Урок по математике «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс)
                                ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 5 классе по теме « Сложение и вычитание десятичных дробей»
Урок № 108(5/5).
Учитель математики I категории: Никулина Ирина Евгеньевна.
Цель урока: повторить, систематизировать, закрепить и применить знания и умения обучающихся по данной теме.
Задачи урока:
Обучающие (формирование познавательных УУД) –
● повторить и закрепить изученный материал по теме «Сложение и
вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий;
- 
	
формировать у обучающихся мотивацию к изучению темы;
проверить знания обучающихся и корректировать их;
 
развивающие (формирование регулятивных УУД)–
формировать коммуникативные навыки;
развивать готовность к самообразованию;
развивать внимание, логическое мышление, интуицию, математическую речь, смекалку, умения самопроверять и анализировать свои ошибки;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) –
воспитывать дисциплинированность, высокую работоспособность и организованность;
воспитывать чувства коллективизма, радости сопереживания успехам товарищей.
Тип урока: урок коррекции и обобщения знаний.
| 
			 Базовый учебник  | 
			
			 Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2014.  | 
		
Оборудование: компьютер, проектор, монитор, экран, учебник, тетрадь, ручка, дневник, распечатанные листы с заданиями к уроку на 15 парт, 15 жёлтых блинов из цветной бумаги для номера победителя задания: «Кто больше блинов съест?» и оценок за самостоятельную работу, 30 анкет для проведения рефлексии.
Форма урока: компьютерная презентация.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы: - создание на уроке занимательности, удивления;
- создание ситуации успеха;
- оперативный контроль над выполнением требований.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний. Устная работа (5 мин)
Повторение опорных знаний (6 мин).
Закрепление материала. Работа в парах (6 мин).
Физкультминутка (1 мин).
Самостоятельная работа (6 мин).
Решение задач и примеров (10 мин).
Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин).
Постановка домашнего задания (2 мин).
Ход урока.
1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока. Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях. ( Слайд 1)
- Сегодня у нас урок необычный - урок праздник. А что за праздник мы сегодня справляем, вы узнаете, когда расставите числа в порядке убывания. (Слайд 2)

- По словарю Ожегова: « Масленица – старинный славянский праздник проводов Зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения». Древние верили, что вместе с круглым, румяным, горячим блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. (Слайд 3)
2. Актуализация знаний. Устная работа.
Понедельник — встреча.
Понедельник - В этот день
Масляну встретить нам не лень.
День так и зовётся «встреча»
Целый день с утра по вечер.
В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело в старую женскую одежду, насаживают это чучело на шест и с пением возят на санях по деревне. Ставят Масленицу на снежную гору и катаются с неё на санях. Начинают печь блины. (Слайд 4)
1) Чтобы было весело встречать Масленицу, в гости к нам заглянуло солнышко. (Слайд 5)
Записаны дроби: 0,24, 0,2400; 0,240; 2,4 и дробь 24/100. Какая дробь лишняя? (24/100)
2) Найдите равные дроби среди дробей: (Слайд 6)
2


,03 2,300 2,003 2,0300
2
,30 2,3 2,030 2,0030
3) Сравните числа: (Слайд 7)
43,5 … 43,12;
20,821 … 20,83;
2,58 … 1,589;
0,27 … 0,278 .
4) Воспользовавшись одним математическим знаком, получите число больше 3, но меньше 4, из цифр 3;5;6;7: 3 ˂ х ˂ 4. (Слайд 8)
Ответ: х=3,567.
3. Повторение опорных знаний.
Вторник — заигрыши.
Заиграем мы во вторник.
Заиграем пред постом.
Покажись ты нам, Маслёна,
Щаньгой, блинцем, пирогом.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать». (Слайд 9)
1) - Ребята, давайте повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей необычным способом! Нам сейчас расскажет правило в стихотворной форме ваша одноклассница.
Чтоб сложить дробь с дробью десятичной,
Помни правило нетрудное отлично:
Запиши одну дробь под другой,
Запятая чтоб пришлась под запятой.
Для удобства действия с дробями
Знаки десятичные уравняй нулями.
Теперь складывай те числа фигурально,
Как ты делал это в числах натуральных.
А советы по ответу будут уж простыми:
Запятую подпиши под запятыми.
Аналогично поступай при вычитании десятичных дробей.
2) - Ребята, выполните сложение и вычитание десятичных дробей в тетрадях. Комментирует решение примеров один ученик. (Слайды 10,11)


