12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анастасия Петряшова292 Добрый день, меня зовут Анастасия. Мне 27 лет. Я работаю учителем в школе. Увлекаюсь посткроссингом, спортивными видами спорта и чтением классической литературы. Я замужем и у меня есть двое прекрасных детей. Россия, Архангельская обл., Северодвинск |
Урок на тему «Словарный состав русского языка»
§35 Словарный состав русского языка
Цели и задачи урока:
Образовательные:
•дать понятие о русском словообразовании и заимствовании
•способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
познакомить со старославянизмами
•закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.
Развивающие:
•повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
•совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.
Воспитательные:
•воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Вспоминаем изученный материал:
Что называется фразеологизмом? Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.
Угадать фразеологизм:
Валится из рук (не получается);
Клевать носом (засыпать);
Вставлять палки в колёса (мешать);
Водить за нос (обманывать);
Бросать слова на ветер (обещать напрасно);
Намылить шею (победить, наказать, избить);
Вдолбить в голову (настойчиво объяснить что-либо).
Подведение к новой теме.
Молодцы, ребята! Я вижу, что путешествие по стране «Лексика» проходит у вас успешно, но конец еще не близок. Мы с вами не заглянули в самые отдаленные её уголки. Продолжить наше путешествие я предлагаю с прослушивания предложения:
«Надел боярин доху, сел в пролетку да и был таков. А крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке».
Скажите, ребята, все ли из встретившихся вам слов употребляются в современном русском языке?
Здесь встретились слова, которые в современном русском языке не употребляются.
Что с ними случилось?
Они исчезли из языка.
Почему они исчезли из нашего языка?
Слова исчезли из языка, так как исчезли предметы, которые они называют.
Объяснение нового материала:
Как, исходя из прочитанного предложения, мы можем озаглавить наш урок?
Как пополняется словарный состав русского языка.
Хорошо, а какие тогда цели и задачи мы с вами поставим?
Постановление целей и задач (приведены выше)
А сейчас мы с вами увидим, как меняется наш русский язык, для этого открываем учебник.
С 97 № 273 (устно)
Выписываем в тетрадь по теории характерные для иностранных слов правила написания.
С 98 № 274 (письменно)
Легенда спорта, избирательный бюллетень, келья монаха, администрация города, пятый этаж, графин с молоком, строгая диета, военная авиация.
С 98 №276 (устно)
Выписываем в тетрадь по теории характерные для русского языка правила написания старославянизмов и исконно русских слов.
С 99 №277 (письменно)
Борозда – бразды, бред – бередить, глава – голова, волочить – влачить, краткий – короткий, молочный – млечный, хоронить – хранить, страна – сторона, драгоценный – дорогой, прохладный – холодный, среда – середина, возглас – голос.
Итог урока:
Сегодня на уроке, мы узнали о способах пополнения словарного запаса русского языка. На иноязычный характер указывают гласные А и Э в начале слова, сочетания в корнях ке, хе, ге, пю, бю, вю, мю, кю, наличие буквы Ф и соседство нескольких гласных подряд.
Так же мы познакомились со старославянизмами и исконно русскими словами. На старославянизмы указывают неполногласные сочетания ра, ре, ле, ла. На исконно русские указывают полногласные словосочетания оро, ере, ело, оло.
Домашнее задание: С 98 № 275
2