12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дюмина Марина Павловна67

file:///C:/Users/User/Desktop/гоСерпухов%20Слава%20героям%20Конспект%20урок%20литературы%20Дюмина%20МП/конспект%20внеклассного%20мероприятия%20«Героям%20слава!»/TREVOGA333333_voennoe_polojeni..%20(qmusic.me).mp3


Слава героям.Твардовский
PPTX / 23.58 Мб

/data/files/t1610914877.pptx (Слава героям.Твардовский)file:///C:/Users/User/Desktop/гоСерпухов%20Слава%20героям%20Конспект%20урок%20литературы%20Дюмина%20МП/конспект%20внеклассного%20мероприятия%20«Героям%20слава!»/1945-2005_-_Священная%20война.mp3


Презентация к уроку.
PPTX / 23.58 Мб

/data/files/k1610915040.pptx (Презентация к уроку.)file:///C:/Users/User/Desktop/гоСерпухов%20Слава%20героям%20Конспект%20урок%20литературы%20Дюмина%20МП/конспект%20внеклассного%20мероприятия%20«Героям%20слава!»/Самые%20Быстрые%20Танки%20в%20Мире.mp4file:///C:/Users/User/Desktop/гоСерпухов%20Слава%20героям%20Конспект%20урок%20литературы%20Дюмина%20МП/конспект%20внеклассного%20мероприятия%20«Героям%20слава!»/videoplayback.mp4


file:///C:/Users/User/Desktop/гоСерпухов%20Слава%20героям%20Конспект%20урок%20литературы%20Дюмина%20МП/конспект%20внеклассного%20мероприятия%20«Героям%20слава!»/videoplayback.mp4

видеоМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»







Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучший конспект внеклассного мероприятия «Героям слава!»







Название работы: Александр Трифонович Твардовский «Рассказ танкиста».









Выполнил:

Дюмина Марина Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №18», г.о. Серпухов, д.Васильевское, д.4б.





2021

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Количество часов на изучение: 1.

Цель: познакомить с произведением Александра Твардовского «Рассказ танкиста»;

- ..при этом расширить знания детей о Великой Отечественной войне; совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному;

-.-..развивать мышление и речь учащихся;

- = воспитывать чувство благодарности к воинам – победителям;

- ...чувство гордости за свою страну и патриотизма,

- развивать творческие способности, учиться выражать свое мнение в иллюстрациях к произведению.


Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:

.-. отличать новое от уже известного с помощью учителя;..

..-.добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать самостоятельно и по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения своих действий на уровне адекватной оценки;

-..планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение, отстаивать свою точку зрения, подтверждая текстом произведения.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;

.-..слушать и понимать речь других, развивать речь, культуру устного выступления.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь, компьютер, презентация, проектор, доска, пазл иллюстрации, магнитики, раздаточный материал для лексической работы, запись фонохрестоматии, принадлежности для творческого задания (ватман, листы формата А3, А4, краски, карандаши, ручки, линейка, фломастеры и др.)


Ход урока:


Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.……

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Всем здравствуйте! Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца и наших гостей теплыми, добрыми чувствами..

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Совсем недавно мы знакомилась с вами с таким писателем, как Михаил Юрьевич…? (продолжите фразу, это М. Ю. Лермонтов) Назовите произведение, которое предложено для изучения в курсе литературы 5 класса.

(«Бородино»)

   — Какой войне посвящено стихотворение «Бородино»?      (Отечественная война 1812 г.) Выразительное чтение наизусть отрывка из «Бородино» (подготовленный ученик)

- Какое трагическое событие в судьбе нашей страны еще вам известно из курса истории? (Великая Отечественная война)

Ответ на вопрос прерывается сиреной, затем записью «Внимание, внимание…» https://www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkg (Обращение Левитана, видео)



— Почему война с Германией, которую вел Советский Союз в 1941—1945 гг., называется Великой Отечественной войной?

- Действительно, эта страшная война принесла столько горя и бед простым русским людям, не только военным, но и тем, кто очень далек от службы: бабушкам, матерям, женам, детям…ее по праву можно назвать Великой. А количество потерь…бессчетно.

