Занятие по технологии в 5 классе «Конструирование фартука»

3
0
Материал опубликован 25 January 2019
 
презентация "Фартук! Фартучек!"
PPT / 4.72 Мб

презентация "Снятие мерок"
PPT / 1.63 Мб

/data/files/v1548436918.ppt (презентация "Снятие мерок")

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №2 г. Ворсма

 

 

 

Аннотация занятия.

«Будущее начинается в школе». Этот девиз как фундамент того, что получат наши дети от нас, учителей, какие знания они вынесут с собой из стен школы. При этом школа не учит на всю жизнь, школа учит учиться.

И сегодняшнее занятие (именно занятие, так как спаренные уроки по 2 учебных часа – 90 минут) я разработала так, чтобы и ученики участвовали в подготовке данной темы. Заранее была создана инициативная группа «Историки», которая участвовала в подготовке раздела темы по истории фартука. Этот момент «разрушает» стереотип традиционного занятия, когда новый материал исходит только от учителя, включается элемент исследования, который помогает ученикам в работе над будущим проектом. Материал, который они подготовили, был включен в общую презентацию.

Учитывая возраст учеников, 5 класс, я внесла в занятие игровые элементы и в соответствии с этим тема занятия звучит так: «Путешествие в страну Одежды в город Фартука».

Работа на занятии для учеников разнообразна: это индивидуальная работа по тесту, по опросу, фронтальная – по беседе, коллективная – в микрогруппах (ученики сами выбирают себе пару: 1 – «Найди пару» по парным пуговицам для игры на внимательность, вытаскивая их из мешочка, приложение №12; 2 – как сидят за партами – для выполнения практической работы), где ребята учатся взаимопониманию, взаимопомощи, а также исследовательская.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Предмет, класс Технология, 5 класс.

Тема занятия

«Путешествие в страну Одежды в город Фартука».

Разделы темы занятия

История фартука.

Снятие мерок с фигуры человека.

Актуальность использования средств ИКТ

Зрительное восприятие материала легче и разнообразит занятие. Формируются навыки и умения информационно-мыслительной деятельности.

Структурно, компактно и удобно организованная информация в форме презентаций.

Цель занятия

Научить учащихся технологически правильно выполнять снятие мерок с фигуры человека.

Задачи занятия

Обучающие

Практическая

Развивающие

Воспи-тательные.

Кратко позна-комить уча-щихся с исто-рией фартука. Изучить прави-ла снятия ме-рок с фигуры человека.

Научить учащихся определять по-ложение конструктив-ных линий на фигуре челове-ка.

Сформировать навыки по измерению фигуры чело-века (снятие мерок).

Развивать эстетический вкус учащихся,

внимание и логическое мышление учащихся.

Воспитывать у учащихся ак-куратность и вниматель-ность в работе (точность сня-тия мерок с фигуры чело-века). Воспи-тывать трудо-любие, самос-тоятельность при выполне-нии работы. Развивать коммуникатив-ные навыки работы в паре (2 человека).

Вид используемых на занятии средств ИКТ

Презентация «Фартук, фартучек» (приложение №1), презентация «Снятие мерок с фигуры человека» (приложение №2).

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Образовательные ресурсы Интернет

http://myweapon.ru/?boom=3462 (фото, исторический материал)

http://tehnologiya2.ucoz.ru/load/pervyj_konkurs/razdel_quot_interer_zhilogo_doma_quot_7_kl/14 (вопросы для анкеты с личной страницы Федотовой Н.М. учителя МОУ СОШ №3 г.Павлово)

http://byfet.ru/craft (фото)

http://rusalka7.ucoz.ru (картинки, материал по теме урока с сайта Смирновой Е.В.)

Список используемой литературы

Симоненко В.Д. Технология обслуживающий труд 5 класс, М., Вентана-Граф, 2008г.

