Урок-путешествие по русскому языку в 4 классе «Местоимение»
Минакова И.П.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9
г.Мичуринск, Тамбовская область
Технологическая карта урока
по учебному предмету «Русский язык» в 4-ом классе на тему
«Урок-путешествие имение «Местоимение»
Тип урока: |
урок систематизации и обобщения изученного материала. |
Авторы УМК: |
система развивающего обучения Л.В. Занкова, автор А.В.Полякова. |
Цели урока: |
обобщение знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать свой результат; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам; Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания; Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим. |
Оборудование: |
компьютер, проектор, учебник, карточки. |
Образовательные ресурсы: |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
I. Организационный момент. (1 мин) |
-Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны, добры и приветливы. Мы все здоровы. |
Проверка готовности к уроку и включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Личностные: настрой на позитивное начало урока. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин) |
- Урок наш будет необычный. Мы отправимся в замечательное имение, которое занимает третье место после существительного и глагола. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам - все под силу и сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости. -А что такое имение? -Вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные, и мы узнаем, как называется имение. М… СТ…… М… Н…… Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все…(местоимения). |
Работа со словарями. Ответы детей. -Имение – имущество, собственность (по словарю С.И. Ожегова). -Имение – земельный участок с усадьбой (Энциклопедический словарь). Отгадывают шифрограмму, определяют тему урока. |
Регулятивные: определять цель работы. |
III. Актуализация знаний. (2 мин) |
-Как же называется имение, в которое мы сегодня совершим путешествие? -Ребята, а как вы думаете, легко ли будет нам попасть в это имение? -Почему нет? -А почему, вы считаете, что это будет сделать легко? -Значит, чтобы попасть в имение «Местоимение», что же нам пригодится? -Молодцы, ребята! Тогда быстрее в путь! |
Ответы детей. -Местоимение -Наверное, нет. -А я считаю, что да. -Потому что, будут сложные задания, на пути к цели. -Да мы же столько уже узнали про эту часть речи! Неужели мы не сможем выполнить задания? -Пригодятся наши знания об этой части речи. |
Коммуникативные: умение слушать и говорить Личностные: самоопредление, оценивание. |
IV. Обобщение и систематизация знаний. (10 мин) |
-Итак, испытания начинаются. На доске: Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнём, под, тебя, нос, тот, эта, но. -Назовите местоимения. - Ребята, вы согласны? - Молодцы! Вы нашли все местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Ещё раз называем местоимения и записываем их в тетрадь. - Что такое местоимение? - Назовите местоимение, которое говорит о себе? Запишите его в тетрадь.
- Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? К нескольким лицам? Запишите их. -В каких случаях мы запишем местоимение Вы с заглавной буквы? -Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? -Можно ли все эти местоимения разделить на группы? -Докажите. -Запишите местоимения по группам. - А что вы еще можете сказать про эти слова? -Почему их так называют? -Сколько лиц у местоимений? Назовите их. - Что вы ещё знаете о личных местоимениях? - Молодцы! Следующее испытание. Словарно-орфографическая работа. Записать слова, найти и подчеркнуть в них местоимения. - Ребята, вы согласны с Катей, что в этих словах можно назвать другие местоимения? - А кто из вас нашел такие же местоимения? |
Ответы детей. -Здесь слова разных частей речи. Есть союзы а, но и; предлоги в, на, под; существительное – нос; глагол – мнём, остальные слова – местоимения. -Я, он, ты, нас, мне, мни, мы, тебя, тот, эта. -А я считаю, что слово мни относится к глаголу, так как отвечает на вопрос что делай? -Конечно. Ведь местоимение указывает на предметы. Дети записывают местоимения в тетрадь. - Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. -Я. Дети записывают. -Мы. Дети записывают. - Ты, Вы, вы. -Для выражения вежливости вместо местоимения ты. При обращении к одному лицу. - Он, она, оно, они. -Можно. -Местоимения ед.числа и мн. числа. Дети записывают в тетрадях. Ед.число: я, ты, он, она, оно, Вы. Мн.число: мы, вы, они. - Это личные местоимения. -Они указывают на лицо. 1 л. – это сам говорящий (я,мы), 2 л. – собеседник (ты, вы), 3 л. – человек, не участвующий в речи (он, она, оно, они). - Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам. Ученик записывает на доске. Агроном, вагон, воробей, горизонт, заяц, язык, космонавт, месяц. -А я в словах агроном и космонавт нашла другие местоимения. -Конечно. |
Познавательные: умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные: полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные: умение применять сопоставительный анализ при работе. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. (7 мин) |
Вот мы и в имении. Нас впустили местоимения, которые приготовили для нас тоже задания. Справитесь? -Ребята, в этом имении очень любят читать газеты. И чтобы выполнить все задания местоимений, мы с вами представим, что наш класс – это редакция газеты. А вы знаете професии людей, работающих в редакции любой газеты? Правильно, ребята. Поэтому мы с вами должны разделиться на 4 группы профессий: журналисты, корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица, а также - секретари - машинистки. -Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим. -Итак, местоимения каждой группе приготовили задания. |
- Да, постараемся, попробуем. - Редактор, журналист. «Вживаются» в ситуацию, делятся на группы – редакции (по желанию). Вспоминают правила работы в группе. |
Регулятивные: определять цель работы. Коммуникативные: определение функций участников, способов взаимодействия. Личностные: ознакомление с миром профессий. |
Редакторский отдел (1 группа) |
-В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова написаны неправильно. Вам нужно распределить части речи на группы. - Помогите разобраться: Существительное Местоимение 1. Указывает на предмет 2. Отвечает на вопросы кто? что? 3. Изменяется по родам в 3 лице ед.числе 4. Изменяется по падежам 5. Имеет постоянный род 6. Имеет лицо 7. Изменяется по падежам и числам 8. Бывают единственного и множественного числа 9. Обозначает предмет 10.С предлогами пишется раздельно - А теперь давайте проверим, что получилось у работников наших газет. Замечательно! Вы молодцы! |
Систематизируют свои знания по теме урока. Обсуждают и выполняют задание, распределяя признаки существительного и местоимения, указывают номера. Представляют результат своей работы.