   Но русский народ настолько силен духом, что поэты и писатели в своих произведениях, стихах, песнях призывали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных стихотворений, которые были переложены на музыку. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах, тем самым поднимая боевой дух себе и сослуживцам. .Песни и стихи помогали людям продолжать жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.

Например, Михаил Васильевич Исаковский (всем известная «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...», «Враги сожгли родную хату»)

Или Алексей Александрович Сурков: песни «Песня смелых», «Землянка»

Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941—1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде (поэма «Зоя» (1942), .посвященная подвигу простой московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами).
       А
Ольга Федоровна Берггольц .всю войну работала на ленинградском радио, создавая свои проникновенные стихи. Этот список можно продолжать бесконечно, настолько сильным оказалось то неизгладимое впечатление, которое было произведено ужасно жестокими событиями тех лет.

Этот список можно продолжать еще долго…


Эпиграфом к уроку сегодня будут бессмертные слова Роберта Рождественского:

.Люди! Покуда сердца стучатся помните,

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста помните!

.(читает учитель)

- Как вы понимаете эти слова?

- Выделите у себя в тетрадях любым цветом ключевое, по вашему мнению, слово из этого отрывка.

Включается видеозапись, на которой показано, как едет танк.

https://www.youtube.com/watch?v=U14-elr8sns

- Как вы думаете, почему я вам показала эту запись? Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке (предполагаемые ответы - военные события, Великая Отечественная война, писатели, творившие в это время).


 —  Сегодня мы с вами познакомимся с выдающимся человеком своего времени, поэтом Александром Трифоновичем Твардовским и его стихотворением «Рассказ танкиста».

Откроем рабочие тетради и запишем число и тему урока.


Отдельный стол (парта) для обучающихся с ОВЗ, слабоуспевающих или, наоборот, детей творчески одаренных (смотрим по особенностям класса). На столе лежат листы бумаги разного размера, разные принадлежности для художественного творчества (краски, кисти, карандаши, восковые мелки, линейка, ручка, карандаш и др.). Объявляется задание: творчески подойти к анализу поэтического произведения, на бумаге воспроизвести свое понимание произведения, графически выделить ключевые фразы, элементы, символы. Обучающиеся самостоятельно выбирают темп работы, технику исполнения, подбирают материалы для работы. Обязательным условием является законченный проект к концу урока и его защита. Этот способ позволит творчески одаренным детям выразить свое мнение, отношение, выявить основные черты произведения.


Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

.Рассказ учителя. Александр Трифонович Твардовский  родился в .1910 году на Смоленщине в семье кузнеца.

. Стихи начал писать уже с раннего детства, когда еще не знал букв.С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С .1939 .года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, .когда читаешь его стихи и поэмы о войне, человека, знавшего не понаслышке ужасы военного времени, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. .Об этом можно прочитать в произведениях Александра Трифоновича (обратите внимание на книги Твардовского – выставка книг, после урока можно будет подойти и ознакомиться).

Выступления учеников. Интересные факты из биографии Твардовского.

1 ученик.юю

.На протяжении 40 лет писатель прожил лишь с одной-единственной женщиной, которую звали Мария Илларионовна..

.У Твардовского было 2 дочери. Их звали Ольга и Валентина.

.На судьбу Твардовский никогда не жаловался..

.Именем Твардовского назвали улицы в Воронеже, Новосибирске и Москве..

.Также в честь Александра Трифоновича Твардовского названа школа. 

.Твардовский был награжден орденом Красной звезды.

2 ученик.юю

.Он неоднократно говорил, что он увлёкся литературой благодаря своим родителям, которые имели привычку читать каждый вечер.

.Александр Трифонович Твардовский – это единственный русский поэт, который никогда не писал про любовь.

.Твардовский с особым удовольствием учился в сельской школе.

.На могилу Твардовского высыпали свежую землю, привезенную из Смоленска, потому что для него была важна родная земля.

.За свое мастерство Твардовский был четырежды удостоен Государственной премии СССР.


