12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Голубева Елена Николаевна89
Россия, Саратовская обл., Духовницкий район
3

Суффиксы -о и -а на конце наречий



Цели урока:

а) обучающая: создать условия для осознанного изучения новой темы учащихся в системе различных методов; сформировать навык грамотного, безошибочного письма; формирование умения составлять алгоритм действий при решении орфографической задачи.

б) развивающая: формирование проблемного и критического мышления у учащихся путем включения их в активную мыслительную деятельность; развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся; развитие навыков анализа текста и работы со словарем; развитие устной диалогической речи.

в) воспитывающая: воспитание самостоятельности, критического отношения к себе; сотрудничество в работе, воспитание внимательного и культурного читателя, формирование жизненных установок и основ нравственности.

Ход урока:

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

II. Повторение изученного.

1.Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Морфологию) .

2. Что изучает Морфология? (части речи)

3. Какую часть речи мы изучаем? ( Наречие)

- Сегодня мы будем работать быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно. Я думаю, что вы легко ответить на любой мой вопрос. И чтобы вам не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно, мы будем стараться всё выполнять дружно, весело.

- Какая часть речи употреблена мной более всего? ( наречия)

Слайд №1

быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно, скучно, грустно, тоскливо, печально, дружно, весело. Давайте найдём наречия – синонимы и наречия – антонимы

Синонимы Антонимы

ловко – умело скучно-весело

скучно – грустно

тоскливо – печально

1.Дайте определение наречию. Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какова синтаксическая роль наречий в предложении?

(Наречие- самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? Где? Когда? Куда? Зачем? И т. д. 2.Наречия не изменяются. 3.В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами)

Мы вспомнили, что такое наречие как часть речи. А знаете ли вы игру “Что? Где? Когда?”?

- Я предлагаю вам сыграть в игру “Что? Где? Почему”. Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 15 секунд. И отвечать вы будете сами за себя, без обсуждения. 


Итак, тема сегодняшней игры: “Наречия. Повторение того материала, который мы уже изучили. А в роли отсутствующих телезрителей согласились быть учащиеся 8-9х классов нашей школы, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал. Принимаете вызов? Попробуйте свои силы?

Вопросы
1. С вами играет

Фофанов Николай 8 «а» класс

Внимание вопрос: 
Найдите наречия: 

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре
(Правильный ответ: 
В начале пути. У пути есть начало. Это существительное с предлогом. Вначале – наречие)

2. С вами играет Илюшин Михаил 8«а» класс.
Найдите наречия: 

Тема раскрыта далеко (не)полно.

Объясните написание наречия: Далеко (не)полно.
(Правильный ответ: 
Далеко не полно (есть слово, усиливающее отрицание).)

3. С вами играет Абрамова Ольга 8 «а» класс.
Найдите наречия:

Он чувствует себя (не)плохо.

Объясните написание наречия: (не)плохо.
Правильный ответ:
Неплохо – пишется слитно, можно заменить синонимом без –НЕ: ХОРОШО.

4. С вами играет Гольцов Алексей 8 «а» класс.
Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.

Правильный ответ:
(День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.
Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное).

5. С вами играет Голубева Екатерина 9 «а» класс

Вставьте пропущенные буквы

Они вскач(?) мчат(?)ся;

Выйдеш(?) замуж(?)

6. С вами играет Кандалова Мария 9 «а» класс
Найдите наречия:

Алексей завернулся в плащ, мужестве..о подавляя волнение.

Объясните написание наречия: Мужестве…о

(Правильный ответ: 
Мужественно от прил. “мужественный”)

7. С вами играет Руренко Александр 9 «а» класс

Вставьте пропущенные буквы

Хорош… повеселит(?)ся;

Неуклюж… передвигат(?)ся

 

8. С вами играет  Щербакова Анастасия 9 «а» класс
Найдите наречия:
Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.
Объясните написание наречия: (не)уверенно

(Правильный ответ: 
Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).)

9. С вами играет  Трапезин Сергей 9 «а» класс
Найдите наречия:
Витя хорошо говорил (по)немецки.

Объясните написание наречия: (по)немецки.

(Правильный ответ: по-немецки, т.к приставка ПО и суффикс –И.)
 

III. Изучение нового материала.

- Прочитайте предложения и найдите наречия.

