12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петроченко Татьяна Ивановна82
Россия, Омская обл., с. Георгиевка

Урок в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е»

Цель:

обучающая:

- знать правило слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е.

Развивающая:

-тренировка умения анализировать языковые ситуации.

Воспитывающая:

- формировать культуру устной и письменной речи;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки №1, №2, №3, №4, карточки с текстом, корзинки для сувениров, сувениры трех цветов: красные, зеленые и синие; бабочки, учебник «Русский язык 7 класс».



Карточка №1

Раскройте скобки, объясните орфограмму.


(Не)брежно выполнить, (не)истово кричать, взглянуть (не)навидяще, (не)ряшливо одеться.



Карточка №2

Замените синонимом–наречием с не.

Плохо сделать уроки, громко петь песни, низко поднялись сосны, (фальшиво) улыбаться.





Карточка №3

Раскройте скобки, объясните орфограмму.

(Не) чисто убрано в избушке у Бабы Яги, а очень грязно.

Ласковое слово сказать (не)трудно, а споро.

Умное слово звучит (не)тяжело, а легко.

Карточка №4

Закончите предложение.

Далеко (не) глупо...

Ничуть (не) ласково...

Вовсе (не) приятно...



А: Вставьте подходящие по смыслу наречия.

Мы продвигаемся _______________поперек лесной речонки. Мне ______________жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. И вот мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь ____________ посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне ___________ вырисовываются ближайшие сосны. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я _____________ вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть?

Слова для справок: ( невыносимо, невольно, неторопливо, немного, немедленно, неясно).





А

Мы продвигаемся _______________поперек лесной речонки. Мне ______________жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. И вот мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь ____________ посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне ___________ вырисовываются ближайшие сосны. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я _____________ вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть?

Слова для справок: ( невыносимо, невольно, неторопливо, немного, немедленно, неясно).

(Продолжите текст)




t1641486722aa.gift1641486722ab.gift1641486722ac.gif

t1641486722ad.jpg


Структура урока

Этапы урока

Время реализации

Организационная ситуация

7 минуты

Объяснение нового материала

13 минут

Закрепление

16 минут

Рефлексия

2минуты

Домашнее задание и оценивание

2минуты



Ход урока

1.Организационная ситуация.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Ивановна. Сегодня я проведу у вас необычный урок. Урок-путешествие.

Мы отправляемся в путь на корабле «Знание».(Слайд №1)

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Прямо к острову крутому,

Прямо к граду непростому.

Град Наречинском зовется,

Как наречьям там живется?..

Но кораблик не пускает

Стайка белых лебедей,

Нам задания готовят

Пять непрошеных гостей.

(Слайд №2)

( На птицах даны слова: говорить (неправду), (не) решил задачу, нисколько (не)интересный, (не)написанное, а напечатанное письмо, идти (не)торопливо)

- Ребята, вспомните правило, раскройте скобки и объясните написание не с частями речи.

-Ребята, почему вы не уверены в написании слова (не)торопливо? (Так как еще не знаем, как пишется НЕ снаречиями.)

Значит сегодня на уроке мы узнаем, как пишутся с не наречия на –о и –е.

Запись даты и темы урока.




2. Объяснение нового материала.

(Слайд №4)

Ветер весело шумит,

Судно к острову спешит.

В град Наречинск поспешим,

И проблему разрешим.

(Слайд№5)

-Итак, ребята, мы находимся на остановке «Улица Слитная»

Три сестрицы нам навстречу

Вышли вдруг из-за угла,

Вот Нелепо и Небрежно,

Неуклюже, как всегда!

Слитно с НЕ наречья эти,

Объясните это, дети!

- Почему наречия нелепо, небрежно, неуклюже написаны слитно?

( Наречия нелепо, небрежно, неуклюже пишутся слитно, так как эти слова без не не употребляются.)

Учитель записывает данные наречия на доску, а дети в тетрадь.

Нелепо (не употр.)

небрежно (не употр.)

неуклюже (не употр.)

(Слайд №6)

А вот идут два друга

Невесело и Грубо,

Ой, что же это я

Оговорилась, ведь это к нам

Невежливо спустилось.

Ребята, помогите мне, что-то я запуталась совсем, где Невежливо, а где Грубо, и что такое Невесело?

(Невежливо и грубо – это синонимы, поэтому невежливо пишется слитно, а невесело – это значит грустно, значит тоже пишем слитно.)

Учитель записывает слова на доску, а дети в тетрадь.

Невежливо (грубо); невесело ( грустно)

- Когда наречия на –о и –е пишутся с не слитно? ( Не с наречиями на –о и –е пишутся слитно, если 1) слово без не не употребляется, 2) слово можно заменить синонимом без не).

