12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Альфреда Накиповна133
Настоящий этап моей педпрактики-реализация технологии системно-деятельностного подхода обучения.
Россия, Ханты-Мансийский АО, пгт.Новоаганск
1

Статья на тему «Системно-деятельностный подход как способ формирования естественно-научной грамотности на уроках химии и биологии» (6–11 классы)

Всероссийская дистанционная конференция «Внедрение современных форм и методов обучения в образовательный процесс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья «Системно-деятельностный подход

как способ формирования естественно-научной грамотности

на уроках химии и биологии»

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Кузнецова Альфреда Накиповна,

Учитель биологии и химии

МБОУ «НОСШ им. маршала

Советского Союза Г.К. Жукова»

 

пгт. Новоаганск

2024 г


Функциональная грамотность и особенно естественно-научная грамотность-это ключевые компетенции, необходимые современному образованному человеку.

Естественно-научная грамотность подразумевает наличие таких компетентностей, как умения научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, уметь интерпретировать данные и приводить доказательства и наличие навыков использования естественно-научных знаний для определения проблем, возникающих в реальной жизни.

В этом контексте, системно-деятельностный подход к обучению является одним из современных и эффективных методов формирования функциональной грамотности, в том числе естественно-научной, у учащихся на уроках химии и биологии. Этот подход основан на представлении обучения как активного процесса, включающего взаимодействие учащихся с окружающей их средой; способствует развитию критического мышления, умению анализировать информацию, не только изучать отдельные факты и теории, но и понимать их взаимосвязь и применять на практике.

На уроках химии и биологии системно-деятельностный подход, в первую очередь, реализую через проведение различных практических работ, лабораторных экспериментов, применение проблемных и проектных заданий. Учащихся активно участвуют в учебном процессе: самостоятельно формулируют задачи, определяют пути их решения, а затем изучают химические реакции, биологические процессы, анализируют результаты опытов, экспериментов и делают выводы. Такая деятельность помогает им осознать важность научного подхода к изучению окружающего мира, развивает интерес к науке и способствует формированию у них естественно-научной грамотности. Кроме того, способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, коллективного взаимодействия, коммуникации.

Один из основных принципов системно-деятельностного подхода – это интеграция знаний из разных предметных областей. На уроках химии и биологии можно проводить интересные и практические эксперименты, которые позволят учащимся применить знания не только этих обоих предметов, но и математики, географии, истории. Например, при изучении взаимодействия кислот и оснований учащиеся проводят эксперимент с нейтрализацией с помощью раствора щелочи и кислоты, а затем рассматривают влияние этого процесса на живые организмы. В ходе выполнения практической работы по приготовлению растворов с заданной массовой долей, ученики применяют алгебраические способы расчетов, готовят нужные растворы. А затем изучают возможные области применения своих новых навыков в быту, в медицине, пищевой промышленности.

Другой пример, изучая влияние различных кислот на металлы, записывают наблюдения и делают выводы о реактивности металлов, определяют области применения этих знаний. Проектная работа «Создание моделей химических молекул с использованием различных материалов», помогает ученикам лучше понять строение веществ. Лабораторные опыты по определению pH различных растворов, развивают навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами.

Еще одним примером системно-деятельностного подхода может быть изучение взаимодействия растений и животных в экосистемах. Учащиеся могут провести исследования на природе или дома, наблюдая за взаимодействием растений и животных, а затем проанализировать полученные данные и сделать выводы о взаимосвязи между различными видами организмов. После изучения анатомии и физиологии домашних животных на примере конкретных видов, представить результаты в виде презентаций или отчетов. Проектная работа «История и современный этап вакцинации населения в России» позволяет формировать такие важные компетенции, как умение отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах от аргументов, основанных на других соображениях; оценивать научные аргументы и доказательства из других источников (например, газет, интернета, журналов).

Таким образом, системно-деятельностный подход к формированию функциональной грамотности на уроках химии и биологии позволяет учащимся не только усвоить теоретические знания, но и развивает их критическое мышление, аналитические навыки, творческий подход к решению задач и интерес к науке. При этом использование интересных и практических примеров делает обучение более интересным и мотивирующим, а также способствует более глубокому и осмысленному усвоению материала.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.