Танаева Е.Н. Основные требования к современному уроку (методическое пособие для учителей), Нижегородский департамент начального и профессионального образования, г. Дзержинск, 1999г. (взяты этапы занятия)

Подласый И.П. Педагогика, М., Владос, 1999г. (взяты типы, методы занятия)

Панкратова В.А., Производственное обучение портных, М., Высшая школа, 1979г. (взят ход занятия)

Смирнов В.И., Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях, М., 2000г. (взяты деятельность учителя и деятельность ученика, методы обучения)

Ход занятия и его этапы подробно расписаны в организационной структуре занятия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ  
ЭТАП 1 Организационный  

Цель

Подготовить учащихся к работе на занятии.

 

Длительность этапа

2 минуты.

 

Форма организации деятельности учащихся

Проверка готовности к занятию, организация внимания учащихся.

 

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная, контролирующая.

 

ЭТАП 2

Проверка домашнего задания

 

Цель

Определить степень усвоения заданного на дом материала.

 

Длительность этапа

10 минут

 

Функция преподавателя на данном этапе

Организационная, контролирующая.

 

Форма организации деятельности учащихся

Обобщение. (Письменная работа учащихся по карточкам - задания), (приложение №3)

 

Основные виды деятельности преподавателя

Наблюдение, контроль.

 

ЭТАП 3

Всесторонняя проверка знаний

 

Цель

Определить степень усвоения пройденного материала на прошлых занятиях.

 

Длительность этапа

5 минут.

 

Функция преподавателя на данном этапе

Организационная, обобщающая, контролирующая.

 

Форма организации деятельности учащихся

Обдумывание, рассуждение, мышление, обобщение, устный ответ на вопрос учителя.

 

Основные виды деятельности преподавателя

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, комментирование ответов учащихся и их оценивание.

 

ЭТАП 4

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Цель

Организация и направление познавательной деятельности учащихся к цели занятия.

 

Длительность этапа

3 минуты.

 

Функция преподавателя на данном этапе

Организационная, направляющая.

 

Форма организации деятельности учащихся

Осмысление, понимание практической значимости изучаемого материала.

 

Основные виды деятельности преподавателя

Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка перед учащимися учебной проблемы.

 

ЭТАП 5

Усвоение новых знаний

Теоретический ( I часть)

Введение в раздел темы «История фартука»

 

Межпредметные связи

Технология + всеобщая история.

 

Цель

Расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке, как части одежды.

 
Длительность этапа

15 минут.

 

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации и ее сопровождение рассказом, беседой.

 

Форма организации деятельности учащихся

Основная группа - просмотр материала, обобщение. Группа «Историков» (3 человека) – подготовили информацию о фартуке как о школьной форме и о фартуке во время Первой мировой войны (слайды 9, 10) – рассказывают подготовленный заранее материал.

 

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная, информирующая, обобщающая, демонстрирующая.

 

Основные виды деятельности преподавателя

Организация внимания, сообщение нового материала, обеспечение восприятия (демонстрация презентации – приложение №1), осознания, обобщение этого материала учащимися.

 

Промежуточный контроль

Обобщение сведений по новому материалу.

 

ЭТАП 6

Игровой момент занятия

 

Цель

Развитие внимания учащихся.

 
Длительность этапа

10 минут.

 

ЭТАП 7

Усвоение новых знаний

Теоретический ( II часть)

Введение в раздел темы: «Снятие мерок

с фигуры человека»

 

Межпредметные связи

Технология + математика.

 

Цель

Научить учащихся технологически правильно выполнять снятие мерок с фигуры человека.

 
Длительность этапа

15 минут.

 

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации и ее сопровождение рассказом, беседой.

 

Форма организации деятельности учащихся

Просмотр материала, обобщение.

 

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная, информирующая, обобщающая, демонстрирующая.

 

Основные виды деятельности преподавателя

Организация внимания, сообщение нового материала, обеспечение восприятия (демонстрация презентации – приложение №2), осознания, обобщение этого материала учащимися, показ трудовых приемов (снятие мерок – показ га манекене).

 

Промежуточный контроль

Обобщение сведений по новому материалу.

 

ЭТАП 8

Практическая работа «Снятие мерок». (игра «Ателье»)

 

Межпредметные связи

Технология + математика.