. - Спасибо за интересные сведения из жизни писателя.



4. Обобщающее слово учителя. .Известно, что Александр Твардовский не жаловался на свою нелегкую судьбу. Он, как и многие его сверстники, прожил очень непростую жизнь. Стойко пройдя через все трудные годы лишений, потерь, он не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком.. (Приложение)..

Мы говорим сегодня о войне. Напишите в середине листа рабочей тетради слово «Война», от нее в произвольной форме кластера запишите все ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите такое слово..

Выберите удобную форму: .кисть винограда, солнышко, лесенка или любую другую..

..

t1610914710aa.jpgt1610914710ab.gift1610914710ac.pngt1610914710ad.png..

Жестокость. Смерть . Убийства Дети Потери Ужас Страх Бессилие. Печаль.

Война

Тоска Кровь Жертвы Мужество Победа . Гордость Стойкость Героизм



.- Да, вы правы….

.- Как вы думаете, кото больше всех коснулась трагедия войны?

. - Правильно, детей. .. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников!.

.Маленькие герои большой войны… ..Зина Портнова, Шура Кобер, Витя Хоменко, Надя Богданова, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков, Витя Коробкин…этот список можно перечислять бесконечно, и от этого становится еще горше на душе. Все эти юные участники войны прошли через серьезные испытания, погибли в боях или были казнены немцами. ..Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. .В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев». (Слайд.)



.Физминутка «Ура!» 
Раз, два, три, четыре …………..Руки в стороны и с силой к плечам. 
Будем всех сильнее в мире.

Будем мир мы защищать, ………..Поднимают прямые руки и скрещивают
Будем маму обнимать. ………над головой.
На носочки встанем,………. Поднимаются на носочках. 
Солнышко достанем. 
До пяти считаем, …………Приседают пять раз. 

Дружно приседаем. Ура! ………..Кричат, подняв руки вверх. 



.Чтение и анализ произведения.

. - Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Рассказ танкиста», в котором главным героем оказался простой мальчик, 12 лет, ваш ровесник.

=.Прослушивание фонохрестоматии..

.=Чтение учителем.

А. Беседа с учениками по содержанию стихотворения.

. - Ребята, ответив на все вопросы, мы сегодня сможем восстановить картину, изображенную в стихотворении. На каждый верно отвеченный вопрос выдается часть крупно напечатанной и разрезанной заранее на части картинки с изображение танка, мальчика, бойца.

..В стихотворении много ярких, запоминающихся стихотворных строк и выражений, которые сегодня мы уже не используем в речи. Давайте определим значение этих выражений. Раздаются на парты словосочетания с пропуском значений, затем на слайде презентации дается пояснение. Раздаточный материал предварительно лежит на партах.

..Словарная работа.

      Работа в парах: объясните, как вы понимаете строки, словосочетания:

      — Все нынче, как спросонку... — спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.

      — Бедовый, из тех, что главарями у детей…. озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

      — А он гвоздит — не выглянуть из башен.... — он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

    .  — ...за каким домишкой он примостился.... где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.

      — Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее..



.Переходим к обсуждению.

1.Какими словами начинается стихотворение? И какими заканчивается? Докажите.

..(«Был трудный бой…»)

И заканчивается также, но есть одно отличие. Какое? (союзы А и НО) Как в кольцо, эти строки опоясывают все стихотворение, еще раз заставляя нас вспомнить безымянного маленького героя, противительный союз НО еще более усиливает контраст). Позже мы с вами встретимся с таким понятием, как композиция стихотворения, и здесь она опоясывающая или, по-другому, кольцевая, когда у произведения одинаковое (очень похожее) начало и конец.

2. .Как вы думаете, почему Твардовский в уста рассказчика вкладывает эти слова, почему он 2 раза повторяет, что забыл поблагодарить мальчика?

3. Найдите в тексте стихотворения слова, которые докажут, что советские войска занимают решительно наступательную позицию. Произнесите еще раз строки, прочувствуйте, что здесь дает повторение звука «р»? Такой прием звукописи называется «аллитерация».

( «Мы прорывались к площади вперед»..)

