Урок по математике «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 5 классе по теме « Сложение и вычитание десятичных дробей»
Урок № 108(5/5).
Учитель математики I категории: Никулина Ирина Евгеньевна.
Цель урока: повторить, систематизировать, закрепить и применить знания и умения обучающихся по данной теме.
Задачи урока:
Обучающие (формирование познавательных УУД) –
● повторить и закрепить изученный материал по теме «Сложение и
вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий;
-
формировать у обучающихся мотивацию к изучению темы;
проверить знания обучающихся и корректировать их;
развивающие (формирование регулятивных УУД)–
формировать коммуникативные навыки;
развивать готовность к самообразованию;
развивать внимание, логическое мышление, интуицию, математическую речь, смекалку, умения самопроверять и анализировать свои ошибки;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) –
воспитывать дисциплинированность, высокую работоспособность и организованность;
воспитывать чувства коллективизма, радости сопереживания успехам товарищей.
Тип урока: урок коррекции и обобщения знаний.
Базовый учебник |
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2014. |
Оборудование: компьютер, проектор, монитор, экран, учебник, тетрадь, ручка, дневник, распечатанные листы с заданиями к уроку на 15 парт, 15 жёлтых блинов из цветной бумаги для номера победителя задания: «Кто больше блинов съест?» и оценок за самостоятельную работу, 30 анкет для проведения рефлексии.
Форма урока: компьютерная презентация.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы: - создание на уроке занимательности, удивления;
- создание ситуации успеха;
- оперативный контроль над выполнением требований.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний. Устная работа (5 мин)
Повторение опорных знаний (6 мин).
Закрепление материала. Работа в парах (6 мин).
Физкультминутка (1 мин).
Самостоятельная работа (6 мин).
Решение задач и примеров (10 мин).
Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин).
Постановка домашнего задания (2 мин).
Ход урока.
1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока. Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях. ( Слайд 1)
- Сегодня у нас урок необычный - урок праздник. А что за праздник мы сегодня справляем, вы узнаете, когда расставите числа в порядке убывания. (Слайд 2)
- По словарю Ожегова: « Масленица – старинный славянский праздник проводов Зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения». Древние верили, что вместе с круглым, румяным, горячим блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. (Слайд 3)
2. Актуализация знаний. Устная работа.
Понедельник — встреча.
Понедельник - В этот день
Масляну встретить нам не лень.
День так и зовётся «встреча»
Целый день с утра по вечер.
В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело в старую женскую одежду, насаживают это чучело на шест и с пением возят на санях по деревне. Ставят Масленицу на снежную гору и катаются с неё на санях. Начинают печь блины. (Слайд 4)
1) Чтобы было весело встречать Масленицу, в гости к нам заглянуло солнышко. (Слайд 5)
Записаны дроби: 0,24, 0,2400; 0,240; 2,4 и дробь 24/100. Какая дробь лишняя? (24/100)
2) Найдите равные дроби среди дробей: (Слайд 6)
2
,03 2,300 2,003 2,0300
2,30 2,3 2,030 2,0030
3) Сравните числа: (Слайд 7)
43,5 … 43,12;
20,821 … 20,83;
2,58 … 1,589;
0,27 … 0,278 .
4) Воспользовавшись одним математическим знаком, получите число больше 3, но меньше 4, из цифр 3;5;6;7: 3 ˂ х ˂ 4. (Слайд 8)
Ответ: х=3,567.
3. Повторение опорных знаний.
Вторник — заигрыши.
Заиграем мы во вторник.
Заиграем пред постом.
Покажись ты нам, Маслёна,
Щаньгой, блинцем, пирогом.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать». (Слайд 9)
1) - Ребята, давайте повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей необычным способом! Нам сейчас расскажет правило в стихотворной форме ваша одноклассница.
Чтоб сложить дробь с дробью десятичной,
Помни правило нетрудное отлично:
Запиши одну дробь под другой,
Запятая чтоб пришлась под запятой.
Для удобства действия с дробями
Знаки десятичные уравняй нулями.
Теперь складывай те числа фигурально,
Как ты делал это в числах натуральных.
А советы по ответу будут уж простыми:
Запятую подпиши под запятыми.
Аналогично поступай при вычитании десятичных дробей.
2) - Ребята, выполните сложение и вычитание десятичных дробей в тетрадях. Комментирует решение примеров один ученик. (Слайды 10,11)
3) - Вот и к нам пожаловал Петрушка, чтобы поиграть с нами. Выполним задание устно. (Слайд 12)
Поставьте в нужном месте запятую:
1,5+15=3;
5,8+2=78;
4,2 – 19=2,3;
1,5+4,5=60;
9,8+2=118;
14,7- 4,4=103;
305+1,04=4,09.
4. Закрепление материала. Работа в парах.
Среда - «лакомка».
Среда лакомкой слывёт:
Наготовит, напечёт!
