Технологическая карта урока «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е» (Русский язык, 7 класс)

4
0
Материал опубликован 7 October 2019

Технологическая карта урока «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е». 7 класс

Цель деятельности учителя

Сформировать навык написания не с наречиями на –о и –е ; актуализировать и восстановить знания о слитном и раздельном написании не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами

Тип урока

Комбинированный урок


Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е;

повторить слитное и раздельное написание не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами;

выработать практическое умение различать на письме слитное и раздельное написание не с разными частями речи.


Матапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.


Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы работы

Наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.


Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://festival.1september.ru/subjects

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал

Основные понятия:

Наречие, имя существительное, имя прилагательное, краткое прилагательное, глагол, основные нормы русского языка













Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания, упражнения


Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимо-действия

УУД

Промежуточ-ный контроль

1.Моти-вация к учебной деятель-ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

-Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать со слов Низами (1141 – 1209) – философа, персидского поэта: «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце».

-Как вы понимаете смысл этой фразы?


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронталь-ная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции


2.Акту-ализа-ция и пробное учебное дей-ствие

Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

-Выполним синтаксический разбор предложения (слова Низами).


Работа с текстом, распечатка которого лежит у учеников на партах.


Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. В (не)большой пословице сказано очень много о речевом общении. Во - первых, названы его участники. Подмечена их тесная связь, а также то, что результаты общения зависят от обоих.

Общение – это ( не)лёгкое дело, поэтому каждый должен стараться сделать свою часть работы как можно лучше. Общение - это (не)безделье, а труд, и следовательно, общению надо учиться.

Пословица говорит об уважительном отношении человека к речевому общению: ведь сеять и собирать урожай – самые важные действия для крестьянина.

И, наконец, последнее. Настоящее общение должно быть (не)пустым, а содержательным. (должен быть урожай.)


-О чём этот текст? (об общении)

-Определите тип речи текста. (рассуждение)

-Выпишите из текста слова с не в начальной форме, объясните их написание.


небольшой (маленький)

нелёгкий (тяжёлый)

не безделье, а труд

не пустой, а содержательный



Скажите, какие части речи вы выписали?

-Давайте вспомним о слитном и раздельном написании не с именами существительными и именами прилагательными и составим таблицу.

Слитно

Раздельно

Без не не употребляется: неряха, ненастный,


Есть противопоставление с союзом а: не правда, а ложь; не глубокий, а мелкий;


Можно заменить синонимом без не или близким по смыслу выражением: неправда-ложь; неглубокий- мелкий;

К прил. относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не: вовсе не смелый,


Работают у доски и в тетрадях.
























Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что

знаний недостаточно для полного ответа







Заполняют таблицу, воспринимают теоретическую информацию

Фронталь-ная, индивидуаль-ная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникатив-ные: задают вопросы, отвечают на них, высказывают и обосновывают свою точку

зрения



Устные ответы. Письменная работа

3.Выяв-ление места и причи-ны затруд-нения

Обсуждение новой информации по теме урока, анализ примеров. Беседа

-Прочитайте записанные на слайде слова:


1)нелепо, небрежно, неряшливо, невзрачно, невежественно, неуклюже;

2) недалеко, невесело, неопрятно, невежливо;

3) не далеко, а близко; не весело, а грустно; не вежливо, а грубо;

4) вовсе не интересно.


-Определите, к каким частям речи они относятся.

-Объясните написание наречий.


(Написание не с наречиями на –о и –е подчиняется тем же правилам, что и написание имён существительных и имен прилагательных.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что

знаний недостаточно для полного ответа



Фронталь-ная, индивидуаль-ная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.


Устные ответы. Письменная работа

4.Целе-полага-ние, постро-ение проекта выхода из затруд-нений


Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.


-Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на уроке?

-Запишем тему в тетради.

-Чему мы должны научиться сегодня на уроке? Давайте сформулируем цели урока



-Добавим в таблицу примеры наречий.


- Продолжим заполнение таблицы: не пишется раздельно с формой сравнительной степени наречий (работает не хуже).



-А теперь самостоятельно прочитаем правило на страницах учебника и ответим на вопрос: что нового вы узнали из прочитанного?