4.Какой поступок совершил мальчик?

(Мальчик совершил .геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку)

5. Каким вы представляете себе рассказчика? Попробуйте описать его внешность (устное словесное рисование)..

Слайд.

6. Охарактеризуйте мальчика. Почему его называют «бедовым»? .Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

(Мы знаем приблизительный .возраст мальчика. .Ему десять-двенадцать лет. .Он часто. возглавляет детские. компании, он .озорной и смышленый. При этом внешность мальчика не описывается.. Мы видим только часть одежды: рубаху пузырем. Такой мальчишка действительно любопытен, не боится «искать приключения»).

7. Как можно охарактеризовать поступок мальчика? .

(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг.. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить, несмотря на реально угрожающую для него опасность)

8. Почему взрослый человек, .профессиональный военный принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(Мы можем предположить, что командир оценил обстановку, и мальчику ничего не угрожало, при всем том бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика могла спасти многие жизни.)

9. Отблагодарил ли мальчишку танкист?. .(Помощь мальчика оказалась очень важной. .Танкист просто пожимает ему руку, как взрослому, крепким мужским рукопожатием, с уважением и благодарностью)

10. Как вы думаете, почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? (Он просто в суете военного времени просто отвлекся, забыл. Рассказчик не может себе простить, .что он не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизнь его и товарищей.)

Б. Восстановление иллюстрации.

Верно ответивший на любой вопрос ученик (ученица) выходит к доске и собирает рассыпавшуюся картину, прикрепляя фрагменты на доске.

- Молодцы!.


Приглашаются дети, которые рисовали весь урок. Показывается работа, идет обмен мнениями, обсуждение.


Итог урока.. Заключительное слово учителя..

Ребята, вернёмся к цели нашего урока. Достигли ли мы её?. (ответы учащихся)    .

Жестокая. война принесла огромные бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, разрушила города, сёла, судьбы. Но народ не сдался и весь поднялся на защиту своей Родины. Сегодня мы говорили о детях, которым пришлось повзрослеть раньше времени, которые потеряли свое детство.  .Тема «Дети и война». особенно трогательна. В книгах таких писателей,. как Валентин Катаев «Сын полка», .Константин Симонов «Сын артиллериста», Александр Твардовский «Рассказ танкиста» и др. показано,. как дети наравне со взрослыми выстояли в тяжёлых условиях войны..

Рефлексия: написать небольшое эссе. На несколько минут включается фоновая музыка «Священная война».

- Давайте немного поразмышляем. .Ваша задача – вспомнить все услышанное на уроке и ответить на вопрос:. «Как вы думаете кому и зачем, в какой ситуации могла быть рассказана эта история об отважном мальчике?» и второй вопрос: «Стоит ли нам вспоминать те страшные годы лишений, потерь, страданий или лучше забыть и начать писать свою историю, добрую, без войны?» .

(дается время на размышление, затем несколько работ ребята по желанию зачитывают в классе)    

Домашнее задание.  

Выразительно чтение наизусть стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»..

Иллюстрация к стихотворению и выразительное чтение (для слабоуспевающих).

Список литературы.

https://100-faktov.ru/40-interesnyx-faktov-iz-biografii-tvardovskogo/

https://www.youtube.com/watch?v=U14-elr8sns

Учебник для общеобразовательных учреждений под ред.В.Я.Коровиной, М.: Просвещение,2012

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Коровина В.Я., И.С. Збарский. Методические советы. Литература: 5 кл.: М.: Просвещение, 2014.

https://www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkg

https://rustih.ru/robert-rozhdestvenskij-rekviem-vechnaya-slava-geroyam/ Р.Рождественский. Реквием

























Приложение.

Работа в парах: объясните, как вы понимаете строки, словосочетания:


      — Все нынче, как спросонку... — _____________________________

      — Бедовый, из тех, что главарями у детей…. _____________________________________________________________

      — А он гвоздит — не выглянуть из башен.... — _____________________________________________________________

    .  — ...за каким домишкой он примостился.... _____________________________________________________________

      — Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — _____________________________________________________________











11


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.