12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Никулина Ирина Евгеньевна365
Россия, Самарская обл., Чапаевск

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 5 классе по теме « Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок № 108(5/5).

Учитель математики I категории: Никулина Ирина Евгеньевна.

Цель урока: повторить, систематизировать, закрепить и применить знания и умения обучающихся по данной теме.

Задачи урока:

Обучающие (формирование познавательных УУД) –

● повторить и закрепить изученный материал по теме «Сложение и

вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий;

  1. формировать у обучающихся мотивацию к изучению темы;

    проверить знания обучающихся и корректировать их;

развивающие (формирование регулятивных УУД)

формировать коммуникативные навыки;

развивать готовность к самообразованию;

развивать внимание, логическое мышление, интуицию, математическую речь, смекалку, умения самопроверять и анализировать свои ошибки;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) –

воспитывать дисциплинированность, высокую работоспособность и организованность;

воспитывать чувства коллективизма, радости сопереживания успехам товарищей.

Тип урока: урок коррекции и обобщения знаний.

Базовый учебник

Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2014.

Оборудование: компьютер, проектор, монитор, экран, учебник, тетрадь, ручка, дневник, распечатанные листы с заданиями к уроку на 15 парт, 15 жёлтых блинов из цветной бумаги для номера победителя задания: «Кто больше блинов съест?» и оценок за самостоятельную работу, 30 анкет для проведения рефлексии.

Форма урока: компьютерная презентация.

 

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.

Приёмы: - создание на уроке занимательности, удивления;

- создание ситуации успеха;

- оперативный контроль над выполнением требований.

План урока:

Организационный момент (1 мин).

Актуализация знаний. Устная  работа (5 мин)

Повторение опорных знаний (6 мин).

Закрепление материала. Работа в парах (6 мин).

Физкультминутка (1 мин).

Самостоятельная работа (6 мин).

Решение задач и примеров (10 мин). 

Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин).

Постановка домашнего задания (2 мин).

Ход урока.

1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока. Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях. ( Слайд 1)

- Сегодня у нас урок необычный - урок праздник. А что за праздник мы сегодня справляем, вы узнаете, когда расставите числа в порядке убывания. (Слайд 2)

- По словарю Ожегова: « Масленица – старинный славянский праздник проводов Зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения». Древние верили, что вместе с круглым, румяным, горячим блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. (Слайд 3)

2. Актуализация знаний. Устная работа.

Понедельник — встреча.

Понедельник - В этот день

Масляну встретить нам не лень.

День так и зовётся «встреча»

Целый день с утра по вечер.

В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело в старую женскую одежду, насаживают это чучело на шест и с пением возят на санях по деревне. Ставят Масленицу на снежную гору и катаются с неё на санях. Начинают печь блины. (Слайд 4)

1) Чтобы было весело встречать Масленицу, в гости к нам заглянуло солнышко. (Слайд 5)

Записаны дроби: 0,24, 0,2400; 0,240; 2,4 и дробь 24/100. Какая дробь лишняя? (24/100)

2) Найдите равные дроби среди дробей: (Слайд 6)

2

,03 2,300 2,003 2,0300

2,30 2,3 2,030 2,0030

3) Сравните числа: (Слайд 7)

43,5 … 43,12;

20,821 … 20,83;

2,58 … 1,589;

0,27 … 0,278 .

4) Воспользовавшись одним математическим знаком, получите число больше 3, но меньше 4, из цифр 3;5;6;7: 3 ˂ х ˂ 4. (Слайд 8)

Ответ: х=3,567.

3. Повторение опорных знаний.

Вторник — заигрыши.

Заиграем мы во вторник.

Заиграем пред постом.

Покажись ты нам, Маслёна,

Щаньгой, блинцем, пирогом.

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать». (Слайд 9)

1) - Ребята, давайте повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей необычным способом! Нам сейчас расскажет правило в стихотворной форме ваша одноклассница.

Чтоб сложить дробь с дробью десятичной,
Помни правило нетрудное отлично:
Запиши одну дробь под другой,
Запятая чтоб пришлась под запятой.
Для удобства действия с дробями
Знаки десятичные уравняй нулями.
Теперь складывай те числа фигурально,
Как ты делал это в числах натуральных.
А советы по ответу будут уж простыми:
Запятую подпиши под запятыми.

Аналогично поступай при вычитании десятичных дробей.

2) - Ребята, выполните сложение и вычитание десятичных дробей в тетрадях. Комментирует решение примеров один ученик. (Слайды 10,11)

 


3) - Вот и к нам пожаловал Петрушка, чтобы поиграть с нами. Выполним задание устно. (Слайд 12)

Поставьте в нужном месте запятую:

1,5+15=3;

5,8+2=78;

4,2 – 19=2,3;

1,5+4,5=60;

9,8+2=118;

14,7- 4,4=103;

305+1,04=4,09.

4. Закрепление материала. Работа в парах.

Среда - «лакомка».

Среда лакомкой слывёт:

Наготовит, напечёт!

Масленицу ублажает,

Всех гостей за стол сажает. (Слайд 13)

С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали: «Блин не клин, брюха не расколет». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. ( Слайд 14)

1) - Давайте узнаем, кто из 8 участников конкурса «Кто больше блинов съест?» одержит победу. Для этого надо найти значения выражений и выбрать среди ответов наибольший результат. Вы работаете парой. Посовещавшись, показываете мне блин с номером победителя. (Слайд 15)

Ответ: №6.

5. Физкультминутка «Стали мы учениками».

-А теперь пора немного отдохнуть. ( Слайды 16-18)

Стали мы учениками.

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись;

То присели, то нагнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали и, не торопясь,

В школу шли,

К знаниям стремясь.

6. Самостоятельная работа.

Четверг — «Широкая масленица». ( Слайд 19)

Разгуляй – четверг пришёл,
С утречка на стол.
Масленица накрыл – блиноеда
Всех накормит до обеда
.

(Слайд 20)

Четверг - самый весёлый день. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, лазание по столбу. Одним словом — разгар гуляний. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. К этому дню люди долго готовятся, чтобы праздник был весёлым и памятным.

- Мы с вами тоже несколько уроков занимались по теме «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей». Давайте проверим, чему же мы научились за эти дни, проведём самостоятельную работу.

( Слайд 21)

- Давайте проверим выполнение самостоятельной работы. Взяли в руки карандашики или зелёную ручку. Если ответы верные, ставите « + », если неверные, то « - ». (Слайд 22)

- Выставим оценки. (Слайд 23) Напишите на блине ваши фамилии и оценки. Передайте с задних парт блины.

7. Решение задач и примеров.

Пятница — тёщины вечерки.

Хотя тёщины блинки вкусны да сладки,

Но тёщ угощают на Маслену зятьки.

Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

( Слайды 24, 25)

1) Решение задачи практической направленности (слайд 26)

Для того чтобы испечь блины для тёщи, зять купил в магазине:
* бутылку молока массой 0,7 кг,
* 1,5 кг муки,
* 0,75 кг сахара.
Все покупки он сложил в пакет, рассчитанный на 3 кг. Выдержит ли пакет?

Решение:

1) 0,7+1,5+0,75=2,95(кг) – вес всех продуктов,

2) 2,95кг ˂ 3кг, т.е. выдержит пакет.

Ответ: да.

Суббота — золовкины посиделки.

Широкая масленица

Невестам помогает,

Золовок собирает,

Блиночками угощает,

Подарками одаривает.

( Слайд 27)

Золовка - это сестра мужа.
В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных
. (Слайд 28)

- Масленица нас тоже одарила необычным заданием. Нужно отгадать зашифрованное слово. (Слайд 29)

Ответ: пеликан. (Слайд 30)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Последний день масленичной недели назывался "прощёным воскресеньем" или проводами. (Слайд 31)

Воскресенье – проводины,

А ещё прощенье всех!

