Урок музыки в 4 классе «Музыка моего края»
/data/files/c1580893607.ppt (Презентация «Музыка моего края»)
4 класс 2 четверть 4 урок
Раздел, Тема |
Раздел I. Музыка моего народа. «Разновидность татарских народных песен – кыска кюй». |
Цель темы |
- познакомить с жанром татарской народной песни кыска кюй |
Задачи Предметные: Личностные: |
- формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия; - формирование осознанного отношения к музыке: - формирование деятельностного отношения к музыке в процессе ее исполнения. |
Планируемый результат |
- уметь распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни; - петь с мягкой атакой; |
УУД |
регулятивные - выполнять учебные действия в качестве слушателя; познавательные – использовать общие приемы решения задач; коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. |
Основные понятия |
Народные песни, жанр народных песен: кыска кюй |
Тип урока |
Урок углубления новых знаний |
Методы обучения |
Беседа, наглядный |
Метапредметные связи |
Связь с историей, литературой. |
Ресурсы: - основные; - дополнительные |
Презентация |
Наглядные пособия |
Презентация, картины о природе, портреты композиторов. |
Организация пространства |
Компьютер, |
План-конспект урока
Технология проведения |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
Мотивационно-целевой этап
|
Музыкальное приветствие. -Здравствуйте, ребята! - назовите тему четверти - как называется лад из 5 звуков Распевание по звукам пентатоники Вокально-хоровая работа над песней «Солнечный край», «Туган тел» - На прошлых уроках мы с вами назвали разновидности татарских народных песен. Вспомните и перечислите их. - Сейчас прозвучит одна татарская народная песня. Вы внимательно послушайте, и скажите как она называется и к какому виду она относится. Звучит тат.нар.песня “Тэфтлэу” - Назовите еще с какими татарскими песнями мы познакомились?
- Какие образы созданы в них?
- Теперь проведем угадай-ку. Прозвучат несколько песен, а вы скажите их названия Звучат песни: « Белый калфак» «Аллюки», «Салкын чишмэ». Случайно звучит песня «Жомга». - Как вы думаете, это озын кюй? Как она прозвучала? |
- «Музыка моего края» -пентатоника
- Озын көйләр, кыска көйләр, авыл көйләре, уен җырлары, бәетләр, мөнәҗәтләр. Слушают тат.нар.песню «Тэфтилэу» - Эта песня «Тэфтилэу». Относится к озын көй «Тэфтилэу», «Аллюки», «Салкын чишмэ», «Кара урман», «Гульджамал». - Образы отчизны красота и величие природы родного края. Образы рек, леса. Песни о татарских женщинах, где воспеты красота, благородство, трудолюбие, терпеливость татарских женщин. Угадывают татарские народные песни
- Эта песня нам не знакома… - нет. Она звучала быстро, коротко |
Настраиваются на восприятие учебного материала
|
Формулирование темы урока. |
- Как вы думаете, о каких жанрах пойдет сегодня речь? Как мы сформулировать тему урока |
«Разновидность татарских народных песен – кыска көй». |
|
Планирование деятельности |
- А теперь составим план работы.
|
Прослушать татарские народные песни кыска көй. Сравнить их и определить, что они выражают. |
|
Изучение нового материала |
- Что вы можете сказать про разновидность татарских народных песен «Кыска кюй»?
- Да, вы правы. Совсем другими, противоположными по содержанию и характеру музыки озын кюй и лирическим напевам, являются кыска кюй (короткие напевы). кыска кюй – возникла на ярмарках, праздниках. Песни такого же построения можно встретить и у других народов. -как строится песня? Главные черты этого вида народного музыкального творчества: строгая симметричность построения, простота формы, четкий ритм, отсутствие сложных распевов, подвижный темп, доступность исполнения. Они выражают самые разнообразные настроения и имеют лирические, бытовые, любовные, шуточные сюжеты. К кыска кюй относится и весьма своеобразная форма диалогической песни, представляющей собой как бы разговор двух героев. К ним относится известная песня «Жизнэкэй» («Зятюшка»). Некоторые из кыска кюй посвящены городам и другим населенным пунктам, например, «Казан кое» («Казанский напев»). Слушание и просмотр песен «Жизнэкэй», «Жомга», «Алмагачлары» |
- Эти песни отличаются от озын кюй быстрым темпом. но так же как и в протяжных песнях, в кыска кюй есть распевы, но более короткие.
Слушают и анализируют татарские народные песни. |
Ориентироваться в информационном материале
Анализировать музыкальное произведение; высказываться о содержании песни |
Вокально-хоровая работа |
Разучивание татарской народной песни «Кария-Закария» |
Вместе с учителем поют песню |
|
Закрепление темы урока |
Татарский народ умеет не только петь и танцевать, но также может и исполнять музыку. А исполняет он её на различных музыкальных инструментах. Назовите их. |
Учащиеся слушают звучание инструментов, отгадывают названия их, узнают новые сведения. |
|
Рефлексивно-оценочный этап |
- Итак, посмотрите на план. Все ли мы успели?
- Какие тат.нар.песни мы прослушали?
- Что выражают эти песни?
На берегу 4 рек: Волги, Камы, Вятки и Белой раскинулся Татарстан. Живописны просторы нашего края, богаты ее недра. Льются по нему песни, раскрывающие красоту, приволье, богатство земли. Д.З. нарисуйте наш край. Постарайтесь передать картины услышанные в песнях на уроке. |
Прослушать татарские народные песни кыска көй. Сравнить их и определить, какие образы созданы в них. «Жизнэкэй», «Жомга», «Алмагачлары» - Они выражают самые разнообразные настроения и имеют лирические, бытовые, любовные, шуточные сюжеты. |
|