12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саттарова Виктория Владиславовна1709
учитель начальных классов
Россия, Краснодарский край
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

/data/files/i1568101780.docx (Конспект урока)

Предмет: Русский язык, 4 класс

 

Авторы:

Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа

Пинчук Анна Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа

УМК: «Школа России»

Тема урока:  Изменение личных местоимений по падежам (3 урок)

Тип урока:  Систематизация знаний 

Цель: Развивать умения склонять личные местоимения, определять лицо, число и падеж личных местоимений.

Планируемые результаты:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: у каждого ребёнка  карточки разного цвета:

Белая  – склонение личных местоимений

Жёлтая – рефлексия

Голубая – разноуровневые задания

 

Ход урока

 

1. Организационный момент:

У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке. Закройте глазки и повторяйте за мной:

Мои ушки, чтобы слушать.

Мои глазки, чтобы видеть.

Моя головка, чтобы думать.

У меня всё получится!

 

- Откройте, глазки и повторите твердо и уверенно: У меня всё получится!

 

2. Проверка домашнего задания:  

Три ученика читают получившиеся тексты.

- Назовите местоимения, их лицо, число и падеж.

- Объясните написание слов с орфограммами.

 Подведение итогов этого этапа урока.

 

3. Минутка чистописания:

(на доске записаны пословицы)

* Берись за то, к чему ты годен.

* Брось кость собаке, и она замолчит.
* Они одной школы, одной выучки

 

Работа над пословицами:

- Объясните смысл пословиц.

- Выпишите из пословиц личные местоимения и пропишите их чередуя целую строчку.

- Проверка: какие местоимения вы выписали?

 Подведение итогов этого этапа урока.
 

4. Актуализация знаний:

- Ребята, вспомните, что вы знаете о личных местоимениях?

(местоимение - это часть речи; указывают на предмет; отвечают на вопросы имён существительных; бывают 1,2,3лица; единственного и множественного числа).

- Как изменяются местоимения? (Местоимения изменяются по числам, падежам). 

 

5. Самоопределение к деятельности:

«Мозговой штурм»

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Подчеркнуть местоимения, определить число, лицо и падеж.

 

1)  Взял____  вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов) 

 (он – 3л., ед.ч.,  И.п.)

2)  «Не оставь ___, кум милый.      

Дай___   ____ собраться с силой.  (И.А.Крылов)

(меня – 1 л., ед.ч., Р.п.; ты – 2 л., ед.ч., И.п.; мне – 1 л., ед.ч., Д.п.)

Взаимопроверка

 

Постановка учебной задачи:

- Сформулируйте задачи урока (Поупражняться в склонении и правописании личных местоимений, определении их грамматических признаков).

У вас на столах лежат карточки разного цвета. Ими мы будем пользоваться по мере необходимости. Сейчас положите перед собой карточку белого цвета – она нам будет нужна на протяжении всего урока (таблица склонения личных местоимений)

 

6. Работа по теме урока:

- Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».

Мир местоимений широк и многообразен. Нет языков, где бы не было местоимений. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3 место (после существительных и глаголов). Но существительных и глаголов, часто используемых в речи, насчитывается несколько тысяч, а местоимений – всего 69. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

Кроме личных местоимений существует и много других, которые заменяют существительные, прилагательные, числительные. О них вы узнаете в средней школе.

 

* Работа у доски:

Определите лицо, число, падеж местоимений:

  1. Поздравляю тебя:    (2 л., ед.ч., В.п.)
  2. Доволен мной:    (1 л., ед.ч., Т.п.)
  3. Встречаю её:   (3 л., ед.ч., В.п.)
  4. Дарю ему:   (3 л., ед.ч., Д.п.)
  5. Позвоню им:    (3 л., мн.ч., Д.п.)

  Подведение итогов этого этапа урока.

 

7. Физминутка:

Тихо плещется вода, 
Мы плывём по тёплой речке.

(Плавательные движения руками.) 

В небе тучки, как овечки, 
Разбежались, кто куда.

(Потягивания — руки вверх и в стороны).
Мы из речки вылезаем, 
Чтоб обсохнуть, погуляем.

(Ходьба на месте.) 

А теперь глубокий вдох. 
И садимся на песок.

(Дети садятся.)

 

8. Закрепление изученного материала

* Работа по учебнику: с. 63 упр. 132

- Прочитайте текст.

- Догадайтесь, из какой сказки этот текст? (Лягушка – путешественница)

- Спишите. Вставьте пропущенные слова. Подчеркните местоимения.

Проверка.

Подведение итогов этого этапа урока.

 

* Самостоятельная работа:

- На партах у каждого из вас лежат карточки голубого цвета. Ознакомьтесь с заданиями. Выполните в тетрадях то задание, которое вы можете выполнить.

 

1 уровень:

1.     Найди  местоимения  в  словах: семья,  тыква,  телефон,  ворона,  выбор, любимый. Выпиши, определи число и лицо.

2 уровень:

Спиши, поставь местоимения в нужную форму. Определи лицо, число, падеж местоимений.

 

         Коля и Петя рисовали. К ( они ) пришла девочка. ( Она ) зовут Наташа. У ( она ) не было красок. Они дали ( она ) краски. Ребята стали рисовать картину вместе. Картина у ( они ) вышла хорошая.

3 уровень:

Найди и исправь ошибки в предложениях.  Спиши. Определи лицо, число, падеж местоимений.

 

Огромный пëс  нëсся прямо на еë. ( на неë)

Петя любовался ним целый час. (им)

Ребята с ими гуляли целый день.(  с ними).

Вася обиделся на их и не разговаривал с ими.( на них, с ними).

 

(работы сдают на проверку)

Подведение итогов этого этапа урока.

 

9. Подведение итогов:

* Игра: Отгадайте местоимения.

А)     1л., мн.ч., Р.п.               (нас)

Б)     2 л., мн.ч., Д.п.              (вас )

В)     3л., мн.ч., В.п.               (их)

Г)     3 л., ед.ч., ж.р., Т.п.       (ею)

- Что мы повторили сегодня на уроке?

 

10. Рефлексия:

- Ребята, пришло время воспользоваться жёлтыми листочками. Прочитайте незаконченные предложения и постарайтесь закончить эти предложения.

«Незаконченные предложения»

·         мне было легче всего…

·         я столкнулась с проблемой…

·         я научилась хорошо делать…

·         мне было трудно выполнить…

·         в следующий раз я бы ответила (сделала) по-другому…

·         мне лучше всего запомнилось…

 

11. Домашнее задание:

Составить текст о друге  и замени повторяющиеся существительные местоимениями.

 

 

Список используемой литературы

1. В.П. Жуков Словарь русских пословиц и поговорок Москва «Русский язык» 1992

2. Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко «Поурочные  разработки по русскому языку» 4 класс, Москва «Вако», 2018

3. Статья Т. Панариной «Падежи нам по плечу» - «Начальная школа» №2 – 2006г.

4. Канакина В. П. «Учусь работать самостоятельно». Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе – М., Новая школа, 1996

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.