 

Цель

Приобретение учащимися умений по снятию мерок.

 
Длительность этапа

15 минут

 

Форма организации деятельности учащихся

Групповая практическая (выработка умений по снятию мерок с фигуры человека, решение теоретических и практических задач).

 

Функции преподавателя на данном этапе

Координационные: организационная, направляющая, информирующая, контролирующая.

 

Основные виды деятельности преподавателя

Наблюдение, инструктирование, разъяснение, оказание практической помощи, контролирование, оценивание.

 

Промежуточный контроль

Проверка мерок.

Проверка мерок

ЭТАП 9

Закрепление нового материала

 

Цель

Определить степень усвоения нового материала.

 
Длительность этапа

5 минут.

 

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Контрольные вопросы (приложение №2).

Рефлексия (приложение №10).

 

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, индивидуальная - беседа, осмысление, понимание практической значимости изучаемого материала.

 

Функции преподавателя на данном этапе

Обобщающая, оценивающая.

 

Основные виды деятельности преподавателя

Фронтальная беседа, обобщение, анализ результатов занятия (представление лучших работ учащихся, разбор и устранение ошибок в работе) и оценивание работы учащихся на занятии ( при этом класс привлекается к оцениванию собственной работы и работы своего напарника).

 

ЭТАП 10

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

Межпредметные связи

Технология + всеобщая история + ИЗО.

 

Цель

Закрепление пройденного материала, подготовка к работе над творческим проектом.

 
Длительность этапа

10 минут.

 

Форма организации деятельности учащихся

Осмысление, понимание практической значимости выполнения домашнего задания.

 

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная, информационная.

 

Основные виды деятельности преподавателя

Организация внимания учащихся, объяснение содержания работы, разъяснить учащимся, как они должны выполнить домашнее задание, демонстрация наглядности (варианты выполнения домашнего задания), проверка того, как учащиеся поняли содержание работы.

 


 

Цель занятия: Расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке, как части одежды и научить их технологически правильно выполнять снятие мерок с фигуры человека.

Задачи занятия:

Обучающие:

1.1.Кратко познакомить учащихся с историей фартука.

1.2.Изучить правила снятия мерок с фигуры человека.

1.3.Научить учащихся определять положение конструктивных линий на фигуре человека.

Развивающие:

2.1.Развивать эстетический вкус учащихся.

2.2.Развивать внимание и логическое мышление учащихся.

Воспитательные:

3.1.Воспитывать у учащихся аккуратность и внимательность в работе (точность снятия мерок с фигуры человека).

3.2.Воспитывать трудолюбие, самостоятельность при выполнении работы.

3.3. Развивать коммуникативные навыки работы в паре (2 человека).

4. Практическая:

4.1. Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок).

Тип занятия: комбинированный.

Методы занятия: словесный, наглядный, практический.

Межпредметные связи: технология + всеобщая история + математика + ИЗО.

Оснащение занятия:

Учебник Симоненко В.Д. Технология обслуживающий труд 5 класс, Москва, Вентана-Граф, 2008г., карточки – задания №1 и №2 (приложение №3), карта записи мерок фигуры человека (приложение №4), презентация «Фартук, фартучек!» (приложение №1), презентация «Снятие мерок с фигуры человека» (приложение №2), ПК, экран, проектор, образцы фартуков (приложение №6, приложение №7), манекен (приложение №7)(на нем нанесены конструктивные линии), сантиметровая лента, лента – пояс.

На классной доске выписаны новые слова: (приложение №6)

Конструирование – это построение чертежа основы изделия.

Манекен – это фигура в форме человеческого туловища для показа и примерки изделий.

Мерки – это основные размерные признаки фигуры человека, полученные путем ее измерения.

Одежда – это покрытие, облачение человеческого тела для защиты от внешних воздействий или для украшения, а также бытовой символ.

Фартук – распространенный вид производственной одежды

Ход занятия:

ЭТАП 1 - Организационный

  1. Взаимные приветствия учителя и учащихся

    В классном журнале отметить отсутствующих учащихся.