Масленицу ублажает,
Всех гостей за стол сажает. (Слайд 13)
С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали: «Блин не клин, брюха не расколет». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. ( Слайд 14)
1) - Давайте узнаем, кто из 8 участников конкурса «Кто больше блинов съест?» одержит победу. Для этого надо найти значения выражений и выбрать среди ответов наибольший результат. Вы работаете парой. Посовещавшись, показываете мне блин с номером победителя. (Слайд 15)
Ответ: №6.
5. Физкультминутка «Стали мы учениками».
-А теперь пора немного отдохнуть. ( Слайды 16-18)
Стали мы учениками.
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись;
То присели, то нагнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали и, не торопясь,
В школу шли,
К знаниям стремясь.
6. Самостоятельная работа.
Четверг — «Широкая масленица». ( Слайд 19)
Разгуляй – четверг пришёл,
С утречка на стол.
Масленица накрыл – блиноеда
Всех накормит до обеда.
(Слайд 20)
Четверг - самый весёлый день. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, лазание по столбу. Одним словом — разгар гуляний. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. К этому дню люди долго готовятся, чтобы праздник был весёлым и памятным.
- Мы с вами тоже несколько уроков занимались по теме «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей». Давайте проверим, чему же мы научились за эти дни, проведём самостоятельную работу.
( Слайд 21)
- Давайте проверим выполнение самостоятельной работы. Взяли в руки карандашики или зелёную ручку. Если ответы верные, ставите « + », если неверные, то « - ». (Слайд 22)
- Выставим оценки. (Слайд 23) Напишите на блине ваши фамилии и оценки. Передайте с задних парт блины.
7. Решение задач и примеров.
Пятница — тёщины вечерки.
Хотя тёщины блинки вкусны да сладки,
Но тёщ угощают на Маслену зятьки.
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
( Слайды 24, 25)
1) Решение задачи практической направленности (слайд 26)
Для того чтобы испечь блины для тёщи, зять купил в магазине:
* бутылку молока массой 0,7 кг,
* 1,5 кг муки,
* 0,75 кг сахара.
Все покупки он сложил в пакет, рассчитанный на 3 кг. Выдержит ли пакет?
Решение:
1) 0,7+1,5+0,75=2,95(кг) – вес всех продуктов,
2) 2,95кг ˂ 3кг, т.е. выдержит пакет.
Ответ: да.
Суббота — золовкины посиделки.
Широкая масленица
Невестам помогает,
Золовок собирает,
Блиночками угощает,
Подарками одаривает.
( Слайд 27)
Золовка - это сестра мужа.
В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. (Слайд 28)
- Масленица нас тоже одарила необычным заданием. Нужно отгадать зашифрованное слово. (Слайд 29)
Ответ: пеликан. (Слайд 30)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Последний день масленичной недели назывался "прощёным воскресеньем" или проводами. (Слайд 31)
Воскресенье – проводины,
А ещё прощенье всех!
Мы прощения попросим,
Поцелуем напослед.
В этот день сжигают соломенное чучело — символ зимы. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомые слова: «Бог простит». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. ( Слайд 32)
- Итак, наше знакомство с русским народным праздником «Масленицей» подошло к концу. Давайте подведём итоги.
- Понравился ли вам русский народный праздник «Масленица» в математической обработке?
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Повторить, систематизировать, закрепить и применить свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
- Как вы считаете, справились мы с этой целью?
- Справились.
- Давайте посмотрим, как каждый поработал на уроке?
Выставление оценок.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (Слайд 33)
Анкета для проведения рефлексии:
Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив «галочкой» выбранный ответ |
||
1. На уроке я работал |
активно |
пассивно |
2. Своей работой на уроке |
доволен |
не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким |
длинным |
4. За урок я |
не устал |
устал |
5. Моё настроение |
стало лучше |
стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен |
не понятен |
полезен |
бесполезен |
|
интересен |
скучен |
9. Постановка домашнего задания.
