Конспект урока математики «Сложение десятичных дробей» (5 класс)

4
1
Материал опубликован 12 November

Конспект урока математики «Сложение десятичных дробей»

Тип урока

 

Урок открытия новых знаний

Учебник

Математика: 5 класс: базовый уровень: учебник : в 2 частях/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков. – 3-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023.

Составитель конспекта

Потеева Елена Валерьевна, учитель математики первой категории МБОУ СОШ № 1 МО г-к Анапа

Цели

Создание условий для формирования умения учащихся складывать десятичные дроби, развития навыков решения текстовых задач, сформировать интерес учащихся к данной теме и желание применять полученные знания и умения в жизни.

Планируемые результаты

Предметные знания и умения: знать правило сложения десятичных дробей, научиться применять данное правило при сложении десятичных дробей, развивать навыки решения текстовых задач.

Метапредметные УУД: развивать понимание сущности действия по алгоритму и возможность применять алгоритм на практике.

Личностные УУД: Развивать интерес к изучению данной темы, осознавать значение данной темы в повседневной жизни в разных сферах, желание применять полученные знания и умения по данной теме.


 


 


 

Организационная структура урока:


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Формируемые УУД

1.Организа-ционный этап

Учитель проверяет готовность класса. Приветствует детей.

Обращает внимание учащихся на эпиграф на доске, обсуждает с ними значимость десятичных дробей.

Ф

Приветствуют учителя. Читают эпиграф к уроку на доске.

Эпиграф на доске: «Число, выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково…» Д. Менделеев

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель предлагает выполнить учащимся задание на слайде 1 и ответить на вопрос:

 

«Какое слово получилось?»

Учитель выслушивает и выписывает все варианты, предложенные учащимися на доске.

Если буква выбрана неверно, разбирает устно.

Верное слово: «Ротокас» – означает название самого короткого в мире алфавита из 11 букв, используемого жителями Папуа-Новой Гвинеи (слайд 2).

И, Ф

Учащиеся выполняют самостоятельно задание в тетрадях, называют получившееся слово. Обсуждают, что неправильно.

Выясните, в каком столбике таблицы верно записано указанное число. Выпишите букву, соответствующую правильной записи числа (слайд 1).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений

3.Актуализация знаний

Учитель предлагает вспомнить, какие действия с десятичными дробями учащиеся уже знают, как сравниваются десятичные дроби с одинаковой целой частью. Предлагает выписать из первой строки таблицы слайда 1 дроби 5,02 и 5,2 и сравнить их.

Далее спрашивает учащихся, какие действия кроме сравнения мы еще можем совершить с дробями?

Учитель записывает сформулированную учащимися тему урока:

«Сложение десятичных дробей»».

 

 

Ф

Учащиеся вспоминают про сравнение десятичных дробей, уточняют, как сравнить две десятичные дроби на конкретном примере.

Учащиеся вспоминают, какие действия они выполняли с обыкновенными дробями, например, сложение. Формулируют тему урока «Сложение десятичных дробей»

 

Выписать из первой строки таблицы со слайда 1 две десятичные дроби: 5,02 и 5,2 и сравнить их.

Регулятивные: осознание того, что усвоено и что нужно еще усвоить.

Личностные: умение включаться в общую деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение анализировать, обосновывать правильность решения.

 

4.Создание проблемной ситуации

Учитель предлагает придумать варианты сложения десятичных дробей 5,02 и 5,20.

Предлагает вспомнить, как складывали обыкновенные дроби.

Учитель задает вопросы:

Как вы складывали натуральные числа?

Что означает поразрядно?

Учитель предлагает сложить 5,02 и 5,20 столбиком и поразрядно и озвучить полученные результаты.

Спрашивает, кто согласен с результатом ответившего ученика, встает, остальным вопрос: «Почему у тебя так получилось?»

 

Ф

Учащиеся выдвигают гипотезы, предлагают возможные варианты, вспоминают, что при сложении обыкновенных дробей целая часть складывается с целой частью, дробная с дробной.

Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают про сложение «столбиком», что означает «поразрядно».

Озвучивают результаты сложения.

Учащиеся пытаются сложить 5,02 и 5,20 столбиком и поразрядно в тетрадях.

Коммуникативные: умение излагать свои мысли, вступать в диалог, аргументировать.

Регулятивные: оценивать весомость рассуждений, планирование действий, коррекция.

Личностные: формирование интереса к процессу познания.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

5. Изучение нового материала

Учитель предлагает объединиться в группы по 4 человека и попробовать сформулировать правило сложения десятичных дробей, решить конкретный пример.

После озвучивания правила группами и ответа при решении, предлагает обраться к странице 221 и сравнить правило с учебником.

Далее предлагает решить задание на слайде 3.

Гр.

Группы выполняют задание, озвучивают, сравнивают ответы.

После читают правило в учебнике.