    Проверка подготовленности учащихся к занятию (рабочее место, внешний вид).

    Сообщение темы и целей занятия.

ЭТАП 2 – Проверка домашнего задания

С начала учебного года мы с вами изучили такие разделы как: материаловедение, ручные работы, машинные работы, влажно-тепловые работы. Все эти темы являются фундаментом для изучения раздела технологии «Изготовление швейных изделий». Но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим домашнее задание и сделаем мы это с вами в виде письменной работы по карточкам – задания (приложение №3).

ЭТАП 3 – Всесторонняя проверка знаний

Вопросы для устного опроса учащихся (фронтального и индивидуального):

Учитель: - Что такое сметывание?

Ученики: - Сметывание – это соединение двух деталей приблизительно равных по величине строчкой временного назначения.

Учитель: - Что такое застрачивание?

Ученики: - закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, защипов строчками постоянного назначения.

Учитель: - Где должны храниться ручные иголки и булавки?

Ученики: - Ручные иголки и булавки должны храниться в специальной подушечке – игольнице – в коробке.

Учитель: - Как правильно передавать ножницы?

Ученики: - Ножницы передают кольцами вперед, лезвия закрыты.

Учитель: - Перед началом работы на утюге что мы должны проверить?

Ученики: - Мы должны проверить исправность изоляции утюга, температуру нагрева утюга с помощью мокрой кисточки и чистоту подошвы утюга.

Учитель: - Хорошо. Молодцы.

ЭТАП 4 - Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: - Как мы с вами уже знаем с первых уроков, предмет Технология имеет отличительную специфику от всех других предметов, изучаемых в школе. Некоторые разделы нашего предмета требуют повышенного соблюдения правил техники безопасности и использования специальной одежды, которую мы сами с вами можем для себя изготовить. И тема сегодняшнего занятия звучит так: «Путешествие в страну Одежды в город Фартука». В этом путешествии мы с вами познакомимся с историей фартука, а побываем в гостях у пчелки, которая научит нас снимать мерки с фигуры человека для построения чертежа».

Ученики: Тему занятия записывают в тетради.

Учитель: - Покупая одежду в магазинах, мы обращаем внимание не только на то, что это красиво, модно, нравится нам, но и на качество изделия – нет ли дырок, пятен, непрокрасов на ткани, ровные ли строчки, нет ли ниток.

Нам предстоит сшить специальную одежду для работы в кабинете технологии и кулинарии.

Учитель: - Так каким, по вашему мнению, должен быть ваш фартук?

Ответ ученика: - Фартук должен быть красивым, оригинальным, сшит качественно, строчки ровные.

Учитель: - А чтобы этого достичь, что нужно?

Ответ ученика: - Внимательно и аккуратно относиться к своей работе и делать все правильно.

Учитель: - Правильно, надо быть внимательными, аккуратно относиться к своей работе и технологически правильно выполнять изготовление фартука.

ЭТАП 5 - Усвоение новых знаний - Теоретический (I часть). Введение в тему «История фартука».

Учитель: - С начала учебного года мы с вами путешествовали по разным странам: «страна королевы Ткани» (материаловедение), «страна графинь Иголки и Нитки (стежки и строчки), «страна Великого Утюга». А теперь мы с вами отправляемся в «страну Одежды» в город Фартука и побываем на его исторических улицах.

Сообщение нового материала:

Приложение №1

Слайд 1

Учитель: - Фартук... Что это? Каким он был, каким он стал? И каким он может стать в наших руках?

Слайд 2

Учитель: - Одежда существовала всегда. У первобытных людей основным назначением одежды было защита от непогоды. Со временем, с развитием цивилизации, одежда превратилась в элемент эстетической красоты, стала признаком социального статуса, отдельной областью искусства. Таким образом, одежда — покрытие, облачение человеческого тела для защиты от внешних воздействий или для украшения, а также бытовой символ, организующий человека, создающий ему определенное состояние и несущий социальные функции.

Ученики: записывают определение в тетрадь.

