Практикум «Словесно-логические задания по русскому языку»
КОНКУРС «СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор материала |
Глухова Светлана Николаевна |
Место работы, должность |
Учитель русского языка и литературы г. Магнитогорска |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
10 класс |
Название материала |
«Словесно-логические задания по русскому языку» |
Вид ресурса |
Дидактический материал |
Название раздела учебного курса |
По всему курсу русского языка. |
УМК, авторы образовательной программы |
УМК по русскому языку под редакцией И.В.Гусаровой (углублённый уровень изучения) |
Цель и задачи материала |
Цель: создание условий для развития мыслительной деятельности учащихся (анализ, противопоставление, обобщение, классификация и т.п.), развития творческого мышления учащихся. Задачи: развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха; овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.; воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию; воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности, мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.
|
Как реализуется |
Во внеурочной деятельности; при подготовке к олимпиадам по русскому языку. 1- 2 урока. |
Типы заданий |
Задания множественного выбора № 1 – 3 Задания на восстановление соответствия № 4 – 6 Задания на восстановление последовательности №7 – 8 Задания открытого типа № 10 – 15 Задания альтернативных ответов № 9 |
Комплектация конкурсной работы |
Пояснительная записка, Словесно-логические задания; инструкция к выполнению заданий, ответы. |
Инструкция.
Внимательно прочитайте задания.
Задания множественного выбора № 1 – 3: вариантов правильных ответов может быть 2-4.
Задания на восстановление соответствия № 4 – 6: ответы к заданиям записываются в виде пар (например, 1 – Б и т. д.) или термин – пример.
Задания открытого типа № 10 – 15: Ответы должны дополнительно содержать краткую запись в виде слова, словосочетания, предложения.
Задания альтернативных ответов № 9: дать ответ – да/нет
Ответы подчёркиваем или пишем рядом с заданием.
Задания.
Предположим, что иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. Какие из приведённых ниже слов иностранец сможет правильно записать, слыша, как их произносят:
А) отделить;
Б) сварка;
В) скучно;
Г) рыбалка;
Д) праздник.
Укажите слова, которые не соответствуют грамматическим нормам русского литературного языка.
А) залегающий;
Б) падаемый;
В) грядущий;
Г) оторвущий;
Д) придущий.
Найдите существительные, которые в зависимости от значения могут быть как одушевлённые, так и неодушевлённые.
А) кукла;
Б) молодёжь;
В) проводник;
Г) мышка;
Д) ровесник.
Перед вами пословицы и поговорки, созданные древними шумерами. Подбери к ним русские пословицы и поговорки.
А) У слуги, следящего за гардеробом хозяина, одежда всегда грязная.
Б) Хорошо одетому всегда рады.
В) Он ещё не поймал лисицу, а уж делает для неё колодку.
1) делить шкуру неубитого медведя;
2) сапожник без сапог;
3) По одёжке встречают, по уму провожают.
Образуйте термины, каждый термин проиллюстрируйте примером из списка:
А) заимствование из старославянского языка –
Б) заимствование из греческого языка –
В) заимствование из китайского языка –
Г) заимствование из французского языка –
Д) заимствование из тюркского языка –
Примеры: абажур, юдоль, женьшень, парус, сундук
Соотнесите иноязычный оборот и его фразеологическую кальку (фразеологизм)
А) arriere pensée (англ.) 1) время – деньги;
Б) time is money (англ.) 2) жёлтая пресса;
В) yellow presse (англ.) 3) пробить брешь;
Г) batter un breche (франц) 4) задняя мысль.
А) Образцом просторечия Пушкин считал язык московских просвирен, старомосковского городского люда.
(Б) Оно сильно отличалось от архаизованного книжного языка и от офранцуженной речи светского круга.
(В) Просторечие — разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства.
(Г) На народных диалектах говорили преимущественно крестьяне разных областей России, ремесленники, дворня, вообще классы, не затронутые просвещением.
Восстановите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (Е.А. Земской). Выберите правильный вариант ответа:
1) БАВГ;
2) ВБГА;
3) АГБВ;
4) ГВБА.
Восстановите последовательность образования слов:
Укор, корить укорить, укоризненный, укоризна, безукоризненно, безукоризненный, небезукоризненно;
Верно ли утверждение: «Среди представленных глаголов 4 могут быть поняты и как формы изъявительного, и как повелительного наклонения»?
Носите, вышлите, вынесите, стелите, пилите, колите, просите, распорите, положите.
Найди лишнее слово, докажи правильность выбора: «Его можно найти и держать, но нельзя…»
А) попасть,
Б) тянуть,
В) найти
Г) обронить
Д) прикусить
Определи, какой член предложения отсутствует:
Воркалось. Хлиские шорьки
Пырялись по реве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Найдите неправильно образованные нарицательные существительные, обозначающие жителей данного города. Исправьте:
А) Псков - пскович
Б) Палех - палешанин
В) Тула – тулячанин
Г) Курск - курчанин
Д) Устюг - усюжанин
Сколько слов не имеют суффикс -от, выпишите их:
Мерзлота, забота, чистота, частота, банкнота, дремота, темнота, льгота, ворота, пехота.
Разгадайте принцип «хитрого умножения» и примените его к остальным случаям: сан Х 132 = ананас
А) барон Х 23101 =
Б) клон Х 1121 =
В) колба Х 23110 =
Г) лодка Х 12121 =
Составьте высказывание из облака слов. Какую гипотезу происхождения языка иллюстрирует этот отрывок?
Ответы:
|
Образец ответа |
Количество баллов |
Время выполнения |
1 |
Сварка, рыбалка |
2 б. |
2 мин. |
2 |
Падаемый, оторвущий, придущий |
3 б. |
2 мин. |
3 |
Проводник, мышка |
2 б. |
2 мин. |
4 |
А-2, Б-3, В-1 |
3 б. |
3 мин |
5 |
Старославянизмы – юдоль Эллинизмы – парус Китаизмы – женьшень Галлицизмы – абажур Тюркизмы - сундук |
5 б. |
5 мин. |
6 |
А-4, Б-1, В-2, Г-3 |
4 б. |
4 мин. |
7 |
2 |
1 б. |
2 мин. |
8 |
корить --> укорить--> укор --> укоризна --> укоризненный --> безукоризненный --> безукоризненно --> небезукоризненно.
|
3 б. (1 ошибка минус 1 б, 2 – 2 б.) |
3 мин. |
9 |
да |
1 б. |
2 мин. |
10 |
Г Фразеологизмы со словом язык: попасть на язык, тянуть за язык, найти общий язык, прикусить язык. |
1 б. За объяснение 1 б. |
3-5 мин. |
11 |
дополнение |
1 б. |
2 мин. |
12 |
Туляк, курянин |
2 б. |
3 мин. |
13 |
Забота, банкнота, льгота, ворота. |
4 б. |
3 мин. |
14 |
Цифра означает количество букв в слове А) барабан Б) локон В) колобок Г) колодка |
4 б |
5 – 10 мин. |
15 |
Звонкому голосу птиц подражать научились устами Люди задолго перед тем, как стали они в состояньи звонкие песни слагать и ушам доставлять наслажденье… Лукреций Звукоподражательная гипотеза. |
За фразу: 5 б За автора: 1 б. За название: 1б. |
10-15 мин. |
Горбачёва Марина Юрьевна
Глухова Светлана Николаевна
Максакова Наталья Михайловна
Глухова Светлана Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Глухова Светлана Николаевна
Сафонова Елена Валерьевна
Глухова Светлана Николаевна
Селиванова Галина Геннадьевна