Конспект урока математики «Сложение десятичных дробей» (5 класс)
Конспект урока математики «Сложение десятичных дробей»
Тип урока
|
Урок открытия новых знаний |
Учебник |
Математика: 5 класс: базовый уровень: учебник : в 2 частях/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков. – 3-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. |
Составитель конспекта |
Потеева Елена Валерьевна, учитель математики первой категории МБОУ СОШ № 1 МО г-к Анапа |
Цели |
Создание условий для формирования умения учащихся складывать десятичные дроби, развития навыков решения текстовых задач, сформировать интерес учащихся к данной теме и желание применять полученные знания и умения в жизни. |
Планируемые результаты |
Предметные знания и умения: знать правило сложения десятичных дробей, научиться применять данное правило при сложении десятичных дробей, развивать навыки решения текстовых задач. Метапредметные УУД: развивать понимание сущности действия по алгоритму и возможность применять алгоритм на практике. Личностные УУД: Развивать интерес к изучению данной темы, осознавать значение данной темы в повседневной жизни в разных сферах, желание применять полученные знания и умения по данной теме. |
Организационная структура урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Формируемые УУД |
1.Организа-ционный этап |
Учитель проверяет готовность класса. Приветствует детей. Обращает внимание учащихся на эпиграф на доске, обсуждает с ними значимость десятичных дробей. |
Ф |
Приветствуют учителя. Читают эпиграф к уроку на доске. |
Эпиграф на доске: «Число, выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково…» Д. Менделеев |
Коммуникативные: умение высказывать свое мнение. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2. Мотивация к учебной деятельности |
Учитель предлагает выполнить учащимся задание на слайде 1 и ответить на вопрос:
«Какое слово получилось?» Учитель выслушивает и выписывает все варианты, предложенные учащимися на доске. Если буква выбрана неверно, разбирает устно. Верное слово: «Ротокас» – означает название самого короткого в мире алфавита из 11 букв, используемого жителями Папуа-Новой Гвинеи (слайд 2). |
И, Ф |
Учащиеся выполняют самостоятельно задание в тетрадях, называют получившееся слово. Обсуждают, что неправильно. |
Выясните, в каком столбике таблицы верно записано указанное число. Выпишите букву, соответствующую правильной записи числа (слайд 1). |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений |
3.Актуализация знаний |
Учитель предлагает вспомнить, какие действия с десятичными дробями учащиеся уже знают, как сравниваются десятичные дроби с одинаковой целой частью. Предлагает выписать из первой строки таблицы слайда 1 дроби 5,02 и 5,2 и сравнить их. Далее спрашивает учащихся, какие действия кроме сравнения мы еще можем совершить с дробями? Учитель записывает сформулированную учащимися тему урока: «Сложение десятичных дробей»».
|
Ф |
Учащиеся вспоминают про сравнение десятичных дробей, уточняют, как сравнить две десятичные дроби на конкретном примере. Учащиеся вспоминают, какие действия они выполняли с обыкновенными дробями, например, сложение. Формулируют тему урока «Сложение десятичных дробей»
|
Выписать из первой строки таблицы со слайда 1 две десятичные дроби: 5,02 и 5,2 и сравнить их. |
Регулятивные: осознание того, что усвоено и что нужно еще усвоить. Личностные: умение включаться в общую деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение анализировать, обосновывать правильность решения.
|
4.Создание проблемной ситуации |
Учитель предлагает придумать варианты сложения десятичных дробей 5,02 и 5,20. Предлагает вспомнить, как складывали обыкновенные дроби. Учитель задает вопросы: Как вы складывали натуральные числа? Что означает поразрядно? Учитель предлагает сложить 5,02 и 5,20 столбиком и поразрядно и озвучить полученные результаты. Спрашивает, кто согласен с результатом ответившего ученика, встает, остальным вопрос: «Почему у тебя так получилось?»
|
Ф |
Учащиеся выдвигают гипотезы, предлагают возможные варианты, вспоминают, что при сложении обыкновенных дробей целая часть складывается с целой частью, дробная с дробной. Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают про сложение «столбиком», что означает «поразрядно». Озвучивают результаты сложения. |
Учащиеся пытаются сложить 5,02 и 5,20 столбиком и поразрядно в тетрадях. |
Коммуникативные: умение излагать свои мысли, вступать в диалог, аргументировать. Регулятивные: оценивать весомость рассуждений, планирование действий, коррекция. Личностные: формирование интереса к процессу познания. Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
5. Изучение нового материала |
Учитель предлагает объединиться в группы по 4 человека и попробовать сформулировать правило сложения десятичных дробей, решить конкретный пример. После озвучивания правила группами и ответа при решении, предлагает обраться к странице 221 и сравнить правило с учебником. Далее предлагает решить задание на слайде 3. |
Гр. |
Группы выполняют задание, озвучивают, сравнивают ответы. После читают правило в учебнике. |
Сформулировать правило сложения 2 десятичных дробей, сложить по разработанному правилу сложения десятичных дробей 3,25 и 30,5 (слайд 3).
|
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Личностные: самоопределение Познавательные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. |
6.Первичное закрепление |
Для закрепления навыков сложения десятичных дробей учитель предлагает выполнить задание со слайда 4, в котором требуется найти длины отрезков и сравнить их. Учитель спрашивает учащихся, сколько цифр в дробной части? |
Ф |
3 ученика решают у доски по одному примеру, остальные в тетрадях, затем сверяют свое решение с доской. Ученики в процессе вычисления отмечают, что только одна цифра в дробной части у данных десятичных дробей, поэтому уравнивать дробные части не нужно.
|
Узнайте, какой из отрезков длиннее всех: 1,4 дм + 0,3 дм = 0,8 дм + 0,8 дм = 0,7 дм + 0,9 дм = (слайд 4). |
Регулятивные: планирование своих действий в связи с поставленной задачей. Познавательные: умение действовать согласно правилу сложения десятичных дробей. Коммуникативные: умение слушать друг друга, выражать свои мысли, корректировать свои ошибки. |
7.Закрепление |
Учитель предлагает выполнить задание для проверки усвоения нового материала самостоятельно: выбрать шарики только с правильным решением в трех примерах, а шарики с ошибкой в решении зачеркнуть. Решение выполнено столбиком ( слайд 5). Задание раздается каждому ученику на карточках, затем ученики с соседом по парте меняются карточками и осуществляют взаимопроверку по образцу (слайд 6). Учитель спрашивает учащихся, почему на остальных шариках решение неверное. Далее учитель просит поднять руки тех учащихся, у кого все три шарика выбраны верно. Данные учащиеся получат пятерки. |
И |
Учащиеся решают задание по карточкам самостоятельно, зачеркивают неверные на их взгляд решения, затем передают свою карточку соседу по парте на проверку и сверяют ответ со слайдом 6. Учащиеся отвечают на вопрос учителя, что ошибки допущены из-за несоблюдения правила сложения десятичных дробей, сложение выполнено не поразрядно. |
Помоги Тимохе выбрать шарики в подарок для Розы. Выбирай шарики только с правильным решением! Шарики с ошибкой зачеркни: 1)0,66+ 0,4 = Ответы: 0,70; 0,70; 1,06. 2)0, 666+ 0,04 = Ответы: 0,670; 0,706; 06,70. 3)6,6 +14 = Ответы: 20,6; 6,74; 8,0 (слайд 5). |
Коммуникативные: умение слушать позицию одноклассников. Регулятивные: планирование своих действий согласно алгоритму. Познавательные: анализ пошагового решения примеров, владение общим приемом решения учебных задач. |
8. Включение нового знания в систему знаний |
Учитель дает задание - решить практическую задачу в группах по 4 человека. Учитель говорит, что группа, первая правильно решившая задачу, получает оценки (слайд 7). |
Гр |
Учащиеся решают задачу в группах из 4 человек, поднимают руки, если решение готово. Группы сравнивают решение, аргументируют, ссылаясь на правило сложения десятичных дробей.
|
Задача №870 из учебника: В декабре фермер получил прибыль в размере 438,86 тысячи рублей, а в январе - на 16,4 тысячи рублей больше, чем в декабре. Сколько тысяч рублей составила прибыль фермера за декабрь и январь вместе? (слайд 7) |
Коммуникативные: умение слушать соседа по парте и доказывать свое мнение, управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: составление пошагового плана действий для решения задачи, осознавать уровень и качество своих знаний. Познавательные: умение выделять существенную информацию в тексте задачи. |
9. Рефлексия |
Организует подведение итогов работы, выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку, что узнали нового, чему научились. За 10 минут до окончания урока учитель раздает смайлики, которые каждый учащийся разложит в соответствующий карман плаката «Лесенка моего состояния», чтобы узнать состояние учащихся (фото плаката на слайде 8). Затем учитель подводит итоги, подсчитывая смайлики из каждого кармана.
|
Ф |
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Раскладывают свои смайлики в соответствующий карман плаката. |
(слайд 8) |
Коммуникативные: умение слушать друг друга, высказать свое мнение. Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Личностные: формирование адекватной самооценки. Познавательные: построение выводов по уроку.
|
10. Информация о ДЗ |
П. 43, с 103-105, № 6.118, 6.120
|
|
Записывают домашнее задание |
|
|
Итоги этапа рефлексии:
класс |
Не понял и не хочу понимать |
Не понял, но хочу разобраться |
Вроде понял, но надо еще закрепить |
Все понял, готов изучать дальше |
5 а |
|
|
|
|
5 б |
|
|
|
|
Елена Алексеевна