Конспект урока по русскому языку «Изменение личных местоимений по падежам»
/data/files/i1568101780.docx (Конспект урока)
Предмет: Русский язык, 4 класс
Авторы:
Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Пинчук Анна Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
УМК: «Школа России»
Тема урока: Изменение личных местоимений по падежам (3 урок)
Тип урока: Систематизация знаний
Цель: Развивать умения склонять личные местоимения, определять лицо, число и падеж личных местоимений.
Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: у каждого ребёнка карточки разного цвета:
Белая – склонение личных местоимений
Жёлтая – рефлексия
Голубая – разноуровневые задания
Ход урока
1. Организационный момент:
У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке. Закройте глазки и повторяйте за мной:
Мои ушки, чтобы слушать.
Мои глазки, чтобы видеть.
Моя головка, чтобы думать.
У меня всё получится!
- Откройте, глазки и повторите твердо и уверенно: У меня всё получится!
2. Проверка домашнего задания:
Три ученика читают получившиеся тексты.
- Назовите местоимения, их лицо, число и падеж.
- Объясните написание слов с орфограммами.
Подведение итогов этого этапа урока.
3. Минутка чистописания:
(на доске записаны пословицы)
* Берись за то, к чему ты годен.
* Брось кость собаке, и она замолчит.
* Они одной школы, одной выучки
Работа над пословицами:
- Объясните смысл пословиц.
- Выпишите из пословиц личные местоимения и пропишите их чередуя целую строчку.
- Проверка: какие местоимения вы выписали?
Подведение итогов этого этапа урока.
4. Актуализация знаний:
- Ребята, вспомните, что вы знаете о личных местоимениях?
(местоимение - это часть речи; указывают на предмет; отвечают на вопросы имён существительных; бывают 1,2,3лица; единственного и множественного числа).
- Как изменяются местоимения? (Местоимения изменяются по числам, падежам).
5. Самоопределение к деятельности:
«Мозговой штурм»
- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Подчеркнуть местоимения, определить число, лицо и падеж.
1) Взял____ вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)
(он – 3л., ед.ч., И.п.)
2) «Не оставь ___, кум милый.
Дай___ ____ собраться с силой. (И.А.Крылов)
(меня – 1 л., ед.ч., Р.п.; ты – 2 л., ед.ч., И.п.; мне – 1 л., ед.ч., Д.п.)
Взаимопроверка
Постановка учебной задачи:
- Сформулируйте задачи урока (Поупражняться в склонении и правописании личных местоимений, определении их грамматических признаков).
У вас на столах лежат карточки разного цвета. Ими мы будем пользоваться по мере необходимости. Сейчас положите перед собой карточку белого цвета – она нам будет нужна на протяжении всего урока (таблица склонения личных местоимений)
6. Работа по теме урока:
- Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».
Мир местоимений широк и многообразен. Нет языков, где бы не было местоимений. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3 место (после существительных и глаголов). Но существительных и глаголов, часто используемых в речи, насчитывается несколько тысяч, а местоимений – всего 69. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.
Кроме личных местоимений существует и много других, которые заменяют существительные, прилагательные, числительные. О них вы узнаете в средней школе.
* Работа у доски:
Определите лицо, число, падеж местоимений:
- Поздравляю тебя: (2 л., ед.ч., В.п.)
- Доволен мной: (1 л., ед.ч., Т.п.)
- Встречаю её: (3 л., ед.ч., В.п.)
- Дарю ему: (3 л., ед.ч., Д.п.)
- Позвоню им: (3 л., мн.ч., Д.п.)
Подведение итогов этого этапа урока.
7. Физминутка:
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны).
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
(Дети садятся.)
8. Закрепление изученного материала
* Работа по учебнику: с. 63 упр. 132
- Прочитайте текст.
- Догадайтесь, из какой сказки этот текст? (Лягушка – путешественница)
- Спишите. Вставьте пропущенные слова. Подчеркните местоимения.
Проверка.
Подведение итогов этого этапа урока.
* Самостоятельная работа:
- На партах у каждого из вас лежат карточки голубого цвета. Ознакомьтесь с заданиями. Выполните в тетрадях то задание, которое вы можете выполнить.
1 уровень: 1. Найди местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый. Выпиши, определи число и лицо. |
2 уровень: Спиши, поставь местоимения в нужную форму. Определи лицо, число, падеж местоимений.
Коля и Петя рисовали. К ( они ) пришла девочка. ( Она ) зовут Наташа. У ( она ) не было красок. Они дали ( она ) краски. Ребята стали рисовать картину вместе. Картина у ( они ) вышла хорошая. |
3 уровень: Найди и исправь ошибки в предложениях. Спиши. Определи лицо, число, падеж местоимений.
Огромный пëс нëсся прямо на еë. ( на неë) Петя любовался ним целый час. (им) Ребята с ими гуляли целый день.( с ними). Вася обиделся на их и не разговаривал с ими.( на них, с ними). |
(работы сдают на проверку)
Подведение итогов этого этапа урока.
9. Подведение итогов:
* Игра: Отгадайте местоимения.
А) 1л., мн.ч., Р.п. (нас)
Б) 2 л., мн.ч., Д.п. (вас )
В) 3л., мн.ч., В.п. (их)
Г) 3 л., ед.ч., ж.р., Т.п. (ею)
- Что мы повторили сегодня на уроке?
10. Рефлексия:
- Ребята, пришло время воспользоваться жёлтыми листочками. Прочитайте незаконченные предложения и постарайтесь закончить эти предложения.
«Незаконченные предложения»
· мне было легче всего…
· я столкнулась с проблемой…
· я научилась хорошо делать…
· мне было трудно выполнить…
· в следующий раз я бы ответила (сделала) по-другому…
· мне лучше всего запомнилось…
11. Домашнее задание:
Составить текст о друге и замени повторяющиеся существительные местоимениями.
Список используемой литературы
1. В.П. Жуков Словарь русских пословиц и поговорок Москва «Русский язык» 1992
2. Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко «Поурочные разработки по русскому языку» 4 класс, Москва «Вако», 2018
3. Статья Т. Панариной «Падежи нам по плечу» - «Начальная школа» №2 – 2006г.
4. Канакина В. П. «Учусь работать самостоятельно». Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе – М., Новая школа, 1996