3) - Вот и к нам пожаловал Петрушка, чтобы поиграть с нами. Выполним задание устно. (Слайд 12)
Поставьте в нужном месте запятую:
1,5+15=3;
5,8+2=78;
4,2 – 19=2,3;
1,5+4,5=60;
9,8+2=118;
14,7- 4,4=103;
305+1,04=4,09.
4. Закрепление материала. Работа в парах.
Среда - «лакомка».
Среда лакомкой слывёт:
Наготовит, напечёт!
Масленицу ублажает,
Всех гостей за стол сажает. (Слайд 13)
С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали: «Блин не клин, брюха не расколет». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. ( Слайд 14)
1) - Давайте узнаем, кто из 8 участников конкурса «Кто больше блинов съест?» одержит победу. Для этого надо найти значения выражений и выбрать среди ответов наибольший результат. Вы работаете парой. Посовещавшись, показываете мне блин с номером победителя. (Слайд 15)
Ответ: №6.


5. Физкультминутка «Стали мы учениками».
-А теперь пора немного отдохнуть. ( Слайды 16-18)
Стали мы учениками.
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись;
То присели, то нагнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали и, не торопясь,
В школу шли,
К знаниям стремясь.
6. Самостоятельная работа.
Четверг — «Широкая масленица». ( Слайд 19)
Разгуляй – четверг пришёл,
С утречка на стол.
Масленица накрыл – блиноеда
Всех накормит до обеда.
(Слайд 20)
Четверг - самый весёлый день. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, лазание по столбу. Одним словом — разгар гуляний. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. К этому дню люди долго готовятся, чтобы праздник был весёлым и памятным.
- Мы с вами тоже несколько уроков занимались по теме «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей». Давайте проверим, чему же мы научились за эти дни, проведём самостоятельную работу.
( Слайд 21)

- Давайте проверим выполнение самостоятельной работы. Взяли в руки карандашики или зелёную ручку. Если ответы верные, ставите « + », если неверные, то « - ». (Слайд 22)

- Выставим оценки. (Слайд 23) Напишите на блине ваши фамилии и оценки. Передайте с задних парт блины.

7. Решение задач и примеров.
Пятница — тёщины вечерки.
Хотя тёщины блинки вкусны да сладки,
Но тёщ угощают на Маслену зятьки.
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
( Слайды 24, 25)
1) Решение задачи практической направленности (слайд 26)
Для того чтобы испечь блины для тёщи, зять купил в магазине:
* бутылку молока массой 0,7 кг,
* 1,5 кг муки,
* 0,75 кг сахара.
Все покупки он сложил в пакет, рассчитанный на 3 кг. Выдержит ли пакет?
Решение:
1) 0,7+1,5+0,75=2,95(кг) – вес всех продуктов,
2) 2,95кг ˂ 3кг, т.е. выдержит пакет.
Ответ: да.
Суббота — золовкины посиделки.
Широкая масленица
Невестам помогает,
Золовок собирает,
Блиночками угощает,
Подарками одаривает.
( Слайд 27)
Золовка - это сестра мужа.
В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. (Слайд 28)
- Масленица нас тоже одарила необычным заданием. Нужно отгадать зашифрованное слово. (Слайд 29)


Ответ: пеликан. (Слайд 30)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Последний день масленичной недели назывался "прощёным воскресеньем" или проводами. (Слайд 31)
Воскресенье – проводины,
А ещё прощенье всех!
Мы прощения попросим,
Поцелуем напослед.
В этот день сжигают соломенное чучело — символ зимы. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомые слова: «Бог простит». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. ( Слайд 32)
- Итак, наше знакомство с русским народным праздником «Масленицей» подошло к концу. Давайте подведём итоги.
- Понравился ли вам русский народный праздник «Масленица» в математической обработке?
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Повторить, систематизировать, закрепить и применить свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
- Как вы считаете, справились мы с этой целью?
- Справились.
- Давайте посмотрим, как каждый поработал на уроке?
Выставление оценок.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (Слайд 33)
Анкета для проведения рефлексии:
| 
			 Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив «галочкой» выбранный ответ  | 
		||
| 
			 1. На уроке я работал  | 
			