Не по- товарищески ( не на –о, -е).



Формулируют тему и цель урока в диалоге с учителем





Продолжают заполнять таблицу







Самостоятельно работают с учебником

Фронталь-ная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.


5.Твор-ческая практическая деятель-ность по реализа-ции постро-енного проекта

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов. Работа в группах

- Соберите «разрезанные» пословицы. Запишите их, раскрывая скобки. Объясните графически написание не с разными частями речи.

1 группа

(Не)спеши языком, а спеши делом.

(Не)доброе слово больнее огня жжёт.

(Не)ясная речь – это мутное зеркало.

2группа

Ласковое слово (не)трудно, а споро. (Спорый - быстрый, успешный.)

Умное слово (не)тяжело, а легко.

Легко сказать, да (не)легко доказать.

3 группа

-Раскрыть смысл любой пословицы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы.

Групповая, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных задач.

Устные ответы. Письменная работа

6.Пер-вичное закреп-ление с комментирова-нием



Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.


Посмотрите, пожалуйста, на экран. Устно ответьте на вопросы теста. Ошибки объясните в тетрадях.

1.В каких из данных слов не пишется слитно?

А) (не)погода;

Б) (не)серьёзно, а беспечно;

В) (не)правильно пишет;

Г) (не)цветёт.

2. В каких из данных слов не является приставкой?

А) вовсе (не)легко сделать;

Б) (не)взлюбить;

В) (не)сложная задача;

Г) (не)годовать.


3.Не с наречиями на –о, -е пишется слитно.

А) поступил (не)лепо;

Б) написал (не)брежно, но правильно;

В) повторил (не) быстро, а медленно;

Г) выглядел отнюдь (не)красиво.


4.Не с наречиями на –о, -е пишется раздельно.

А) рассуждать (не)разумно, а глупо;

Б) (не)погода;

В) (не) большой, но рыбный;

Г) ничем (не)выдавать.

5.Не является частицей.

А) (не)ряха;

Б) (не)ясная погода;

В) (не)навидит;

Г) (не)любит.



Принимают участие в работе, выполняют упражнения, проверяют задания по ключу.

Фронталь-ная, индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия,

Замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы

7.Самостоятельная работа с само-провер-кой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

-Возражать – словарное слово. Его написание нужно запомнить. Объясните значение этого слова.

-Сравните ваши ответы с толковым словарём.

1 группа работает с толковым словарём.


-Составьте со словом возражать предложение, которое включало бы в себя деепричастный оборот.

2 группа составляет предложение.

(Возражая против нового проекта,

архитектор отклонился от темы.


3 группа составляет памятку вежливого возражения.

(Возражая, помни о настроении собеседника, следи за тоном, говори спокойно, смотри в глаза, чаще улыбайся и т. п.).

Выполняют задания, работают с толковым словарём

Индиви-дуальная, групповая

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Коммуникатив-ные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Письменная работа

Включение в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы

Самостоятельная проверочная работа.


-Записываем примеры в тетради, обозначаем изученную орфограмму, объясняем написание наречий.

Высказываться негодующе (не употр.); рассказывать недолго (мало);

излагать мысли не последовательно, а сбивчиво; выступать не редко, а часто;

говорить ничуть не весело; общаться вовсе не дружелюбно;

слушать невнимательно (рассеянно); раскрыть тему неполно (частично);

выразиться неточно (ошибочно); выслушать недоверчиво (с подозрением);

читает неплохо, но медленно (хорошо); небрежно (не употр.);

произносить непочтительно (дерзко); возражать неубедительно

ответить не лучше (сравн. степень);

рассуждать неплохо ( хорошо);



Выполняют проверочную работу, слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы

Фронталь-ная

Личностные:

понимают, в чём значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникатив-ные:

высказывают и обосновывают свою точку

зрения


Устные ответы. Письменная работа

Рефлек-сия учебной деятельности


Заключительная беседа по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолели?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных карточек и положите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная работа

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания


Структура технологической карты взята из пособия Г.В. Цветковой «Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику

Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. -Волгоград: Учитель, 2014

Котова Е.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации