Материал к урокам русского языка в 4 классе «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»
Тема урока: «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представлений о склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, совершенствовать умение выполнять изученные виды разбора.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с местоимениями 3-го лица единственного и множественного числа, осознанию и осмыслению знаний о местоимениях, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.
Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма; любознательности, расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, воспитание любви к Родине, патриотизма.
Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата на уроке.
Ход урока
I. Организация начала урока
1. Приветствие
-Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У.: - Урок я хочу начать словами французского философа Ж. Руссо:
«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
У.: - Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы обучающихся)
У.: - На каждом уроке вы стремитесь сделать для себя новое открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить свои знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!
ӀӀ. Актуализация умений и знаний.
1. Фронтальный опрос
У.: - Что называется местоимением?
О.: - Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
У.: - Как изменяются личные местоимения?
О.: - Все личные местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
У.: - Назовите местоимения первого лица.
О.: - Я, мы.
У.: - Назовите местоимения второго лица.
О.: - Ты, вы.
У.: - Назовите местоимения третьего лица.
О.: - Он, она, оно, они.
У.: - Что такое начальная форма?
О.: - Начальная форма – это форма единственного числа именительного падежа.
У.: - Как определить лицо местоимения в косвенном падеже?
О.: - Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.
У.: - Как пишутся предлоги с личными местоимениями?
О.: - Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.
У.: - Все верно! Молодцы!
2. Каллиграфическая минутка
Дд до дон да др дв Донбасс
3.Повторение изученных видов разбора.
1.Фонетический разбор слова
Дон-басс-2 сл.
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
с — [с:] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
с — не образует звука в данном слове
7 б., и 6 зв.
2.Составление и разбор предложения со словом Донбасс
ӀӀӀ. Определение темы, задач урока
-Послушайте стихотворение. Что в нем надо изменить? Почему?
А ежик ночью убежал.
Ежа никто не обижал.
Ёж тосковал уже с утра,
Ёж тосковал еще вчера.
Чего ёж, глупый, тосковал?
К ежу никто не приставал,
Ежа мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но ёж свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.
-Давайте определим тему, задачи урока.
ӀV. Работа по теме урока
1.Работа с учебником.
Склонение местоимений 3 лица (на стр. 60. учебника)
Физминутка
Чтение правила (с.60 учебника)
2.Игра «Четвертое-лишнее»
Он, она, оно,я Мы,он,и,вы
Я,ты,они,он Ты,к,от,за
3.Редактирование и запись предложений (на доске и в тетрадях)
-Поставь местоимения в нужную форму. Запиши предложения.
У (я) много хороших друзей. К (мы) прихала бабушка из деревни. О (ты) написали в газете.
У (вы) есть тетрадт в клеточку? Ехал к (вы), да попал к (мы).
V. Итог урока. Рефлексия. Оценивание
У.: - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
У.: - Что повторили?
У.: - Кого бы вы могли похвалить сегодня?
VӀ. Домашнее задание.
У.: - Откройте свои дневники, запишите домашнее задание упр. 131 (с.62), правило стр. 60.
У.: - Урок окончен. До свидания!