Учитель: - Одежду различают по сезонности, условиям эксплуатации, половозрастному признаку, стилевому решению, назначению. Все это ассортимент одежды - совокупность изделий различных видов и её назначения, выпускаемых промышленностью для удовлетворения потребительского спроса.

Слайд 3

Учитель: - И давайте посмотрим, как выглядит ассортимент одежды по общему назначению.

Слайд 4

Учитель: - И более подробно мы с вами исследуем одежду производственную, т.к. наш будущий фартук относится именно к этому виду.

Производственная – это одежда, предназначенная для выполнения различных работ.

Служит для защиты от загрязнений, вредных влияний производственной среды и обеспечения эффективности и безопасности труда.

Слайд 5

Учитель: - Фартук – распространенный вид производственной одежды. Он является как женским, так и мужским изделием.

Ученики: Записывают определение в тетради.

Учитель: - А когда появился фартук, и каким он был?

Ученики: - Очень давно.

Учитель: - «Все новое – это хорошо забытое старое» гласит народная мудрость.

И прежде чем приступить к работе по изготовлению наших фартуков, давайте мы с вами станем ненадолго маленькими феями и проникнем в глубины истории этого изделия...

Перелетим в страну Одежды в город Фартука и начнем с улицы Древнего Египта.

Слайд 6

Учитель: - Фартук (передник, запон) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта.

Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью повседневной и рабочей одежды, а также обязательной частью детской одежды.

Слайд 7

Учитель: - Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения.

По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки

Слайд 8

Учитель: - Со временем передник стал частью праздничного народного костюма.

Слайд 9

Учитель: А теперь группа «Историки» проведет нам экскурсию

Ученики: - Из детской повседневной одежды переднички плавно перекочевали в гимназическую и школьную форму.

Слайд 10

Ученики: - Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

Учитель: - Спасибо нашим историкам за интересный рассказ. И давайте продолжим путешествие.

Слайд 11

Учитель: - Затем на протяжении долгого времени фартук является специальной одеждой на производстве, одеждой домохозяек, а так же украшают костюмы современных театральных коллективов.

Слайд 12

Учитель: - «Будущее начинается в школе». Мы с вами на уроках технологии будем шить фартук. Слово одно, а виды фартуков разные.

Слайд 13

Учитель: - Виды фартука

с нагрудником без нагрудника

Ученики: Записывают схему в тетради.

Учитель: - Фартук может быть самостоятельным изделием или частью комплекта.

«Какие изделия могут присутствовать в комплекте?»

Ученики: - Фартук, полотенце, занавеси, скатерть, прихватки, грелка на чайник.

Учитель: - А теперь... Наше путешествие ещё долгое и нам пора сделать привал.

Слайд 14

Учитель: - Повторим самое главное из того, что мы сейчас узнали с вами из нашего путешествия в страну Одежды на остров Фартука.

Одежда – это...?

Ученики: - Одежда – это покрытие, облачение человеческого тела для защиты от внешних воздействий или для украшения, а также бытовой символ.

Учитель: - По каким признакам различают одежду?

Ученики: - Одежду различают по сезонности, по условиям эксплуатации, по половозрастному признаку, по назначению.

Учитель: - Правильно. А еще и по стилевому решению.

Что такое фартук?

Ученики: - Это производственная одежда.

Учитель: _ Да, это вид производственной одежды.

Какие существуют виды фартуков?

Ученики: - С нагрудником и без нагрудника.

Сайд 15

Учитель: - Правильно. Молодцы.

ЭТАП 6 – Игровой момент занятия

Учитель: - Есть волшебный мешочек, в котором спрятались загадочные пуговки. Каждая пуговка желает найти себе пару. Давайте мы в этом им поможем, мы же с вами добрые феи.

Ученики: Достают из мешочка по одной пуговке, а затем встают по двое, соединив парные пуговки.

Учитель: - А теперь такое задание. Вы внимательно осматриваете друг друга, как одеты, как застегнуты застежки на одежде, обуви, как причесаны, и т. д. Затем встаете друг к другу спиной, и меняете на себе положение 3-х любых деталей (Учитель на себе показывает смену положения 2-х, 3-х деталей: снимает одну серьгу из уха, снимает заколку с волос, подгибает низ одной брючины). На это вам дается 2 минуты. Как только истекает 2 минуты, по моей команде пары поворачиваются друг к другу лицом. Осматривают свою соседку и называют 3 детали, которые она изменила. Таким образом «разбудим ваше внимание» и весело продолжим отдыхать на нашем привале.

Перемена!

ЭТАП 7 - Усвоение новых знаний - Теоретический (II часть). Введение в тему: «Снятие мерок с фигуры человека для построения чертежа фартука».

Учитель: - Как вы отдохнули?

Ученики: - Хорошо! Здорово!

Учитель: - Так давайте продолжим наше путешествие? Согласны?

Ученики: - Да!

Учитель: сообщение нового материала.

Приложение №2

Слайд 1-2

Учитель: - Давайте мы с вами отправимся в мастерскую пчелки-труженицы и научимся у нее как правильно снимать мерки, которые необходимы нам для конструирования нашего фартука.

Слайд 3

Учитель: - Мерки – это основные размерные признаки фигуры человека, полученные путем ее измерения.

Ученики: - записывают определение в тетради.

Учитель: - А конструирование - это построение чертежа основы изделия, по которому мы далее будем изготавливать наш фартук.

Ученики: - записывают определение в тетради.

Учитель: - Снятие мерок заключается в измерении основных конструктивных линий на фигуре человека:

Линия груди

Линия талии

Линия бедер

Линия шеи

Линия колена

Слайд 4

Учитель: Конструктивные линии проходят через конструктивные точки.

 

Название точек и линий

точек

Выступающая точка груди

1

Точка пересечения талии с позвоночником

2

Выступающая точка ягодиц

3

Шейная точка

4

Коленная точка

 

5

 

Слайд 5

Учитель: - Для снятия мерок необходимо иметь сантиметровую ленту, пояс – ленту для точного положения линии талии, карту записи мерок фигуры человека (приложение №4) куда необходимо записать полученные данные.

Слайд 6

Учитель: - существуют технологические правила снятия мерок с фигуры человека (одновременно учитель показывает трудовые приемы снятия мерок с фигуры человека):

Мерки снимают по правой стороне фигуры.

Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин. В данном случае обхват талии, обхват бедер – это конструктивные линии и сантиметровая лента располагается строго горизонтально по этим линиям. А длина нижней части измеряется от линии талии вниз через правую боковую линию до нужной длины.

Стоять надо прямо без напряжения.

Одежда должна быть легкой. Как вы считаете, почему?

Ученики: - так как мерки будут больше, чем они есть на самом деле.

Учитель: - Правильно.

Талию предварительно опоясать шнурком для точного фиксирования линии талии.

При измерении сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.

Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертеж строят на половину фигуры, потому что наша правая половина зеркальное отражение левой.

Слайд 7

Учитель: - А теперь давайте посмотрим, какие мерки пчелка – труженица нам посоветует снимать с фигуры человека для конструирования фартука.

Это полуобхваты талии и бедер, которые снимаются соответственно по конструктивным линиям талии и бедер и длины. Это мерки - длина нижней части фартука, ее снимают от линии талии вниз до желаемой длины, и длина верхней части фартука, её снимают от линии талии вверх до уровня линии груди.

Учитель: - Так как же соотносятся основные конструктивные линии на фигуре человека и на фартуке?

Слайд 8

Учитель: - Мы видим уже знакомый нам рисунок фигуры человека, теперь подставим рисунок с одеждой и продолжим проводить конструктивные линии на одежде. Таким образом, мы видим, что основная линия – линия талии – это место расположения пояса на фартуке.

Слайд 9

Учитель: - А вот такими могут быть и ваши фартуки. На фотографиях ваши сверстницы, которые сшили свои фартуки на уроках технологии. Хотите иметь такие фартуки?

Ученики: - Да, конечно!

ЭТАП 8 - Практическая работа «Снятие мерок» (игра «Ателье»).

В учебнике страница 48.

Слайд 10

Учитель: - Раз вы согласны, пчелка – труженица предлагает вам сыграть в игру «Ателье», где каждый из вас побывает в роли и заказчика (человек, который хочет, чтобы ему сшили фартук в ателье), и закройщика (человек, который работает в этом ателье, снимает мерки для изготовления будущего изделия и от него не мало зависит, каким будет этот фартук).

Учитель: - Работа организована парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей.

Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках (см. Приложение №4 «Карта записи мерок фигуры человека»).

Бланки потребуются для расчета конструкции фартука.

Задание:

«Найдите себе пару».

Учитель: - На выбор: или по парным пуговкам из волшебного мешочка, или как вы сидите за партами

Ученики: - Парами как сидим за партами.

Учитель: - Хорошо. Далее:

Поочередно измерьте друг друга по основным конструктивным линиям для построения чертежа фартука, предварительно на линии талии завязать «Заказчику» ленту – пояс.

Данные измерений запишите в «Карту записи мерок фигуры человека» (приложение №9 слайд 11).

Обратите внимание на то, как нужно заполнять эту карту.

Измерения обхватов (От, Об) делим пополам и получаем полуобхваты (Ст, Сб).

Длину нижней части фартука измеряем по правому боковому от ленты – пояса вниз до нужной длины.

Ученики: приступают к выполнению практической работы.

Учитель: Наблюдает, инструктирует, разъясняет, оказывает практическую помощь, контролирует, оценивание выполненную работу.

ЭТАП 9 - Закрепление нового материала.

Слайд 12

Учитель: - При помощи чего снимают мерки?

Ученики: - Сантиметровой ленты.

Учитель: - В какой последовательности снимают мерки?

Ученики: - Сначала мерки обхватов, затем мерки длин.

Учитель: - Чем отмечают линию талии? Зачем?

Ученики: - Лентой - поясом, чтобы точно снять мерки длин, которые измеряют до линии талии и от линии талии.

Учитель: - Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объеме их записывают?

Ученики: - Обозначают заглавной буквой «Д». Записывают в полном объеме.

Учитель: - Какой буквой обозначают мерки полуобхватов? В каком объеме их записывают и почему?

Ученики: - Обозначают заглавной буквой «С». Записывают в половинном объеме, потому что чертеж строят на одну половину фигуры человека.

Слайд 13

Учитель: - А теперь я раздам вам анкеты. Заполните их, пожалуйста. Необходимо ответить на вопросы анкеты, выбрав из предложенных вариантов, обведя их в кружок. Спасибо.

Ученики: работают с анкетами.

ЭТАП 10 - Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: - А на дом я раздаю вам листы, на которых даны шаблоны фартуков. Ваша задача их раскрасить цветными карандашами. Посмотрите, как это можно сделать. (Учитель демонстрирует варианты выполненных работ приложение №8).

Учитель: - Есть ли у вас ко мне вопросы?

Ученики: - Нет. Все понятно. Спасибо.

Слайд 14

Учитель: - Вот и закончилось наше путешествие в страну Одежды в город Фартука. Надеюсь, вам было интересно. Занятие окончено. Всем спасибо, до свиданья.

Ученики: До свиданья.

Приложение 3

Ф.И. ученика _______________________________________________________

Класс ___________________

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЯ №1

В вопросах №1 и №2выбрать правильный ответ и отметить крестиком 

Сметывание – это...

 временное соединение мелкой детали с крупной или не основной детали с основной стежками временного назначения;

 соединение двух деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям стежками временного назначения;

 закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, защипов стежками временного назначения.

Притачивание – это...

 соединение мелкой детали с крупной строчкой постоянного назначения;

 соединение двух деталей, приблизительно равных по величине, строчкой постоянного назначения;

 соединение двух основных деталей, наложенных одна на другую, или основной детали с не основной строчкой постоянного назначения.

В вопросе №3 дописать пропущенное слово.

Детали или изделие утюжат по направлению ___________________________ нити.

В вопросе №4 записать цифрами температуру нагрева подошвы утюга.

