Сложение и вычитание в пределах 10
Государственное бюджетное учреждение
общеобразовательная организация
Запорожской области
«Водянская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза
Фёдора Алексеевича Окатенко»
Урок математики
Тема:
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10.
Закрепление»
Подготовила
учитель начальных классов
Коваленко Татьяна Григорьевна
2025 год
- обобщить и закрепить знания детей о составе чисел,устном счёте,решении примеров и задач;
-формировать умение решать задачи на нахождение суммы и увеличение числа на несколько единиц;
- закреплять знания таблицы сложения;
- совершенствовать вычислительные навыки
Задачи:
Образовательные — формировать умение решать простые задачи, связанные между собой в одной цепочке, совершенствовать вычислительные навыки, обогащать словарный запас.
Личностные— развивать логическое и образное мышление, внимание, память, речь и волевые качества.
Воспитательные — воспитывать интерес к математике, формировать стремление к получению знаний, воспитывать уважение друг к другу в коллективе,прививать первоначальные навыки коллективной и групповой работы.
Планируемые результаты:
Предметные — выражены в усвоении отдельного учебного материала: учащиеся научатся проговаривать и применять изученные,записывать задачи в виде схемы , записывать решение задачи самостоятельно.
Личностные — отношение обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам,работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха,работать над осознанием ответственности за общее дело.
-учащиеся усвоят знание норм поведения на уроке, желание и умение отвечать на вопросы, умение слушать учителя и одноклассников, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
-формировать интерес к устному народному творчеству
Метапредметные способность ученика применить знания на практике и в жизни
УУД:
Регулятивные — целеполагание — способность принять учебную задачу, способность контролировать себя, - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, - коррекция- способность исправлять свои действия, а также возможные ошибки.
Коммуникативные умение работать в коллективе, в паре самостоятельно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать решение, делать выводы, умение сотрудничать при выполнении и проверке заданий,
Познавательные включает действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, способы решения задач,отличать новое от уже известного с помощью учителя,выбиратьнаиболее эфективный способ решения,выполнять действия по заданному алгоритму.
Форма:урок-путешествие
Оборудование:мультимедийная презентация,карточки для индивидуальной работы,наглядный материал для обучающихся(набор чисел,карточки”Домики для чисел”
Тип урока: обобщение знаний
Ход урока:
Организационный момент. Учитель:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас,
Математика сейчас.
Учитель:
-Ребята,девиз нашего урока будет такой(хором)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.(на экране текст девиза)
Определение темы, постановка цели.
Сегодня на уроке математики вы отправитесь..., а чтобы узнать куда, вам подскажет музыка.
(Звучит музыка-начало сказки)
- Кто догадался, куда вы отправитесь? Да, в сказку.
– Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке.
- Откройте тетради и запишите дату нашего путешествия Число Классная работа
По какой сказке мы будем путешествовать, вы отгадаете сами.
Задание 1. Вам надо найти значение числовых выражений и около каждого значения записать нужную букву.
(Работаем в паре ) Проверка. Приложение 1.(примеры на карточках)
- Правильно, мы отправимся в сказку «Теремок».
- В сказке многое может произойти. Что необходимо человеку, чтобы путешествовать в сказке? (Знания, уметь считать, решать задачи, проявлять смекалку и находчивость, рассуждать, умение преодолевать трудности …)
Вы готовы к этому, чтобы применить свои знания? Тогда в добрый путь!
III. Повторение изученного материала.
Стоит в поле теремок. Он не низок не высок.
Теремок пустой стоит,
Но кто-то к терему спешит.
Теремок-то не простой-
Не пускает он домой.
Ребята, теремок необычный- он математический.Для того, чтобы героям сказки попасть в него,надо выполнить математические задания,при этом повторить сложение и вычитание чисел в пределах 10,решить примеры и задачи,сравнить числа.
-Помогите нашим героям. А кто они-отгадайте!
Это маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.(мышка)
-Помогите мышке поселиться в теремке.
- Поможем мышке?
Задание 2. «Чистописание»
(Вот один, а рядом ноль-
Стал он важным как король.
К единичке прислонился-
Сразу в десять превратился.)
Письмо числа 10.
Состав числа 10.Прибавь к 10..(на карточках)Приложение2
Самоконтроль. (Если без ошибок +.)
Для чего нам надо знать состав числа 10?
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
3.Устный счёт.
-А кто же это?
Под травинкой у пруда
Кто-то спрятался .Да-да.
Шевелится там трава,
Слышишь громкое ква-ква.
Если подойду к пруду.
То кого я там найду?(лягушка)
-Посчитайте от1 до10
-Обратный счёт от 10 до1
Назовите только красные числа
Назовите только синие числа
Незадачливый математик
Лягушка сама пыталась решить примеры,а ответы записывала на
листочках.Ветер налетел и разбросал ответы.
Давайте поможем лягушке их правильно собрать
1+2 4+1 7-1 10-1 8+1 9+1
- Уменьшите 6 на 2;
- Какое число надо вычесть из 9, чтобы получилось 6?;
- Я задумала число, +4 и получила 9. Какое число задумала.