Солнце изредк… показывалось из-за туч.
Он занов… начал писать сочинение

Объясните написание наречия: изредк.., занов…

- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Обратите внимание на наречия изредка и заново.

Учитель: Над какой темой будем работать?
Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы А-О на конце наречий.

Слайд №6

Запишите тему урока. Буквы О и А на конце наречий.

Чему мы должны научиться?

Учащиеся познакомимся с новой орфограммой – правописание букв о и а на конце наречий.

Учащиеся: Знать: правописание О – А на конце наречий

Уметь: объяснять выбор написания О – А на конце наречий

- От каких частей речи образовались эти слова?
– Почему  при написании таких слов легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах изредка и заново.
- А помогут нам разобраться с такими случаями приставки.

4. Работа  с правилом

Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
ЗА                                        ЗАнaвО
НА   +   О                            НАчистО
В                                          ВлевО

-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова

ИЗ                                        ИЗдалекА
ДО   +   А                            ДОсытА
С                                          СлевА

Подсказка (чтобы не заучивать приставки)

Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (например: окно)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
 

ЗА
НА   +   окнОзасветл…
В

ИЗ
ДО   +   окнАизредк
С

- Назовем это правило: правилом окна. НО этому правилу  подчиняются только наречия, образованные от прилагательных, в которых приставок не было. Если приставки были заранее, на конце таких наречий пишем О.
Например:
Изменчивый – изменчиво,
Доступный – доступно,
Доходчивый – доходчиво.

Смотрим, есть ли в наречии приставки ИЗ-, ДО-, С-

да нет

рассуждаю дальше пишу О

Смотрим, как образовано наречие

от бесприставочного прилаг. от прилагательного с приставкой

пишу А пишу О



4. Закрепление пройденного материала.

1 Задание
Объяснительный диктант – выписать наречия, объяснить правописание  О, А на конце.

Встаём  засветл... и работаем дотемн..., только изредк... на обед и отвлекаемся. Досыт... не наедаемся: надолг... никак не уйдёшь — столько работы! Ходим слев... направ..., а потом справ... налев... — кандидатов рассматриваем. Прямо как в модельном агентстве! Только всех отсмотришь — снов... кандидаты пришли, уже другие. Начинай сначал...!

– Вы отлично работаете, и, кажется, что тема для вас нетрудна. Но давайте немного отдохнем.

5. Физкультминутка

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.


6. Работа на закрепление изученного
Задание 2  (на доске)
– Замените словосочетание одним наречием. Заменяем и комментируем написание.
1. идти в правую сторону (вправо)
2. упасть как мертвый (замертво)
3. растереть до белого цвета (добела)
4. расстаться на долгое время (надолго)
5. знаем с давних пор (издавна)


 

Задание 3. 

Упражнение 455 – «Кто больше?» (первые 4 слова: левый, правый, новый, долгий).

Влево, вправо,

Заново, задолго,

Налево, направо, наново, надолго

Слева, справа, снова,

 

Задание 4. 

Выборочный диктант

1 вариант – выписать словосочетания с наречиями на – О

2 вариант - выписать словосочетания с наречиями на – А

(Предложения напечатаны на листочках)

Окна вагона часто бывали наглух… залеплены снегом.

Солнце было раскалено докрасн… .

Ветер снов… усилился.

Серое небо предвещало дождь надолг… .

Посмотри-ка вправ… .

Начни все сначал… .

Издалек… послышался шум.

Но это ещё не всё. Ребята, я вам предлагаю показать, что вы не только умеете правильно писать наречия на  О и А, но и использовать их в своей речи.


Задание 5. 

Развитие речи. Сочинение-миниатюра на тему «Как я готовлю уроки»
(используя наречия: снова, слева, справа, сбоку, сначала, досконально, вначале и другие).

7. Домашнее задание
1. Правило на с.43

2. Упражнение 456



8. Рефлексия. Итог урока
- А сейчас ответьте пожалуйста,  что вам запомнилось больше всего на уроке?
- Давайте вернемся к самому началу урока.
- Ребята, как вы провели эти 45 минут? (ответы детей: спасибо, отлично. А  вы как?)

/data/files/z1475430891.ppt (Презентация к уроку)

Опубликовано


Комментарии (1)

Надежда Владимировна Кучмина, 22.11.16 в 18:33 0Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна, спасибо за интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.