12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мухамедова Наталья Александровна1948
Работаю учителем русского я зыка и литературы
Россия, Тюменская обл., Тюмень
8

Методические разработки для 7 класса ВВодный урок по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»



Тематический план урока русского языка

1) Класс 7;

2) количество часов: всего - 110, в неделю - 3;

3) р/р – 21 ч.;

4) программа для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2010.

Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;

5) учебный комплекс М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. для 7 класса

6) учитель Файзуллина Наталья Александровна

7) распределение часов по темам и видам работы.

п/п

Тема урока

Тип урока

Задачи урока

Методы и приёмы

Содержание урока

Формы контроля

р/р

Оснащение урока

д/з

129

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Изучение нового материала(лекция с элементами презентации), закрепление пройденного, практическое выполнение упражнений

Рассмотреть проблемные вопросы Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;

Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.

Метод проблемного изучения материала. Организация учебного процесса. С помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые предают обучению поисково-исследовательский характер.

§24, работа с карточками упр. 132.

Беседа, проблемные задания, работа с карточками.

 

Компьютер, проектор, презентация «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», работа по карточкам «Слитное и раздельное написание НЕ с с существительными, прилагательными, глаголами.»,вопросы для фронтального опроса.

§24, упр. 134, 136,

130

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков (практикум).

Закрепить знание учащихся, повторить изученное.

Репродуктивный метод предполагает применение изученного материала на основе образца или правил

§24, упр. 133, 137

Беседа, работа с текстами.

Творческая часть д/з, у.138.

Компьютер, проектор, презентация «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.», Орфографическая диктовка, вопросы для фронтального опроса.

§24, упр. 138, творческое задание – найти 2-3 примера, обозначающие условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиям

Урок объяснения нового материала

Тема урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»;

Дата: 4.10.13 г.;

7 класс;

программа для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;

учебный комплекс М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 7 класс М.: Просвещение, 2010;

Учитель Файзуллина Наталья Александровна

Цели и задачи урока:

Цель :1) Изучение новых знаний и первичное их закрепление. (Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями)

Образовательная

Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.

Дать представление о правиле написания НЕ с причастиями; повторить правописание НЕ с другими частями речи.

Воспитательная

Формирование умений общаться и работать в команде

Развивающая

Создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы.

Тип урока: Изучение нового материала (лекция с элементами презентации), закрепление пройденного, практическое выполнение упражнений.

Основные методы и приёмы: Метод проблемного изучения материала. Организация учебного процесса. С помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые предают обучению поисково-исследовательский характер.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.», учебник, карточки «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами», Орфографическая диктовка, работа по карточкам , вопросы для фронтального опроса.

Структура урока

Этап урока

Время

Организационные моменты (проверка домашнего задания упр. 131, ученики записывают число, «Классная работа», тему урока.

4-5 мин.

Способ проверки: у доски

Объем проверки: выборочно из упражнения 2-3 примера.

Повторение уже знакомого материала. Опираясь на знакомый материал, выявить новую тему.

2-3 мин.

Фронтальный опрос

1-2 мин

Работа по карточкам в команде

10-15 мин

Объяснение нового материала

10-12 мин.

Выполнение упражнений, проверка упражнения 132.

15-17 мин.

Ученики записывают домашнее задание

1-2 мин.

Содержательно-методическая часть

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверка домашнего задания (у. 131). «Разберите причастие: два – письменно остальное - устно. Прочитайте текст, используя перечисленную интонацию». Найдите причастия? Проверим знание морфологического разбора причастий. Из домашнего задание должны были в тексте найти причастия краткой и полной формы и разобрать. Два ученика выходят к доске. Способ проверки: выборочно. Разбираем причастие краткое «убраны» и полное «надвигающейся». (задание выбрано таким образом, чтоб дети могли ориентироваться, как разобрать правильно краткую и полную форму причастия, чтоб по аналогии разобрать все остальные примеры). Делают морфологический разбор. Ребята смотрят на доску делают выводы, кто справился с заданием, а кто нет. Проверяют свое домашнее задание, сверяют с доской. Задают вопросы учителю. Слово учителя: Назовите какие затруднения у вас были при выполнении домашнего задания. С какими примерами вы не могли справиться? (дети отвечают). Сегодня наша новая тема будет тоже связана с причастиями, поэтому те знания, какие вы, ребята освоили, сегодня вам пригодятся.

.Итак, записываем число, «Классная работа», и тему урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» (на экране слайд №1).

Расскажите, что такое причастие? Дети отвечают на вопрос, на слайде по очереди появляется информация о причастии, названная детьми. (слайд №2 - Самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?) Если появляются затруднения, задаются наводящие вопросы: на какие вопросы отвечает причастие? чем может быть выражено причастие? и т. д.). (Далее работа в команде. Раздаем карточки, где будут слова и словосочетания с частицей не.) Делимся на три команды (слайд № 3 –

Команда №1 Правописание не с существительными.

Команда №2 Правописание не с прилагательными.

Команда №3 Правописание не с глаголами.).

Ваша задача – сформулировать название вашей орфограммы, для этого необходимо по цепочке раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сформулировать правило. Объяснить какое правило вы использовали для того, чтоб написать в данном слове частицу не. Из каждой команды к доске выходит по одному человеку, который запишет правило. На одной доске будет записано правило «Правописание НЕ с существительными», на другой «Правописание НЕ с прилагательными», на третьей «Правописание НЕ с глаголами».

Команда 1. Правописание НЕ с существительными

(Не)былица

(Не)правда, а лож…

(Не)друг

(Не)в…димка

(Не)приятель

Учен…е без умен…я (не) польза, а беда.

(Не)смерть страшна, а твоя (не)милость.

(Не)вежда

Команда 2. Правописание НЕ с прилагательными

(Не)взрачная картина

Отнюдь (не)инт…ресный

(Не)верный ответ

(Не)чёрств, а свеж…

(Не)навистный человек

(Не)ясные огни

Река (не)глубокая, но широкая

Далеко (не)робкий

Команда 3. Правописание НЕ с глаголами

(Не)годовать

(Не)понять задачу

(Не)сделать работу

(Не)волить

(Не)успеть на учебу

(Не)истовствовать

(Не)ймётся человеку

(Не)волноваться за товарища

Вспоминаем другие части речи, в которых частица НЕ пишется раздельно или слитно, приводим примеры из карточек, обосновываем написание, делаем обобщение (слайд № 4, №5, 6 по завершению работы, появляются ответы для самопроверки). Дети сверяет свои ответы с презентацией. Исправляют ошибки. Далее, запишите на доске, какими вы правилами пользовались, для того, чтобы решить упражнения на карточках. К доске выходят 3 человека из группы. (Дети записывают на доске правило написания не с разными частями речи. Смотрят на доску, проводят анализ, находят сходства и различия). А теперь сделаем вывод. Какие правила на ваш взгляд можно применить ко всем частям речи? (После того как дети сделают вывод на экране появляется таблица с правилами написания не с прилагательными, существительными, глаголами (Слайд №7 правила в виде обобщенной таблицы ко всем частям речи. «Не с разными частями речи»)). Далее на (слайде № 8 Ненавидевший писать сочинения. Ненаписанное сочинение. Не написанное, а списанное сочинение. Не написанное мною сочинение. Сочинение не написано.) появятся словосочетания. Дети должны будут объяснить написание орфограммы в словосочетаниях. Основываясь на том, что они уже знают. Дети должны сами сформулировать правило написания не с причастиями. Затем работаем с алгоритмом (слайд №9).Открываем учебники. Решаем упражнение № 132.. На слайде № 10 появляются правило слитного и раздельного написания «не» причастиями, для того чтоб дети смогли решить упражнение в тетради. Это упражнение будет закрепляющим знания, которые ученики получили на уроке. (Подведение итогов урока. Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся)

Затем записываем домашнее задание §24, упр. 134, 136.

Всё, спасибо за урок. До свидания!

Обоснование выбора упражнения для домашнего задания:

оптимальный размер упражнения (для работы на уроке не совсем подходит – его переписывание займёт достаточно много времени от урока, поэтому больше подходит для выполнения дома).

В этом упражнении нет незнакомых заданий, которые могли бы вызвать у детей затруднения./data/files/k1486633483.pptx (презентация Слитное и раздельное написание не с причастиями)

Опубликовано


Комментарии (1)

Скрипникова Валентина Михайловна, 29.07.17 в 17:20 1Ответить Пожаловаться
Урок познавательный,интересный.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.