Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание Не с причастиями»

8
1
Материал опубликован 27 April 2016 в группе

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.

Тема урока: Слитное и раздельное написание Не с причастиями.

Цели урока:

- по достижению личностных результатов:

развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- по достижению метапредметных результатов:

развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов:

развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с причастиями.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки причастий, орфограмму «Не с причастием».

Уметь находить причастия.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД).

Тип урока: открытие нового знания. 

Ресурсы: учебник «Русский язык. 7 класс» - авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др., мультимедийная презентация, карточки с заданием в виде листьев клёна, листы А4, фломастеры и цветные карандаши.


Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационый момент.

Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

- Дорогие ребята, в этот ненастный осенний денёк я приветствую Вас на уроке русского языка. Давайте улыбнёмся друг друга и вложим в наше приветствие красоту осеннего леса, свежесть ветерка и тепло наших сердец. А чтобы вам быстрей настроится на работу предлагаю начать наш урок с игры.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок.

2

Мотивация.

«Игра на внимание»

- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы назвать правильный ответ.

1. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию;

2. Причастие имеет признаки наречия и существительного; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4. Краткие причастия в предложении являются определением;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем?

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш; А каких?(-нн,-енн,-ённ, -т)

8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.

А когда обособляется причастный оборот? (после определяемого слова).

Слушание и выполнение задания.

3

Актуализация знаний.


 


 


 

-Молодцы! Настроились на работу! А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд №1)

- Оставьте одну строку для темы урока. А пока проведём небольшой словарный диктант. Внимание на экран. Запишите слова, раскрывая скобки. (Слайд № 2)

(Не)холодный, а тёплый; (не)высокая калитка, (не) трогал акварель; (не)лепая походка, (не)вежда; дождь, (не) прекращавшийся в течение часа, (не)большой павильон, (не)друг, (не)счастье, (не)годующий взгляд, (не)подготовленное выступление, (не) с кем поговорить.

Проверка написания (Слайд №3). Дети объясняют орфограммы. Нехолодный, а тёплый (прилаг.,есть противопоставление с союзом а); невысокая калитка(прилаг.,можно заменить синонимом маленькая), не трогал акварель (не с глаголами); нелепая походка (прилаг., без не не употребляется), невежда(сущ., без не не употребляется); дождь, (не) прекращавшийся в течение часа, небольшой павильон (прилаг., заменить синонимом); недруг, несчастье (сущ., можно заменить синонимом), негодующий взгляд, (не)подготовленное выступление, не с кем поговорить(если не отделяется от местоимения предлогом то пишется раздельно).

Записывают число, классная работа.

Списывают, раскрывая скобки, графически обозначают орфограммы.


 


 

4

Целеполагание.

-Ребята, может вы сформулируете правило на которое был дан словарный диктант?

(-Правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.)

- В каких словосочетаниях при раскрытии скобок у вас возникли сомнения? Какой они части речи?

((не)подготовленное выступление, негодующий взгляд, дождь, (не) прекращавшийся в течение часа,

(Слайд № 4).

- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)

- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)

- Назовите теперь тему сегодняшнего урока.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)

- Запишите её на оставленной строке(Слайд №5)

- Какой же будет цель урока?

(-Изучить, как пишется НЕ с причастиями. (Слайд№6).

Совместное целеполагание Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.


 


 


 


 

Записывают тему урока на оставленной строке.

Называют цель урока:

5

Открытие нового знания.

«Изучи сам и расскажи другим»

- Ребята, как вы уже заметили сегодня вы сидите непривычно, и, наверное, поняли, что сегодня работаем в группах. Первая группа называется раздельное написание НЕ, вторая группа –слитное написание НЕ. А сейчас откроем учебник страницу 67, параграф 24. Первая группа изучает в учебнике раздельное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь, вторая группа читает слитное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь. Вам необходимо запомнить и объяснить правописание НЕ с причастиями участникам другой группы. (Приблизительный ответ учащихся должен выглядеть так: (Слайд №7.)

Работа в группах по изучению нового материала. Оценивается ответ учащихся. Каждая группа оценивает ответ другой группы.

6

Включение нового знания в систему знаний.

Задание 1.

-Продолжаем нашу работу по теме. Всё внимание на (Слайд №8). Первая группа выписывает предложения со слитным написанием НЕ с причастиями, а вторая группа- только предложения с раздельным написанием НЕ с причастиями. Приставки выделить, частицу НЕ подчеркнуть, где нужно указать зависимые слова, то есть подчеркнуть причастный оборот

(Сверяют ответ с Слайдом №9).

Выполнение упражнения в группах. Оценивается ответ учащихся.

7

Физкультминутка

(Слайд №10)

-Устали? Давайте немного отдохнём. Всем надо встать рядом с партой, постараться не мешать друг другу.

-Если причастие страдательное, наклоняемся вправо.

-Если действительное — влево.

-Если в краткой форме, приседаем.

Успевающий, примятый, одевающая, одеваемая, покрыт, дувший, возвышавшийся, выполнено, сорванная, изрытая, прочитана, сидящую, брошенного, спавший, нарисованы, усеянный, цветущий, увлекаемый, вымыт, облетевший

Выполнение простых движений вслед за учителем.

8

Продолжение закрепления

Задание 2. Составьте алгоритм рассуждения о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями (Слайд№11)

- Вот такой у меня получился у меня алгоритм рассуждения. А теперь вы представьте ваши работы.

(Слайд№12)

Задание 3.

«Собери кленовые листочки» (Слайд №13).

-Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что у нас в классе висят кленовые листочки. И это неслучайно на оборотной стороне листьев есть задание, по нашей теме, так вот каждый из вас должен выбрать один листок, прочитать словосочетание, определить написание не с причастием, объяснить и прикрепить его на доску в соответствующую колонку.

По независящим причинам; нерешаемая задача; трава не скошена; неубранное поле; книга не прочитана; никогда не знавшие страха; не останавливающийся ни перед какой преградой; никем не исследованный вопрос; 

Задание 4. Выполняют самостоятельно, за каждое совпадение ставят себе плюс.

Распространите данные причастия зависимыми словами, от данных причастий образуйте краткую форму, напишите орфографически правильно полученный вариант.
Образец: незаконченная стройка – не законченная ещё стройка – стройка не закончена

Непрочитанная книга – не прочитанная мною книга -книга не прочитана;

неукрашенная ёлка – ещё не украшенная ёлка -ёлка не украшена;

невыполненное задание – не выполненное учениками задание- задание не выполнено;

незамеченная ошибка – не замеченная учителем ошибка, ошибка не замечена.

-Вернёмся к началу нашего урока. И вспомним предложения, в которых у нас возникли затруднения. (Слайдом №16)

Сможем мы теперь правильно записать данные словосочетания? Запишите правильно эти словосочетания.( (Слайдом №17)

Планируют свою деятельность. Составляют алгоритм рассуждения или таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

Оценивают свою деятельность Группы защищают свои работы, оценивают работу в группах.

Учащиеся выполняют упражнение по заданию.

Остальные оценивают работу одноклассника.

Выполняют задание, проверяют себя по ключу.

(Слайду № 14-15).

Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.

Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма

9

Домашнее задание.

-Откроем дневники и запишем домашнее задание:§24, Упражнение 135.

(Слайд №18)

Записывают домашнее задание

10

Рефлексия.

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

Учитель выделяет активных учеников, проговаривает оценки за урок.

-А теперь ребята оцените себя сами. (Слайдом №19)

-На столе у вас ребята у каждого по три листочка, которые нужно прикрепить к нашему дереву знаний. Итак, вы помните жёлтый листок означает - Я считаю, что усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием;зелёный - Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока;красный цвет означает - Я вообще не понял сегодняшнюю тему

- А теперь давайте поблагодарим друг друга за проделанную работу и если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши. Спасибо за работу. До свидания. (Слайдом №20)

Оценивают свою деятельность на уроке, её результаты.

Комментарии

Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую разработку технологической карты урока

1 October 2017

Похожие публикации