Мы прощения попросим,

Поцелуем напослед.
В этот день сжигают соломенное чучело — символ зимы.
Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомые слова: «Бог простит». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. ( Слайд 32)

- Итак, наше знакомство с русским народным праздником «Масленицей» подошло к концу. Давайте подведём итоги.

- Понравился ли вам русский народный праздник «Масленица» в математической обработке?

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Повторить, систематизировать, закрепить и применить свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

- Как вы считаете, справились мы с этой целью?

- Справились.

- Давайте посмотрим, как каждый поработал на уроке?

Выставление оценок.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (Слайд 33)

Анкета для проведения рефлексии:

Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив «галочкой» выбранный ответ

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. Своей работой на уроке

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я

не устал

устал

5. Моё настроение

стало лучше

стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен

не понятен

полезен

бесполезен

интересен

скучен

9. Постановка домашнего задания.

- Тот, кто любит учиться и заниматься творчеством, никогда не останавливается на достигнутом результате! Они двигаются всегда вперёд! И ставят новые цели. Для вас новая задача: придумайте задание с зашифрованными словами на сложение и вычитание десятичных дробей, но чтобы оно было интересным и познавательным. Оформите на альбомном листе задание. Это будет ваш очередной проект по математике. Если возникнут затруднения, обсудите их вместе. (Слайд 34)

- Прощай, Масленица! (Слайд 35)

- В Астраханской картинной галерее имени Кустодиева вы можете полюбоваться дивными картинами мастера из Астрахани, посвящёнными именно Масленице. Перед вами некоторые из них. (Слайды 36-39)

- Всем спасибо за урок! (Слайд 40)

Список используемой литературы

http://www.myshared.ru/slide/1195820/

http://www.uchportal.ru/load/24-1-0-22527

Chastushki_Babok-Ezhek.www.leopold-baby.com

http://www.myshared.ru/slide/381051/

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-maslenica-konspekt-prezentaciya-475252.html

http://sv-lazutna.ucoz.ru/load/otkrytye_uroki/5_klass/urok_maslenica_quot_slozhenie_i_vychitanie_desjatichnykh_drobej_quot/6-1-0-4

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Этап

урока

Задачи урока

Назва-

ние использу-емых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Организацион-

ный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Слайды

1 - 3

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; подготовка учащихся к деятельности на уроке; выделение целей и задач урока.

Учащиеся слушают учителя и смотрят по мере необходимости на экран, отвечают на поставленные вопросы учителя,

в тетрадях делают записи.

1

-общеучебные:

1.смысловое чтение,

-универсальные логические действия:

1.подведение под понятие.

1.целеполагание,

2.составление плана и после-довательности деятельности.

1.планирование сотрудничества учителя и учеников,

2.умение слушать

1.самоопределение,

2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом,

3.готовность к жизненному и личностному самоопределению

2,3

Актуализация знаний. Устная работа. Повторение опорных знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий, развитие логического мышления; обеспечение восприятия, осмысления, обобщение изученного материала, применяя новые информационные технологии

Слайды

4 - 12

Учитель с помощью устных заданий со слайдов организует фронтальную работу с классом.

Учитель читает задания со слайдов и объясняет, как их выполнять.

Учащиеся слушают учителя. Продумывают ответ, поднимают руки. Озвучивает ответ с полным объяснением один из учеников, другие слушают ответ этого ученика. По мере необходимости корректируют ответ выступающего.

11

-общеучебные:

1.поиск и выделение необходимой информации,

2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме,

3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач.

-универсальные логические действия:

1.синтез,

2.анализ,

3.построение логической цепи рассуждений

1.составление плана и последовательности деятельности,

2.целеполагание,

3.контроль,

4.коррекция,

5.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий

1.постановка вопросов в коллективе,

2.умение слушать и вступать в диалог,

3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли,

4.владение монологической формой речи

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению,

2. знания моральных норм умения выделить нравственный аспект поведения

4.

Закрепление материала. Работа в парах по карточке

Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии и организуя работу в парах учащихся.

Слайды

13 - 15

Учитель нацеливает учащихся на групповую форму работы. Объясняет выполнение заданий с карточки на слайде 15.