			 активно  | 
			
			 пассивно  | 
		
| 
			 2. Своей работой на уроке  | 
			
			 доволен  | 
			
			 не доволен  | 
		
| 
			 3. Урок для меня показался  | 
			
			 коротким  | 
			
			 длинным  | 
		
| 
			 4. За урок я  | 
			
			 не устал  | 
			
			 устал  | 
		
| 
			 5. Моё настроение  | 
			
			 стало лучше  | 
			
			 стало хуже  | 
		
| 
			 6. Материал урока мне был  | 
			
			 понятен  | 
			
			 не понятен  | 
		
| 
			 полезен  | 
			
			 бесполезен  | 
		|
| 
			 интересен  | 
			
			 скучен  | 
		|
9. Постановка домашнего задания.
- Тот, кто любит учиться и заниматься творчеством, никогда не останавливается на достигнутом результате! Они двигаются всегда вперёд! И ставят новые цели. Для вас новая задача: придумайте задание с зашифрованными словами на сложение и вычитание десятичных дробей, но чтобы оно было интересным и познавательным. Оформите на альбомном листе задание. Это будет ваш очередной проект по математике. Если возникнут затруднения, обсудите их вместе. (Слайд 34)
- Прощай, Масленица! (Слайд 35)
- В Астраханской картинной галерее имени Кустодиева вы можете полюбоваться дивными картинами мастера из Астрахани, посвящёнными именно Масленице. Перед вами некоторые из них. (Слайды 36-39)
- Всем спасибо за урок! (Слайд 40)
Список используемой литературы
http://www.myshared.ru/slide/1195820/
http://www.uchportal.ru/load/24-1-0-22527
Chastushki_Babok-Ezhek.www.leopold-baby.com
http://www.myshared.ru/slide/381051/
https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-maslenica-konspekt-prezentaciya-475252.html
Технологическая карта урока
| 
			 №  | 
			
			 Этап урока  | 
			
			 Задачи урока  | 
			
			 Назва- ние использу-емых ЭОР  | 
			
			 Деятельность учителя  | 
			
			 Деятельность ученика  | 
			
			 Время (в мин)  | 
			
			 Формируемые УУД  | 
		|||
| 
			 Познавательные  | 
			
			 Регулятивные  | 
			
			 Коммуникативные  | 
			
			 Личностные  | 
		|||||||
| 
			 1  | 
			
			 2  | 
			
			 3  | 
			
			 4  | 
			
			 5  | 
			
			 6  | 
			
			 7  | 
			
			 8  | 
			
			 9  | 
			
			 10  | 
			
			 11  | 
		
| 
			 1.  | 
			
			 Организацион- ный момент  | 
			
			 Создать благоприятный психологический настрой на работу.  | 
			
			 Слайды 1 - 3  | 
			
			 Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; подготовка учащихся к деятельности на уроке; выделение целей и задач урока.  | 
			
			 Учащиеся слушают учителя и смотрят по мере необходимости на экран, отвечают на поставленные вопросы учителя, в тетрадях делают записи.  | 
			
			 1  | 
			
			 -общеучебные: 1.смысловое чтение, -универсальные логические действия: 1.подведение под понятие.  | 
			
			 1.целеполагание, 2.составление плана и после-довательности деятельности.  | 
			
			 1.планирование сотрудничества учителя и учеников, 2.умение слушать  | 
			
			 1.самоопределение, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом, 3.готовность к жизненному и личностному самоопределению  | 
		
| 
			 2,3  | 
			
			 Актуализация знаний. Устная работа. Повторение опорных знаний  | 
			
			 Актуализация опорных знаний и способов действий, развитие логического мышления; обеспечение восприятия, осмысления, обобщение изученного материала, применяя новые информационные технологии  | 
			
			 Слайды 4 - 12  | 
			
			 Учитель с помощью устных заданий со слайдов организует фронтальную работу с классом. Учитель читает задания со слайдов и объясняет, как их выполнять.  | 
			
			 Учащиеся слушают учителя. Продумывают ответ, поднимают руки. Озвучивает ответ с полным объяснением один из учеников, другие слушают ответ этого ученика. По мере необходимости корректируют ответ выступающего.  | 
			
			 11  | 
			
			 -общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.построение логической цепи рассуждений  | 
			
			 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.контроль, 4.коррекция, 5.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий  | 
			
			 1.постановка вопросов в коллективе, 2.умение слушать и вступать в диалог, 3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи  | 
			
			 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению, 2. знания моральных норм умения выделить нравственный аспект поведения  | 
		
| 
			 4.  | 
			
			 Закрепление материала. Работа в парах по карточке  | 
			
			 Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии и организуя работу в парах учащихся.  | 
			