- Тот, кто любит учиться и заниматься творчеством, никогда не останавливается на достигнутом результате! Они двигаются всегда вперёд! И ставят новые цели. Для вас новая задача: придумайте задание с зашифрованными словами на сложение и вычитание десятичных дробей, но чтобы оно было интересным и познавательным. Оформите на альбомном листе задание. Это будет ваш очередной проект по математике. Если возникнут затруднения, обсудите их вместе. (Слайд 34)
- Прощай, Масленица! (Слайд 35)
- В Астраханской картинной галерее имени Кустодиева вы можете полюбоваться дивными картинами мастера из Астрахани, посвящёнными именно Масленице. Перед вами некоторые из них. (Слайды 36-39)
- Всем спасибо за урок! (Слайд 40)
Список используемой литературы
http://www.myshared.ru/slide/1195820/
http://www.uchportal.ru/load/24-1-0-22527
Chastushki_Babok-Ezhek.www.leopold-baby.com
http://www.myshared.ru/slide/381051/
https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-maslenica-konspekt-prezentaciya-475252.html
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Задачи урока |
Назва- ние использу-емых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
|||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Организацион- ный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу. |
Слайды 1 - 3 |
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; подготовка учащихся к деятельности на уроке; выделение целей и задач урока. |
Учащиеся слушают учителя и смотрят по мере необходимости на экран, отвечают на поставленные вопросы учителя, в тетрадях делают записи. |
1 |
-общеучебные: 1.смысловое чтение, -универсальные логические действия: 1.подведение под понятие. |
1.целеполагание, 2.составление плана и после-довательности деятельности. |
1.планирование сотрудничества учителя и учеников, 2.умение слушать |
1.самоопределение, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом, 3.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
2,3 |
Актуализация знаний. Устная работа. Повторение опорных знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий, развитие логического мышления; обеспечение восприятия, осмысления, обобщение изученного материала, применяя новые информационные технологии |
Слайды 4 - 12 |
Учитель с помощью устных заданий со слайдов организует фронтальную работу с классом. Учитель читает задания со слайдов и объясняет, как их выполнять. |
Учащиеся слушают учителя. Продумывают ответ, поднимают руки. Озвучивает ответ с полным объяснением один из учеников, другие слушают ответ этого ученика. По мере необходимости корректируют ответ выступающего. |
11 |
-общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.построение логической цепи рассуждений |
1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.контроль, 4.коррекция, 5.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий |
1.постановка вопросов в коллективе, 2.умение слушать и вступать в диалог, 3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи |
1.готовность к жизненному и личностному самоопределению, 2. знания моральных норм умения выделить нравственный аспект поведения |
4. |
Закрепление материала. Работа в парах по карточке |
Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии и организуя работу в парах учащихся. |
Слайды 13 - 15 |
Учитель нацеливает учащихся на групповую форму работы. Объясняет выполнение заданий с карточки на слайде 15. |
Учащиеся организуют работу в паре. Выполняют задания в тетрадях. Отгадав номер, дети поднимают руку, называют его. Видят на экране последовательно появляющиеся ответы. |
6 |
-общеучебные: 1.поиск и выде-ление необходи-мой информации, 2.умение струк-турировать зна-ния, строить вы-сказывания в устной и пись-менной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, 4.смысловое чтение, -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.установление причинно-следственных связей |
1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий |
1.умение слушать и вступать в диалог, 2.планирование сотрудничества, 3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.умение участвовать в коллективном обсуждении |
1.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
5. |
Физзарядка |
Здоровьесбережение |
Слайды 16 - 18 |
Учитель в стихотвор-ной форме сообщает ученикам команды действий физзарядки. |
Учащиеся выполняют движения, слушая команды учителя. |
1 |
1.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
|||
6. |
Самостоятельная работа |
Проверить навык сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей при нахождении значений выражений. |
Слайды 19-23 |
Учитель организует проведение самостоятельной работы. |
Учащиеся слушают о бъяснения учителя по выполнению заданий самостоятельной работы. Выполняют задания в тетради самостоятельно в течение отведённого времени. |
6 |
-общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в письменной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, 4.смысловое чтение, -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.установление причинно-следственных связей |
1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий |
1.умение слушать |
1.самоопределение, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом |
7. |
Решение задач |
Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии |
Учитель сообщает учащимся, что они будут решать задачу практической направленности и находить значения выражений со слайдов, отгадывая зашифрованное слово. Для тех, кто видит плохо, тексты задач напечатаны на отдельном листочке. Учитель читает текст задачи со слайда, вызывает одного ученика к доске для её решения, а остальных просит решать в тетради самостоятельно. Тех учащихся, кто затрудняется в решении, учитель просит решать вместе с отвечающим учеником у доски. Оценивает учащихся, которые решали задачи у доски и самостоятельно. |
Учащиеся решают задачи в тетрадях. Поочерёдно 4 учащихся работают у доски с полным объяснением решения. |
10 |
-общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной и письменной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.установление причинно-следственных связей |
1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.коррекция, 4.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий, 5.оценка |
1.умение слушать, 2.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи |
1.готовность к жизненному и личностному самоопределению, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом |
|
8. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Оценить результат своей деятельности и всего класса. |
Слайды 31 - 33 |
Учитель задаёт учащимся вопросы; оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся; организует рефлексию. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обдумывают своё отношение к уроку, выбирают соответствующий ответ в анкете. |
3 |
-общеучебные: 1.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, 3.рефлексия, 4.умение адекватно сжато передавать формулировать мысли, -универсальные логические действия: 1.анализ |
1.целеполагание, 2. оценка |
1.умение слушать, 2.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи, 5.умение участвовать в коллективном обсуждении |
1.готовность к жизненному и личностному самоопределению 2.нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных и нравственно-этических ценностей |
9. |
Постановка домашнего задания. |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д/з. |
Слайд 34 |
Учитель просит учащихся открыть дневники и записать д/з; даёт рекомендации по его выполнению. |
Учащиеся записы-вают домашнее задание в дневники; слушают комментарии учителя. Учащиеся сдают анкеты и тетради на стол учителя для проверки самостоятельной работы при выходе из кабинета. |
2 |
1.целеполагание |
1.умение слушать |
1.готовность к жизненному и личностному самоопределению |