Вводный урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Пояснительная записка к презентации
Тематический план урока русского языка
1) Класс 7;
2) количество часов: всего - 110, в неделю - 3;
3) р/р – 21 ч.;
4) программа для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2010.
Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
5) учебный комплекс М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. для 7 класса
6) учитель Файзуллина Наталья Александровна
7) распределение часов по темам и видам работы.
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Задачи урока |
Методы и приёмы |
Содержание урока |
Формы контроля |
р/р |
Оснащение урока |
д/з |
129 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
Изучение нового материала(лекция с элементами презентации), закрепление пройденного, практическое выполнение упражнений |
Рассмотреть проблемные вопросы Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями; Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях. |
Метод проблемного изучения материала. Организация учебного процесса. С помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые предают обучению поисково-исследовательский характер. |
§24, работа с карточками упр. 132. |
Беседа, проблемные задания, работа с карточками. |
Компьютер, проектор, презентация «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», работа по карточкам «Слитное и раздельное написание НЕ с с существительными, прилагательными, глаголами.»,вопросы для фронтального опроса. |
§24, упр. 134, 136, |
|
130 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков (практикум). |
Закрепить знание учащихся, повторить изученное. |
Репродуктивный метод предполагает применение изученного материала на основе образца или правил |
§24, упр. 133, 137 |
Беседа, работа с текстами. |
Творческая часть д/з, у.138. |
Компьютер, проектор, презентация «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.», Орфографическая диктовка, вопросы для фронтального опроса. |
§24, упр. 138, творческое задание – найти 2-3 примера, обозначающие условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиям |
Урок объяснения нового материала
Тема урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»;
Дата: 4.10.13 г.;
7 класс;
программа для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
учебный комплекс М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 7 класс М.: Просвещение, 2010;
Учитель Файзуллина Наталья Александровна
Цели и задачи урока:
Цель :1) Изучение новых знаний и первичное их закрепление. (Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями)
Образовательная
Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.
Дать представление о правиле написания НЕ с причастиями; повторить правописание НЕ с другими частями речи.
Воспитательная
Формирование умений общаться и работать в команде
Развивающая
Создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы.
Тип урока: Изучение нового материала (лекция с элементами презентации), закрепление пройденного, практическое выполнение упражнений.
Основные методы и приёмы: Метод проблемного изучения материала. Организация учебного процесса. С помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые предают обучению поисково-исследовательский характер.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.», учебник, карточки «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами», Орфографическая диктовка, работа по карточкам , вопросы для фронтального опроса.
Структура урока
Этап урока |
Время |
Организационные моменты (проверка домашнего задания упр. 131, ученики записывают число, «Классная работа», тему урока. |
4-5 мин. Способ проверки: у доски Объем проверки: выборочно из упражнения 2-3 примера. |
Повторение уже знакомого материала. Опираясь на знакомый материал, выявить новую тему. |
2-3 мин. |
Фронтальный опрос |
1-2 мин |
Работа по карточкам в команде |
10-15 мин |
Объяснение нового материала |
10-12 мин. |
Выполнение упражнений, проверка упражнения 132. |
15-17 мин. |
Ученики записывают домашнее задание |
1-2 мин. |
Содержательно-методическая часть
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Проверка домашнего задания (у. 131). «Разберите причастие: два – письменно остальное - устно. Прочитайте текст, используя перечисленную интонацию». Найдите причастия? Проверим знание морфологического разбора причастий. Из домашнего задание должны были в тексте найти причастия краткой и полной формы и разобрать. Два ученика выходят к доске. Способ проверки: выборочно. Разбираем причастие краткое «убраны» и полное «надвигающейся». (задание выбрано таким образом, чтоб дети могли ориентироваться, как разобрать правильно краткую и полную форму причастия, чтоб по аналогии разобрать все остальные примеры). Делают морфологический разбор. Ребята смотрят на доску делают выводы, кто справился с заданием, а кто нет. Проверяют свое домашнее задание, сверяют с доской. Задают вопросы учителю. Слово учителя: Назовите какие затруднения у вас были при выполнении домашнего задания. С какими примерами вы не могли справиться? (дети отвечают). Сегодня наша новая тема будет тоже связана с причастиями, поэтому те знания, какие вы, ребята освоили, сегодня вам пригодятся.
