Конспект урока русского языка в 6 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Учитель: Хабетдинова Зумрат Даминовна
Место работы: МБОУ «СОШ №46»
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Базовый учебник: «Русский язык 6 класс в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д. Шмелева, Москва. Издательский центр «Вентана Граф»,2014 год
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».
Задачи:
1. Обучающие: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями; формировать навык написания не с причастиями; устно рассуждать и письменно объяснять условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
2.Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
3.Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные: способность находить в словах орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»; умение применять изученное правило на письме; графически обозначать условия выбора орфограммы.
Метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, преобразовывать информацию (составлять алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Личностные: осознание практической важности изучаемого правила, умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Тип: урок «открытия» нового знания.
Формы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование: ЭОР, интерактивная доска.
Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, технология решения изобретательских задач, технология здоровьесбережения.
Раздаточный материал: 1) карточка с заданием на этапе актуализации; 2) карточки-вопросы на этапе рефлексии.
Технология
№ |
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1 |
Организационный момент. |
Создать условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность |
Приветствие, проверка подготовленности, внимания. |
Подготовка класса к работе, фиксация отсутствующих. |
Л: формирование положительной мотивации к изучению нового. К: планирование учебного сотрудничества. |
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. |
Организовать актуализацию знаний мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала. |
Организовываю устный коллективный анализ учебной задачи; выявляю уровень знаний, определяя типичные недостатки.
|
Обучающиеся пытаются решить задачу известным способом; фиксируют проблему; аргументируют свою точку зрения.
|
К: планирование учебного сотрудничества. П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
|
3 |
Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения. |
Создать проблемную ситуацию, фиксация новой учебной задачи: способа действий при решении орфографических задач. |
Организую учебное взаимодействие учеников и обсуждение составленных моделей. Создаю проблемную ситуацию. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм) |
Р: целеполагание; К: постановка вопросов; П: формулирование познавательной цели. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала; содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выбору. |
Организую устный коллективный анализ по исследованию проблемной ситуации. |
Проводят коллективное исследование, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм). |
Р: планирование; П: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; К: инициативное сотрудничество в поиске информации. |
5 |
Первичное закрепление во внешней речи. |
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия: формирование навыка правильного написания Не с причастиями. |
Диагностическая работа (на входе), устанавливаю правильность и осознанность изученного материала, выявляю пробелы, провожу коррекцию в осмыслении материала. |
Осуществляют работу по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух. |
Р: контроль, коррекция; П: умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание.
|
6 |
Контроль на этапе окончания учебной темы |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
|
Организую деятельность учащихся по применению новых знаний (на выходе): дифференцированная коррекционная работа.
|
Выполняют диагностическую работу; осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.
|
Р: осуществляют пошаговый контроль, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Л: самоопределение. |
7 |
Включение в систему знаний и повторение |
Повторение и закрепление изученного, включение нового способа действий в систему знаний. |
Предлагаю восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта. |
Заполняют недостающие части опорного конспекта и озвучивают результаты своей деятельности. |
П: умение структурировать знания, Р: осуществляют пошаговый контроль,
|
8 |
Домашнее задание |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Комментирую способы выполнения домашнего задания. |
Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник. |
Способность выбрать домашнее задание по своему уровню, соизмеряя собственные возможности. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности. |
Оценить результаты собственной деятельности |
Организую рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
К: умение полно и точно выражать свои мысли; Л: смыслообразование. |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы с вами познакомились с интересной частью речи – причастием. Сегодня мы продолжим работать с причастием и вместе откроем новое знание.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; повторить правило написания НЕ с частями речи.
(Не)взрачный дом; никем (не)разгаданная тайна; (не) робкий, а смелый человек; (не)годующий человек; фильм (не) интересен; (не)обрезанная, а срубленная (вишня; картина (не)завершена; (не)громкая музыка; (не) закончил работу; (не)разгаданная тайна.
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать усвоение детьми способа действий при решении орфографических задач; организовать выполнение типовых заданий; развивать умения применять новые знания.
- Ребята, перед вами на столах лежат карточки с заданием. Посмотрите внимательно на них и скажите, какое задание вы должны будете выполнить? Распределите слова в группы. (Определить слитное и раздельное написание НЕ.)
- Каким правилом вы будете пользоваться? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Повторяем правила о правописании не с различными частями речи.)
- Написание НЕ с какими частями речи мы уже изучили? Вспомним.
- Вызвало ли это задание у вас затруднение? В каких словах вы не смогли определить слитное и раздельное написание НЕ?
- Словами, какой части речи они являются?
- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать задание безошибочно? Почему? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую же цель мы сегодня поставим перед собой цель? (Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.)
- Ребята, кто поможет мне сформулировать тему урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».) Запишите в тетрадях.
-Чтобы цель была достигнута, вам нужно выработать план действий. Давайте подумаем, что будет первым шагом?
1- Определить, от чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
2 – Создать алгоритм.
3 - Сделать вывод.
- Что такое причастие? Что оно обозначает? (Признак предмета по действию. От прилагательного причастие взяло признак, от глагола – действие.)
- Мы вспомнили с вами общее значение причастия как части речи. Ребята, предлагаю вам открыть учебник на стр.82 и познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Запишите их в виде правила (кластера).
НЕ с причастиями
Слитно Раздельно
1. если без НЕ причастие не употребляется. 1) с краткими причастиями.
2. если причастие в полной форме одиночное. 2) если причастие в полной форме имеет при себе зависимые слова.
3) если есть противопоставление.
- Давайте вернемся к нашему заданию. Во всех ли словах вы правильно определили написания НЕ с причастиями? Исправьте допущенные ошибки.
- Какие выводы вы можете сделать? Назовите условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно. (Устно проговаривают правило)
- Следующий шаг наших действий – это создание алгоритма. Предлагаю вам «слепые» алгоритмы, в которых пропущены некоторые пункты. Их необходимо восстановить, проработав ещё раз правило. (Затем учащиеся сравнивают с образцом.)
-Итак, каков порядок рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями?
1.Смотрю: употребляется ли причастие без НЕ
(не употребляется – слитно.)
2. Употребляется: определяю, полное оно или краткое.
(Краткое – пишу раздельно)
3. Полное: смотрю, есть ли противопоставление.
(Есть – пишу раздельно)
4. Нет: смотрю, есть ли зависимое слово
(Есть –пишу раздельно) (Нет – пишу слитно
5. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: формирование навыка правильного написания Не с причастиями.
- Научиться применять правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями вам поможет упражнение 136 на стр.83. Используя построенный алгоритм, объясните слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Отвечать вы будете по цепочке.
- Ребята, предлагаю вам выполнить цифровой самодиктант. Запишите цифры, под которыми написан правильный ответ. Задание по вариантам. В каких случаях НЕ пишется слитно?
1 вариант |
2 вариант |
1.Помещение (не)проветрено 2.(Не)выполненное задание 3.(Не)стелющийся по земле 4.Дорога (не)заасфальтирована 5.(Не)прочитанная книга 6. (Не)засеянное, а перепаханное поле 7. (Не)поражённая сорняками земля 8. (Не)погасший костер 9. (Не)доумевающий взгляд 10. Ещё (не)кошенная трава |
1. (Не)освещённая улица 2. Класс (не)расформирован 3. (Не)освещенные солнцем 4. (Не)решённая проблема 5. Окна (не)застеклены 6. (Не)расколотый ещё орех 7. (Не)затихающая буря 8. Урожай (не)убран 9. (Не)годующий человек 10.(Не)завершённая в срок стройка |
Ключ: 1вар.- 2,5,8,9. 2 вар.- 1,4,7,9.
