Презентация к уроку технологии в 5 классе «Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»

0
0
Материал опубликован 16 April 2018

5 класс Тема: урока “Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука” Составила и провела: Гамзаева Ашура Рабадановна.

Цель урока: Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов. Ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятия о процессе изготовления одежды, научить снимать мерки для построения чертежа фартука, распознавать основные горизонтальные линии фигура человека, углубить знания учащихся о правилах снятия мерок с фигуры человека, записи условных обозначений измерений. Обучение.  Формировать навыки работы с сантиметровой лентой. Продолжить формирование знаний и навыков в построении чертежей, при работе чертежными инструментами, умения пользоваться инструкционной картой для построения чертежа. Развитие. Развивать память, внимание, глазомер, наглядно-образное мышление, общие учебные умения, волю, развивать пространственное мышление, умения пользоваться инструкционной картой; Воспитание. Воспитывать навыки коммуникативного общения. Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работ, потребность к организации своего рабочего места.

Межпредметные связи: ИЗО, черчение, математика . Тип урока: применение полученных знаний на практике План урока. Организационный момент. Правила техники безопасности в кабинете технологии. Тема урока. Актуализация опорных знаний. Проверка знаний (повторение) Из каких конструкционных материалов шьют одежду? Какие виды одежды вы знаете? К какому виду одежды относится фартук? Кто желает примерять готовый фартук? Как выглядят ученицы в этом фартуке? Итог. Домашние задание

ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Правила техники безопасности технологии. Проверить готовность учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей, инструментов для построения чертежа); Отметить отсутствующих; Раздать инструкционные карты, учебники, листы . II. Проверка знаний (повторение): Что называют пряжей? Что называют тканью? Что называют основой, утком? По каким признакам определяют нить основы в ткани? Как чередуются нити в полотняном переплетении? Из каких конструкционных материалов шьют одежду? (Из тканей) Какие виды одежды вы знаете? (Верхняя, легкая, нижняя, рабочая, специализированная) К какому виду одежды относится фартук? (К рабочей домашней одежде) Кто желает примерять фартук, который одет на манекене? Что вы можете сказать о внешнем виде девочки? (Фартук большой)

III. Изучение новой темы Рассказ учителя о истории появлении фартука, процессе её изготовления, правилах снятия мерок. Для того, чтобы фартук был удобным и красиво смотрелся на фигуре, нужно его шить по определенным измерениям, которые снимают с фигуры человека. Когда вы научитесь это делать, то сможете построить выкройку и пошить фартук не только для себя, но и для своих близких людей.

История фартука повествует о том, что со временем он стал атрибутом женского гардероба. Фартуки стали украшением женского платья и приобретались на разные торжества и выезды в свет. История фартука на Руси зарождается в 17-м веке. Русские передники шились из ткани в клетку, имели красные завязки и украшались по краям отделкой. Фартук являлся символом плодородия и благополучия. В него заворачивали детей, желая им счастливой жизни, заполняли его зерном, прося обильного урожая, клали на пороге перед входом новобрачных в дом, рассматривая фартук как символ процветания. Передник стал частью народного костюма русских женщин. Передники были цветными, двойными, с богатой отделкой, кружевами и вышивкой. Мода диктовала обязательное наличие фартука у каждой европейской женщины. Завязывался передник сзади, образуя верхнюю юбку. В дальнейшем ношение фартука стало традицией и у простого народа. Крестьянские девушки также стали носить передники, только в качестве защиты своей одежды. Шились они из простых и легких материалов, таких, как лен или белое полотно из хлопчатобумажной, шерстяной ткани . Богатые дамы носили фартучки из муслина с кружевом или вышивкой. На праздники носили легкие передники, украшенные лентами, символами природы и вышивкой. Надевался передник на женский сарафан и мог иметь плечи и спинку.

По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.  К бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная; к производственной – спецодежда для выполнения различных работ; к форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д. В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях; художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки; технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции. Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки). Учащимся предлагается проблемный вопрос:

Какую спецодежду носят официантка, кулинар, повар, продавец, кузнец, хирург? Обобщив ответы учащихся, отмечаем, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д. для её изготовления используются различные ткани. Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износостойкие со специальными пропитками и прокладками ткани. Проблемная ситуация: Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал. “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру” Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой. В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.  Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.

1. Понятие мерки. Измерения фигуры человека для пошива одежды называют мерками. Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения. Измерения фигуры человека для пошива одежды называют мерками. Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. 2. Основные горизонтальные линии фигуры. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен. 3. Правила снятия мерок. Мерки снимают с помощью сантиметровой ленты по определенным правилам. При снятие мерок нужно помнить: мерки снимают по правой стороне фигуры; сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин; при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять; на обмеряемом должна быть легкая одежда; талию предварительно опоясывают шнурком; мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

Название мерок Обозначение мерок Как снимают мерки Длина нагрудника Дн От линии талии вверх до желаемой длины Длина нижней части Днч От линии талии вниз до желаемой длины Обхват талии От По самому тонкому месту туловища Полуобхват талии Ст От: 2 Обхват бёдер Об Горизонтально вокруг бёдер Полуобхват бёдер Сб Об: 2 Практическая работа. Инструкционная карта слайд. “Мерки построения чертежа фартука” Девочки получают задание объединится в группы по три человека и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Учащиеся убеждаются, что большинство из них имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и бедер (Об), а мерки длины (Дн, Днч) имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука.

Девочки получают задание объединится в группы по три человека и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Учащиеся убеждаются, что большинство из них имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и бедер (Об), а мерки длины (Дн, Днч) имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука.

Проверка знаний (усвоение). Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: По какой стороне фигуры снимают мерки? С помощью какого приспособления снимают мерки? Как записывают мерки длины и обхватов? Как расшифровать мерки Дн, Днч, От, Об, Ст, Сб? Оценивание практической деятельности учащихся. (2 мин). По ходу проверки учитель отмечает допущенные ошибки, анализирует их вмести с девочками . . Итог Выставление оценок в журнал и дневники учащихся с последующим комментарием. Рефлексия. Понравился вам урок? Что нового узнали на уроке? Как полученные умения будете применять в жизни? Уборка рабочих мест. (1 мин). Домашнее задание: Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик), бумагу для выполнения чертежа.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации