Урок музыки в 4 классе «Музыка моего края»
/data/files/c1580893607.ppt (Презентация «Музыка моего края»)
4 класс 2 четверть 4 урок
| Раздел, Тема | Раздел I. Музыка моего народа. «Разновидность татарских народных песен – кыска кюй». | 
| Цель темы | - познакомить с жанром татарской народной песни кыска кюй | 
| Задачи Предметные: Личностные: | 
 - формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия; - формирование осознанного отношения к музыке: - формирование деятельностного отношения к музыке в процессе ее исполнения. | 
| Планируемый результат | - уметь распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни; - петь с мягкой атакой; | 
| УУД | регулятивные - выполнять учебные действия в качестве слушателя; познавательные – использовать общие приемы решения задач; коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | 
| Основные понятия | Народные песни, жанр народных песен: кыска кюй | 
| Тип урока | Урок углубления новых знаний | 
| Методы обучения | Беседа, наглядный | 
| Метапредметные связи | Связь с историей, литературой. | 
| Ресурсы: - основные; - дополнительные | Презентация | 
| Наглядные пособия | Презентация, картины о природе, портреты композиторов. | 
| Организация пространства | Компьютер, | 
План-конспект урока
| Технология проведения | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | 
| Мотивационно-целевой этап 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Музыкальное приветствие. -Здравствуйте, ребята! - назовите тему четверти - как называется лад из 5 звуков Распевание по звукам пентатоники Вокально-хоровая работа над песней «Солнечный край», «Туган тел» - На прошлых уроках мы с вами назвали разновидности татарских народных песен. Вспомните и перечислите их. - Сейчас прозвучит одна татарская народная песня. Вы внимательно послушайте, и скажите как она называется и к какому виду она относится. Звучит тат.нар.песня “Тэфтлэу” - Назовите еще с какими татарскими песнями мы познакомились? 
 - Какие образы созданы в них? 
 
 
 
 - Теперь проведем угадай-ку. Прозвучат несколько песен, а вы скажите их названия Звучат песни: « Белый калфак» «Аллюки», «Салкын чишмэ». Случайно звучит песня «Жомга». - Как вы думаете, это озын кюй? Как она прозвучала? | 
 - «Музыка моего края» -пентатоника 
 
 - Озын көйләр, кыска көйләр, авыл көйләре, уен җырлары, бәетләр, мөнәҗәтләр. Слушают тат.нар.песню «Тэфтилэу» - Эта песня «Тэфтилэу». Относится к озын көй «Тэфтилэу», «Аллюки», «Салкын чишмэ», «Кара урман», «Гульджамал». - Образы отчизны красота и величие природы родного края. Образы рек, леса. Песни о татарских женщинах, где воспеты красота, благородство, трудолюбие, терпеливость татарских женщин. Угадывают татарские народные песни 
 - Эта песня нам не знакома… - нет. Она звучала быстро, коротко | 
 Настраиваются на восприятие учебного материала 
 | 
| Формулирование темы урока. | - Как вы думаете, о каких жанрах пойдет сегодня речь? Как мы сформулировать тему урока | «Разновидность татарских народных песен – кыска көй». | 
 | 
| Планирование деятельности | - А теперь составим план работы. 
 | Прослушать татарские народные песни кыска көй. Сравнить их и определить, что они выражают. | 
 | 
| Изучение нового материала | - Что вы можете сказать про разновидность татарских народных песен «Кыска кюй»? 
 - Да, вы правы. Совсем другими, противоположными по содержанию и характеру музыки озын кюй и лирическим напевам, являются кыска кюй (короткие напевы). кыска кюй – возникла на ярмарках, праздниках. Песни такого же построения можно встретить и у других народов. -как строится песня? Главные черты этого вида народного музыкального творчества: строгая симметричность построения, простота формы, четкий ритм, отсутствие сложных распевов, подвижный темп, доступность исполнения. Они выражают самые разнообразные настроения и имеют лирические, бытовые, любовные, шуточные сюжеты. К кыска кюй относится и весьма своеобразная форма диалогической песни, представляющей собой как бы разговор двух героев. К ним относится известная песня «Жизнэкэй» («Зятюшка»). Некоторые из кыска кюй посвящены городам и другим населенным пунктам, например, «Казан кое» («Казанский напев»). Слушание и просмотр песен «Жизнэкэй», «Жомга», «Алмагачлары» | - Эти песни отличаются от озын кюй быстрым темпом. но так же как и в протяжных песнях, в кыска кюй есть распевы, но более короткие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слушают и анализируют татарские народные песни. | 
 
 
 Ориентироваться в информационном материале 
 
 
 
 
 
 Анализировать музыкальное произведение; высказываться о содержании песни | 
| Вокально-хоровая работа | Разучивание татарской народной песни «Кария-Закария» | Вместе с учителем поют песню | 
 | 
| Закрепление темы урока | Татарский народ умеет не только петь и танцевать, но также может и исполнять музыку. А исполняет он её на различных музыкальных инструментах. Назовите их. | Учащиеся слушают звучание инструментов, отгадывают названия их, узнают новые сведения. | 
 | 
| Рефлексивно-оценочный этап | - Итак, посмотрите на план. Все ли мы успели? 
 
 
 - Какие тат.нар.песни мы прослушали? 
 - Что выражают эти песни? 
 На берегу 4 рек: Волги, Камы, Вятки и Белой раскинулся Татарстан. Живописны просторы нашего края, богаты ее недра. Льются по нему песни, раскрывающие красоту, приволье, богатство земли. Д.З. нарисуйте наш край. Постарайтесь передать картины услышанные в песнях на уроке. | Прослушать татарские народные песни кыска көй. Сравнить их и определить, какие образы созданы в них. «Жизнэкэй», «Жомга», «Алмагачлары» - Они выражают самые разнообразные настроения и имеют лирические, бытовые, любовные, шуточные сюжеты. | 
 | 
 
                                     
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                        