Презентация «Системно-деятельностный подход к организации творческой работы учащихся на уроках литературы»

1
0
Материал опубликован 24 February 2018

Пояснительная записка к презентации

Системно-деятельностный подход к организации творческой работы учащихся на уроках литературы

Презентация 


 


 

 

Предварительный просмотр презентации

Системно-деятельностный подход к организации творческой работы учащихся на уроках литературы Учебное занятие «Рождение метафоры» при изучении творчества С.Есенина на уроках литературы в 6 классе

Системно-деятельностный подход лежит в основе ФГОС ООО Основное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ума воспитанника пространными рассуждениями, а возбуждать собственное его действие. Из документов Царскосельского лицея

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которое строится по формуле: от действия – к мысли Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя: мотивацию к учебной деятельности; актуализацию знаний; проблемное объяснение нового знания; первичное закрепление во внешней речи; самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь); включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексию.

Универсальные учебные действия: Умение формировать цели деятельности; Умение планировать работу; Умение находить информацию; Умение обрабатывать информацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в процессе деятельности в группах, которая способствует развитию коммуникативных универсальных действий: умению слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Роль учебно-методического комплекса Учитель организует процесс, советует, помогает. Учебник (весь учебно-методический аппарат) помогает организовать деятельность учеников. Правило №1 – информация не даётся в готовом виде. Правило №2 – содержание заданий формулируется так, чтобы ребёнок всегда был вовлечён в учебный процесс (литература - решал творческие задачи)

Реальное личностное освоение произведений искусства как эстетической ценности возможно лишь в процессе художественной деятельности, основным критерием которой становится творчество Творчество Как эвристическая Как критерий функция, эстетического в результате которой возникает постижения новая эстетическая ценность: искусства стихотворение, рассказ, повесть, создаётся читательская интерпретация и т.д.

«Обучить самому акту творчества нельзя, но можно способствовать его образованию и появлению» «Обучить самому акту творчества нельзя, но можно способствовать его образованию и появлению» Л.С.Выготский

Учебное занятие «Рождение метафоры» Учебное занятие «Рождение метафоры» Знакомство с текстом: Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг её подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнёт листву по выступам дорожным. И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. С.А.Есенин

1 этап - мотивация Чтение стихотворения С.А.Есенина и обсуждение: - Что показалось интересным? - На что обратили внимание? - Что непонятно? Вывод: язык поэзии – особенный язык, метафорический. Формулируем цель деятельности: научиться понимать язык поэзии.

Второй этап - актуализация знаний (Что такое метафора) Варианты: вспомнить изученное прежде; вспомнить изученное прежде, взглянув на примеры; найти информацию (посмотреть словарь литературоведческих терминов)

Третий этап – проблемное объяснение новых знаний Работа по группам: мы видим; мы слышим и чувствуем; мы сравниваем (совместная работа с учителем) убираем первый план – то, что видели и слышали,- и заменяем его изображением того, с чем сравнили виденное и слышанное.

Четвёртый этап – самостоятельная работа с самопроверкой Ученики получают Лист творческих заданий «Рождение метафоры» и сравнивают свои записи с теми, которые помещены в соответствующем разделе. Пополняют свои записи, спорят, соглашаются или нет. (Ставят соответствующие пометы)

А теперь—задание: проследите, как рождается метафора в стихотворении Виктора Цоя.   Крыши домов дрожат под тяжестью дней. Небесный пастух пасёт облака. Город стреляет в ночь дробью огней, Но ночь сильней, её власть велика. (домашнее задание – как вариант)   Лист творческих заданий «Рождение метафоры» 1. Мы видим и слышим: В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла , гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки. Полегла трава вдоль дорожек. На облетевших рябинах—ярко-красные ягоды. 2. Мы чувствуем: У природы есть душа. Она прячется от нас, мы видим только её следы… Так уютно в осеннем лесу—и в то же время так печально. Невольно проникаешься жалостью и нежностью. 3. Мы сравниваем: Порыжевшие листья похожи на клочья гривы, которые оставила на кустах рыжая лошадь. Хруст льдинок и гулкое эхо наших шагов напоминают топот лошадиных копыт вдалеке. А яркие красные пятна рябиновых кистей среди голых веток кажутся висящими прямо в воздухе - как будто это капли крови какого-то невидимого существа, стоящего среди деревьев… 4. Мы убираем первый план—то, что видели и слышали, - заменяем его изображением того, с чем сравнили виденное и слышанное под влиянием наших чувств. Так появляется метафора и стихотворение С. А. Есенина (Задание из учебника Т.Л. Служевской «Уроки русской словесности: практикум по культуре речи» (Санкт-Петербург: «Тускарора»,2000)  

Пятый этап - первичное закрепление во внешней речи Работа в парах: ученики рассказывают друг другу, как рождается метафора, используя при этом записи в тетради. Шестой этап - включение нового знания в систему знаний и повторение - через домашнее задание: проследить, как рождается метафора в стихотворении Виктора Цоя «Ночь»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации