Конспект урока русского языка в 6 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

5
2
Материал опубликован 29 April 2019

Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Учитель: Хабетдинова Зумрат Даминовна

Место работы: МБОУ «СОШ №46»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Базовый учебник: «Русский язык 6 класс в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д. Шмелева, Москва. Издательский центр «Вентана Граф»,2014 год

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

Задачи:

1. Обучающие: познакомить   учащихся  с  правилом   написания  не  с  причастиями;  формировать  навык  написания  не  с  причастиями; устно рассуждать и письменно объяснять условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

2.Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

3.Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: способность находить в словах орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»; умение применять изученное правило на письме; графически обозначать условия выбора орфограммы.

Метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, преобразовывать информацию (составлять алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Личностные: осознание практической важности изучаемого правила, умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Тип: урок «открытия» нового знания.

Формы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: ЭОР, интерактивная доска.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, технология решения изобретательских задач, технология здоровьесбережения.

Раздаточный материал: 1) карточка с заданием на этапе актуализации; 2) карточки-вопросы на этапе рефлексии.

Технология

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организационный момент.

Создать условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность

Приветствие, проверка подготовленности, внимания.

Подготовка класса к работе, фиксация отсутствующих.

Л: формирование положительной мотивации к изучению нового.

К: планирование учебного сотрудничества.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Организовать актуализацию знаний мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала.

Организовываю устный коллективный анализ учебной задачи; выявляю уровень знаний, определяя типичные недостатки.

 

 

Обучающиеся пытаются решить задачу известным способом; фиксируют проблему; аргументируют свою точку зрения.

 

К: планирование учебного сотрудничества.

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

 

3

Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

Создать проблемную ситуацию, фиксация новой учебной задачи:

способа действий при решении орфографических задач.

Организую учебное взаимодействие учеников и обсуждение составленных моделей. Создаю проблемную ситуацию.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

Р: целеполагание;

К: постановка вопросов;

П: формулирование познавательной цели.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала; содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выбору.

Организую устный коллективный анализ по исследованию проблемной ситуации.

Проводят коллективное исследование, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).

Р: планирование;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

К: инициативное сотрудничество в поиске информации.

5

Первичное закрепление во внешней речи.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия: формирование навыка правильного написания Не с причастиями.

Диагностическая работа (на входе), устанавливаю правильность и осознанность изученного материала, выявляю пробелы, провожу коррекцию в осмыслении материала.

Осуществляют работу по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух.

Р: контроль, коррекция;

П: умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание.

 

6

Контроль на этапе окончания учебной темы

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

 

Организую деятельность учащихся по применению новых знаний (на выходе): дифференцированная коррекционная работа.

 

Выполняют диагностическую работу; осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

 

Р: осуществляют пошаговый контроль, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Л: самоопределение.

7

Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление изученного, включение нового способа действий в систему знаний.

Предлагаю восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта.

Заполняют недостающие части опорного конспекта и озвучивают результаты своей деятельности.

П: умение структурировать знания,

Р: осуществляют пошаговый контроль,

 

8

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Комментирую способы выполнения домашнего задания.

Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник.

Способность выбрать домашнее задание по своему уровню, соизмеряя собственные возможности.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Оценить результаты собственной деятельности

Организую рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

К: умение полно и точно выражать свои мысли;

Л: смыслообразование.

 

1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы с вами познакомились с интересной частью речи – причастием. Сегодня мы продолжим работать с причастием и вместе откроем новое знание.

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; повторить правило написания НЕ с частями речи.

(Не)взрачный дом; никем (не)разгаданная тайна; (не) робкий, а смелый человек; (не)годующий человек; фильм (не) интересен; (не)обрезанная, а срубленная (вишня; картина (не)завершена; (не)громкая музыка; (не) закончил работу; (не)разгаданная тайна.

 

3. Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать усвоение детьми способа действий при решении орфографических задач; организовать выполнение типовых заданий; развивать умения применять новые знания.

- Ребята, перед вами на столах лежат карточки с заданием. Посмотрите внимательно на них и скажите, какое задание вы должны будете выполнить? Распределите слова в группы. (Определить слитное и раздельное написание НЕ.)  

- Каким правилом вы будете пользоваться? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Повторяем правила о правописании не с различными частями речи.)

- Написание НЕ с какими частями речи мы уже изучили? Вспомним.

- Вызвало ли это задание у вас затруднение? В каких словах вы не смогли определить слитное и раздельное написание НЕ?

- Словами, какой части речи они являются?

- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать задание безошибочно? Почему? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?


 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую же цель мы сегодня поставим перед собой цель? (Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.)

- Ребята, кто поможет мне сформулировать тему урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».) Запишите в тетрадях.

-Чтобы цель была достигнута, вам нужно выработать план действий. Давайте подумаем, что будет первым шагом?

1- Определить, от чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2 – Создать алгоритм.

3 - Сделать вывод.

- Что такое причастие? Что оно обозначает? (Признак предмета по действию. От прилагательного причастие взяло признак, от глагола – действие.)

- Мы вспомнили с вами общее значение причастия как части речи. Ребята, предлагаю вам открыть учебник на стр.82 и познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Запишите их в виде правила (кластера).

НЕ с причастиями

Слитно Раздельно

1. если без НЕ причастие не употребляется. 1) с краткими причастиями.

2. если причастие в полной форме одиночное. 2) если причастие в полной форме имеет при себе зависимые слова.

3) если есть противопоставление.

- Давайте вернемся к нашему заданию. Во всех ли словах вы правильно определили написания НЕ с причастиями? Исправьте допущенные ошибки.

- Какие выводы вы можете сделать? Назовите условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно. (Устно проговаривают правило)

- Следующий шаг наших действий – это создание алгоритма. Предлагаю вам «слепые»  алгоритмы, в которых пропущены некоторые пункты. Их необходимо восстановить, проработав ещё раз правило.  (Затем учащиеся сравнивают с образцом.)

-Итак, каков порядок рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями?

 

1.Смотрю: употребляется ли причастие без НЕ

(не употребляется – слитно.)
2. Употребляется: определяю, полное оно или краткое.

(Краткое – пишу раздельно)
3. Полное: смотрю, есть ли противопоставление. 

(Есть – пишу раздельно)
4. Нет: смотрю, есть ли зависимое слово 

(Есть –пишу раздельно) (Нет – пишу слитно

5. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: формирование навыка правильного написания Не с причастиями.

- Научиться применять правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями вам поможет упражнение 136 на стр.83. Используя построенный алгоритм, объясните слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Отвечать вы будете по цепочке.

  - Ребята, предлагаю вам выполнить цифровой самодиктант. Запишите цифры, под которыми написан правильный ответ. Задание по вариантам. В каких случаях НЕ пишется слитно?

1 вариант

2 вариант

1.Помещение (не)проветрено

2.(Не)выполненное задание

3.(Не)стелющийся по земле   

4.Дорога (не)заасфальтирована  

5.(Не)прочитанная книга 

6. (Не)засеянное, а перепаханное поле

7. (Не)поражённая сорняками земля

8. (Не)погасший костер    

9. (Не)доумевающий взгляд

10. Ещё (не)кошенная трава

1. (Не)освещённая улица

2. Класс (не)расформирован                                           

3. (Не)освещенные солнцем

4. (Не)решённая проблема

5. Окна (не)застеклены

6. (Не)расколотый ещё орех 

7. (Не)затихающая буря

8. Урожай (не)убран

9. (Не)годующий человек

10.(Не)завершённая в срок стройка

Ключ: 1вар.- 2,5,8,9. 2 вар.- 1,4,7,9.

- Научились применять новое правило? Сейчас вы поработаете в роли корректора. Исправьте ошибки и осуществите взаимопроверку.

1. Незавершенное вовремя дело мучило меня. 2. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца. 3. Доска к уроку была неподготовлена. 4. Ненаряженная игрушками елка стояла у нас во дворе. 5. Эти обои непросохшие, а ещё влажные. 6. Меня поразил его не доумевающий взгляд, брошенный исподлобья.

6. Динамическая пауза. Цель: сменить вид деятельности.

При слитном написании - руки вверх, при раздельном написании - руки в стороны.

Книга не прочитана, непроглядная чаща; не скошенная, а срезанная трава; неокрепшие елочки, не отправленное мною письмо, нераспечатанное письмо, не озаренная лучами солнца долина, незанавешенные окна.

7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий.

- Предлагаю вам проверить, научились ли вы применять новое правило. Выполните самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки. Разноуровневые задания.

1 уровень сложности.

Объяснить слитно-раздельное написание НЕ.

Слитно:  А – не употребляется без не Б – отсутствие зависимых слов.

Раздельно: В - есть противопоставления с союзом А Г - есть зависимое слово Д – краткое причастие

Купаться (не)разрешено; (не) собранные, а разбросанные игрушки; (не)мигающий взгляд, (не)прочитанная до конца книга, письмо (не)распечатано, (не)убранные вещи, тетради (не)проверены; (не)вымытая, а только протёртая тарелка; (не) изученный на уроке параграф, (не)расколотый ещё орех, (не)замерзающий ручей, (не)навидящий ложь; (не) придуманное, а взятое из книги предложение; (не)окрашенный забор, (не)доумевающий взгляд.

Ключ:

А: недоумевающий взгляд, ненавидящий ложь.

Б: немигающий взгляд, неубранные вещи, незамерзающий ручей, неокрашенный забор.

В: не вымытая, а только протёртая тарелка; не придуманное, а взятое из книги предложение; (не) собранные, а разбросанные игрушки.

Г: не прочитанная до конца книга; не изученный на уроке параграф, не расколотый ещё орех.

Д: купаться не разрешено, тетради не проверены; письмо не распечатано.

Проверь себя и друга. «5» -15 заданий «4» - 14-11 заданий «3» - 10-8 заданий

2 уровень сложности.

Спишите, раскрывая скобки. Распространите данные причастия зависимыми словами, образуйте краткую форму. Запишите по образцу. Образец: непрочитанная книга - не прочитанная мною книга - книга не прочитана.

(Не) засеянное поле -

(не) созданный прибор -

(не) выполненное задание -

(не) написанная сказка -

(не) скошенные травы -

Проверь себя и друга. «5» -5 заданий «4» - 4 заданий «3» - 3 заданий

3 уровень сложности

Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1.Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. 2.(Не)ржавеющей сталью отделана она. 3.Эта сталь (не)боится ржавчины. 4.Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена — «Маяковская». 5.Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)

Ключ.

4.Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станций московского метрополитена — «Маяковская». 2.Нержавеющей сталью отделана она. 5.Строгий и негнущийся, прочный и верный металл сродни стиху Маяковского. 3.Эта сталь не боится ржавчины. 1.Архитектор, строивший станцию, выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благородный металл, некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Л.Кассиль)


 

8. Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценить результаты собственной деятельности

-Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

Я умею находить в предложениях нужную орфограмму

 

Я умею правильно писать причастия с НЕ

 

Я умею правильно писать и объяснять условия выбора орфограммы

 

Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора

 

Шкала самооценки:

«!» - знаю и умею применять;

«?» - не уверен в своих знаниях, есть вопросы. 

9. Домашнее задание:

1.Придумайте к каждому правилу алгоритма свои примеры.

2. Упр.138 на стр.84.

3.Из художественных произведений выписать 5 предложений с различным написанием не с причастиями (для сильных учащихся).


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Зумрат Даминовна, спасибо большое. Трудная тема для детей, возьму себе на заметку.

11 May 2019

Наталья Владимировна, вам спасибо за комментарий.

27 July 2019

Похожие публикации