Сформулировать правило сложения 2 десятичных дробей, сложить по разработанному правилу сложения десятичных

дробей 3,25 и 30,5 (слайд 3).

 

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Личностные:

самоопределение

Познавательные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания.

6.Первичное закрепление

Для закрепления навыков сложения десятичных дробей учитель предлагает выполнить задание со слайда 4, в котором требуется найти длины отрезков и сравнить их. Учитель спрашивает учащихся, сколько цифр в дробной части?

Ф

3 ученика решают у доски по одному примеру, остальные в тетрадях, затем сверяют свое решение с доской. Ученики в процессе вычисления отмечают, что только одна цифра в дробной части у данных десятичных дробей, поэтому уравнивать дробные части не нужно.

 

Узнайте, какой из отрезков длиннее всех:

1,4 дм + 0,3 дм =

0,8 дм + 0,8 дм =

0,7 дм + 0,9 дм =

(слайд 4).

Регулятивные: планирование своих действий в связи с поставленной задачей.

Познавательные: умение действовать согласно правилу сложения десятичных дробей.

Коммуникативные: умение слушать друг друга, выражать свои мысли, корректировать свои ошибки.

7.Закрепление

Учитель предлагает выполнить задание для проверки усвоения нового материала самостоятельно: выбрать шарики только с правильным решением в трех примерах, а шарики с ошибкой в решении зачеркнуть. Решение выполнено столбиком

( слайд 5).

Задание раздается каждому ученику на карточках, затем ученики с соседом по парте меняются карточками и осуществляют взаимопроверку по образцу (слайд 6).

Учитель спрашивает учащихся, почему на остальных шариках решение неверное.

Далее учитель просит поднять руки тех учащихся, у кого все три шарика выбраны верно. Данные учащиеся получат пятерки.

И

Учащиеся решают задание по карточкам самостоятельно, зачеркивают неверные на их взгляд решения, затем передают свою карточку соседу по парте на проверку и сверяют ответ со слайдом 6.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, что ошибки допущены

из-за несоблюдения правила сложения десятичных дробей, сложение выполнено не поразрядно.

Помоги Тимохе выбрать шарики в подарок для Розы. Выбирай шарики только с правильным решением! Шарики с ошибкой зачеркни:

1)0,66+ 0,4 =

Ответы:

0,70; 0,70; 1,06.

2)0, 666+ 0,04 =

Ответы:

0,670; 0,706; 06,70.

3)6,6 +14 =

Ответы:

20,6; 6,74; 8,0

(слайд 5).

Коммуникативные: умение слушать позицию одноклассников.

Регулятивные: планирование своих действий согласно алгоритму.

Познавательные: анализ пошагового решения примеров, владение общим приемом решения учебных задач.

8. Включение нового знания в систему знаний

Учитель дает задание - решить практическую задачу в группах по 4 человека. Учитель говорит, что группа, первая правильно решившая задачу, получает оценки

(слайд 7).

Гр

Учащиеся решают задачу в группах из 4 человек, поднимают руки, если решение готово. Группы сравнивают решение, аргументируют, ссылаясь на правило сложения десятичных дробей.

 

Задача №870 из учебника:

В декабре фермер получил прибыль в размере 438,86 тысячи рублей, а в январе - на 16,4 тысячи рублей больше, чем в декабре. Сколько тысяч рублей составила прибыль фермера за декабрь и январь вместе?

(слайд 7)

Коммуникативные: умение слушать соседа по парте и доказывать свое мнение, управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: составление пошагового плана действий для решения задачи, осознавать уровень и качество своих знаний.

Познавательные: умение выделять существенную информацию в тексте задачи.

9. Рефлексия

Организует подведение итогов работы, выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку, что узнали нового, чему научились. За 10 минут до окончания урока учитель раздает смайлики, которые каждый учащийся разложит в соответствующий карман плаката «Лесенка моего состояния», чтобы узнать состояние учащихся (фото плаката на слайде 8).

Затем учитель подводит итоги, подсчитывая смайлики из каждого кармана.

 

Ф

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Раскладывают свои смайлики в соответствующий карман плаката.

t1731363830aa.jpg

(слайд 8)

Коммуникативные: умение слушать друг друга, высказать свое мнение.

Регулятивные:

формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.

Личностные:

формирование адекватной самооценки.

Познавательные: построение выводов по уроку.

 

10. Информация о ДЗ

П. 43, с 103-105, № 6.118, 6.120

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

Итоги этапа рефлексии:

класс

Не понял и не хочу понимать

Не понял, но хочу разобраться

Вроде понял, но надо еще закрепить

Все понял, готов изучать дальше

5 а

 

 

 

 

5 б

 

 

 

 


 

t1731363830ab.png

t1731363830ac.png

t1731363830ad.png

t1731363830ae.png

t1731363830af.png

t1731363830ag.png

t1731363830ah.png

t1731363830ai.png

t1731363830aj.png


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

14 November

Похожие публикации