Урок-повторение по матетиматике «Сложение и вычитание в пределах 10» (1 класс)
Кривоногова Анастасия Валентиновна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 119 Калининского района
Тема урока: "Сложение и вычитание в пределах 10. Повторение по теме".
1.1. Цели и задачи урока:
Цель урока: формировать умение решать примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа в пределах 10.
Задачи урока:
Предметные:
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
- расставлять знаки ">", "<", "=".
- соединять точки в порядке возрастания от 1 до 10;
- решать задачи;
- соотносить пример с нужным ответом, обозначенным цветом.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- продолжать осваивать позитивный стиль общения с одноклассниками, отвечать на вопросы учителя.
- совместно договариваться о правилах работы в группах и следовать им.
Регулятивные УУД:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- выполнять последовательность необходимых операций;
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи.
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
1.2. Содержание учебного материала
1.2.1. Закрепление вычислительных навыков, основанные на знании состава числа в пределах 10.
1.2.2. Закрепление умения сравнивать числа в пределах 10.
1.2.3. Закрепление умения считать числа в порядке возрастания от 1 до 10.
1.2.4. Закрепление умения решать задачи.
Ресурсы:
основные - рабочая тетрадь по математике для 1 класса Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова стр. 77, карта маршрута, иллюстрации героев.
дополнительные - индивидуальные карточки, цветные карандаши, презентация к уроку, электронные физкультминутки, смайлы, кластер.
Технологии: игровая.
Оборудование: ПК, проектор, карточки с заданием для парной работы, маршрутная карта путешествия, таблички с названиями компонентов и результата сложения, вычитания, знаки "+", "–", ">", "<", "=" .
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые способы деятельности (УУД) |
Время |
I.Организационный, мотивационный. |
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в сказочное путешествие. |
Слушают учителя. |
Личностные: способствовать формированию мотивационной основы учебной деятельности. |
2мин. |
Подготовка к работе. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. |
Но сначала, скажите пожалуйста, какой у нас урок? Что мы изучали на прошлом уроке? Будем ли продолжать работать по предыдущим темам? - Ой, ребята, а кто это принес письмо? Давайте его прочитаем. Слайд 1. "Дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я бельчонок. Меня похитила лиса - Анфиса. Она отпустит меня, если вы решите все ее задания. Помогите мне пожалуйста. " Ребята, поможем Умке? Мы с вами должны отправиться в лес. В начале давайте разделимся на группы. Для этого каждый вытащит жетон. Какого цвета вытащите жетон за парты с таким цветом и садитесь (на партах стоит флажок с нужным цветом). Чтобы помочь Умке каждая группа должна верно выполнить все задания. За каждое выполненное задание группа получает баллы (после прохождения каждого задания баллы выписываются в таблицу на доске). Посмотрите на доску. Здесь карта нашего путешествия. Чтобы определить куда нам идти сначала капитан первой группы должен вытащить из сказочного сундучка карточку (по прохождению каждого задания на карте ставится пометка). Что на карточке выпадет, туда и путь держать будем. Первая группа вытащила карточку с изображением моста, значит нам нужно в начале идти к мосту. Не страшно вам? Хорошо! Тогда в путь. |
Формулируют предположительные цели и задачи урока. Соглашаются с просьбой героя урока. Делятся на группы. Первая группа вытаскивает карточку. |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. |
3мин. |
Работа по теме. Отработка полученных знаний. 1. "Решить примеры." |
Вот мы с вами пошли и вышли к мостику. Ой, посмотрите, рыбки. Они потерялись, т.к. уплыли далеко и теперь не могут найти свой дом. Что же делать? Слайд 2. Давайте поможем им и укажем, где они живут. Нам нужно решить правильно примеры, которые есть у рыбок. Посмотрите, у вас в группах лежат рыбки, у каждой есть свой пример. Обратите внимание на доску, где изображено два домика. На каждом домике есть число – 5 и 7. Вам нужно самостоятельно решить примеры, которые есть у рыбок. Если мы решим их правильно и получим в примерах ответ 5 и 7, то сможем отправить каждую рыбку в свой домик. Например: рыбка с примером 6-1, поплывет в домик с ответом 5. Рыбка с примером 9 – 2, поплывет в домик с ответом 7. Чтобы проверить правильно ли вы сделали, поменяйтесь группами и проверьте, как решили ваши товарищи. От каждой группы читает представитель (учащиеся выбирают представителя самостоятельно), а остальные проверяют. Верните тетради обратно. Поднимите руки у кого решено так же (каждая группа получает по 1 баллу, которые фиксируются в таблице на доске). Хорошо. Теперь давайте отправим рыбок по домам и перейдем мост. |