.Итак, записываем число, «Классная работа», и тему урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» (на экране слайд №1).
Расскажите, что такое причастие? Дети отвечают на вопрос, на слайде по очереди появляется информация о причастии, названная детьми. (слайд №2 - Самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?) Если появляются затруднения, задаются наводящие вопросы: на какие вопросы отвечает причастие? чем может быть выражено причастие? и т. д.). (Далее работа в команде. Раздаем карточки, где будут слова и словосочетания с частицей не.) Делимся на три команды (слайд № 3 –
Команда №1 Правописание не с существительными.
Команда №2 Правописание не с прилагательными.
Команда №3 Правописание не с глаголами.).
Ваша задача – сформулировать название вашей орфограммы, для этого необходимо по цепочке раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сформулировать правило. Объяснить какое правило вы использовали для того, чтоб написать в данном слове частицу не. Из каждой команды к доске выходит по одному человеку, который запишет правило. На одной доске будет записано правило «Правописание НЕ с существительными», на другой «Правописание НЕ с прилагательными», на третьей «Правописание НЕ с глаголами».
Команда 1. Правописание НЕ с существительными
(Не)былица
(Не)правда, а лож…
(Не)друг
(Не)в…димка
(Не)приятель
Учен…е без умен…я (не) польза, а беда.
(Не)смерть страшна, а твоя (не)милость.
(Не)вежда
Команда 2. Правописание НЕ с прилагательными
(Не)взрачная картина
Отнюдь (не)инт…ресный
(Не)верный ответ
(Не)чёрств, а свеж…
(Не)навистный человек
(Не)ясные огни
Река (не)глубокая, но широкая
Далеко (не)робкий
Команда 3. Правописание НЕ с глаголами
(Не)годовать
(Не)понять задачу
(Не)сделать работу
(Не)волить
(Не)успеть на учебу
(Не)истовствовать
(Не)ймётся человеку
(Не)волноваться за товарища
Вспоминаем другие части речи, в которых частица НЕ пишется раздельно или слитно, приводим примеры из карточек, обосновываем написание, делаем обобщение (слайд № 4, №5, 6 по завершению работы, появляются ответы для самопроверки). Дети сверяет свои ответы с презентацией. Исправляют ошибки. Далее, запишите на доске, какими вы правилами пользовались, для того, чтобы решить упражнения на карточках. К доске выходят 3 человека из группы. (Дети записывают на доске правило написания не с разными частями речи. Смотрят на доску, проводят анализ, находят сходства и различия). А теперь сделаем вывод. Какие правила на ваш взгляд можно применить ко всем частям речи? (После того как дети сделают вывод на экране появляется таблица с правилами написания не с прилагательными, существительными, глаголами (Слайд №7 правила в виде обобщенной таблицы ко всем частям речи. «Не с разными частями речи»)). Далее на (слайде № 8 Ненавидевший писать сочинения. Ненаписанное сочинение. Не написанное, а списанное сочинение. Не написанное мною сочинение. Сочинение не написано.) появятся словосочетания. Дети должны будут объяснить написание орфограммы в словосочетаниях. Основываясь на том, что они уже знают. Дети должны сами сформулировать правило написания не с причастиями. Затем работаем с алгоритмом (слайд №9).Открываем учебники. Решаем упражнение № 132.. На слайде № 10 появляются правило слитного и раздельного написания «не» причастиями, для того чтоб дети смогли решить упражнение в тетради. Это упражнение будет закрепляющим знания, которые ученики получили на уроке. (Подведение итогов урока. Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся)
Затем записываем домашнее задание §24, упр. 134, 136.
Всё, спасибо за урок. До свидания!
Обоснование выбора упражнения для домашнего задания:
оптимальный размер упражнения (для работы на уроке не совсем подходит – его переписывание займёт достаточно много времени от урока, поэтому больше подходит для выполнения дома).
В этом упражнении нет незнакомых заданий, которые могли бы вызвать у детей затруднения./data/files/k1486633483.pptx (презентация Слитное и раздельное написание не с причастиями)
Скрипникова Валентина Михайловна