Внеклассное мероприятие «Слава русского оружия»

4
0
Материал опубликован 16 June 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: формирование чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.

Задачи:

- развитие интереса студентов к военной истории:

- формирование исторической памяти, чувства сопричастности к истории своего народа;

- создание условий для интеллектуального развития подростков;

Краткое содержание.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в группе является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, формирование исторической памяти, чувства сопричастности к истории своего народа, бережного отношения к памяти прошлого.

Военная история нашей страны полна истинного патриотизма, представлена удивительными, уникальными личностями. Всё это даёт богатый материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания студентов. Мероприятие «Слава русского оружия» представлен в виде викторины, состоящей из четырех этапов. Каждый из которых расширяет знания студентов о полководцах, оружии, битвах и общих вопросах на военную тему, что способствует развитию интереса студентов к военной истории, формирует чувства патриотизма и гражданской ответственности. Кроме того, вопросы викторины способствуют интеллектуальному развитию студентов. Занятие заканчивается подведением итогов – определение победителей.

В мероприятие задействованы 3 команды 2 курса по профессии 23.01.03 Автомеханик. Опережающими заданиями для команд было повторение исторических событий, которые происходили в XVII-XIX, выбор названий, капитана, эмблемы и девиза команды. Капитаны представляют свою команду, которую жюри оценивают по 5-ти бальной системе. В турнире 4 этапа, в 3 этапах по 6 вопросов, на выполнение которых отводится по 1 минуте. В 4 этапе «блицтурнир» команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу, выигрывает тот, у кого больше баллов. Между этапами внеклассного мероприятия предусмотрены паузы, используются видеоролики, посвященные «Дню защитника Отечества».

Игровая форма проведения мероприятия всегда приносит удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.

В ходе заключительной части у обучающихся формируется доброжелательное отношение к Отечеству, историческая память, чувство сопричастности к истории своего народа.

Оборудование:
- компьютер, проектор мультимедийный.

- презентация.

Форма мероприятия: викторина.

Формы предварительной работы:

- подготовка презентации;

- выбор капитана команды, название и эмблемы.











Ход мероприятия:


Организационный этап


Вступительное слово. Добрый день, ребята, члены жюри и гости! Сегодняшнее наше внеклассное мероприятие посвящено Дню защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству – это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины.

Сегодня мы с вами поговорим о событиях, которые происходили в ХVIII-XIХ веках. В этот период отечественная история показала воочию решающую роль народа в судьбах Отечества. За два столетия произошли нашествия на нашу страну шведского короля Карла XII, французского императора Наполеона, коалиции сильнейших мировых держав во время Крымской войны, в борьбе с Турцией при Екатерине II, освобождении балканских народов от турецкого ига при Николае I и Александре П. Эти и другие важные для судеб России и всего мира события, деятельность полководцев и флотоводцев, императоров оставили неизгладимый след в сознании народа, способствовали национальной консолидации, подъему на более высокий уровень национального самосознания.

Наше мероприятие пройдет в форме викторины. Вы предварительно разделились на 3 команды (по 6, 7 человек), выбрали капитана команды, названия, девиз и эмблемы. Итак, у нас три команды: «танкисты» - капитан Игорь, «адреналайн» - капитан Максим, «патриоты» - капитан Дарья. Отвечают команды по очереди, в случае, если соперники дали не правильный ответ, вопрос переходит следующей команде. На каждый вопрос дается по 1 минуте. Команда, набравшая наибольшее количество баллов выходит в победители, а фиксировать и подсчитывать баллы будут наши жюри: Литвинов Д. В., Штрейденбергер В. Ф., Мельникова Е. В. А помогать мне сегодня будет Новашева Е. Н.


Этапы викторины:

«Полководцы».

«Оружие».

«И грянул бой!»

«Блицтурнир».


1 этап «Полководцы»

ХVIII-XIХ столетия - это период, когда Россия утверждалась на мировой арене, период образования и расцвета Российской империи. Это период утверждения военной мощи государства. Слава России ковалась во время многочисленных войн, происходивших в эти века, в великих победах и в тяжелых поражениях. Безусловно, большая заслуга в этом принадлежит простому русскому народу, но нельзя недооценивать и роль талантливых полководцев, о которых можно сказать - «великие сыны России».

Правила. На экране портреты полководцев. Задача команд - выслушать ведущего, дать ответ, о ком идет речь.

1. Генерал-лейтенант, поэт. Начинал юнкером. В 1804 г. за свои политические басни переведен из столицы в Киевскую губернию, изгнан из гвардии. Был адъютантом Багратиона. Воевал против Наполеона, против персов на Кавказе, участвовал в Польской кампании 1831 г. Ненависть Наполеона к нему была настолько велика, что на листе с описанием примет император написал: «При задержании - расстрелять на месте». (Давыдов Д.В.)

