группа: Пример 2.Привести дроби 2/3 и 3/5 к общему знаменателю. 3 группа. Пример 3.Привести к общему знаменателю дроби 7/12 и 8/15. 4 группа. Привести к общему знаменателю дроби ½, ¼, и1/6. (на примере 1,2,3) Первичное закрепление знаний. Устно: Найдите несколько общих знаменателей дробей, назовите их наименьший общий знаменатель. и , и , и Письменно: Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю. 1) и ; 2) и ; 3) и ; 4) , , Самооценивание и коррекция знаний. Образец решения на карточке. Критерии оценивания. «5»-верно выполнены все примеры; «4» - верно выполнено три примера; «3» - верно выполнено два примера; «нужна помощь учителя» - все неверно. Рефлексия. |
Приветствие друг друга, учителя, гостей. Слушают рассказ, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся выбирают ответственного за работу, хранителя времени, голос группы и советчиков, летописца. Учащиеся заполняют таблицу. Учащиеся высказывают свое мнение. Учащиеся работают в группах, затем ответственные за озвучивание ответа говорят версию группы. -На второй тарелке часть больше. Учащиеся в ходе решения задачи начинают понимать, что знаний, у них имеющихся, недостаточно для решения данной задачи. Возникло затруднение. Не известно, как сравнить дроби с разными знаменателями. Мы не смогли ответить на вопрос задачи, так как не умеем сравнивать дроби с разными знаменателями. Тема: Приведение дробей к общему знаменателю. -Сегодня на уроке я узнаю правило приведения дробей к общему знаменателю. -Сегодня на уроке я научусь приводить дроби к общему знаменателю. -Изучить тему с помощью учебника. Понять, как приводятся дроби к общему знаменателю. Решить несколько примеров для первичного закрепления знаний. Найти и исправить ошибки, если они есть. Решить примеры для вторичного закрепления. Уч-ся смотрят ролик, затем обсуждают в группах ответы на вопросы. -Основное свойство дроби: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная 2/3 и 3/4 К знаменателю 12. Получили дроби 8/12 и 9/12. -Для тем: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» и для «Сравнения дробей». Учащиеся работают в группах. == === > В 5б классе девочек больше. Учащиеся работают в группах. 1.Так как больший знаменатель делится на меньший, то больший знаменатель будет общим знаменателем. 2.Найти дополнительный множитель для дроби с меньшим знаменателем; 3. Умножить числитель дроби на дополнительный множитель. 7/8=21/24 5/24 и 5/24 1.Найдем общий знаменатель произведением знаменателей. 2.Найдем дополнительные множители. 3.Умножить числители дробей на дополнительные множители4 4. Записать полученные дроби. 2/3=10/15 3/5=9/15 Найти НОК(12,15)=60 Найти дополнительные множители. 60:12=5, 60:15=4 Умножить числители дробей на дополнительные множители. Записать получившиеся дроби. 7/12=35/60; 8/15=32/60 Найти НОК(2,4,6)=12 Найти дополнительные множители 12:2=6; 12:4=3; 12:6=2. Умножить числители дробей на дополнительные множители. Записать результат ½=6/12; ¼=3/12; 1/6=2/12 Учащиеся устно решают задание. Отвечают с места. 6,12,18,21 НОЗ=6 10,20,30,40 НОЗ=10 12,24,32, 48 НОЗ=12 Учащиеся решают примеры самостоятельно в тетрадях. Сверяются с образцом решения. Выполняют коррекцию знаний. Учащиеся в соответствии с критериями оценивания и образцом выставляют себе оценку. |
Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, умение делать выводы; ориентация в социальной роли. Коммуникативная- умение договариваться, распределять роли в группе. Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные –учиться высказывать свое предложение, версию. Личностные- целеполагание, умение строить речевые высказывания. Коммуникативные – планирование сотрудничества с одноклассниками Регулятивные – волевая саморегуляция. Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблемы. Логические – анализ объектов, синтез, построение логической цепочки рассуждений Регулятивные – оценка своей деятельности Познавательные – рефлексия действий , контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Приложение 3. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке
1.Прием «Верю-неверю».
класс.Тема «Треугольники»
Верите ли вы, что два треугольника называются равными, если они совпадут при наложении?
Верите ли вы, что треугольники будут равны, если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника?
Верите ли вы, что в равных треугольниках против равных углов лежат равные стороны?
Верите ли вы, что если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны?
На стадии рефлексии после изучения нового материала я снова возвращаю детей к вопросам. При введении понятия « Площадь прямоугольника» на стадии вызов повторяем свойства прямоугольника через игру "Да-нет".
- Через точку можно провести только одну прямую (нет).
- Прямоугольник - это замкнутая ломаная линия (да).
- Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все стороны равны (нет).
- Треугольник, у которого две стороны имеют равную длину, называется равнобедренным (да).
- Треугольник, у которого один угол острый, называется тупоугольным (нет).
- Площадь - это сумма длин сторон прямоугольника (нет
2. Прием «Составление кластера».
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична: Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
При изучении темы «Квадратные уравнения» (алгебра 8 класс)
1-й этап – систематизация, оформление в кластер; по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.
2-ой этап – нахождение взаимосвязей между ветвями;
3-ий этап – мозговой штурм (идеи решения неполных квадратных уравнений)
При изучении темы «виды треугольников» (геометрия 7 класс)
Кластеры учащимися составляются и на других темах уроков математики.
Тема «Подобие треугольников» ( геометрия 8 класс)
-
Прием "Корзина понятий"(на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей)
Давайте наполним нашу " Корзину понятий" тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме "Равнобедренный треугольник" и всем тем, что относится к понятию "Треугольник".
