Технологическая карта урока технологии «Раскрой фартука», 5 класс
Пояснительная записка
План конспект разработан на основе алгоритма структуры урока рекомендованный Кафедрой технологического образования.
Технология в МБОУ «СОШ № 3 г. Мамадыш» ведется по учебнику Синица, Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 c.).
По программе Синица, Н.В.. раздел «Технология изготовления швейных изделий» изучается в 5 классе, где учащиеся получают новые знания. По программе на изучение этого раздела выделяется – 14 часов (с. 69).
Класс: 5 Предмет: Технология
Тема урока: Раскрой фартука
Цели урока:
Образовательная:
ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей выкройки на ткани;
научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей;
совершенствовать умения раскроя симметричных деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
Воспитательная:
воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;
экономии по отношению к используемому материалу и умения планировать свою деятельность.
Развивающая:
развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения.
Планируемые результаты:
Предметные
Организовать деятельность учащихся для ознакомления с процессом раскроя фартука, швейного изделия
Научить экономной и технологически правильной раскладке фартука на ткани
Ученик научится экономной и технологически правильной раскладке фартука на ткани, понимать и обоснованно применять операции.
Регулятивные
Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу.
Познавательные
Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую.
Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других.
Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы.
Личностные
Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
Учится выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, создание ситуации успеха, сотрудничество, креативный, самостоятельный, инновационный
Формы и способы организации обучения: словесные, наглядные, командные, парные, практические приёмы, технологии «Обучения XXI века»
Средства обучения: Компьютерная презентация, технологическая карта раскроя изделия, видеоролик о профессии закройщика
Оборудование: ткань, рабочая коробка, рабочая тетрадь, выкройки.
Межпредметные связи: черчение, ОБЖ
Словарь: закройщик, раскрой, обмеловка, декатирование
Список литературы:
Крупская, Ю.В. Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. ; под ред. Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 192 c.;
Макруцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5 – 7 классы / Макруцкая С.Э.: - М.: Экзамен, 2009. – 126 с.;
Синица, Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 c.
Фефелова, Л.Н. Если вы любите шить. / Фефелова, Л.Н. – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 272 с.
Методическое пособие:
Мухаметшина Л.Ф. Совершенствование качества преподавания в республике Татарстан. Преобразование обучения для XXI века. / Программный офис реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в республике Татарстан» / руководитель проекта директор Программного офиса Мухаметшина Л.Ф., 2013. – 108с.
Использованные источники:
http://cross.highcat.org/ru_RU/ - генератор кроссвордов
http://rebus1.com/ - генератор ребусов
http://u.to/Pm8wBQ - пословицы и поговорки о рукоделии
http://tasha108.ru/?p=963 - стихи о швее
http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat16.html - загадки про цифры
http://smayls.ru/smayliki-privetstvie_4.html
http://www.youtube.com/watch?v=sUkVblAL_P8 - видео о закройщике
Ход урока
ЭТАПЫ УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
I.Организационный момент (2 мин) Цель этапа: Организовать активизацию учащихся для получения новых знаний Активизировать сотрудничество в команде |
Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся. Приветствие учащихся: - Хай файв (сигнал тишины). Я рада приветствовать вас на уроке. Желаю вам плодотворно потрудиться сегодня, узнать много нового и интересного. МЕНЕДЖ МЭТ (приложение 1) - А сейчас давайте поприветствуем друг друга. (слайд 2) Партнёры по плечу поздоровайтесь друг с другом ладошками правой руки. Партнёры по лицу – кулачками. Вступительное слово учителя. (доведение до учащихся плана урока) - Сегодня на нашем уроке вы узнаете об одном из этапов изготовления швейного изделия. На уроке вам предстоит работать в парах, в команде, помогая друг другу. А это значит, что каждый из вас несет одинаковую ответственность за выполнение работы. |
Учащиеся сидят за столиками по 4 человека, образуя команду Личностные УУД - приветствуют учителя, поднимают вверх правую руку - приветствуют друг друга по просьбе учителя Коммуникативные УУД - слушают учителя |
II.Актуализация знаний (6 мин) Цель этапа: - Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. - Выяснить степень усвоения заданного на дом материала |
На столе лежат необходимые инструменты, принадлежности, материалы, технологические карты, лекала выкройки. РЕЛЛИ РОБИН (приложение 2) (слайд № 3) Работа по карточкам – заданиям. (приложение 3) Учащиеся берут со стола конверт № 1 с карточками – заданиями. Выполняют задание в течение 3 минут. Затем в течение 1 минуты участники обмениваются своими ответами с партнёром по плечу (каждому партнёру для ответа предоставляется 30 секунд). Следующий этап: опрос учителя по данным карточкам. Вопросы задаются одному из партнёров в каждой паре. Если учащийся отвечает правильно, то учитель благодарит за ответ. Если ответ неверный, то этот же вопрос задается другой паре. |
Личностные УУД - активизируют имеющиеся знания Познавательные УУД - отвечают на вопросы - работают в паре, обмениваясь своим мнением Коммуникативные УУД - слушают партнёра по плечу, других участников урока - помогают ответить на вопросы другому партнеру, задавая ему наводящие вопросы - строят понятные для партнеров высказывания - отвечают на вопросы учителя |
III.Изучение нового материала (25 мин) Цель этапа: - сформулировать тему урока и цели урока организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала - организовать фиксацию преодоления затруднения |
- Сегодня мы начинаем изучать раздел «Технология изготовления швейного изделия». А для того чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать ребус. (приложение 4) (слайд 4) Итак, тема нашего урока «Раскрой фартука». (слайд 5) - Мы приступаем к изучению очень важной и ответственной операции – раскрою изделия. На производстве эту операцию выполняет закройщик. Для выкраивания деталей швейного изделия необходим большой стол, на котором разместится материал, выкройки и все необходимые инструменты и приспособления. У настоящего мастера они всегда должны быть исправны и храниться в специально отведенном месте. (слайд 6) http://www.youtube.com/watch?v=sUkVblAL_P8 - видео о закройщике Для того, чтобы раскроить швейное изделие необходимо знать этапы работы. План раскроя изделия. (слайд 7) 1.Подготовка ткани к раскрою 2.Раскладка лекала выкройки на ткани 3.Обмеловка лекал 4.Выкраивание деталей швейного изделия Этапы раскроя изделия записывают в тетрадь - А сейчас я предлагаю вам изучить технологическую карту раскроя более подробно и попробовать выполнить предварительную раскладку и обмеловку лекал выкройки на ткани. Но выполнять вы эту работу будете в команде. ТИМБИЛДИНГ. (приложение 2, 10) (4 ученика за столом становятся одной командой). (слайд 8, 9) На каждом столе лежат технологические карты по раскрою изделия, ткань, лекала фартука. Учащиеся изучают технологию раскроя, выполняют раскладку лекал на ткани и обмеловку. Учитель контролирует процесс выполнения работы, если у детей возникают вопросы, помогает их оперативно решать. После того как учащиеся выполнят задание. Время останавливается. Учитель предлагает каждой команде рассказать об этапах раскроя фартука. Теперь каждая команда расскажет и покажет другим командам, как выполняли раскрой изделия поэтапно. |
Регулятивные УУД определение темы урока осознание целей и задач восприятие, осмысление, запоминание учебного материала формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - формулируют свои мысли в устной форме - работают в команде Познавательные УУД развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности развивать умение получать информацию из рисунка, текста и выполнять практические действия развивать умение осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации (учебник, раздаточный материал по раскрою) Коммуникативные УУД - формирование видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение) - согласованность действий с партнерами - работа в команде – разделение обязанностей |
IV.Физминутка (3 мин.) Цель этапа: - наполнить кислородом головной мозг |
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (приложение 2, 5) (слайд 10) Учащиеся смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. |
Регулятивные УУД - восприятие, осмысление услышанного текста Личностные УУД - активизируют имеющиеся знания Коммуникативные УУД - согласованность действий с партнерами. |
V.Первичное закрепление знаний (3 мин) Цель этапа: зафиксировать алгоритм выполнения раскроя изделия - организовать усвоение учащимися нового материала фронтально |
Опрос учащихся: Как подготовить ткань к раскрою? Как правильно разложить лекала выкройки на ткани? Как выполнить обмеловку лекал? По какой линии нужно вырезать детали изделия? Ответы учащихся сопровождаются презентацией (слайды 11-16) |
Личностные УУД - активизация имеющиеся знаний - применение на практике и последующее повторение нового материала Коммуникативные УУД - формирование видов речевой деятельности (слушание, говорение) |
VI.Инструктаж по технике безопасности (4 мин.) Цель этапа: организовать подводящий или побуждающий диалог по повторению ТБ |
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (приложение 2, 7, 8, 9) (слайд 17) Работа в команде. Партнеры по столу в течение 2 минут обсуждают ответ на вопрос по очереди. Каждый партнер проговаривает только по одному предложению за один круг. Когда время остановится, учитель задает свой вопрос одному участнику с любого стола. Ученик отвечает на вопрос, остальные внимательно слушают. Затем учитель задает этот же вопрос следующему ученику, только с другого стола. (Второй участник должен дополнить ответ первого ученика). И так до тех пор, пока все правила не будут проговорены. (слайды 18, 19) Ответы учащихся сопровождаются презентацией |
Регулятивные УУД - восприятие, осмысление услышанного текста Личностные УУД - активизируют имеющиеся знания Коммуникативные УУД - согласованность действий с партнерами. |
VII. Практическая часть (40 мин) Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке проверить умения работать учащихся по алгоритму организовать самостоятельную работу учащихся организовать самопроверку самостоятельной работы организовать самооценку по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы |
Практическая работа. (слайд 20) «Раскрой фартука» Выполняется самостоятельно в паре по плану работы: Выяви дефекты ткани. Определи лицевую и изнаночную стороны ткани. Определи направление нити основы в ткани. Проутюжь ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы. Сложи ткань для раскроя на рабочем столе так, чтобы линия сгиба ткани совпадала с направлением долевой нити ткани. Ткань сколоть. Разложи и приколи булавками выкройки деталей фартука к ткани. Обведи контуры лекал деталей фартука и наметь припуски на швы. Сделай контрольную проверку. Раскрои фартук. Самоконтроль: (слайд 21) проверить правильность нанесения контурных линий. проверить количество деталей. проверить правильность выполнения припусков. Учитель контролирует процесс раскроя. |
Регулятивные УУД самоконтроль выполнения задания взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Личностные УУД - применение на практике полученных знаний Познавательные УУД выбор наиболее эффективных способов раскладки лекал построение плана раскроя собственного фартука Коммуникативные УУД - согласованность действий с партнером в паре. |
VIII.Подведение итогов (5 мин) Цель этапа: организовать подводящий или побуждающий диалог по закреплению нового материала |
МИКС ПЭА ШЭА (приложение 2, 6) (слайд 22) Смешиваются по музыку, находят пару и отвечают на заданный вопрос. Затем учитель спрашивает одного из учащихся. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ Как правильно настелить ткань? Какие детали выкройки раскладывают в первую очередь и почему? Что нужно учитывать при раскладке деталей выкройки? Как правильно вырезать детали изделия? |
Личностные УУД - активизация имеющиеся знаний - повторение нового материала Коммуникативные УУД - формирование видов речевой деятельности (слушание, говорение) |
IX.Домашнее задание (1 мин) Цель этапа: организовать ситуацию успеха по результатам выполнения домашней работы |
Выполнить задания в рабочей тетради. (слайд 23) |
Познавательные УУД отработка алгоритма по изученной теме – раскрой фартука. работа в рабочей тетради |
X.Рефлексия (1 мин) Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока организовать проведение самооценки учениками работы на уроке |
- Вам понравился урок? (слайд 24) Давайте ответим на вопросы, которые находятся на экране. Продолжите одну из фраз: - Сегодня я узнала… - Мне было интересно… - Мне понравилось больше всего… - Я бы хотела попробовать… - Мне было трудно… - Я научилась… - Теперь я могу… - Теперь я буду… Сегодня на нашем занятии вы узнали о раскрое швейного изделия. Научились правильно раскладывать детали выкройки на ткани, подготавливать ткань к раскрою, кроить изделие. Я думаю, что полученные знания вам очень пригодятся в будущем. Я рада была с вами работать сегодня. Спасибо вам за активное участие. До свидания. |
Коммуникативные УУД оценка и самооценка учебной деятельности обобщение и систематизация знаний - выражение своих эмоций по поводу урока |
Приложение 1
МЕНЕДЖ МЭТ
Приложение 2
ГЛОССАРИЙ
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin) – «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
МЕНЕДЖ МЭТ (Manage Mat) – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов)
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
РАСКРОЙ - это процесс получения деталей кроя путем их выкраивания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы
РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка
ТИМБИЛДИНГ (Teambuilding) - совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек.
ХАЙ ФАЙВ (High Five) - дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания
Приложение 3
Актуализация знаний учащихся. Карточки-задания.
Вариант 1 А
1.Заполните пропуски в таблице
Название мерки |
Условное обозначение мерки |
Назначение мерки |
Полуобхват талии |
||
Сб |
||
Для определения длины изделия |
2.Какие мерки записываются в половинном размере
а) Ст, б) Сб, в) Ди
Вариант 2 Б
1.Заполните пропуски в таблице
Название мерки |
Условное обозначение мерки |
Назначение мерки |
Полуобхват талии |
||
Сб |
||
Для определения длины изделия |
2.Какая мерка записывается полностью
а) Ст, б) Сб, в) Ди
Вариант для 3А
1.Выберите из перечисленных операций необходимые для подготовки выкройки к раскрою:
-
- Указать название деталей;
- Указать названия линий;
- Указать количество деталей;
- Указать лицевую сторону ткани;
- Указать направление нити основы;
- Указать припуски на швы;
- Указать размеры ткани.
2.Заполните пропуски в таблице
Название мерки |
Условное обозначение мерки |
Как снимают мерку |
Ст |
||
Горизонтально, на уровне бедер, сзади через выступающие точки ягодиц, спереди с учетом выступа живота |
||
Длина изделия |
Вариант для 4Б
1.Выберите из перечисленных операций необходимые для подготовки выкройки к раскрою:
-
- Указать название деталей;
- Указать названия линий;
- Указать количество деталей;
- Указать лицевую сторону ткани;
- Указать направление нити основы;
- Указать припуски на швы;
- Указать размеры ткани.
2.Заполните пропуски в таблице
Название мерки |
Условное обозначение мерки |
Как снимают мерку |
Полуобхват талии |
|
|
Горизонтально, на уровне бедер, сзади через выступающие точки ягодиц, спереди с учетом выступа живота |
||
Ди |
Приложение 4
Варианты ребусов для темы урока
Раскрой фартука
|
|
|
Приложение 5
Вопросы для физминутки МИКС-ФРИЗ-ГРУП
1. Какой месяц по счету февраль – 2
2. Одна, когда тетрадь пуста.
Задрав свой нос до потолка,
Она бранит ученика.
И словно цапля средь болот
Его за лень его клюет.
Хоть у нее одна нога
Она стройна, горда, строга.
