Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста Воспитатель: Голованова К.А.
Андрей Владимирович Гнездилов, психиатр, «врач-сказочник» Сказкотерапия – это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы» Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, психолог Сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
Классификация сказок (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) Художественные: авторские и народные Дидактические Медитативные Психокоррекционные Психотерапевтические
Художественные сказки Авторские Народные Про животных, отношениях людей и животных: «Лиса и журавль», «Мужик, медведь и лиса». Страшные сказки: «Лихо одноглазое». Бытовые сказки: «Каша из топора», «Пастушья дудочка». Волшебные сказки: «Царевна Лягушка», Сивка-Бурка». К.И. Чуковский «Айболит» Г-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Братья Гримм: «Волк и Семеро козлят» Шарль Перо «Золушка»
Дидактические сказки «Жили-были два микроба» Сатеник Казарян, «Четыре дочери года» Алина Воскресова Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач Дидактические сказки - создаются педагогами для «упаковки» учебного материала.
Психокоррекционные сказки Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, отдельных его черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Разида Мугаллимовна Ткач, психолог Классификация психокоррекционных сказок для боязливых детей. для гиперактивных детей. для агрессивных детей. сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями. сказки для детей, у которых есть проблемы в семье.
Психотерапевтические сказки Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Помогают избавиться от самых глубоких внутренних проблем (боязнь темноты, грозы и т.д.) Сочиняются и рассказываются под конкретного ребёнка. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом, что стимулирует личностный рост.
и Медитативные сказки Эти сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют собой некоторую «зарисовку», визуализацию ярких сказочных образов. Рассказывание сказок хорошо сочетается с музыкой или звуками природы
Игорь Викторович Вачков, психолог Функции сказок (по И.В.Вачкову) Диагностическая: выявление имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Терапевтическая (коррекционная): совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка Прогностическая: выявляются сущность и характерные черты предстоящего актуального сценария человека.
Образовательные программы по сказкотерапии Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью Задачи: Усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей. Развитие произвольного внимания, умения концентрировать внимание на деталях. Развитие общей моторики тела. Развитие творческого воображения, образного мышления. Отработка правильного дыхания. Надежда Михайловна Погосова «Погружение в сказку»
Образовательные программы по сказкотерапии Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС» Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей и подростков.