Учащиеся организуют работу в паре. Выполняют задания в тетрадях. Отгадав номер, дети поднимают руку, называют его. Видят на экране последовательно появляющиеся ответы.

6

-общеучебные:

1.поиск и выде-ление необходи-мой информации,

2.умение струк-турировать зна-ния, строить вы-сказывания в устной и пись-менной форме,

3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач,

4.смысловое чтение,

-универсальные логические действия:

1.синтез,

2.анализ,

3.установление причинно-следственных связей

1.составление плана и последовательности деятельности,

2.целеполагание,

3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий

1.умение слушать и вступать в диалог,

2.планирование сотрудничества,

3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли,

4.умение участвовать в коллективном обсуждении

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению

5.

Физзарядка

Здоровьесбережение

Слайды

16 - 18

Учитель в стихотвор-ной форме сообщает ученикам команды действий физзарядки.

Учащиеся выполняют движения, слушая команды учителя.

1

     

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению

6.

Самостоятельная работа

Проверить навык сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей при нахождении значений выражений.

Слайды

19-23

Учитель организует проведение самостоятельной работы.

Учащиеся слушают о

бъяснения учителя по выполнению заданий самостоятельной работы. Выполняют задания в тетради самостоятельно в течение отведённого времени.

6

-общеучебные:

1.поиск и выделение необходимой информации,

2.умение структурировать знания, строить высказывания в письменной форме,

3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач,

4.смысловое чтение,

-универсальные логические действия:

1.синтез,

2.анализ,

3.установление причинно-следственных связей

1.составление плана и последовательности деятельности,

2.целеполагание,

3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий

1.умение слушать

1.самоопределение,

2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом

7.

Решение задач

Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к

математике, применяя новые информационные технологии

Слайды

24 - 30

Учитель сообщает учащимся, что они будут решать задачу практической направленности и находить значения выражений со слайдов, отгадывая зашифрованное слово.

Для тех, кто видит плохо, тексты задач напечатаны на отдельном листочке. Учитель читает текст задачи со слайда, вызывает одного ученика к доске для её решения,

а остальных просит решать в тетради самостоятельно. Тех учащихся, кто затрудняется в решении, учитель просит решать вместе с отвечающим учеником у доски.

Оценивает учащихся, которые решали задачи у доски и самостоятельно.

Учащиеся решают задачи в тетрадях. Поочерёдно 4 учащихся работают у доски с

полным объяснением решения.

10

-общеучебные:

1.поиск и выделение необходимой информации,

2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной и письменной форме,

3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач,

-универсальные логические действия:

1.синтез,

2.анализ,

3.установление причинно-следственных связей

1.составление плана и последовательности деятельности,

2.целеполагание,

3.коррекция,

4.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий,

5.оценка

1.умение слушать,

2.умение с достаточной полнотой выражать свои

мысли,

4.владение монологической формой речи

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению,

2.установление

связи между целью учебной деятельности и мотивом

8.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценить результат своей деятельности и всего класса.

Слайды

31 - 33

Учитель задаёт учащимся вопросы; оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся; организует рефлексию.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обдумывают своё отношение к уроку, выбирают соответствующий ответ в анкете.

3

-общеучебные:

1.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме,

3.рефлексия,

4.умение адекватно сжато передавать формулировать мысли,

-универсальные логические действия:

1.анализ

1.целеполагание,

2. оценка

1.умение слушать,

2.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли,

4.владение монологической формой речи,

5.умение участвовать в коллективном обсуждении

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению

2.нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных и нравственно-этических ценностей

9.

Постановка домашнего задания.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д/з.

Слайд 34

Учитель просит учащихся открыть дневники и записать д/з; даёт рекомендации по его выполнению.

Учащиеся записы-вают домашнее задание в дневники; слушают комментарии учителя.

Учащиеся сдают анкеты и тетради на стол учителя для проверки самостоятельной работы при выходе из кабинета.

2

 

1.целеполагание

1.умение слушать

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.