Урок русского языка в 3 классе на тему «Корень. Состав слова»
Пояснительная записка к презентации
ЯНАО г Новый Уренгой МОУ СОШ № 17 Учитель Довжик Ж. А.
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Корень. Состав слова».
Цель урока:
- обобщить знания по теме «Корень слова»;
- развивать орфографическую зоркость;
- вырабатывать навыки грамотного письма;
- расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
Организационный момент.
Настрой на урок.
Повторение (Слайд 1, 2)
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1458625827.pptx (Корень слова)
Решим кроссворд и узнаем ключевое слово нашего урока.
Задания для кроссворда:
Что ставится в конце предложения?
Из чего состоят предложения?
Как называется наш родной язык?
Сколько в алфавите гласных?
Сколько парных согласных?
Все про корни будешь знать,
то получишь в школе …
Прочтите слово по вертикали под цифрой 7. (Хором читают “Корень”).
3. Тема и цель урока (слайд 3)
Запишите пословицу «Корень ученья горек, а плод его сладок»
- Как вы её понимаете. Объясните орфограммы.
(Слайд 4)
Есть такая игра «Как стать миллионером». Мы поиграем в игру «Кто хочет помочь ёлочке». Холодно елочке зимой. Укутаем её пушистым снежком. За работу на уроке будем получать снежки.
Задание игры (Слайд 5)
- Какой корень изучают на уроках русского языка!
А_ корень дерева Б_ корень зуба
В_ корень слова Г_ корень волоса
Цель урока
Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Корень слова», повторим состав слова, изученные правила корня.
4. Словарная работа (Слайд 6)
Запишите словарные слова, вставьте буквы.
М*роз, л*мон, *бед, б*гаж, в*гон.
- Что объединяет эти слова? (Словарные и состоят из одного корня)
- Придумайте задание.
Кроме корня мы знаем и другие части слова.
(Стихи читают дети)
Корень:
Корень я, фундамент слова,
Иногда его основа.
Поручиться не боюсь:
Корни есть на всякий вкус.
Для дворца и для избушки,
Для банкира и старушки.
(Достает из пакета и демонстрирует всем карточки с корнями: изб–, двор–, дом–.).
Окончание:
Обратите вы внимание
На меня. Я – Окончание.
Не люблю собой гордиться,
Вмиг готова измениться.
В слове “море” буду – е,
Что понятно вам вполне.
Если много – то “моря”,
Здесь уже не -е, а -я.
Суффикс:
Ну а я совсем особый,
И скажу без хвастовства,
Что в секунду дом огромный
В домик превращаю я.
(Показывает карточку с суффиксом -ик).
Приставка:
В корне – смысл, но не весь.
Главный – но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.
_ Теперь каждая часть слова займёт своё место .
Задание. (Слайд)
Подбери слово к схеме (ученики-части слова)
5. Новый материал.
Послушайте сказку. (Слайд 7)
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то еще их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех под корнем.
Однокоренные слова называют родственными. Вот вам одна загадка-шутка. ( Слайд 8)
– Посмотрите сценку и скажите, родня ли Гусеница Гусю?
Гусеница.
– Вы кто такие?
Гуси.
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
Гусеница.
– А я ваша тетка – Гусеница.
Учитель.
– Есть ли в этой сценке “родственники”?
- Будут слова родственными?
(Слайд 9)
Задание ( по вариантам)
_ Подчеркни лишнее слово.
Задание 1 варианта
1 задание.
Желток, железо, жёлтый.
Печурка, печать, печка.
Задание 2 варианта
1 задание.
Горе, нагорный, горевать.
Часовщик, часть, часы.
(Два ученика работают у доски)
(Продолжение сказки) Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой красивый и уютный. (Слайд 10)
От дома идут три дорожки. Две дорожки нам знакомы. Чтобы узнать куда приведут эти дорожки выполним следующее задание.
Задание выполняется по вариантам. (Слайд 11)
- Списать стихотворение и вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.
Зима.
У нас на улице мороз.
Мороз по всей земле
И ветки хрупкие берёз
Сверкают в хрустале,
И в первых отблесках зари
Стоит хрустальный сад,
И на деревьях снегири,
Как яблоки, висят.
В. Курлаш
1 вариант – безударные гласные
2 вариант- парные согласные
Стоит чудесный зимний день. Светит солнце.
Вот на аллее появились дети. Они стали лепить снеговика. Сердца ребят переполняли радостные чувства.
3 вариант
Проверка задания (Слайд 12)
6. Закрепление
Работа в группах
1 группа
(Магнитная доска с гласными буквами)
_ Какие гласные в корне слова нужно проверять? Подобрать примеры.
2 группа
Записать парные согласные. Подобрать примеры.
3 группа
Найти ошибку.
Енод- красавец смотрит вниз
Там потянулась сладко рызь.
Плывёт могучий бегемод,
Медветь над нерпою ревёт.
4 группа
Мальчик поласкал собаку.
Все спустились с горы, а Петя всё слезал.
Андрей, приходи с мячом - поиграем в футбол.
5 группа
Выписать из текста слова с непроизносимой согласной.
Прошла ненастная осень. Солнце греет всё меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят снег, метлой подметают лёд. Каток готов. Радостно ребятам. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках.
Проверка (Слайды 13, 14, 15, 16,17)
6 Итог урока
Кто считает , что он работал на уроке хорошо, возьмите снежинки.
Вот сколько получилось снега. Он укроет нашу ёлочку до самого Нового года. (Слайд 18) Снежки необычные. Каждый снежок – корень. Образуйте слова от этих корней.
Самостоятельная работа.
Закончи предложение, употребив однокоренное слово. Однокоренные слова разбери по составу.
В столовой стоит большой круглый …
В голубятню принесли нового …
Садовник ухаживает за …
Лесник бережёт ...
В солонку насыпали …
В кормушке был …
Из конюшни вышел …
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1458569070.docx (Приложение)