- На сколько 7 больше, чем 5?;
- Из 8 вычесть 0.
Взаимопроверка. У кого без ошибок - + на полях.
-Молодцы,помогли лягушке заселится в теремок.
Стали они жить вдвоём.
А мы ждём следующего гостя.
Комочек пуха,длинное ухо
Прыгает ловко,ест морковку.
(Зайчик)
Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Остановился и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка!
- Я, лягушка-квакушка!
- А ты кто?
- А я зайчик-побегайчик.
- Иди к нам жить! Но для этого надо решить задачу.
Задание 4
В корзинке у зайчика было 8 морковок, да ещё 2 морковки он держал в лапке. Сколько всего морковок принёс зайчик?
О чём будем решать задачу ?(о моркови)
Что такое морковь? Это-овощ.Где растёт морковь? На грядке
Помогите зайчику решить задачу.
-Сколько морковок было у зайчика в корзинке?
-А сколько он держал в лапке?
-А как узнать сколько морковок принёс зайчик?
-Каким действием будем решать задачу?
Запишем задачу в виде рисунка O O O O O O O O O O
(Записываем решение задачи)
8+2=10 (м.)
Ответ:10 морковок
Пустили они его жить в теремок.
IV. Физкультминутка (музыкальная)
Зайка,зайка,попляши!
Наших деток посмеши.
Топай .топай тапками,
Серенькими лапками!
Скачут,скачут во лесочке
Прыг-скок,прыг –скок!
Раз! Шагают все на месте.
Два!Руками машут вместе.
Три!Присели ,дружно встали.
Все за ушком почесали.
На « четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть!Все по морковке съели
И за парты тихо сели.
-Посмотрите,кто это к нам спешит(картинки с изображением лисы и волка)
-Идите к нам в теремок жить.Но для начала выполните задание.
Задание 5.Задачи в стихах.
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по 5 морковок съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (5+5=10)
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок прилетело на урок? (7-3=4)
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
Пять румяных, налитых,
Три с кислинкой,
Сколько их? (5+3=8)
Группа малышей-утят
Хочет плавать и нырять.
6 - уплыли далеко.
2 - нырнули глубоко.
1 стоит на берегу.
Сколько же утят в пруду?
Пять мышат в траве шуршат,
Два забрались под ушат,
Три мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышат недолго. (5+2+3=10)
Логическая разминка
На розовом кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов на кусте остались нераскрытыми? (таких бутонов не осталось, по условию задачи все бутоны распустились)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Маша)
Молодцы! Вот лиса и волк попали в теремок.
V. Закрепление и обобщение изученного материала.
Задание 1
А вот идёт следующий гость
Кто же по лесу гулял
Ктоже шишки собирал?
Это мишенька устал,
На пеньке он задремал.
На пеньке не нужно спать
В теремочке есть кровать.
Чтобы в теремок зайти,
Нужно семи цветик нам разобрать и решить на нём примеры самостоятельно.
1+8 2+4 5+3 6+3 3+4 8+2
10 -3 8-3 7-3 5-2 6-2 8-2
Давайте проверим.Обучающиеся читают ответы примеров.
Полез медведь в теремок и сломал его.
Расстроились звери, где теперь жить? И решили они новый теремок
построить, чтобы всем места хватило.
Задание 2
Для строительства нового теремка привезли 6 брёвен, а досок на 3 больше. Сколько досок привезли?
(Дети решают задачу)
У кого без ошибок +.
Получился теремок лучше прежнего. Зажили все в нём счастливо.
Ребята, а что помогло построить новый теремок животным ?(Дружба)
Стоял терем-теремок,
В теремке жила лягушка,
Бурый мишка,мышь-норушка,
Храбрый заяц, волк,лиса.
Вот такие чудеса!
VI. Рефлексия.
- Понравилась вам наша сказка?
- Что помогало нам на протяжении всего урока?
- Какие задания были трудными для вас?
-Почему мы справились с такими сложными заданиями?
- Кто уверен в себе и кто считает, что хорошо поработал на уроке, у кого 4 плюсика – рисует смайлика с улыбкой.
- Кто считает, что надо ещё тренироваться решать задачи, поучить состав чисел, т.к. не всё на уроке получалось – смайлик серьёзный.
- Кто не доволен собой, много ошибок, ничего не получалось – смайлик грустный.
VII. Итог урока.
Добрая сказка с хорошим концом
В школьных делах пригодится во всём.
Давайте помашем цветочками,которые отражают наше настроение на уроке.
Молодцы! Наш урок подошёл к концу. Спасибо вам за хорошую работу.
Приложение 1.
Составь слово по ответам.
4+2=
10-2=
5+4=
4+4=
9-2=
5-3=
6-2=
2 | 8 | 6 | 9 | 7 | 4 |
о | е | т | р | м | к |
Приложение 2
9+ =10
8+ =10
7+ =10
6+ =10
5+ =10