Технологическая карта урока «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е» (Русский язык, 7 класс)
Технологическая карта урока «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е». 7 класс
Цель деятельности учителя | Сформировать навык написания не с наречиями на –о и –е ; актуализировать и восстановить знания о слитном и раздельном написании не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е; повторить слитное и раздельное написание не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами; выработать практическое умение различать на письме слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Матапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. |
Методы и формы работы | Наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал |
Основные понятия: | Наречие, имя существительное, имя прилагательное, краткое прилагательное, глагол, основные нормы русского языка |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо-действия | УУД | Промежуточ-ный контроль | ||||||
1.Моти-вация к учебной деятель-ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | -Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать со слов Низами (1141 – 1209) – философа, персидского поэта: «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце». -Как вы понимаете смысл этой фразы? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронталь-ная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | | ||||||
2.Акту-ализа-ция и пробное учебное дей-ствие | Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | -Выполним синтаксический разбор предложения (слова Низами). Работа с текстом, распечатка которого лежит у учеников на партах. Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. В (не)большой пословице сказано очень много о речевом общении. Во - первых, названы его участники. Подмечена их тесная связь, а также то, что результаты общения зависят от обоих. Общение – это ( не)лёгкое дело, поэтому каждый должен стараться сделать свою часть работы как можно лучше. Общение - это (не)безделье, а труд, и следовательно, общению надо учиться. Пословица говорит об уважительном отношении человека к речевому общению: ведь сеять и собирать урожай – самые важные действия для крестьянина. И, наконец, последнее. Настоящее общение должно быть (не)пустым, а содержательным. (должен быть урожай.) -О чём этот текст? (об общении) -Определите тип речи текста. (рассуждение) -Выпишите из текста слова с не в начальной форме, объясните их написание. небольшой (маленький) нелёгкий (тяжёлый) не безделье, а труд не пустой, а содержательный Скажите, какие части речи вы выписали? -Давайте вспомним о слитном и раздельном написании не с именами существительными и именами прилагательными и составим таблицу.
| Работают у доски и в тетрадях. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полного ответа Заполняют таблицу, воспринимают теоретическую информацию | Фронталь-ная, индивидуаль-ная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникатив-ные: задают вопросы, отвечают на них, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. Письменная работа | ||||||
3.Выяв-ление места и причи-ны затруд-нения | Обсуждение новой информации по теме урока, анализ примеров. Беседа | -Прочитайте записанные на слайде слова: 1)нелепо, небрежно, неряшливо, невзрачно, невежественно, неуклюже; 2) недалеко, невесело, неопрятно, невежливо; 3) не далеко, а близко; не весело, а грустно; не вежливо, а грубо; 4) вовсе не интересно. -Определите, к каким частям речи они относятся. -Объясните написание наречий. (Написание не с наречиями на –о и –е подчиняется тем же правилам, что и написание имён существительных и имен прилагательных.) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полного ответа | Фронталь-ная, индивидуаль-ная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. | Устные ответы. Письменная работа | ||||||
4.Целе-полага-ние, постро-ение проекта выхода из затруд-нений | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | -Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? -Запишем тему в тетради. -Чему мы должны научиться сегодня на уроке? Давайте сформулируем цели урока -Добавим в таблицу примеры наречий. - Продолжим заполнение таблицы: не пишется раздельно с формой сравнительной степени наречий (работает не хуже). -А теперь самостоятельно прочитаем правило на страницах учебника и ответим на вопрос: что нового вы узнали из прочитанного? Не по- товарищески ( не на –о, -е). | Формулируют тему и цель урока в диалоге с учителем Продолжают заполнять таблицу Самостоятельно работают с учебником | Фронталь-ная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. | | ||||||
5.Твор-ческая практическая деятель-ность по реализа-ции постро-енного проекта | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов. Работа в группах | - Соберите «разрезанные» пословицы. Запишите их, раскрывая скобки. Объясните графически написание не с разными частями речи.
1 группа (Не)спеши языком, а спеши делом. (Не)доброе слово больнее огня жжёт. (Не)ясная речь – это мутное зеркало. 2группа Ласковое слово (не)трудно, а споро. (Спорый - быстрый, успешный.) Умное слово (не)тяжело, а легко. Легко сказать, да (не)легко доказать. 3 группа -Раскрыть смысл любой пословицы | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы. | Групповая, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных задач. | Устные ответы. Письменная работа | ||||||
6.Пер-вичное закреп-ление с комментирова-нием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | Посмотрите, пожалуйста, на экран. Устно ответьте на вопросы теста. Ошибки объясните в тетрадях. 1.В каких из данных слов не пишется слитно? А) (не)погода; Б) (не)серьёзно, а беспечно; В) (не)правильно пишет; Г) (не)цветёт.
2. В каких из данных слов не является приставкой? А) вовсе (не)легко сделать; Б) (не)взлюбить; В) (не)сложная задача; Г) (не)годовать. 3.Не с наречиями на –о, -е пишется слитно. А) поступил (не)лепо; Б) написал (не)брежно, но правильно; В) повторил (не) быстро, а медленно; Г) выглядел отнюдь (не)красиво. 4.Не с наречиями на –о, -е пишется раздельно. А) рассуждать (не)разумно, а глупо; Б) (не)погода; В) (не) большой, но рыбный; Г) ничем (не)выдавать. 5.Не является частицей. А) (не)ряха; Б) (не)ясная погода; В) (не)навидит; Г) (не)любит. | Принимают участие в работе, выполняют упражнения, проверяют задания по ключу. | Фронталь-ная, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия, Замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные ответы | ||||||
7.Самостоятельная работа с само-провер-кой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений | -Возражать – словарное слово. Его написание нужно запомнить. Объясните значение этого слова. -Сравните ваши ответы с толковым словарём. 1 группа работает с толковым словарём. -Составьте со словом возражать предложение, которое включало бы в себя деепричастный оборот. 2 группа составляет предложение. (Возражая против нового проекта, архитектор отклонился от темы. 3 группа составляет памятку вежливого возражения. (Возражая, помни о настроении собеседника, следи за тоном, говори спокойно, смотри в глаза, чаще улыбайся и т. п.). | Выполняют задания, работают с толковым словарём | Индиви-дуальная, групповая | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции. Коммуникатив-ные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. Письменная работа | ||||||
Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы | Самостоятельная проверочная работа. -Записываем примеры в тетради, обозначаем изученную орфограмму, объясняем написание наречий. Высказываться негодующе (не употр.); рассказывать недолго (мало); излагать мысли не последовательно, а сбивчиво; выступать не редко, а часто; говорить ничуть не весело; общаться вовсе не дружелюбно; слушать невнимательно (рассеянно); раскрыть тему неполно (частично); выразиться неточно (ошибочно); выслушать недоверчиво (с подозрением); читает неплохо, но медленно (хорошо); небрежно (не употр.); произносить непочтительно (дерзко); возражать неубедительно ответить не лучше (сравн. степень); рассуждать неплохо ( хорошо);
| Выполняют проверочную работу, слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы | Фронталь-ная | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. Письменная работа | ||||||
Рефлек-сия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолели? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных карточек и положите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная работа | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | |
Структура технологической карты взята из пособия Г.В. Цветковой «Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. -Волгоград: Учитель, 2014
Котова Е.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина»