Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е»
Урок в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е»
Цель:
обучающая:
- знать правило слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е.
Развивающая:
-тренировка умения анализировать языковые ситуации.
Воспитывающая:
- формировать культуру устной и письменной речи;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки №1, №2, №3, №4, карточки с текстом, корзинки для сувениров, сувениры трех цветов: красные, зеленые и синие; бабочки, учебник «Русский язык 7 класс».
Карточка №1 Раскройте скобки, объясните орфограмму. (Не)брежно выполнить, (не)истово кричать, взглянуть (не)навидяще, (не)ряшливо одеться. |
Карточка №2 Замените синонимом–наречием с не. Плохо сделать уроки, громко петь песни, низко поднялись сосны, (фальшиво) улыбаться. |
Карточка №3 Раскройте скобки, объясните орфограмму. (Не) чисто убрано в избушке у Бабы Яги, а очень грязно. Ласковое слово сказать (не)трудно, а споро. Умное слово звучит (не)тяжело, а легко. Карточка №4 Закончите предложение. Далеко (не) глупо... Ничуть (не) ласково... Вовсе (не) приятно... |
А: Вставьте подходящие по смыслу наречия. Мы продвигаемся _______________поперек лесной речонки. Мне ______________жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. И вот мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь ____________ посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне ___________ вырисовываются ближайшие сосны. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я _____________ вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Слова для справок: ( невыносимо, невольно, неторопливо, немного, немедленно, неясно). |
А Мы продвигаемся _______________поперек лесной речонки. Мне ______________жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. И вот мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь ____________ посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне ___________ вырисовываются ближайшие сосны. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я _____________ вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Слова для справок: ( невыносимо, невольно, неторопливо, немного, немедленно, неясно). (Продолжите текст) |
Структура урока
Этапы урока | Время реализации |
Организационная ситуация | 7 минуты |
Объяснение нового материала | 13 минут |
Закрепление | 16 минут |
Рефлексия | 2минуты |
Домашнее задание и оценивание | 2минуты |
Ход урока
1.Организационная ситуация.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Ивановна. Сегодня я проведу у вас необычный урок. Урок-путешествие.
Мы отправляемся в путь на корабле «Знание».(Слайд №1)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Прямо к острову крутому,
Прямо к граду непростому.
Град Наречинском зовется,
Как наречьям там живется?..
Но кораблик не пускает
Стайка белых лебедей,
Нам задания готовят
Пять непрошеных гостей.
(Слайд №2)
( На птицах даны слова: говорить (неправду), (не) решил задачу, нисколько (не)интересный, (не)написанное, а напечатанное письмо, идти (не)торопливо)
- Ребята, вспомните правило, раскройте скобки и объясните написание не с частями речи.
-Ребята, почему вы не уверены в написании слова (не)торопливо? (Так как еще не знаем, как пишется НЕ снаречиями.)
Значит сегодня на уроке мы узнаем, как пишутся с не наречия на –о и –е.
Запись даты и темы урока.
2. Объяснение нового материала.
(Слайд №4)
Ветер весело шумит,
Судно к острову спешит.
В град Наречинск поспешим,
И проблему разрешим.
(Слайд№5)
-Итак, ребята, мы находимся на остановке «Улица Слитная»
Три сестрицы нам навстречу
Вышли вдруг из-за угла,
Вот Нелепо и Небрежно,
Неуклюже, как всегда!
Слитно с НЕ наречья эти,
Объясните это, дети!
- Почему наречия нелепо, небрежно, неуклюже написаны слитно?
( Наречия нелепо, небрежно, неуклюже пишутся слитно, так как эти слова без не не употребляются.)
Учитель записывает данные наречия на доску, а дети в тетрадь.
Нелепо (не употр.)
небрежно (не употр.)
неуклюже (не употр.)
(Слайд №6)
А вот идут два друга
Невесело и Грубо,
Ой, что же это я
Оговорилась, ведь это к нам
Невежливо спустилось.
Ребята, помогите мне, что-то я запуталась совсем, где Невежливо, а где Грубо, и что такое Невесело?
(Невежливо и грубо – это синонимы, поэтому невежливо пишется слитно, а невесело – это значит грустно, значит тоже пишем слитно.)
Учитель записывает слова на доску, а дети в тетрадь.
Невежливо (грубо); невесело ( грустно)
- Когда наречия на –о и –е пишутся с не слитно? ( Не с наречиями на –о и –е пишутся слитно, если 1) слово без не не употребляется, 2) слово можно заменить синонимом без не).