Ни журавль то, ни синица,
А всего лишь…. - 1
3. Сколько пальцев на одной руке – 5
4. Сколько лап у кошки – 4
5. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? – 3
Приложение 6
МИКС ПЭА ШЭА
Участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную учителем тему, используя ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).
Каждому участнику дается 20 секунд на ответ. Кто из партнеров начинает говорить первым решает учитель. Например, начинает отвечать тот, у кого больше пуговиц на одежде. Учащиеся определяют кто будет начинать первым. Затем учитель включает таймер на 20 секунд. Первый партнер отвечает на поставленный вопрос, второй его внимательно слушает. Через 20 секунд начинает говорить второй партнер, теперь первый его внимательно слушает – в это же время учитель еще раз включает таймер на 20 секунд.
Затем учитель спрашивает одного из учащихся из любой пары ответ на заданный вопрос. Можно опросить несколько человек. Затем снова участники перемешиваются. И так несколько раз.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Как правильно настелить ткань?
Какие детали выкройки раскладывают в первую очередь и почему?
Что нужно учитывать при раскладке деталей выкройки?
Как правильно вырезать детали изделия?
Приложение 7
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, иглами
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН - «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
Работа в идет команде. Партнеры по столу в течение 2 минут обсуждают ответ на вопрос по очереди. Каждый партнер проговаривает только по одному предложению за один круг.
Когда время остановится, учитель задает свой вопрос одному участнику с любого стола. Ученик отвечает на вопрос, остальные внимательно слушают. Затем учитель задает этот же вопрос следующему ученику, только с другого стола. (Второй участник должен дополнить ответ первого ученика). И так до тех пор, пока все правила не будут проговорены.
Приложение 8
Правила техники безопасности при работе с ножницами
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Приложение 9
Правила техники безопасности при работе с иглами
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Приложение 10
Изложение нового материала.
На каждом столе лежат технологические карты по раскрою изделия, ткань (разная по размеру), выкройка фартука (с карманом и без кармана), рабочая коробка (в которой игольница с английскими булавками, ножницы, портновский мел или карандаш, линейка).
При работе используется структура ТИМБИЛДИНГ. (4 ученика за столом становятся одной командой). Время на данное задание дается примерно 20 минут.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить технологическую карту раскроя, в которой имеется 4 раздела. Каждый партнер по столу читает один раздел. (Учитель может сам предложить, кто читает первый раздел, кто второй и т.д.). Затем, скооперировавшись, партнеры сообща выполняют настил ткани, раскладывают детали выкройки, выполняют обмеловку, но не вырезают.
Учитель контролирует процесс выполнения работы, если у детей возникают вопросы, помогает их решить.
Если учащиеся не успевают выполнить работу, то им дается дополнительное время, но не более 5 минут. После того как учащиеся выполнят задание. Учитель предлагает каждой команде рассказать об этапах раскроя фартука. Каждая команда рассказывает о процессе выполнения раскроя изделия.
Когда все команды выступят, проводится первичное закрепление материала. Дети отвечают на вопросы учителя и следят за презентацией.
Технологическая карта «Раскрой швейного изделия»
№ |
Наименование операций |
Рисунок, схема |
Инструменты, материалы |
I этап. Подготовка ткани к раскрою |
|||
Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки. |
Утюг, гладильная доска, ткань, проутюжильник |
||
Определить на ткани направление нити основы, лицевую сторону, направление рисунка (ворса), выявить дефекты |
Ткань, портновский мел или карандаш |
||
Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь. |
|
Ткань |
|
Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. Отрезать кромки |
|
Ткань, ножницы, угольник или линейка
|
|
II этап. Раскладка деталей выкройки на ткани. |
|||
Разложить на ткани сначала крупные детали - фартук, затем располагают мелкие – пояс, карман. Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Направление нитей основы на выкройке должно совпадать с направлением на ткани. Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной |
Ткань, детали выкройки
|
||
Приколоть английскими булавками к ткани сначала крупные детали - фартук, затем - мелкие – пояс, карман. |
Английские булавки, игольница |
||
III этап. Обмеловка. |
|||
Обвести детали по контуру сплошной тонкой меловой линией (не более 1-2 мм). Отложить припуски и провести вторую меловую линию |
Портновский мел, линейка |
||
IV этап. Раскрой. |
|||
Раскроить детали фартука по линиям припусков на швы (по второй меловой линии) |
Ножницы
|
Профессия «Закройщик»
История профессии
Испокон веков люди шили одежду. Сменялись тысячелетия, появлялись новые ткани и фасоны, но одежда оставалась незаменимым атрибутом человеческой жизни.