Учащиеся решают примеры в тетрадях и соотносят пример на рыбке с ответом на домике. Вспоминают правила решения примеров на сложение и вычитание. Учащиеся меняются группами и проверяют решение (взаимопроверка). |
Познавательные: извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве |
7мин. |
2. "Уметь соединить точки в порядке возрастания от 1 до 10". |
Слайд 3. Мост мы прошли. Теперь, чтобы узнать куда идти дальше вторая группа должна вытащить карточку. На карточке изображен пенек, значит нам нужно пойти на полянку с пеньками. Интересно, какое здесь задание. У каждого пенька спрятался гриб. Нам нужно найти эти грибочки. Для этого у вас на партах есть листочек, на котором проставлены точки. Нам нужно соединить их в порядке возрастания от 1 до 10. Теперь нужно раскрасить аккуратно наши грибочки. Давайте теперь у каждого пенька найдем грибочек (каждая группа вывешивает карточки с грибочками). Как красиво получилось. Молодцы! Каждая группа получает 1 балл. |
Вторая группа вытаскивает карточку. Учащиеся находят листочки, слушают и выполняют задание. |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
6мин. |
3. "Веселая физминутка". |
Мы столько пути прошли и очень устали. Давайте отдохнём. Посмотрите на экран и вместе с героями, под музыку выполним упражнения. |
Учащиеся показывают движения. |
Регулятивные: выполнять последовательность необходимых операций. |
2мин. |
4. "Расставить знаки "›", "‹", "=". |
Мы отдохнули. Пора идти дальше. Третья группа, ваша очередь тянуть карточку. Что у нас там? А там полянка с цветами. Слайд 4. В каждой группе есть цветы, на них числа и знаки, но посмотрите, часть лепестков рассыпалась. Нужно их собрать, для этого в тех лепестках, которые лежат отдельно вам нужно расставить числа и знаки так, чтобы равенство было верным, а затем соединить недостающие лепестки с цветком (в результате у каждой группы получается по 3 цветка). Теперь, чтобы проверить правильно ли вы сделали один представитель от каждой группы читает неравенство, а остальные проверяют. Все ли группы выполнили работу верно? Молодцы! Каждая группа получает 1 балл. Теперь четвертая группа тянет карточку. А там у нас тропинка, а в конце нее - лес. |
Третья группа вытаскивает карточку. Находят на партах цветы. В парах снимают с каждого цветка цифры. Располагают их на парте и расставляют знаки ">", "<", "=". Проверяют правильность расстановки знаков. |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: совместно договариваться о правилах работы в группах и следовать им. |
7мин. |
5."Соотнести ответ с нужным цветом". |
Слайд 5. Но чтобы нам в него войти нужно выполнить задание. Для этого откройте свои рабочие тетради по математике на странице 77. Найдите задание 5. Нам нужно в этом задании раскрасить шары так, чтобы цвет шара с примером был таким же, как и цвет шара с ответом. Выполните это задание самостоятельно. Давайте проверим. Для этого вы поменяетесь тетрадями в группах (взаимопроверка). Теперь давайте проверим еще раз вместе. Какого цвета шар с ответом 8? Какой пример раскрасили красным карандашом? Хорошо. Все выполнили верно и каждая группа получает 1 балл. Слайд 6. У нас осталась еще карточка и пятая группа ее вытягивает. Что там? Лес. Теперь нам нужно пройти в лес и выполнить задания лисы - Анфисы. Но прежде, давайте немного отдохнем. |
Слушают, что им предстоит выполнить в рабочей тетради и выполняют задание. Учащиеся меняются группами и проверяют выполнение задание. |
Регулятивные: выполнять последовательность необходимых операций. Коммуникативные: донести свою позицию до других. Познавательные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве |
7мин. |
6.Физминутка про лес |
Я включу музыку и буду читать стихотворение, а вы выполните движения под музыку. |
Учащиеся показывают движения. |
Регулятивные: выполнять последовательность необходимых операций. |
2мин. |
7. "Решить задачи". |
