12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Петряшова292
Добрый день, меня зовут Анастасия. Мне 27 лет. Я работаю учителем в школе. Увлекаюсь посткроссингом, спортивными видами спорта и чтением классической литературы. Я замужем и у меня есть двое прекрасных детей.
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
0

Урок на тему «Словарный состав русского языка»

§35 Словарный состав русского языка

Цели и задачи урока:

 

Образовательные:

дать понятие о русском словообразовании и заимствовании

способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

познакомить со старославянизмами

закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные:

воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

 

Ход урока:

 

Проверка домашнего задания.

Вспоминаем изученный материал:

 

Что называется фразеологизмом? Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.

 

Угадать фразеологизм:

Валится из рук (не получается);

Клевать носом (засыпать);

Вставлять палки в колёса (мешать);

Водить за нос (обманывать);

Бросать слова на ветер (обещать напрасно);

Намылить шею (победить, наказать, избить);

Вдолбить в голову (настойчиво объяснить что-либо).

 

Подведение к новой теме.

 

Молодцы, ребята! Я вижу, что путешествие по стране «Лексика» проходит у вас успешно, но конец еще не близок. Мы с вами не заглянули в самые отдаленные её уголки. Продолжить наше путешествие я предлагаю с прослушивания предложения:

«Надел боярин доху, сел в пролетку да и был таков. А крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке».

Скажите, ребята, все ли из встретившихся вам слов употребляются в современном русском языке?

Здесь встретились слова, которые в современном русском языке не употребляются.

Что с ними случилось?

Они исчезли из языка.

Почему они исчезли из нашего языка?

Слова исчезли из языка, так как исчезли предметы, которые они называют.

 

Объяснение нового материала:

 

Как, исходя из прочитанного предложения, мы можем озаглавить наш урок?

Как пополняется словарный состав русского языка.

Хорошо, а какие тогда цели и задачи мы с вами поставим?

Постановление целей и задач (приведены выше)

А сейчас мы с вами увидим, как меняется наш русский язык, для этого открываем учебник.

 

С 97 № 273 (устно)

 

Выписываем в тетрадь по теории характерные для иностранных слов правила написания.

 

 

 

С 98 № 274 (письменно)

 

Легенда спорта, избирательный бюллетень, келья монаха, администрация города, пятый этаж, графин с молоком, строгая диета, военная авиация.

 

С 98 №276 (устно)

 

Выписываем в тетрадь по теории характерные для русского языка правила написания старославянизмов и исконно русских слов.

 

С 99 №277 (письменно)

 

Борозда – бразды, бред – бередить, глава – голова, волочить – влачить, краткий – короткий, молочный – млечный, хоронить – хранить, страна – сторона, драгоценный – дорогой, прохладный – холодный, среда – середина, возглас – голос.

 

Итог урока:

 

Сегодня на уроке, мы узнали о способах пополнения словарного запаса русского языка. На иноязычный характер указывают гласные А и Э в начале слова, сочетания в корнях ке, хе, ге, пю, бю, вю, мю, кю, наличие буквы Ф и соседство нескольких гласных подряд.

Так же мы познакомились со старославянизмами и исконно русскими словами. На старославянизмы указывают неполногласные сочетания ра, ре, ле, ла. На исконно русские указывают полногласные словосочетания оро, ере, ело, оло.

 

Домашнее задание: С 98 № 275

 

2

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.