Первые закройщики появились в Древней Греции в III веке до нашей эры. Эти специалисты пользовались большим почетом и уважением, а лучшие мастера имели честь одевать самих королей и королев.
В России в период с 18 по 20 века профессия закройщика была актуальна и востребована. Обычно закройщиками становились мужчины. К услугам закройщиков обращались не только высшие слои общества, но и простые люди. В дореволюционной России носить готовое платье считалось уделом людей ограниченных в средствах, богатые предпочитали шить одежду на заказ. Выпускники школ кройки и шитья и рукодельных классов получали аттестаты, которые давали право работать закройщиками, открывать частные школы и курсы швейного мастерства. Дореволюционная Россия могла похвастаться обилием модных домов, ателье и мастерских. Только в Петербурге в 1900-е годы их насчитывалось более 120-ти. Знаменитыми модными домами в Петербурге были Дом Бризак, Дом Гиндус, Дом Ольги Бульденковой, являвшиеся поставщиками Двора и работавшими для императорской семьи и придворных фрейлин.
В начале постсоветского периода в Россию хлынул поток дешевой и не всегда качественной готовой одежды. В большинстве своем люди практически перестали обращаться к услугам закройщиков. Но на сегодняшний день ситуация в корне изменилась: интерес со стороны потребителей вновь обращен к индивидуальности, качеству и эксклюзивности одежды.
Тип и класс профессии
Профессия закройщика относится к типу «Человек - Художественный образ», так как связана с созданием, проектированием, моделированием художественных изделий (одежды и обуви).
Дополнительный тип профессии - «Человек – Знак», так как она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, таблицами, чертежами.
По классу профессия закройщика является эвристической (творческой), поскольку связана с творческой деятельностью, решением нестандартных задач, конструированием и проектированием.
Содержание деятельности
Закройщик – это мастер, занимающийся на предприятиях сферы услуг раскроем изделий из различных материалов для шитья одежды по индивидуальным заказам, а также осуществляющий ремонт одежды.
Главное в деятельности закройщика – уметь «читать» эскизы моделей одежды и понимать, какими конструктивными средствами можно воплотить их в жизнь.
К обязанностям закройщика относится:
снятие мерок с клиента (заказчика);
выяснение пожелания клиента и зарисовка выбранного варианта фасона, составление паспорта заказа;
изготовление лекала для раскроя;
выполнение экономичной раскладки лекала на ткани и раскрой ткани;
определение порядка операций пошива и их распределение между мастерами пошивочной бригады;
проверка качества готовых изделий, устранение выявленных дефектов;
перекраивание отдельных деталей (при ремонте одежды).
Требования к знаниям и умениям специалиста
Закройщик должен знать:
общее устройство и правила эксплуатации швейных машин;
правила и методы технологии и организации пошивочных работ, конструирования швейных изделий;
способы раскроя ткани;
пластические свойства ткани в композиционном построении;
приемы построения деталей одежды;
принципы конструирования деталей изделий одежды;
основы художественного проектирования одежды (дизайн, эскиз модели);
моделирование и художественное оформление одежды;
основы художественной графики костюма;
особенности выбора фасонов, материалов, конструирования, моделирования изделий на заказчиков разного возраста, фигур и внешности;
способы устранения дефектов и подгонки изделий по фигуре, рационального использования материалов и нормы расхода материалов на изделия;
задействованную в работе техническую документацию.