Итак, начинаем !Корзина идей.
Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек и трех отрезков попарно соединяющих эти точки.
У треугольника 3 угла, три вершины, 3 стороны. •Равнобедренный трегольник – это треугольник, у которого 2 стороны равны.
равносторонний треугольник – это треугольник с равными сторонами. •сумма углов треугольника равна 1800•прямоугольный треугольник – это треугольник у которого есть прямой угол. И т.д.
4. Прием «Составление «Синквейна»
Выразить свои чувства, мысли, эмоции на бумаге достаточно сложно. В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Поэзия, по мнению американских педагогов, психологов является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Далеко не всякий способен писать стихи. Предлагается воспользоваться стихотворными формами, которые требуют соблюдения достаточно строгого алгоритма, но не вызывают значительных затруднений у подавляющего большинства. Это стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» – французское, обозначающее «5 строк».
Для его написания существуют правила:
Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.
Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект.
В пятой строке содержится одно слово,характеризующее суть объекта.
С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс.
Примеры синквейнов, составленных учениками:
Масштаб
Арифметический, географический
Делить, находить, вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение
Комплексные числа
Сопряженные, чисто мнимые
Складывать, умножать, делить
Стремление сделать уравнения разрешимыми
Мнимая единица
Призма
Правильная, выпуклая, п-угольная
Рисовать, находить площадь, строить
Мир, как через призму
Рад
Приложение 4. Конструктор урока
Конструктор урока
Модели урока |
Приемы и техники, которые можно использовать для достижения результата |
Начало урока |
Нестандартный вход в урок Отсроченная отгадка Ассоциативный ряд Удивляй! Фантастическая добавка Необъявленная тема |
Актуализация знаний. Чаще всего актуализация знаний в начале урока проводится в виде опроса или в виде самостоятельной работы, либо призывами: вспомнить, подумать, предложить. Однако наиболее эффективными могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ . |
Цепочка признаков. Я беру тебя с собой. Да-нет. Шаг за шагом. До-после. Жокей и лошадь. Толстый и тонкий вопрос. Вопросительные слова. Согласен-не согласен. Игровая цель. Корзина идей, понятий, имен. Развивающий канон. Ложная альтернатива. |
Изучение нового материала Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя. Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала. |
Пинг-пон. «Имя – Значение». Лови ошибку. Инсерт. Послушать-сговориться-обсудить. ЗХУ. Хорошо -плохо. Связи. Зигзаг. Стратегия «ИДЕАЛ». Своя опора. Целое—часть. Часть—целое. Изобретательская задача. Конструктор ТРИЗ «Событие Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей» |
4. Обсуждение и решение проблем В большинстве случаев поиск решения проблемы происходит на этапе изучения нового материала. Однако умению решать проблемы необходимо учить, и не всегда это уместно и эффективно в том, случае, когда не хватает знаний. Представляется возможным отводить время на уроке для формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана. |
Стратегия «ИДЕАЛ». Стратегия «Фишбоун». Силовой анализ. Генераторы-критики. Диаграмма Венна. Обратный мозговой штурм. |
5 . Решение учебных задач Как правило для решения учебных задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность детей. На данном этапе было бы эффективно решать не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. В настоящий момент не все современные учебники и задачники наполнены поистине учебными задачами, решение которых формирует универсальные действия школьников. Поэтому, учитель может использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями, соответствующими требованиям системно-деятельностного подхода. А так же можно использовать иные педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся. |
Морфологический ящик. Создай паспорт. Ситуационные задачи. Изобретательские задачи. |
6. Контроль знаний, обратная связь Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме—контрольная работа, зачет, письменный опрос, диктант, сочинение, тестирование; так и с использованием стратегий ТРИЗ. Наибольший эффект на данном этапе можно получить: если предложить учащимся на выбор несколько заданий разного уровня; если использовать нетрадиционные формы проведения контроля; если включить в проверочную работу задания, которые обозначат границы применения имеющихся знаний, приоткроют новые возможности и неизвестные пока знания |
Метод интеллект-карт. Жокей и лошадь. Цепочка признаков. Диаграмма Венна. Рюкзак |
7. Формирование умения задавать вопросы Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни каждого человека. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. С этой целью можно использовать как «Ромашку вопросов «Блума», так и авторские педагогические приемы. |
Хочу спросить. Толстый и тонкий вопрос. Вопросительные слова. Вопрос к тексту. Ромашка Блума. |
8. Рефлексия В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика. |
«Телеграмма». Цветные поля. Мысли во времени. Шесть шляп. Синквейн. Райтинг. Хайку. Диаманта. До -после. ЗХУ Сообщи свое Я. Рюкзак. |
Приложение 5. Результаты анкетирования учащихся 5-х, 7-х, 9-х классов 2014г.
Результаты анкетирования учащихся 5-х, 7-х, 9-х классов 2014г
(Всего в анкетировании приняло 75 учащихся).
Диаграмма № 1. Понравились ли вам уроки, проводимые в рамках системно-деятельностного подхода? |
Диаграмма № 2. Чем понравились такие уроки? |
Диаграмма № 3. Вам бы хотелось, чтобы такие уроки проводились чаще? |
|
Приложение 6. Мониторинг уровня познавательной деятельности учащихся 2014г.
Распределение учащихся 5А и 5Б классов по уровням познавательной активности и мотивации достижений
(методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, автор Спилсберг Ч.Д).
Всего было продиагностировано 46 учащихся.
Петухова Татьяна Анатольевна
«Системно-деятельностный подход как способ активизации познавательной деятельности учащихся»