Жители этой улицы приготовили нам задание. (Слайд №7) Нужно составить из предложенных слов словосочетания. Запишите их в тетради, объясните написание.
Негодующе, выкопать, говорить, неуклюже, нешироко, засмеяться, танцевать нечаянно.
Проверка:
-Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, глядя на экран.( Слайд №8)
( Негодующе говорить, нешироко выкопать, неуклюже танцевать, нечаянно засмеяться.)
И отправляемся дальше.
Нас ждет остановка «Площадь Раздельная». (Слайд № 9)
На площади Раздельной
Два друга повстречались.
Одежда их забавной
Всем нам вдруг показалась.
- В чем забавность этих наречий? (Пишутся раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.)
Запись на доску и в тетради: не громко, а тихо; не далеко, а близко.
Наверное, жители города Наречинска решили нас удивить. Посмотрите, какие наречия вышли нам навстречу (слайд№10). В чем их необычность? (Наречия со словами далеко, ничуть усиливают утверждение, поэтому наречия пишутся раздельно)
Запись слов на доску и в тетради: далеко не глупо, ничуть не ласково.
- Какой вывод можно сделать о наречиях, встретившихся нам на площади. (Наречия на -о и -е пишутся с не раздельно, если1) в предложении есть противопоставление с союзом а, 2)есть в предложении слова далеко не, ничуть не.)
Ребята, жители площади Раздельная тоже приготовили нам сюрприз. Они дарят нам два предложения, но только их нужно восстановить. (Слайд №11)
Итак, восстановите порядок слов в данных предложениях:
Не, а, ответил, точно, приблизительно, вопрос, на, мальчик.
Не, интересно, сочинение, написано, далеко.
(Самопроверка (Слайд №12).
Чудесные жители встретили нас,
О них мы сейчас приготовим рассказ.
Расскажите, что вы узнала о жителях города Наречинска. (Это наречия на -о и -е, которые с не пишутся слитно или раздельно.)
Когда наречия на -о и -е пишутся с не слитно? А когда - раздельно? (Слайд №13)
Ребята, откройте учебник на стр. 102. Прочитайте вслух правило.
Вы, ребята, молодцы! С легкостью преодолеваете все трудности нашего путешествия.
3. Закрепление
(слайд №14)
Парк сейчас мы посетим,
От души поговорим.
Но преграда на пути:
Нужно в парк нам тот войти.
- Чтобы попасть в парк, нужно купить билеты, то есть выполнить упражнение.
Комментированное письмо
Говорил несвязно (не употр.); нелегко сделать (трудно), говорил неторопливо (медленно); завязано не крепко, а слабо; вовсе не замечательно сделано.
2. Все преграды мы прошли
И к поляне подошли.
Сядем тихо у цветочка,
Посидим, поговорим,
Насладимся ароматом,
Вместе с бабочкой взлетим.
- А чтобы скучно нам не было, возьмем в руки карточки с номерам и выполним задание в парах.
Проверка: На прекрасной цветочной поляне растут удивительные цветы. Своим волшебным ароматом они приглашают к себе красивых бабочек.
- Итак, один человек из пары выходит к доске и садит бабочку на цветок, если слова из карточки он написал слитно, рядом с цветком, если слова пишутся раздельно. Объясняет, почему. Второй ученик из пары зачитывает примеры.
3. На цветочной солнечной поляне
Было много света и тепла,
Но дорога не дает сидеть на месте,
Дальше в путь с собою позвала.
Творческая работа. На карточка с буквой А вставьте подходящие по смыслу наречия на –о и –е с не, объясните написание наречий. Если на ваших карточках стоит многоточие, постарайтесь продолжить текст (2-3 предложения).
Проверка: чтение 2-3 работ, одновременно проверка с экрана (слайд №15).
Ребята, прочитайте предложения, которые вы придумали.
Молодцы!.
4. Рефлексия.
К концу подходят испытанья,
Вы получили много знаний.
И капитан нас в путь зовет,
Ведь наш урок к концу идет.
Но что-то держит нас еще…
Ребята, о чем же мы забыли, ведь мы не можем плыть по Орфографическому океану, не решив проблему.
- Как пишется это наречие? Почему?
- Когда не с наречиями на -о и -е пишется слитно? (Примеры)
- Когда не с наречиями на -о и -е пишется раздельно? (Примеры)
5. Домашнее задание: с. 102 по правилу составьте схему-рисунок «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е».
Упр. 220
Спасибо за урок, все были молодцы!
Дементьева Ирина Михайловна
Ирина Владимировна Казарцева