Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «СМС как форма общения» (9 класс)
Михайлусова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ Михайловской ООШ
Предмет: русский язык (внеурочное занятие)
Тема занятия: SMS как новая форма коммуникации.
Тип занятия: решение проблемной ситуации с применением проектной технологии.
Цель: выявление особенностей языка SMS как новой формы коммуникации.
обучающие: познакомить учащихся с понятием «тестинг» и его основными признаками;
развивающие: развивать интерес к современному языку, внимание, умение анализировать и оценивать создаваемые тексты;
воспитательные: воспитывать культуру общения при использовании SMS-сообщений; уважение к нормам русского языка, развивать эстетический вкус, коммуникативные способности во время работы в группах.
Прогнозируемые результаты
личностные:
учить контролировать себя;
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать ответственность за порученное дело;
метапредметные:
учить анализировать и выделять общие закономерности изучаемого явления;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
выделить основные закономерности понятия «тестинг»;
актуализировать знание терминов и правил орфографии и пунктуации;
учить анализировать SMS-сообщения ;
выработать правила составления SMS-сообщений.
Дидактические средства: задание для групповой работы.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Мотивация к познавательной деятельности |
Словесное приветствие.
|
Приветствует детей. Предлагает определить тему занятия, просмотрев короткий видеофрагмент. Слайды 1- 2. Тема, цель |
Приветствуют учителя. Формулируют тему, цель урока. Высказывают свои предположения, обмениваются позитивными репликами.
|
Личностные: формировать доброжелательное отношение к другому человеку, умение выражать эмоции. Метапредметные: умение строить умозаключения, настраиваться на познавательную деятельность. |
Организовать быстрое знакомство с детьми. Настроить на позитивное общение. |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи |
Фронтальная бесада: Понятие об СМС.
|
Что такое СМС-сообщение? «Биография» СМС-сообщений. Как вы относитесь к сообщениям? Удобно ли ими пользоваться? Слайды 3-6. |
Воспринимают информацию учителя. Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли.
|
Личностные: Умение сформулировать собственное мнение. Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Предметные: вести/поддерживать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения. |
Формирование интереса к современному языку, готовности и способности воспринимать и анализировать изменения в речи, которые происходят на их глазах. |
Совместное исследование проблемы. |
Характеристика нового вида общения
Создание проблемной ситуации
|
Языковые особенности СМС-сообщений. Плюсы и минусы СМС-переписки. Слайд 7-9. Если при отправке сообщения вы используете это, люди вам не верят! О чем идет речь? |
Определяют и записывают в тетрадях основные положения схемы анализа лирического стихотворения.
|
Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: формулировать устное сообщение; кратко излагать результаты совместной деятельности |
Создать ситуацию выбора, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в проведении наблюдений над предметом обсуждения. |
Конструирование своего способа действия |
Наблюдения над высказываниями в чатах и на форумах по названной проблеме. Слайы 10-12. |
Прочитайте высказывания разных людей. Сформируйте свое мнение по данной проблеме. |
Выполняют задание, анализируют высказывания. |
Личностные: умение сформулировать свое мнение. Метапредметные: способность донести свое видение ситуации. Предметные: участвуют в обсуждении содержания материала |
Подготовка к творческой работе, «собирание» необходимого материала для выполнения следующего задания. |
Составление мини-проекта |
Задание: составить правила написания СМС-сообщений. Слайд 13. |
Делит учеников на группы по 4-5 человек. Каждой группе задание составить свои правила.
|
Работа над составлением и представлением своего перечня по группам. |
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной учебно-исследовательской деятельности. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Предметные: расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики. |
Создание правил написания СМС. |
Презентация правил.
|
Выступления ребят, защита проектов. |
Выслушивает, поощряет, корректирует выступления учащихся |
Слушают выступления, готовятся к самооценке и оценке выступлений других групп. |
Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Метапредметные: умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: умение организовать свою речь при составлении собственных высказываний в пределах заданной тематики. |
Защита созданных проектов. Демонстрация умения презентовать свои работы. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация |
Знакомство с понятием «тестинг». Слайд 14. |
Разбор понятия «тестинг». Устанавливает осознанность исследовательской деятельности.
|
Повторение и систематизация материала об особенностях языка СМС-сообщений. Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. |
Личностные: демонстрация способности воспринимать новый нетрадиционный материал. Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Предметные: умение выявить наиболее существенное в новом материале. |
Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Подведение итогов |
Выявление эмоционального состояния учащихся после занятия. Закрепление выводов детей цитатой А.И. Куприна. Слайд 15. |
Выполнены ли поставленные нами задачи? - Понравилось ли вам занятие? - Что больше всего вам запомнилось? - Довольны ли вы своей работой? - Прочитаем высказывание А.Куприна о русском языке. Согласны вы с ним. |
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу и работу учителя. |
|
|
Рефлексия |
Слайд 16. |
Осуществляет обратную связь с учащимися, благодарит их за работу на уроке. |
Сегодня на уроке: - я узнал, открыл… - я научился… - я могу похвалить себя… одноклассников… |
|
|