Практикум «Словесно-логические задания по русскому языку»

16
9
Материал опубликован 1 March 2020

КОНКУРС «СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор материала

Глухова Светлана Николаевна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

г. Магнитогорска

Предмет

Русский язык

Класс

10 класс

Название

материала

«Словесно-логические задания по русскому языку»

Вид ресурса

Дидактический материал

Название раздела учебного курса

По всему курсу русского языка.

УМК, авторы

образовательной программы

УМК по русскому языку под редакцией И.В.Гусаровой (углублённый уровень изучения)

Цель и задачи

материала

Цель: создание условий для развития мыслительной деятельности учащихся (анализ, противопоставление, обобщение, классификация и т.п.), развития творческого мышления учащихся.

Задачи:

развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.;

воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;

формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности, мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.

 

Как реализуется

Во внеурочной деятельности; при подготовке к олимпиадам по русскому языку. 1- 2 урока.

Типы заданий

Задания множественного выбора № 1 – 3

Задания на восстановление соответствия № 4 – 6

Задания на восстановление последовательности №7 – 8

Задания открытого типа № 10 – 15

Задания альтернативных ответов № 9

Комплектация

конкурсной работы

Пояснительная записка,

Словесно-логические задания;

инструкция к выполнению заданий, ответы.

Инструкция.

Внимательно прочитайте задания.

Задания множественного выбора № 1 – 3: вариантов правильных ответов может быть 2-4.

Задания на восстановление соответствия № 4 – 6: ответы к заданиям записываются в виде пар (например, 1 – Б и т. д.) или термин – пример.

Задания открытого типа № 10 – 15: Ответы должны дополнительно содержать      краткую запись в виде слова, словосочетания, предложения. 

Задания альтернативных ответов № 9: дать ответ – да/нет

Ответы подчёркиваем или пишем рядом с заданием.


 

Задания.

Предположим, что иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. Какие из приведённых ниже слов иностранец сможет правильно записать, слыша, как их произносят:

А) отделить;

Б) сварка;

В) скучно;

Г) рыбалка;

Д) праздник.

Укажите слова, которые не соответствуют грамматическим нормам русского литературного языка.

А) залегающий;

Б) падаемый;

В) грядущий;

Г) оторвущий;

Д) придущий.

Найдите существительные, которые в зависимости от значения могут быть как одушевлённые, так и неодушевлённые.

А) кукла;

Б) молодёжь;

В) проводник;

Г) мышка;

Д) ровесник.

Перед вами пословицы и поговорки, созданные древними шумерами. Подбери к ним русские пословицы и поговорки.

А) У слуги, следящего за гардеробом хозяина, одежда всегда грязная.

Б) Хорошо одетому всегда рады.

В) Он ещё не поймал лисицу, а уж делает для неё колодку.

1) делить шкуру неубитого медведя;

2) сапожник без сапог;

3) По одёжке встречают, по уму провожают.

Образуйте термины, каждый термин проиллюстрируйте примером из списка:

А) заимствование из старославянского языка –

Б) заимствование из греческого языка –

В) заимствование из китайского языка –

Г) заимствование из французского языка –

Д) заимствование из тюркского языка –

Примеры: абажур, юдоль, женьшень, парус, сундук

Соотнесите иноязычный оборот и его фразеологическую кальку (фразеологизм)

А) arriere pensée (англ.) 1) время – деньги;

Б) time is money (англ.) 2) жёлтая пресса;

В) yellow presse (англ.) 3) пробить брешь;

Г) batter un breche (франц) 4) задняя мысль.

А) Образцом просторечия Пушкин считал язык московских просвирен, старомосковского городского люда.

(Б) Оно сильно отличалось от архаизованного книжного языка и от офранцуженной речи светского круга.

(В) Просторечие — разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства.

(Г) На народных диалектах говорили преимущественно крестьяне разных областей России, ремесленники, дворня, вообще классы, не затронутые просвещением.

Восстановите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (Е.А. Земской). Выберите правильный вариант ответа:

1) БАВГ;

2) ВБГА;

3) АГБВ;

4) ГВБА.

Восстановите последовательность образования слов:

Укор, корить укорить, укоризненный, укоризна, безукоризненно, безукоризненный, небезукоризненно;

Верно ли утверждение: «Среди представленных глаголов 4 могут быть поняты и как формы изъявительного, и как повелительного наклонения»?

Носите, вышлите, вынесите, стелите, пилите, колите, просите, распорите, положите.

Найди лишнее слово, докажи правильность выбора: «Его можно найти и держать, но нельзя…»

А) попасть,

Б) тянуть,

В) найти

Г) обронить

Д) прикусить

Определи, какой член предложения отсутствует:

Воркалось. Хлиские шорьки

Пырялись по реве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Найдите неправильно образованные нарицательные существительные, обозначающие жителей данного города. Исправьте:

А) Псков - пскович

Б) Палех - палешанин

В) Тула – тулячанин

Г) Курск - курчанин

Д) Устюг - усюжанин

Сколько слов не имеют суффикс -от, выпишите их:

Мерзлота, забота, чистота, частота, банкнота, дремота, темнота, льгота, ворота, пехота.

Разгадайте принцип «хитрого умножения» и примените его к остальным случаям: сан Х 132 = ананас

А) барон Х 23101 =

Б) клон Х 1121 =

В) колба Х 23110 =

Г) лодка Х 12121 =

Составьте высказывание из облака слов. Какую гипотезу происхождения языка иллюстрирует этот отрывок?

 

i1584191741.png

 


 

Ответы:

 

Образец ответа

Количество баллов

Время выполнения

1

Сварка, рыбалка

2 б.

2 мин.

2

Падаемый, оторвущий, придущий

3 б.

2 мин.

3

Проводник, мышка

2 б.

2 мин.

4

А-2, Б-3, В-1

3 б.

3 мин

5

Старославянизмы – юдоль

Эллинизмы – парус

Китаизмы – женьшень

Галлицизмы – абажур

Тюркизмы - сундук

5 б.

5 мин.

6

А-4, Б-1, В-2, Г-3

4 б.

4 мин.

7

2

1 б.

2 мин.

8

 корить --> укорить--> укор --> укоризна --> укоризненный --> безукоризненный --> безукоризненно --> небезукоризненно.

 

3 б. (1 ошибка минус 1 б, 2 – 2 б.)

3 мин.

9

да

1 б.

2 мин.

10

Г

Фразеологизмы со словом язык: попасть на язык, тянуть за язык, найти общий язык, прикусить язык.

1 б.

За объяснение 1 б.

3-5 мин.

11

дополнение

1 б.

2 мин.

12

Туляк, курянин

2 б.

3 мин.

13

Забота, банкнота, льгота, ворота.

4 б.

3 мин.

14

Цифра означает количество букв в слове

А) барабан

Б) локон

В) колобок

Г) колодка

4 б

5 – 10 мин.

15

Звонкому голосу птиц подражать научились устами

Люди задолго перед тем, как стали они в состояньи

звонкие песни слагать и ушам доставлять наслажденье… Лукреций

Звукоподражательная гипотеза.

За фразу: 5 б

За автора: 1 б.

За название: 1б.

10-15 мин.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

2 March 2020

Очень понравилось, спасибо!

5 April 2020

Спасибо! Буду рада, если вам пригодится!

5 April 2020

Поздравляю с победой! Рада за вас ,Светлана Николаевна!

14 April 2020

Поздравляю с победой!

14 April 2020

Ответ #299473 был удален 14 April 2020

Спасибо, Светлана Николаевна! Хорошая работа!

4 September 2020