Профессиональный закройщик должен быть в курсе последних трендов и интересоваться передовыми направлениями современной моды, а также должен уметь:
производить раскрой при пошиве и перекраивание при ремонте, обновлении, перешиве изделий одежды пальтово-костюмного и плательного ассортимента, производственной одежды со снятием мерок по силуэтным основам лекал, полученных от моделирующих организаций;
выбирать фасоны изделий с зарисовкой их в паспорта заказов и снятием мерок с фигуры заказчика;
изготавливать лекала для раскроя изделий выбранных фасонов;
проводить примерку изделий на фигуре заказчика в процессе изготовления, обмелку и подрезку деталей после примерки;
проверять качество готовых изделий по эстетическим и конструктивно-эргономическим показателям, сдавать готовые изделия заказчикам;
согласовывать с заказчиками характер ремонта изделий, выявлять дефекты материалов или изделий, принесённых для ремонта, обновления, перешива.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Профессия закройщика подходит для людей, имеющих незначительное снижение слуха разной степени, на основе которого возможно самостоятельное развитие речи, так как предполагается вербальное общение с заказчиками работ. При необходимости допустимо использование специальных слуховых средств.
К профессионально важным качествам закройщика относятся:
высокий уровень развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
творческое мышление;
точный глазомер;
хорошо развитое цветоразличение;
развитое пространственное воображение;
развитая образная и зрительная память;
способность к концентрации внимания;
развитая зрительно-моторная координация и мелкая моторика рук;
интерес к новому;
художественные способности;
аккуратность, внимание к мелочам;
склонность к точной работе и ручному труду.
Условия работы
Рабочим местом закройщика является стол для раскройки тканей. Профессия закройщика отличается большим количеством ручных операций.
В своей работе закройщик использует мел, карандаш, ручки, механические и электрические приборы, измерительные устройства, чертежи, лекала.
Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями слуха должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы.
Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям, а также ограниченным возможностям работающих инвалидов.
При организации работы закройщика с нарушениями слуха здания и помещения, где осуществляется деятельность, должны быть оборудованы информационными индикаторами противопожарной системы, а также визуальными ориентирами: различными освещаемыми указателями в виде символов и пиктограмм с использованием яркого цвета, контрастного по отношению к фоновой поверхности; контрастным цветовым обозначением входов. Текстовая информация должна быть максимально краткой. Ориентиры-указатели направления движения должны быть однотипными для всего объема здания и зданий одного комплекса.
Для специалистов с нарушениями слуха продолжительность ежедневной работы устанавливается в соответствии с медицинским заключением.
Медицинские противопоказания
Основное противопоказание в работе закройщика - это неспособность к данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К медицинским противопоказаниям для работы закройщиком относятся:
полная потеря слуха - слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи;
значительное снижение слуха с тяжелым недоразвитием речи;
травматические повреждения головного мозга;
тяжелые заболевания опорно-двигательной системы с поражением функций верхних конечностей, с деформацией рук;
нарушения речи и артикуляционного аппарата;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук;
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
умственная отсталость;
эпилепсия;
серьезные нарушения зрения, полная потеря зрения.
Области применения профессиональных знаний
Закройщики работают в домах моды, ателье по индивидуальному пошиву и ремонту одежды, на швейных фабриках, а также занимаются индивидуальной работой по заказам частных лиц.
Перспективы карьерного роста
Зачастую профессиональный рост закройщика обусловлен освоением новых приемов и способов работы, получением нового профессионального опыта, повышением разряда. Существует такой путь развития карьеры закройщика, как освоение смежных профессий в сфере производства кожгалантерейных и меховых изделий.
Кроме того, профессиональный закройщик, имеющий большой практический опыт, с успехом может осуществлять педагогическую деятельность в профильных образовательных учреждениях в качестве мастера производственного обучения.
