Урок по русскому языку на тему «Неопределённая форма глагола» (4 класс)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ по теме
«НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА"
Предложенный урок был проведён в рамках Белокалитвинского образовательного форума – 2018 «Современная среда профессионального развития педагога в муниципальном образовательном пространстве: ресурсы, практики, перспективы»
Предмет/класс: Русский язык, 4
Тема: Неопределённая форма глагола
Тип урока, место в теме Урок открытия новых знаний, 3 урок в теме Глагол
Форма урока Урок-исследование
Тема урока Формирование представления о грамматических признаках глаголов неопределенной формы
Задачи урока 1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;
2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы;
3. Познакомить с морфемным составом глаголов неопределенной формы
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
- определение неопределённой формы глагола;
- чем являются – ТЬ, – ТИ, - ЧЬ в глаголах неопределённой формы.
Уметь:
- распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и морфологической структуре;
- обозначать – ТЬ, – ТИ,- ЧЬ в глаголах неопределённой формы;
- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы.
Метапредметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; формирование основных мыслительных операций;
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, интерес к предметно-исследовательской деятельности
Дидактическая структура урока.
1. Дидактическая структура урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний о глаголе.
III. Постановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока.
IV. Открытие новых знаний. Исследовательские работы
V. Физминутка.
VI. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.
VII Самостоятельная работа
VIII. Итог урока. Рефлексия.
IX. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент Цель – включить учащихся в учебную деятельность
Здравствуйте, ребята!
Что вы мечтаете делать, когда вырастете?
Строить, растить и учить,
Верить, надеяться, жить.
Плавать, нырять и летать,
Плакать, любить, побеждать ...
Многое предстоит испытать
Тем, кто умеет мечтать.
Я верю, что всё у вас получится. Верьте и много работайте – и ваши мечты обязательно сбудутся.
Готовы?
II. Актуализация опорных знаний Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для выполнения заданий.
- Ребята, я загадала часть речи. Отгадайте её. Играем в игру « ДА-НЕТ»
Дети задают вопросы:
-Эта часть речи изменяется по падежам?
-Эта часть речи изменяется по родам?
-Эта часть речи имеет склонение? И т.д.
-Какую часть речи я имела в виду? (Глагол)
- Что вы знаете о глаголе? (рассказывают о глаголе)
- Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе?
III. Формулирование темы урока и его задач. Цель: создать проблемную ситуацию, с целью самостоятельного определения учащимися темы и задач урока.
- Ребята, разделите слова на группы
взмахнут, смотреть, подтащил, охраняю, положили, подарю.
Дети предлагают разные варианты:
Проверяемая безударная А-О в корне слова
Время глаголов
Глаголы с приставками и без них
Глаголы в единственном и множественном числе
- Запишите глаголы в три столбика по временам
Проведите взаимопроверку: поставьте + возле каждого правильного глагола, зелёным цветом подчеркнуть орфографическую ошибку, если она есть)
«5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки
- Все ли глаголы вы распределили по столбикам? (В глаголе «смотреть» не смогли определить время).
- Как можно назвать такие глаголы? (дети предлагают свои версии)
-Определите тему и задачи нашего урока. НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА
Дети формулируют тему урока и его задачи
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме
Как их разбирать по составу
Уметь находить их в устной и письменной речи
Применять глаголы в неопределённой форме в устной и письменной речи
( Задачи урока появляются на ступеньках лестницы. В течение урока дети «шагают» по ступенькам с задачами урока, постепенно решая их.)
IV. Открытие новых знаний. Исследовательские работы Цель – организовать исследовательские работы с целью получения новых знаний
-Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы. (Нельзя определить время, число, род.)
-Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы, проведем несколько исследований.
- А какая первая задача урока? (Узнать, на какие вопросы отвечают глаголы н.ф)
Работа в группах Исследовательская работа №1.
- Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика.
Наблюдать, искать, рассуждать подумать решить запомнить
- Сделайте вывод (Глаголы н.ф. отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
- Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока? (Узнать, как разбирать по составу глаголы н.ф.)
Исследовательская работа №2.
Идти, бежать.
- Разберите слова по составу Какой частью слова являются – ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы? Вам помогут справочные материалы - страницы учебников русского языка разных авторов (Дети разбирают слова по составу)
Иду-идём-идти - изменяемая часть ОКОНЧАНИЕ
Глагол в н.ф. - неизменяемая часть слова. Значит, окончания у него быть не может, как и у наречий. Может быть, это суффикс?