			 Слайды 13 - 15  | 
			
			 Учитель нацеливает учащихся на групповую форму работы. Объясняет выполнение заданий с карточки на слайде 15.  | 
			
			 Учащиеся организуют работу в паре. Выполняют задания в тетрадях. Отгадав номер, дети поднимают руку, называют его. Видят на экране последовательно появляющиеся ответы.  | 
			
			 6  | 
			
			 -общеучебные: 1.поиск и выде-ление необходи-мой информации, 2.умение струк-турировать зна-ния, строить вы-сказывания в устной и пись-менной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, 4.смысловое чтение, -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.установление причинно-следственных связей  | 
			
			 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий  | 
			
			 1.умение слушать и вступать в диалог, 2.планирование сотрудничества, 3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.умение участвовать в коллективном обсуждении  | 
			
			 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению  | 
		
| 
			 5.  | 
			
			 Физзарядка  | 
			
			 Здоровьесбережение  | 
			
			 Слайды 16 - 18  | 
			
			 Учитель в стихотвор-ной форме сообщает ученикам команды действий физзарядки.  | 
			
			 Учащиеся выполняют движения, слушая команды учителя.  | 
			
			 1  | 
			
			 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению  | 
		|||
| 
			 6.  | 
			
			 Самостоятельная работа  | 
			
			 Проверить навык сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей при нахождении значений выражений.  | 
			
			 Слайды 19-23  | 
			
			 Учитель организует проведение самостоятельной работы.  | 
			
			 Учащиеся слушают о 
  | 
			
			 6  | 
			
			 -общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в письменной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, 4.смысловое чтение, -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.установление причинно-следственных связей  | 
			
			 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий  | 
			
			 1.умение слушать  | 
			
			 1.самоопределение, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом  | 
		
| 
			 7.  | 
			
			 Решение задач  | 
			
			 Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии  | 
			
			 Учитель сообщает учащимся, что они будут решать задачу практической направленности и находить значения выражений со слайдов, отгадывая зашифрованное слово. Для тех, кто видит плохо, тексты задач напечатаны на отдельном листочке. Учитель читает текст задачи со слайда, вызывает одного ученика к доске для её решения, а остальных просит решать в тетради самостоятельно. Тех учащихся, кто затрудняется в решении, учитель просит решать вместе с отвечающим учеником у доски. Оценивает учащихся, которые решали задачи у доски и самостоятельно.  | 
			
			 Учащиеся решают задачи в тетрадях. Поочерёдно 4 учащихся работают у доски с полным объяснением решения.  | 
			
			 10  | 
			
			 -общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной и письменной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.установление причинно-следственных связей  | 
			
			 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.коррекция, 4.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий, 5.оценка  | 
			
			 1.умение слушать, 2.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи  | 
			
			 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом  | 
		|
| 
			 8.  | 
			
			 Подведение итогов урока. Рефлексия.  | 
			
			 Оценить результат своей деятельности и всего класса.  | 
			
			 Слайды 31 - 33  | 
			
			 Учитель задаёт учащимся вопросы; оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся; организует рефлексию.  | 
			
			 Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обдумывают своё отношение к уроку, выбирают соответствующий ответ в анкете.  | 
			
			 3  | 
			
			 -общеучебные: 1.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, 3.рефлексия, 4.умение адекватно сжато передавать формулировать мысли, -универсальные логические действия: 1.анализ  | 
			
			 1.целеполагание, 2. оценка  | 
			
			 1.умение слушать, 2.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи, 5.умение участвовать в коллективном обсуждении  | 
			
			 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению 2.нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных и нравственно-этических ценностей  | 
		
| 
			 9.  | 
			
			 Постановка домашнего задания.  | 
			
			 Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д/з.  | 
			
			 Слайд 34  | 
			
			 Учитель просит учащихся открыть дневники и записать д/з; даёт рекомендации по его выполнению.  | 
			
			 Учащиеся записы-вают домашнее задание в дневники; слушают комментарии учителя. Учащиеся сдают анкеты и тетради на стол учителя для проверки самостоятельной работы при выходе из кабинета.  | 
			
			 2  | 
			
			 1.целеполагание  | 
			
			 1.умение слушать  | 
			
			 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению  | 
		|

бъяснения учителя по выполнению заданий самостоятельной работы. Выполняют задания в тетради самостоятельно в течение отведённого времени.