12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Толстиков Юрий Михайлович235
Россия, Самарская обл., Самара

Описание методической разработки

Тема урока: Славянские игрища (игры народов России)

Класс: 6

Учитель: Толстиков Ю.М. –учитель физической культуры

Толстикова И.Н. – учитель истории

 

Учебное пособие: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб.

для 6 кл. общеобразоват. учереждений / А.А. Данилов,

Л.Г. Косулина.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2014

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: бинарный: история +физкультура

Задачи урока:

Образовательная: дать представления об особенностях развития древнерусской культуры на примере славянских игр, факторах, повлиявших на её развитие; проверка знаний за пройденный период, устранение пробелов в знаниях;

Развивающая: развивать у учащихся речь, мышление, память, умения и навыки коллективной работы; ловкость, силу, смекалку, координацию.

Воспитательная: воспитывать уважение к культуре и историческому наследию.

Оборудование: компьютер, экран, музыкальный центр

Эпиграф: “О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская,

многими красотами прославлена ты…

Всем ты преисполнена, земля Русская…»

План урока.

Знакомство с понятием «славянские игрища»

Порядок проведения славянских игрищ (составная часть):

Зазывалки.

Жребий.

Игры

-военные («бой петухов»,

- на ловкость и силу («малечина-калечина», «ходули»)

- на повседневные занятия предков

- религозно-культоые

6. Пляски

- хоровод, хороводные игры («аленький цветочек»)

- пляски (танец «Барыня»)

7. Подведение итогов.

Ход урока.

Этапы урока

Ход урока.

Работа учащихся,

изображение

на экране

I Организационный момент.

Объявление целей урока, ознакомление с формой проведения.

Учитель. Сегодня мы с вами окунемся во времена Древней Руси, познакомимся, как проводили свободное время наши предки. А тема наша звучит так - «Славянские игрища»

Вопрос: Вы слышали об этих играх ? Что хотели бы узнать? (формирование задач урока, корректировка).

Слайд 1

Учащиеся: хотели бы узнать, в какие игры играли славяне

II. Основная часть

1. Знакомство с понятием «славянские игрища». Историческая справка.

Учитель. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Уже на раннем этапе язычества в период становления восточных славянских племён в 4 – 7 века н. э. существовали народные игрища, где встречались племя и род. Обожествляя Солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни, славяне поклонялись им. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, плясками, пением и заклинаниями. Игрища были приурочены к календарным языческим праздникам: семик – праздник, связанный с весенними земледельческими работами – посевом; обжинки – окончание жатвы, сбор урожая; таусень – Новый год и др.

2. Составные части игрищ на Руси.

Учитель. Игры на Руси начинались с зазывалок. Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….
Или: Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй? Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу
, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор: Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Вопрос: А какие зазывалки, вы, знаете?

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним – луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.

Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена- “механизмом случайного распределения ролей”.

Обыгрывается зазывалки и жребий.

3. учитель. Перед началом игры, нам необходимо пройти проверку - достойны ли вы оказаться в то историческое время, это вы докажем своими знаниями. Испытание- в Древней Руси важным умением считалось попадание в цель- дротиками, ножами, снежками. Вам тоже предстоит попробовать попасть в цель. Вы обратили внимание на нашу мишень, там цифры с заданиями, чем ближе попадете в цель, вас ожидает легкое задание по истории Киевской Руси. Чем дальше, тем сложнее. Первого готового идти на испытание мы уже выбрали.

4. Проверка знаний (приложение).

5. Учитель. Можно разделить народные игры на несколько типов:
игры, отражающие отношения человека и Природы
игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
игры по религиозно-культовым мотивам
игры на находчивость, быстроту и координацию
игры на силу и ловкость
военные игры.

Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям.

6. Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

Вопрос. Какие основные виды занятий были у древних славян?

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже
Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.

Игра «Удочка»


7. Игры по религиозно-культовым мотивам

Вопрос. Как называлась религия у древних славян до принятия христианства? Какие боги существовали? Кто охранял жилище? Какие сказочные персонажи существовали?

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Игра «Водяной»

8.Игры на силу и ловкость

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Игра «Малечина-Колечина»

«Дуга», «Репа»

9. Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде. В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Игра «Петушиный бой»

10.Хоровод.

Танец - это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства. Русские хороводы представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. С веселых пиров Владимира песни разносились по всей Руси и переходили из рода в род. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.

Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными. Хоровод известен всем племенам и княжествам. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo - круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод.

«Хороводная игра»,

11. Все славянские игрища заканчивались плясками и танцами. Пляски-соревнования, пляски-борьба, пляска-выбор невесты. Танец «Барыня»- это соревнование между юношами за невесту. В танце они должны показать свою удаль, умение и привлечь внимание девушки. Но ни в коем случае нельзя дотрагиваться не до девушки не до соперника, нельзя его отталкивать.

Но неизменно весной и летом игрища заканчивались игрой в «Ручеек»- это игра на сплочение, дружбу и доверие.

Музыка - игра на гуслях.

III Подведе-ние итогов

. Рефлексия.

Я УЗНАЛ, ЧТО……….

ИНТЕРЕСНЫЙ МОМЕНТ УРОКА, КОГДА…………

УРОК ЗАСТАВИЛ МЕНЯ ЗАДУМАТЬСЯ О…………

 

IVДом. Зад.

Самостоятельно изучить разделы культуры «Живопись, зодчество, письменность и литература», приготовить презентацию желающим, можно в группах.

 

Задания 1

 

Кому принадлежат слова

1. «Иду на Вы…»

2.

Задания 2

Перечисли, кто правил в Древней Руси, начиная с Рюрика.

Задание 3.

Что такой урок и погост?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.