При наличии профильного среднего профессионального образования закройщик может стать главным закройщиком и даже управляющим небольшого ателье.
Однако карьерный рост закройщика связан не только с приобретением практического опыта и умения решать сложные профессиональные задачи, но и с повышением образовательного уровня.
Приобретение профильного высшего профессионального образования позволяет закройщику работать художником-модельером, модельером-конструктором, директором дома моды, руководителем швейной фабрики и пр.
Существует также и индивидуальный предпринимательский путь развития карьеры закройщика, который будет обеспечивать как творческую, так и финансовую стабильность специалисту.
Использованный источник:
http://prof.labor.ru/profinvalid/hearing/cutter/ - департамент труда и занятости населения г,Москвы
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по Технологии
ученицы 5 класса ___
МБОУ «СОШ № 3
г. Мамадыш»
_____________________________
_____________________________
2017
Рабочая тетрадь по технологии. 5 класс (вариант для девочек) – Мамадыш: МБОУ «СОШ № 3, 2017. – 7 с.
Составитель:
Чернышова Е.А. – учитель технологии МБОУ «СОШ №3 г.Мамадыш»
© МБОУ «СОШ № 3 г.Мамадыш, 2017
© Чернышова Е.А., 2017
Дата: __________
Тема урока: __________________________________________
____________________________________________________
***
Швея! Ты шьешь, и от шитья
Ты устаешь, одежду шья.
Чтоб пальцы поразмять свои,
Пойди немного покрои.
***
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка,
Будет и тебе одёжка!
Закройщик — профессия, мастер в ателье по ремонту и пошиву одежды по индивидуальным заказам. Закройщик работает непосредственно с заказчиком швейного изделия, выявляет его потребности, даёт рекомендации по выбору ткани и фасона изделия, оформляет паспорт заказа, снимает мерки с фигуры клиента, зарисовывает эскиз модели, строит чертёж изделия, изготовляет лекала, производит раскраивание ткани на детали кроя, а также перекраивание деталей одежды при её ремонте. Сшивание деталей в готовое изделие производит портной.
По окончании предварительной обработки портным деталей кроя, закройщик проводит первую и возможные последующие примерки изделия на фигуре заказчика, при необходимости уточняет меловыми линиями новые контуры деталей. После этого, портной подготавливает детали кроя к, также выполняемой закройщиком, осноровке (подрезанию деталей), и производит окончательную обработку, монтаж изделия.
Реши кроссворд
1 |
2 |
||||||||
5 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
6 |
3. Подгибка либо полоска пришитой ткани, через которую продёргивается пояс или резиновая тесьма.
6. Как обозначается нить основы на выкройке
По вертикали:
1.Величина, добавляемая к деталям выкройки для обработки швов изделия
2. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик
4. Деталь выкройки фартука
5. Вырезанный чертёж швейного изделия
Напиши, как ты понимаешь смысл следующих пословиц.
Кроить – не шить, после не распорешь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семь раз примерь, один раз отрежь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Без топора не плотник, без иглы не портной.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:
-
- разложить мелкие детали;
- разложить крупные детали;
- сколоть ткань булавками;
- приколоть мелкие детали;
- приколоть крупные детали;
- определить лицевую сторону ткани;
- нанести контрольные линии и точки;
- разметить припуски на обработку;
- обвести детали по контуру;
- определить направление долевой нити;
- вырезать по второй меловой линии
Проверь себя. Верны ли следующие утверждения
Утверждение |
Да |
Нет |
1. Направление нитей утка совпадает с направлением стрелки на выкройке |
||
2. Иглу по окончании работы втыкают в одежду |
||
3.Ножницы передают лезвиями вперёд |
||
4. Хлопчатобумажные ткани перед раскроем стирают |
||
5. Иглы хранят в игольнице |
Для заметок
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________