Урок музыки «Славься, Славься, ты Русь моя!..» (4–7 класс)

1
0
Материал опубликован 2 December 2019

Музыка

4-7 класс

Лоевская Ольга Егоровна

МБОУ Ширинская СШ №4, с. Шира

«Славься, Славься, ты Русь моя…»

Урок музыки.

Тема : «Славься, Славься, ты Русь моя…»

Цель: Знакомство учащихся с событиями 4 ноября, через музыкальные произведения (оперу, арии и современной песни)

Задачи урока: 

Уметь составлять сравнительную характеристику музыкальных портретов героев, анализировать развитие их взаимоотношений.

Развивать умения определять основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи с ранее изученными произведениями;

Воспитывать чувство уважения к истории родной страны, к своему народу, к русской классической музыке.

Познавательные УУД: умение ставить и формулировать учебную задачу в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; осваивать способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия и оценки музыкального сочинения;

Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу, самостоятельно определять выразительные музыкальные средства в ариях главных героев оперы;

Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Личностные УУД: умение размышлять о музыке, анализировать, высказывать свое отношение к прослушанным фрагментам. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине.

Оборудование:  

1.А.П. Бородин «Богатырская симфония»

2.М.И. Глинка опера «Иван Сусанин».(ария, ХОР)

3.О. Газманов песня «Вперед Россия»

4.Портреты композиторов, картины и образы богатырей.

Ход урока

- «Славься, Славься, ты Русь моя…»

-Ребята, как вы пронимаете эти слова?

- Что такое Русь?

-Какая опасность грозила на Руси?

- Как мы отмечаем те события? памятные даты, праздники. –

-Может ли музыка рассказать?

С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины…

Слушание отрывка Бородин 2симфония «Богатырская»

созвучна картине Васнецова «Три богатыря»

- Кто такие богатыри?

- «Ария Сусанина» напеть учителю…

- Кто такой Иван Сусанин? Он не богатырь, не князь, не полководец - это простой крестьянин …

- О чём размышляет Сусанин? (Он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов.) Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. Он вспоминает свою семью. Речитатив передает огромную внутреннюю силу человека, встречающего последнюю зарю в своей жизни и верящего в спасение своей родной земли. В арии “Ты взойдешь, моя заря!”

- С каким настроением нужно исполнять эту арию?

Разучивание и исполнение арии. (в характере, медленно, задумчиво)

- Почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву, а завёл поляков в глубокий лес?

- Вас поступок Ивана Сусанина оставил равнодушным?

- Можно с уверенностью сказать, что Иван Сусанин – всенародный герой? он совершил – подвиг- ценой своей жизни…

(Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612году. В это время Россия была оккупирована польскими войсками..Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Иван Сусанин – гражданин, преданный Родине, отец, любящий свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.)

- А чем заканчивается опера Иван Сусанин?

Заключительный хор «Славься!»

Слушание (участие в исполнении)

- Какая по характеру музыка? Торжественная, (излучает, свет, передает торжество и ликование народа… Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом..)

- А почему композитор именно этим хором закончил оперу? М.И. Глинка прославляет русский народ, и тех, кто сражался за родину. «За Русь мы все стеной стоим…» М.И.Глинка.

Разучивание (Исполнение стоя)

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека.

Многие композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве?

Попробуйте разложить по темам - все виды искусства музыку, картины, то что мы слушали исполняли сегодня..

Работа по группам

Составьте таблицу на доске ребята подбирают созвучные картины, фотографии, высказывания, которые находятся на столе. (нужно выбрать необходимое)

1 группа о богатырях .

2 группа М.И.Глинка «Иван Сусанин» опера

t1575288767aa.gift1575288767ab.gift1575288767ac.gifА.П. Бородин «Богатырская симфония»

t1575288767ad.gift1575288767ae.gift1575288767af.gifМ.И. Глинка опера «Иван Сусанин».

Ария Сусанина « Ты взойдешь моя заря»

Хор « Славься …» он передает картину народного ликования.

«За Русь мы все стеной стоим… «Иван Сусанин» М.И.Глинка

Молодцы!

Давайте перенесемся в наше время.

- Какой праздник отмечает в России 4 ноября?

- название ? день народного единства.

-Кому посвящен ?

- Минин и Пожарский- кто они? герои .( в Москве памятник на красной площади)

( 4.11. 1612г закончилась «смута». Ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским смогли освободить Москву от польской оккупации. Благодаря единству и героизму народа. Великий композитор М. И. Глинка эти события отразил в опере «Иван Сусанин»

Послушайте музыку. (только вступление к песни вперед Россия)

Слушание

- Прислушайтесь, что особенного во вступлении?

Звучит мелодия «Хор Славься» из оперы Иван Сусанин», но в современном исполнении.

- Как вы думаете, почему в наше время звучит эта музыка? зачем? Да еще в современной песне?

- Может композитор тоже интересовался историческими событиями России?

Найдите созвучны пенсии

( песни: «Батарейка», «Самбо белого мотылька», «Я рожден в СССР», «Как здорово» и т.д.)

Работа по группам. разбор по песням. (какая песня ближе. анализирют)

Лучше всех подходить О. Газманов. Песня «Сделан в СССР»

- Почему именно эта музыка во вступлении? Уверен, что всегда народ в тяжелые минуты поднимался за родину… Пример Сусанина, Минина Пожарского в нашей истории. Газманов не мог не знать историю России и великую оперу. Он гордился подвигами русского народа. Через многие года, она звучит!(вступление - «Славься»)

- Сейчас послущайте всю песню в его исполнении! «Вперед Россия!

Слушание.

t1575288767ag.gif

Олег Газманов… « Вперед Россия»

- Какие слова вас взбодрили?…

-Что соединяет время 1612года и наше ?

- Какими словами он открывает песню?

«Так было в России с далеких времен.
Чем выше давление, тем крепче бетон.
И если опасность державе грозит,

становится Родина, как монолит. ..»
работа над текстом…

Разучивание . (по темам, припев)

1. Так было в России с далеких времен.
Чем выше давление, тем крепче бетон.
И если опасность державе грозит,

становится Родина, как монолит.
В Корниле победы сегодня как старь ,

опять закаляется Родины сталь.
Россия, Россия - в этом слове огонь и сила.
В этом слове победы пламя.

Поднимаем России знамя.

Россия, Россия - в этом слове огонь и сила.

В этом слове победы пламя.

Поднимаем России знамя.
2. Пусть время нас бурным потоком несет,

за нами Россия, за нами народ.
Традиции святы и тысячи лет

продолжится летопись наших побед.
А если врагов налетит воронье,

их снова отечество встретит мое.
Вперед Россия!
Вперед Россия!

Вперед Россия! Вперед Россия!

Вперед Россия! Вперед Россия!

Вперед Россия! Вперед Россия!
В этом слове источник силы

повторяем - Вперед Россия О.Газманов

-А сегодня сильная Россия? Да

Рефлексия.

- Я узнал ….

- Какие исторические события на Руси вы узнали сегодня?

- Какая музыка о России 1612 вам больше запомнилась, о силе и мужестве русского народа? « Славься…» хор

- Когда отмечают дату событий, раскрывшую исторические события в опере М.И. Глинка?- 4 ноября -

- Под какую музыку вы бы вышли из класса?

Выход.

 

Литература:

Программа по музыке Е.Д. Крицкая, Г.П.Сергеева, Т С. Шмагина.

Программа по музыке В.О. Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.