Жители этой улицы приготовили нам задание. (Слайд №7) Нужно составить из предложенных слов словосочетания. Запишите их в тетради, объясните написание.

Негодующе, выкопать, говорить, неуклюже, нешироко, засмеяться, танцевать нечаянно.

Проверка:

-Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, глядя на экран.( Слайд №8)

( Негодующе говорить, нешироко выкопать, неуклюже танцевать, нечаянно засмеяться.)

И отправляемся дальше.

Нас ждет остановка «Площадь Раздельная». (Слайд № 9)

На площади Раздельной

Два друга повстречались.

Одежда их забавной

Всем нам вдруг показалась.

- В чем забавность этих наречий? (Пишутся раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.)

Запись на доску и в тетради: не громко, а тихо; не далеко, а близко.

Наверное, жители города Наречинска решили нас удивить. Посмотрите, какие наречия вышли нам навстречу (слайд№10). В чем их необычность? (Наречия со словами далеко, ничуть усиливают утверждение, поэтому наречия пишутся раздельно)

Запись слов на доску и в тетради: далеко не глупо, ничуть не ласково.

- Какой вывод можно сделать о наречиях, встретившихся нам на площади. (Наречия на -о и -е пишутся с не раздельно, если1) в предложении есть противопоставление с союзом а, 2)есть в предложении слова далеко не, ничуть не.)

Ребята, жители площади Раздельная тоже приготовили нам сюрприз. Они дарят нам два предложения, но только их нужно восстановить. (Слайд №11)

Итак, восстановите порядок слов в данных предложениях:

Не, а, ответил, точно, приблизительно, вопрос, на, мальчик.

Не, интересно, сочинение, написано, далеко.

(Самопроверка (Слайд №12).

Чудесные жители встретили нас,

О них мы сейчас приготовим рассказ.

Расскажите, что вы узнала о жителях города Наречинска. (Это наречия на -о и -е, которые с не пишутся слитно или раздельно.)

Когда наречия на -о и -е пишутся с не слитно? А когда - раздельно? (Слайд №13)

Ребята, откройте учебник на стр. 102. Прочитайте вслух правило.


Вы, ребята, молодцы! С легкостью преодолеваете все трудности нашего путешествия.

3. Закрепление


(слайд №14)

Парк сейчас мы посетим,

От души поговорим.

Но преграда на пути:

Нужно в парк нам тот войти.

- Чтобы попасть в парк, нужно купить билеты, то есть выполнить упражнение.

Комментированное письмо

Говорил несвязно (не употр.); нелегко сделать (трудно), говорил неторопливо (медленно); завязано не крепко, а слабо; вовсе не замечательно сделано.


2. Все преграды мы прошли

И к поляне подошли.

Сядем тихо у цветочка,

Посидим, поговорим,

Насладимся ароматом,

Вместе с бабочкой взлетим.

- А чтобы скучно нам не было, возьмем в руки карточки с номерам и выполним задание в парах.

Проверка: На прекрасной цветочной поляне растут удивительные цветы. Своим волшебным ароматом они приглашают к себе красивых бабочек.

- Итак, один человек из пары выходит к доске и садит бабочку на цветок, если слова из карточки он написал слитно, рядом с цветком, если слова пишутся раздельно. Объясняет, почему. Второй ученик из пары зачитывает примеры.



3. На цветочной солнечной поляне

Было много света и тепла,

Но дорога не дает сидеть на месте,

Дальше в путь с собою позвала.

Творческая работа. На карточка с буквой А вставьте подходящие по смыслу наречия на –о и –е с не, объясните написание наречий. Если на ваших карточках стоит многоточие, постарайтесь продолжить текст (2-3 предложения).

Проверка: чтение 2-3 работ, одновременно проверка с экрана (слайд №15).

Ребята, прочитайте предложения, которые вы придумали.

Молодцы!.

4. Рефлексия.

К концу подходят испытанья,

Вы получили много знаний.

И капитан нас в путь зовет,

Ведь наш урок к концу идет.

Но что-то держит нас еще…

Ребята, о чем же мы забыли, ведь мы не можем плыть по Орфографическому океану, не решив проблему.

- Как пишется это наречие? Почему?

- Когда не с наречиями на -о и -е пишется слитно? (Примеры)

- Когда не с наречиями на -о и -е пишется раздельно? (Примеры)

5. Домашнее задание: с. 102 по правилу составьте схему-рисунок «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е».

Упр. 220

Спасибо за урок, все были молодцы!



Опубликовано


Комментарии (2)

Дементьева Ирина Михайловна, 06.01.22 в 22:56 0Ответить Пожаловаться
Заявлена презентация. Татьяна Ивановна, если бы Вы её добавили, то сложилась более полная картина о ресурсе.
Ирина Владимировна Казарцева, 07.01.22 в 05:33 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть презентацию...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.