- Научились применять новое правило? Сейчас вы поработаете в роли корректора. Исправьте ошибки и осуществите взаимопроверку.
1. Незавершенное вовремя дело мучило меня. 2. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца. 3. Доска к уроку была неподготовлена. 4. Ненаряженная игрушками елка стояла у нас во дворе. 5. Эти обои непросохшие, а ещё влажные. 6. Меня поразил его не доумевающий взгляд, брошенный исподлобья.
6. Динамическая пауза. Цель: сменить вид деятельности.
При слитном написании - руки вверх, при раздельном написании - руки в стороны.
Книга не прочитана, непроглядная чаща; не скошенная, а срезанная трава; неокрепшие елочки, не отправленное мною письмо, нераспечатанное письмо, не озаренная лучами солнца долина, незанавешенные окна.
7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий.
- Предлагаю вам проверить, научились ли вы применять новое правило. Выполните самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки. Разноуровневые задания.
1 уровень сложности.
Объяснить слитно-раздельное написание НЕ.
Слитно: А – не употребляется без не Б – отсутствие зависимых слов.
Раздельно: В - есть противопоставления с союзом А Г - есть зависимое слово Д – краткое причастие
Купаться (не)разрешено; (не) собранные, а разбросанные игрушки; (не)мигающий взгляд, (не)прочитанная до конца книга, письмо (не)распечатано, (не)убранные вещи, тетради (не)проверены; (не)вымытая, а только протёртая тарелка; (не) изученный на уроке параграф, (не)расколотый ещё орех, (не)замерзающий ручей, (не)навидящий ложь; (не) придуманное, а взятое из книги предложение; (не)окрашенный забор, (не)доумевающий взгляд.
Ключ:
А: недоумевающий взгляд, ненавидящий ложь.
Б: немигающий взгляд, неубранные вещи, незамерзающий ручей, неокрашенный забор.
В: не вымытая, а только протёртая тарелка; не придуманное, а взятое из книги предложение; (не) собранные, а разбросанные игрушки.
Г: не прочитанная до конца книга; не изученный на уроке параграф, не расколотый ещё орех.
Д: купаться не разрешено, тетради не проверены; письмо не распечатано.
Проверь себя и друга. «5» -15 заданий «4» - 14-11 заданий «3» - 10-8 заданий
2 уровень сложности.
Спишите, раскрывая скобки. Распространите данные причастия зависимыми словами, образуйте краткую форму. Запишите по образцу. Образец: непрочитанная книга - не прочитанная мною книга - книга не прочитана.
(Не) засеянное поле -
(не) созданный прибор -
(не) выполненное задание -
(не) написанная сказка -
(не) скошенные травы -
Проверь себя и друга. «5» -5 заданий «4» - 4 заданий «3» - 3 заданий
3 уровень сложности
Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
1.Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. 2.(Не)ржавеющей сталью отделана она. 3.Эта сталь (не)боится ржавчины. 4.Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена — «Маяковская». 5.Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)
Ключ.
4.Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станций московского метрополитена — «Маяковская». 2.Нержавеющей сталью отделана она. 5.Строгий и негнущийся, прочный и верный металл сродни стиху Маяковского. 3.Эта сталь не боится ржавчины. 1.Архитектор, строивший станцию, выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благородный металл, некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Л.Кассиль)
8. Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценить результаты собственной деятельности
-Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)
Я умею находить в предложениях нужную орфограмму |
|
Я умею правильно писать причастия с НЕ |
|
Я умею правильно писать и объяснять условия выбора орфограммы |
|
Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора |
|
Шкала самооценки:
«!» - знаю и умею применять;
«?» - не уверен в своих знаниях, есть вопросы.
9. Домашнее задание:
1.Придумайте к каждому правилу алгоритма свои примеры.
2. Упр.138 на стр.84.
3.Из художественных произведений выписать 5 предложений с различным написанием не с причастиями (для сильных учащихся).
Наталья Владимировна
Хабетдинова Зумрат Даминовна