|
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её, развивать творчество. Регулятивные: выдвигать версии; оценивать деятельность других. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и быть готовым изменить её, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища; сотрудничать в группе. |
Корректоры (2 группа) |
- Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола. … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела. |
Работают самостоятельно, предоставляют свой результат. |
|
Машинописное бюро (3 группа) |
- Замените длинную фразу на более короткую. Закончи предложения: местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________ к 1-му лицу относятся местоимения________________ ко 2-му лицу относятся местоимения__________________ к 3-му лицу относятся местоимения______________________ по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа предлоги с местоимениями пишутся _____________________ . |
Систематизируют свои знания по теме урока. Предлагают свои варианты окончания предложений. |
|
Журналисты (4 группа) |
-Хороший журналист знает, как лучше выразить свою мысль, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью. Вы должны будут составить и записать небольшой рассказ (5-6 предложений о своем друге или подруге), используя местоимения 3 лица с предлогами. |
Работа учащихся по составлению рассказа. |
|
VI. Физминутка. (2 мин) |
- Я читаю стихотворение, если вы слышите местоимение 1-го лица – делаете хлопок над головой, 2-го лица – приседаете, 3-го лица – делаете наклон вперед. Петя драться любит очень, С ним играть никто не хочет. На друзей не дуйся, брат, Сам ты в этом виноват. Доктор, доктор, Как нам быть: Уши мыть или не мыть? Вниз головой гимнаст летит, Гимнастка на него глядит. Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. После утренней зарядки Мы работали на грядке – И посадки все в порядке, Их теперь полить пора. |
Выполняют физминутку. |
|
VII. Домашнее задание. (1 мин) |
- Ребята, сегодня на уроке вы попробывали себя в роли работников редакции любой газеты. Предлагаю вам продолжить поработать журналистами, и дома вспомнить и записать 5-7 фразеологизмов, пословиц или поговорок с местоимениями. Для рубрики “Объявления и реклама” сочинить объявление о знакомстве, продаже, рекламу (можно юмористические), при этом нужно использовать как можно больше местоимений. |
Записывают задание на дом, задают вопросы. |
Познавательные: развивать любознательность и творчество. |
VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (15 мин) |
- А теперь местоимения предлагают вам посоревноваться в сообразительности (задания на интерактивной доске). Найдите лишнее (в каждой группе убрать одно слово) и докажите правильность вашего выбора. Я, они, на, ты Но, оно, она, они
Я, Яна, ты, вы
Он, она, они, оно
Мы, я, вы, они
Он, она, они, мы
Я, яма, ты, он.
Мы, вы, ты, они.
Тебя, тебе, табун, тобой.
К тебе, ко мне, к нам, к дому.
Окно, око, оно, Ока.
Ответьте на хитрые вопросы: -Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? -Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на). -Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? -В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я) -Какие 2 личные местоимения мешают движению по дорогам? -К какому местоимению нужно прибавить слог «ло», чтобы получить неодушевлённый предмет? -Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного? (За-я-ц) -Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?
-А почему скромным?
-Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? -Какое местоимение нужно добавить, и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи?
-Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Делала подсказку на втором местоимении -вы)
На карточках написан текст - отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нём допущены некоторые ошибки. Будьте внимательны! Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко от её раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядел на его молча. Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды . Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него. Слушайте последнее задание. Каждый из вас выберет себе карточку. -Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему «Местоимение», возьмите зеленую карточку. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.
Спишите. Исправьте ошибки, поставьте местоимения в нужном падеже. |
Ответы детей. -На, это предлог. -Но, это тоже предлог. -А я не согласен. Но – это союз, как и а, и. -Яна, имя собственное. -Они, местоимение мн. числа. -Я, местоимение ед. числа. -Здесь нет лишнего слова, потому что местоимения он, она – ед.числа, они, мы – мн.числа. - А я думаю, что лишнее здесь местоимение мы, так как оно 1-го лица, а местоимения он, она, они – 3-го лица. -Яма, это существительное. -Ты, местоимение ед. числа. - Табун, это существительное. -К дому, это существительное. -Оно, это местоимение. Ответы детей. -Он, союз но. -Она, о и на. -Оно. -Я. -Я, мы. Слово ямы. -Мы. Слово мыло. Дети не смогли отгадать. -Я. -Да потому что в алфавите эта буква стоит самой последней. -Мышь. -Ты-к-вы. Дети не смогли ответить сразу. Они вы-мы-ты. Взаимопроверка. Работа в парах. Выбирают задание и выполняют, доказывают, делают выводы. Проверяют правильность выполнения (ученик зачитывает, а остальные проверяют, каждый свою работу). |
Познавательные: сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки и отличия, проявлять познавательные интересы и мотивы. Коммуникативные: понимать позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения. |
IX. Рефлексия. (3 мин) |
-Вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие в имении «Местоимения». -Подведем сейчас итог: может, зря прошел урок? Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я почувствовал(а), что… Я приобрел(а)… Я научился(ась)… У меня получилось… Я смог(ла)… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что… Всем спасибо за урок. |
Высказывают свои впечатления от урока. Самоконтроль и самооценка. |
Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; проявлять активность в деятельности. |
X. Оценивание учащихся на уроке. (1 мин) |
-Вы сегодня все были молодцы. |