2. Кто был назначен главнокомандующим русских войск во время Отечественной войны 1812г., войны с французской армией Наполеона. Ему принадлежат слова: «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия» (Кутузов М. И.)

3. Адмирал. Учился в Морском кадетском корпусе. Служил на различных судах, затем, отличившись в сражении с турецким флотом при Наварине (1827 г.), получил в командование тендер «Лебедь». В сентябре 1854 года, когда к Севастополю подошло более 300 вражеских судов, он был назначен начальником обороны Северной стороны города. «Будем драться до последнего, - писал он. - Отступать некуда - позади у нас море». Был смертельно ранен во время осмотра укрепления. (Корнилов В.А.)

4. Адмирал. Учился блестяще, в 15 лет получил чин мичмана. В 1854-55 гг. - командир Севастопольского порта и военный губернатор. Блестяще выиграл Синопское сражение. Однажды чуть не погиб, спасая матроса. Легко раздавал деньги из своего жалования нуждающимся матросам. Погиб в возрасте 53 лет. В 1944 году был учрежден орден его имени двух степеней. (Нахимов П.С.)

5. Генералиссимус. В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Совершил знаменитый Швейцарский поход. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики - глазомер, быстрота, натиск. Граф Рымникский, князь Италийский. (Суворов А.В.)

6. Полководец. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. За всю историю прошедших им войн был дважды серьезно ранен. Первый раз в глаз, второй раз - в голову. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. (Кутузов М.И.)


2 этап «Оружие»

Военную историю нельзя изучать без знакомства с достижениями в военной технике, тем более, что с появлением военных училищ, мануфактур и заводов развитие отечественной техники получило широкое распространение. Давайте поближе познакомимся, с чем русские солдаты и офицеры защищали интересы своей Родины.

Правила. На экране картинка с оружием. Задача команд - выслушать ведущего, дать ответ, о каком оружии идет речь.

1. Впервые это орудие появилось в Европе в XV(15 век) в. и предназначались для стрельбы каменной картечью. Во 2-й половине XIII (13 века) в. их начали применять для стрельбы разрывными снарядами. В России это орудие было создано в середине XVI (16 век) в. Они называются гаковницами, гауфницами, гафуницами. Гаубица (в XVIII в. - гауфница)

2. Общее название зажигательных артиллерийских снарядов в XVIII - XIX вв. Долгое время оно считалось варварским оружием, которое можно было применять только в боях с пиратами или турками. В XVIII в. известны случаи, когда воюющие стороны (например, Россия и Швеция) договаривались взаимно не употреблять зажигательные снаряды в морских битвах. Но подобные соглашения не всегда соблюдались. Брандскугель («огненная пуля»).

3. Это спаренное орудие, точнее, две легкие шестифунтовые гаубицы на одном лафете. Эта система недолгое время состояла на вооружении русской армии в середине XVIII в., была введена в полковой артиллерии графом Шуваловым. Легкая - всего 11,5 пуда - и подвижная двустволка предназначалась для стрельбы картечью и гранатами. Из-за неудобства в обслуживании быстро снята с вооружения. «Близнята»

4. Это артиллерийский снаряд в виде двух полуядер, соединенных между собой металлической перемычкой, часто цепью. Обычно применялся в морской артиллерии для уничтожения парусного вооружения судов противника. Книппель

5. Это укороченное кремневое ружье с раструбом на конце для стрельбы, в основном, картечью на близкое расстояние, распространенное оружие кавалеристов и моряков в конце XVIII - начале XIX в. Иногда оснащался откидным штыком. Мушкетон

6. Это оружие появилось в царствование императрицы Екатерины Великой. Все основные части были изготовлены из золота 56 пробы. Это оружие было у П.П. Румянцева, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова А.П. Ермолова, П.И. Багратиона и у других прославленных полководцев. Георгиевское оружие.


Пауза: А сейчас предлагаю вам посмотреть видеоролик «Сталинградская битва», так как именно победа под Сталинградом стала результатом несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма советских войск.

Ребят, когда немецкое командование приняло решение изменить ход военных действий под Сталинградом?


3 этап «И грянул бой!»

Вступление. Наверное, самым сложным при изучении военной истории является знакомство с ходом битвы, баталии. Здесь важен каждый элемент: даты, специальные термины, тактика и стратегия. Сколько испытаний пришлось пережить России за эти столетия, но, говоря словами А.С. Пушкина,

Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат.

Правила. Команды получают карточки с описанием сражения, битвы. Задача ребят - определить, о какой битве или войне идет речь.

