Урок русского языка в 7 классе «Суффиксы -о и -а на конце наречий»
Пояснительная записка к презентации
Цели урока:
а) обучающая: создать условия для осознанного изучения новой темы учащихся в системе различных методов; сформировать навык грамотного, безошибочного письма; формирование умения составлять алгоритм действий при решении орфографической задачи.
б) развивающая: формирование проблемного и критического мышления у учащихся путем включения их в активную мыслительную деятельность; развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся; развитие навыков анализа текста и работы со словарем; развитие устной диалогической речи.
в) воспитывающая: воспитание самостоятельности, критического отношения к себе; сотрудничество в работе, воспитание внимательного и культурного читателя, формирование жизненных установок и основ нравственности.
Ход урока:
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
II. Повторение изученного.
1.Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Морфологию) .
2. Что изучает Морфология? (части речи)
3. Какую часть речи мы изучаем? ( Наречие)
- Сегодня мы будем работать быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно. Я думаю, что вы легко ответить на любой мой вопрос. И чтобы вам не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно, мы будем стараться всё выполнять дружно, весело.
- Какая часть речи употреблена мной более всего? ( наречия)
Слайд №1
быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно, скучно, грустно, тоскливо, печально, дружно, весело. Давайте найдём наречия – синонимы и наречия – антонимы
Синонимы Антонимы
ловко – умело скучно-весело
скучно – грустно
тоскливо – печально
1.Дайте определение наречию. Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какова синтаксическая роль наречий в предложении?
(Наречие- самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? Где? Когда? Куда? Зачем? И т. д. 2.Наречия не изменяются. 3.В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами)
Мы вспомнили, что такое наречие как часть речи. А знаете ли вы игру “Что? Где? Когда?”?
- Я предлагаю вам сыграть в игру “Что? Где? Почему”. Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 15 секунд. И отвечать вы будете сами за себя, без обсуждения.
Итак, тема сегодняшней игры: “Наречия. Повторение того материала, который мы уже изучили. А в роли отсутствующих телезрителей согласились быть учащиеся 8-9х классов нашей школы, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал. Принимаете вызов? Попробуйте свои силы?
Вопросы
1. С вами играет
Фофанов Николай 8 «а» класс
Внимание вопрос:
Найдите наречия:
(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре
(Правильный ответ:
В начале пути. У пути есть начало. Это существительное с предлогом. Вначале – наречие)
2. С вами играет Илюшин Михаил 8«а» класс.
Найдите наречия:
Тема раскрыта далеко (не)полно.
Объясните написание наречия: Далеко (не)полно.
(Правильный ответ:
Далеко не полно (есть слово, усиливающее отрицание).)
3. С вами играет Абрамова Ольга 8 «а» класс.
Найдите наречия:
Он чувствует себя (не)плохо.
Объясните написание наречия: (не)плохо.
Правильный ответ:
Неплохо – пишется слитно, можно заменить синонимом без –НЕ: ХОРОШО.
4. С вами играет Гольцов Алексей 8 «а» класс.
Найдите наречия:
День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.
Правильный ответ:
(День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.
Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное).
5. С вами играет Голубева Екатерина 9 «а» класс
Вставьте пропущенные буквы
Они вскач(?) мчат(?)ся;
Выйдеш(?) замуж(?)
6. С вами играет Кандалова Мария 9 «а» класс
Найдите наречия:
Алексей завернулся в плащ, мужестве..о подавляя волнение.
Объясните написание наречия: Мужестве…о
(Правильный ответ:
Мужественно от прил. “мужественный”)
7. С вами играет Руренко Александр 9 «а» класс
Вставьте пропущенные буквы
Хорош… повеселит(?)ся;
Неуклюж… передвигат(?)ся
8. С вами играет Щербакова Анастасия 9 «а» класс
Найдите наречия:
Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.
Объясните написание наречия: (не)уверенно
(Правильный ответ:
Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).)
9. С вами играет Трапезин Сергей 9 «а» класс
Найдите наречия:
Витя хорошо говорил (по)немецки.
Объясните написание наречия: (по)немецки.
(Правильный ответ: по-немецки, т.к приставка ПО и суффикс –И.)
