Урок русского языка в 7 классе «Одна и две Н в наречиях на –о и –е»
Урок в 7 классе по теме «Одна и две Н в наречиях на –о и –е»
Цель:
обучающая:
- знать правило написания одной и двух Н в наречиях на –о и –е.
Развивающая:
-тренировка умения анализировать языковые ситуации.
Воспитывающая:
- формировать культуру устной и письменной речи;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки «Записная книжка наблюдателя», карточки №1, №2, №3, учебник «Русский язык 7 класс».
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
На улице зима. Погода замечательная. Ярко светит солнышко, и настроение у нас отличное. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
А урок у нас будет необычный, мы отправимся на прогулку, как вы думаете, куда? (Посмотрите на слайды№1 и №2). Какие есть варианты?
(В зимний сказочный лес)
А всё самое главное и интересное мы будем записывать в «Записную книжку наблюдателя», которая находится на столе у каждого из вас.
2. Актуализация знаний.
Но, прежде чем зайти в волшебный лес, нам нужно выполнить задание. (Слайд №3) В записных книжках вставьте буквы и объясните их написание.
Торжестве..ый
зако..ый
исправле..ый
взволнова..ый
пута..ый
искус..о
стра..о
радост..о
Проверка (слайд №4).
Торжественный – прилагательное, образ. от сущ. торжество + енн
законный – прилаг., образ. от сущ. закон + н
исправленный- причаст., образ. от глаг. сов.в + енн
взволнованный – прич., образ. от глаг. взволновать + нн
путаный- прилаг., образ от глаг путать несов.в.
искус..о
стра..о
радост..о
- А почему мы не можем объяснить последние три слова?
Оцените себя в записной книжке, внизу есть оценочный лист.
-Ребята, как вы думаете, гуляя по зимнему лесу, какую задачу мы будем решать? (Научиться писать Н и НН в суффиксах наречий) (Слайд №5)
- Молодцы, значит тема нашего урока?
«Одна и две н в наречиях на –о и –е»(Слайд № 6)
Запишите тему урока.
Объяснение нового материала.
Отправляемся в лес. (Слайд № 7)
Перед нами Опушка леса, здесь мы поработаем в группах.
Рассмотрите внимательно карточки №1, №2 и №3 и ответьте на вопрос:
« Почему в данных наречиях пишется одна или две н?»
Проверка задания. Ответы учащихся – 1-3 гр. «Одна н пишется в суффиксах наречий, потому что в словах, от которых они образованы, пишется одна Н»(слайд №8)
4-6 гр. «Две н пишутся в суффиксах наречий, потому что в словах, от которых они образованы, две н» (Слайд №8)
7 гр. « В наречиях на –о и –е пишется столько же н, сколько в словах, от которых они образованы» (слайд №8)
Откройте учебники, прочитайте внимательно правило про себя и подумайте, на что мы не обратили внимание. (Ребята уточняют, от чего образованы наречия на –о и –е.)
Ребята, вы молодцы, правильно провели наблюдение. Правило написания н и нн в суффиксах наречий такое (Слайд№9). (Чтение со слайда).
- Оцените свою работу на Опушке леса.
3. Закрепление материала.
1. Мы продолжаем прогулку. (Слайд №10) Перед нами чудесная картина. Белая береза. (слайд №11)Какое стихотворение вспоминается нам. Верно, это удивительные строчки С.А. Есенина. Давайте послушаем его. (Слайд №12). Но, слушая текст, вы должны найти проверочное слово к наречию, указанному во 2 задании «Записной книжки».
-Выполните задание №2.
- Как пишется наречие СОННО? (Слайд №13) Прочитайте свои словосочетания?
- Почему у вас наречие сочетается с глаголом? (признак действия)
Оцените себя в оценочном листе.
2. А мы продолжаем путь, и у нас следующее задание. (Слайд №14)
Запишите предложения в тетрадь. Определите часть речи, вставьте буквы и объясните орфограмму. Поработайте в парах.
Словно серебро рассыпа..о по полянке.
Выражение лица девочки было рассея..о.
Мальчик рассея..о отвечал на уроке.
Проверка со слайда №15. Объяснение ребят.
- Оцените свою работу.
3. Наша прогулка продолжается. Посмотрите, какие чудесные пейзажи. (Слайды №16-17) Так и хочется сказать строчками поэтов «Чародейкою зимой околдован лес стоит…» или «Темный лес что шапкой Принакрылся чудной, И застыл под нею крепко, непробудно».
Ребята, давайте мы тоже попробуем написать красивые строчки о зимнем лесе. В «Записной книжке наблюдателя» в задании №3 вставьте в текст пропущенные наречия. Используйте в своей работе слова для справок. Прочитайте, что у вас получилось. Проверьте написание наречий. (Проверка слайд №18)Оцените свою работу.
4. Итог урока.
- Ребята, наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу. Я думаю, что она не только дала вам новые знания, но и подняла настроение.
- Над какой орфограммой мы работали на уроке?
Мы теперь можем вернуться к первому заданию и его закончить.
(Слайд №17)
Молодцы!
5. Рефлексия.
В завершении урока продолжите предложение:
На уроке я … (узнал, открыл для себя..)
( научился…)
( могу похвалить себя и своих одноклассников за…)
6. Домашнее задание
Ребята, скоро Новый год, я хочу поздравить вас с наступающим праздником. И предлагаю дома написать сочинение-миниатюру на тему «Новый год», используя наречия с одной и двумя Н.
7. Оценивание. Посмотрите на свои оценки. У кого преобладают «5» и «4», поработали на уроке очень хорошо. Самыми активными на уроке были…
Молодцы! Спасибо за урок!