1. К началу этой войны Россия обладала регулярной армией. Были созданы 30 пехотных солдатских полков из рекрутов. Из полков сформировались три дивизии под командой Головина, Вейде и Репнина. Полковниками и младшими офицерами стали исключительно иностранцы - поляки, шведы, немцы. Царь сам определял местоположение батарей, распоряжался бомбардировками и прочими действиями. Но пороха, ядер, бомб хватило только на две недели, новых боеприпасов из-за бездорожья не подвозили. Царь уехал в Новгород за подмогой. А враг напал на русские позиции. Атака была столь решительной, что полки Шереметьева и Головина бросились бежать. Царь с горечью узнал о позорном поражении русской армии, но сделал правильные выводы. Война, продолжавшаяся четверть века, превратила Россию в империю. (Северная война 1700-1725 гг.)

Враг за несколько дней до сражения получил известие о том, что Турция не собирается начинать войну с Россией, а к русскому царю идет на помощь подкрепление (казаки, калмыки). Но, несмотря ни на что, король решает дать генеральное сражение. Ночью в русском лагере услышали тяжелый гул - тысячи солдатских ног и конских копыт сотрясали землю. Но на врага обрушился шквал ядер из сооруженных укреплений - редутов. (27 июня, Полтавская битва)

Враг был разгромлен под Борго, Штеттином, а 27 июля 1714 г. русский флот разгромил «последнюю надежду» своего врага. До этого сражения вражеская держава еще обладала преимуществом в морском флоте, но русский царь сделал все возможное, чтобы снабдить русские корабли всем необходимым для победы на море. (27 июля 1714, Гангутское сражение)

Конференция при высочайшем дворе, исполнявшая при императрице роль тайного Военного совета, поставила задачу «ослабя короля прусского, сделать его для здешней стороны нестрашным и незаботным». В ходе войны был взят Мемель, Тильзит, Кенигсберг, затем вся Восточная Пруссия. Командующим армии становится Салтыков. Он провел генеральное сражение под Куненсдорфом, захватил Франкфурт. Открывался путь на Штеттин и Берлин. Пруссия стояла на краю гибели. Но свершилось неожиданное: война, начавшаяся при императрице, закончилась при императоре, который вернул врагу все завоеванные земли. (Семилетняя война, 1757-1762)

5. Сражение началось 26 августа. Враг хотел обойти русские войска, но русская армия перегородила обе дороги. Битва, в которой были использованы различные инженерные сооружения: флеши, батареи, редуты. Сражение, о котором до сих пор спорят историки, выясняя, что это было: победа или поражение русской армии? (Бородинское сражение, 26 августа 1812 г.)

6. В ходе этой войны в России сменился император, в армии сменился командующий: был удален Меншиков и назначен Горчаков. В течение 349 дней врагам не удавалось преодолеть оборону одного-единственного города. Война приобрела затяжной характер, союзники наращивали свои силы, получая боеприпасы и подкрепление. Защитникам города помощи ждать было неоткуда. (Крымская война 1853 - 1856 гг.)


4 этап. «Блицтурнир».

А теперь проверим вашу реакцию. Я буду обстреливать вас вопросами, а вы не зевайте, одним словом отвечайте.

Правила. Ведущий задаёт вопросы командам по очереди. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

1. Трубка для патронов в автомате. (Магазин.)

2. Башня с сигнальными огнями на берегу моря. (Маяк.)

3. Наступление с криком «Ура!». (Атака.)

4. Стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы. (Снайпер.)

5. Винтовка с укороченным стволом. (Карабин.)

6. Армейское наказание. (Наряд вне очереди.)

7. Склад военного снаряжения. (Арсенал.)

8. Здание, в котором живут солдаты. (Казарма.)

9. Колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки. (Штык.)

10. Они ошибаются только один раз. (Саперы.)

11. Рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем. (Штурвал.)

12. Этот род войск называют «богом войны». (Артиллерия.)

13. Гараж для самолетов. (Ангар.)

14. Удар корпусом танка, корабля или самолета. (Таран.)

15. Маскировка предметов путем окраски полосами и пятнами. (Камуфляж.)


Заключение. Мы еще раз пролистали героические страницы нашей истории, окунулись в гущу военных событий, вспомнили имена славных полководцев и героев ХVIII-ХIХ вв., не щадивших себя во имя спасения Родины. До сих пор нас не перестают удивлять примеры героического мужества, самопожертвования. И как призыв, звучат и в наши дни слова Александра Васильевича Суворова:

Потомство мое, прошу брать мой пример

До издыхания быть верным Отечеству.


- Пока наше жюри подводит итоги викторины, посмотрим с вами видеоролик «История праздника 23 февраля».




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.