III. Изучение нового материала.
- Прочитайте предложения и найдите наречия.
Солнце изредк… показывалось из-за туч.
Он занов… начал писать сочинение
Объясните написание наречия: изредк.., занов…
- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Обратите внимание на наречия изредка и заново.
Учитель: Над какой темой будем работать?
Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы А-О на конце наречий.
Слайд №6
Запишите тему урока. Буквы О и А на конце наречий.
Чему мы должны научиться?
Учащиеся познакомимся с новой орфограммой – правописание букв о и а на конце наречий.
Учащиеся: Знать: правописание О – А на конце наречий
Уметь: объяснять выбор написания О – А на конце наречий
- От каких частей речи образовались эти слова?
– Почему при написании таких слов легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах изредка и заново.
- А помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
4. Работа с правилом
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
ЗА ЗАнaвО
НА + О НАчистО
В ВлевО
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
ИЗ ИЗдалекА
ДО + А ДОсытА
С СлевА
Подсказка (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (например: окно)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА
НА + окнОзасветл…
В
ИЗ
ДО + окнАизредк
С
- Назовем это правило: правилом окна. НО этому правилу подчиняются только наречия, образованные от прилагательных, в которых приставок не было. Если приставки были заранее, на конце таких наречий пишем О.
Например:
Изменчивый – изменчиво,
Доступный – доступно,
Доходчивый – доходчиво.
Смотрим, есть ли в наречии приставки ИЗ-, ДО-, С-
да нет
рассуждаю дальше пишу О
Смотрим, как образовано наречие
от бесприставочного прилаг. от прилагательного с приставкой
пишу А пишу О
4. Закрепление пройденного материала.
1 Задание
Объяснительный диктант – выписать наречия, объяснить правописание О, А на конце.
Встаём засветл... и работаем дотемн..., только изредк... на обед и отвлекаемся. Досыт... не наедаемся: надолг... никак не уйдёшь — столько работы! Ходим слев... направ..., а потом справ... налев... — кандидатов рассматриваем. Прямо как в модельном агентстве! Только всех отсмотришь — снов... кандидаты пришли, уже другие. Начинай сначал...!
– Вы отлично работаете, и, кажется, что тема для вас нетрудна. Но давайте немного отдохнем.
5. Физкультминутка
Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.
6. Работа на закрепление изученного
Задание 2 (на доске)
– Замените словосочетание одним наречием. Заменяем и комментируем написание.
1. идти в правую сторону (вправо)
2. упасть как мертвый (замертво)
3. растереть до белого цвета (добела)
4. расстаться на долгое время (надолго)
5. знаем с давних пор (издавна)
Задание 3.
Упражнение 455 – «Кто больше?» (первые 4 слова: левый, правый, новый, долгий).
Влево, вправо,
Заново, задолго,
Налево, направо, наново, надолго
Слева, справа, снова,
Задание 4.
Выборочный диктант
1 вариант – выписать словосочетания с наречиями на – О
2 вариант - выписать словосочетания с наречиями на – А
(Предложения напечатаны на листочках)
Окна вагона часто бывали наглух… залеплены снегом.
Солнце было раскалено докрасн… .
Ветер снов… усилился.
Серое небо предвещало дождь надолг… .
Посмотри-ка вправ… .
Начни все сначал… .
Издалек… послышался шум.
– Но это ещё не всё. Ребята, я вам предлагаю показать, что вы не только умеете правильно писать наречия на О и А, но и использовать их в своей речи.
Задание 5.
Развитие речи. Сочинение-миниатюра на тему «Как я готовлю уроки»
(используя наречия: снова, слева, справа, сбоку, сначала, досконально, вначале и другие).
7. Домашнее задание
1. Правило на с.43
2. Упражнение 456
8. Рефлексия. Итог урока
- А сейчас ответьте пожалуйста, что вам запомнилось больше всего на уроке?
- Давайте вернемся к самому началу урока.
- Ребята, как вы провели эти 45 минут? (ответы детей: спасибо, отлично. А вы как?)
/data/files/z1475430891.ppt (Презентация к уроку)
Надежда Владимировна Кучмина