- О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом.
Авторы нашего учебника считают ТЬ, ТИ суффиксами
- Сейчас я хочу привлечь ваше внимание к следующему заданию. Какой глагол Н.Ф я использовала?
Глагол привлечь оканчивается на чь. Это тоже суффикс? (Дети разбирают слова по составу)
Исследовательская работа №3. –
1. Берегу – бережёт - беречь
2. Стерегу – стережёт - стеречь
3. Стригу - стрижёт - стричь
4. Могу - может – мочь
Выделите корень в словах
- Какой частью слова являются – ЧЬ в глаголах неопределённой формы?
(Дети разбирают слова по составу в группах. Происходит чередование согласных в корнях. ЧЬ является частью корня
Сформулируем правило
- Подведем первые итоги. Прочитайте все правило целиком. Восстанавливают правило.(слайд)
Откроем его в учебнике. Сравним с результатом нашей работы.
V. Физминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться,
И опять начать трудиться.
VI Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. Цель: развивать умения применять новые знания на практике.
- Поднимаемся еще на одну ступеньку. Какую задачу нам надо решить? (Нахождение глаголов н.ф. в письменной и устной речи)
Какие глаголы Н.Ф. прозвучали в физминутке?
-Где же применяются глаголы н.ф.?
Сейчас каждая группа получит свой текст. Нужно найти все глаголы в н.ф. и дать название тексту.
1 группа Памятка «Как решить задачу»
Прочитать и выделить вопрос задачи
Найти условие задачи
Записать краткую запись
Выполнить решение задачи.
Записать ответ задачи
2 группа Памятка «Как работать с ножницами»
1. Работать ножницами только на своем рабочем месте.
2. Следить за движением лезвий во время работы.
3. Ножницы класть кольцами к себе.
4. Подавать ножницы кольцами вперед.
5. Не оставлять ножницы открытыми.
3 группа Памятка «Правила работы в группе»
1. Помогать друг другу
2. Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
3. Говорить тихим голосом
4. Отвечать за успехи каждого
5. Уметь слушать других.
6. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
4 группа Фразеологизмы
В бирюльки играть – заниматься пустяками
Зарубить на носу - запомнить
Сесть в лужу - оказаться в неловком положении
При проверке каждая группа говорит, как назвать их текст, называет глаголы
Какую задачу решали? Какой вывод можете сделать? Глаголы используются при составлении памяток, инструкций, при формулировании пословиц, фразеологизмов.
VII. Самостоятельная работа Цель – организовать самостоятельную деятельности по применению новых знаний
Какая последняя задача нашего урока? Применять глаголы в речи
Групповая работа – составление нескольких правил поведения в природе с использованием глаголов н.ф.
- Ребята, вчера я увидела, как первоклассник ломает ветку дерева. Что вы можете предложить в этой ситуации? (Рассказать детям правила поведения в природе. Можно их написать.) А как это нужно оформить? (Книжка) Как назовем нашу книжку? «Правила друзей природы». Вот перед вами обложка этой книжки, а на страничках пока нет текста. Запишите правила для каждой картинки. В книжке ошибок быть не должно – где узнать. Как писать? (спросить, словарь орфографический, интернет)
Каждая группа получает по 2 страницы с картинками. Дети подписывают их, используя глаголы в неопределённой форме.
Дети выходят к доске, читают свои правила, вставляют листы в книжку.
VIII. Итог урока. Рефлексия. Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке
- Вернемся к задачам урока.
Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили мы их? (Называют задачи урока и как они их усвоили)
- Почему мы не поднялись на самую верхнюю ступеньку лесенки (Не всё еще мы знаем о глаголах неопределенной формы, есть куда стремиться)
- Заполните каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Неопределенная форма глагола»
1 |
На уроке я работал активно / пассивно |
2 |
Своей работой на уроке я доволен / не доволен |
3 |
Урок для меня показался коротким / длинным |
4 |
За урок я не устал / устал |
5 |
Материал урока мне был понятен / не понятен, интересен / скучен |
IX. Домашнее задание I. Записать 5 фразеологизмов с глаголами в н.ф., рассказать историю происхождения одного из них или выполнить упражнение №150
Зыбина Елена
Смоленцева Галина Леонидовна
Дармина Елена Николаевна
Перминова Елена Федоровна
Дармина Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Дармина Елена Николаевна