Мы отдохнули, набрались сил. Теперь можем выполнять задания лисы - Анфисы и освободить Умку. А вот и Анфиса. Слайд 7. Интересно какое у нее задание. А вот и оно. Нам нужно разгадать математические загадки. Задание сложное. Ребята, будьте внимательны. Я буду читать загадку, а вы поднимать руку и отвечать. Та группа, которая ответит правильно получает жетон. Слайд 8. Ну вот, мы все разгадали. Теперь давайте посмотрим, у какой группы больше жетонов. Вторая группа набрала жетонов больше. А теперь давайте посчитаем у какой группы за все задания больше баллов. Больше баллов у второй группы. Молодцы! А как вы думаете, отпустит Анфисы Умку? А вот и наш герой. Он прислал нам письмо: "Дорогие ребята! Спасибо Вам, что помогли мне освободиться. Я вернулся домой в сказочный лес. Я обязательно приду к Вам еще". |
Слушают задание. Отвечают на вопросы. Радуются, что помогли герою. |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
5мин. |
IV. Рефлексия. |
Давайте подведем итог нашего путешествия. Сделаем мы его в виде схемы. Что было нашей основной задачей? Какие задания мы выполняли? В итоге получилось ли у нас спасти Умку? Теперь давайте оценим нашу работу с помощью смайликов. Выберите тот смайлик, который вы считаете больше соответствует выполненной нами работой и прикрепите его к доске. Давайте посмотрим каких смайликов больше? Все смайлики радуются. Это значит, что мы отлично потрудились, все успели. Молодцы, ребята! |
Осознают выполнение целей и задач урока. Выражают своё отношение к уроку при помощи смайликов, оценивают свое настроение на уроке. |
Регулятивные: контроль, оценка; Учатся оценивать себя и осуществлять самоконтроль Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
4мин. |
1.3. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке
На данном уроке ведущей является игровая технология, которая выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровой технологии происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства,
- вводится элемент соревнования, т.е. перевод дидактической задачи в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Методы и приёмы работы: создание проблемной ситуации, поисковая деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, самостоятельная работа, творческие задания, направленные на эмоциональную сферу учащихся. Используется технология оценивания через решение различных примеров и задач, а так же проверку правильности выполнения заданий с помощью самопроверки, взаимопроверки, фронтальной работы. Каждый этап урока для учеников заканчивается оцениванием своей работы и работы своих товарищей. Применение ИКТ, позволяет визуализировать представленный материал урока, поддерживает активизацию познавательной деятельности в течение всего урока.
Примечания
[1] - Решить примеры:
3 + 2 = 3 + 4 = 4 + 1 = 7 - 0 = 9 - 2 = 6 + 1 = 10 - 5 = 2 + 3 = 8 - 1 =
[2] - Физминутка про лес.
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
[3] - Расставить знаки "›", "‹", "=".
1 2 10 5 8 2 0 1 7 7 1 10
7 9 3 6 5 5
[4]- Решить задачи.
Осьминоги Осы В саду
Присмотрись, дружок, немного Осы-злюки всем знакомы - Два проказника ежа
Восемь ног у осьминога. Любят соки и щербет. В сад сходили не спеша
Сколько особей, ответь, Выпьет пара насекомых И из сада,
Будут сорок ног иметь? Каплю сока на обед. Как могли,
Сон Сколько нужно капель сока По три груши унесли.
Старый дедушка Викул Из медовых абрикосов, Сколько груш,
В десять вечера заснул. Чтоб насытить ненароком Узнать вам надо,
А когда пришла пора, Восемнадцать злющих ос? Унесли ежи из сада?
Он проснулся в шесть утра. Считалочка ***
Кто бы мне теперь сказал - Вы помножьте-ка сперва Сколько раз твердили кошке:
Сколько он часов поспал? Цифру пять на цифру два. Некрасиво есть без ложки.
Считалка От полученного после Только я вбегаю в дом
Если к двум прибавить пять, Отнимите цифру восемь. Лижет кашу языком.
После троечку отнять, Как отнимите - затем С поросенком еще хуже;
А полученное нам Прибавляйте цифру семь. Он опять купался в луже.
Разделить бы пополам Посчитали или нет? И козленок непослушный
И тогда, скажи на милость, Дайте правильный ответ. Съел четыре грязных груши.
Что у нас бы получилось? Сколько было непослушных?
[5] - Сводная таблица баллов:
№ задания |
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
V группа |
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
Решить примеры на сложение и вычитание в пределах 10
[6] - Рефлексия. Схема выполненной работы.
Соотнести ответ примера и цвет шара
Освободить Умку
Соединить точки в порядке возрастания от1 до 10
Расставить знаки ">","<", "="
Решать задачи на слух
Дидактические материалы и средства обучения:
1. Г.В.Дорофеев, ТН.Миракова "Математика", рабочая тетрадь (часть II).
2. В. Волина "Праздник числа. Занимательная математика для детей".
3. http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования.
4. http://festival.1september.ru/ открытый урок. Первое сентября.
13
Нигириш Светлана Владимировна