Температура нагрева подошвы утюга для ВТО изделий из

хлопчатобумажной ткани _________.

Ф.И. ученика _____________________________________________________

Класс ____________________

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЯ №2

В вопросах №1 и №2 выбрать правильный ответ и отметить крестиком 

Заметывание – это...

временное соединение мелкой детали с крупной или не основной детали с основной стежками временного назначения;

 соединение двух деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям стежками временного назначения;

 закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, защипов стежками временного назначения.

Настрачивание – это..

 соединение мелкой детали с крупной строчкой постоянного назначения;

соединение двух деталей, приблизительно равных по величине, строчкой постоянного назначения;

 соединение двух основных деталей, наложенных одна на другую, или основной детали с не основной строчкой постоянного назначения.

В вопросе №3 дописать пропущенные слова.

Не допускать дефектов ВТО - _________________,

_________________________ ткани.

В вопросе №4 записать цифрами температуру нагрева подошвы утюга.

4.Температура нагрева подошвы утюга для ВТО изделий из синтетической ткани _________.

Приложение 4


 

Карта записи мерок фигуры человека


 

Наименование изделия:


 

Заказчик:_______________________________________________________ Класс 5 ______


 

Закройщик: ______________________________________________________ Класс 5 ______


 


 

п/п

Наименование мерок

Условные обозначения

Измерительные данные, см

Закройщик

Учитель

1

Полуобхват талии

Ст

   

2

Полуобхват бедер

Сб

   

3

Длина изделия

Ди

   


 


 

Оценка работы закройщика __________________


 

Подпись учителя ____________ /Юрова О.Б./

Приложение 5

Ф.И. ученицы__________________________5 __ класс

Домашнее задание

Раскрасить шаблоны фартуков цветными карандашами.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Оценка за домашнюю работу______


 

Учитель технологии _____________ /Юрова О.Б./


 

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

ОБРАЗЕЦ!

Карта записи мерок фигуры человека

Наименование изделия: Фартук без нагрудника

Заказчик: Седова Ирина Класс 5 А

Закройщик: Александрова Елена Класс 5 А

п/п

Наименование мерок

Условные обозначения

Измерительные данные, см

Закройщик

Учитель

1

Полуобхват талии

Ст

30

 

2

Полуобхват бедер

Сб

39

 

3

Длина изделия

Ди

45

 

Оценка работы закройщика __________________

Подпись учителя ____________ /Юрова О.Б./

 

Приложение 10

Анкета для учащихся

В какой мере удовлетворен занятием?

3 – удовлетворен полностью

2 – удовлетворен в основном

1 - удовлетворен частично

0 – не удовлетворен

В какой мере усвоил материал?

3 – усвоил полностью

2 – усвоил в основном

1 – усвоил частично

0 - не усвоил

В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами на занятии?

3 – удовлетворен полностью

2 – удовлетворен в основном

1 - удовлетворен частично

0 – не удовлетворен

В какой мере проявил себя?

3 – проявил себя в полной мере

2 –проявил себя в значительной мере

1 – проявил себя не в полной мере

0 – никак себя не проявил

Оцени полезность занятия

3 – полезно

2 – многое полезно

1 – не очень полезно

0 – бесполезно

Приложение 11 (ключи)


 

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЯ №1

В вопросах №1 и №2выбрать правильный ответ и отметить крестиком 

Сметывание – это...

 временное соединение мелкой детали с крупной или не основной детали с основной стежками временного назначения;

 соединение двух деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям стежками временного назначения;

 закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, защипов стежками временного назначения.

Притачивание – это...

 соединение мелкой детали с крупной строчкой постоянного назначения;

 соединение двух деталей, приблизительно равных по величине, строчкой постоянного назначения;

 соединение двух основных деталей, наложенных одна на другую, или основной детали с не основной строчкой постоянного назначения.

В вопросе №3 дописать пропущенное слово.

Детали или изделие утюжат по направлению

долевой нити.

В вопросе №4 записать цифрами температуру нагрева подошвы утюга.

Температура нагрева подошвы утюга для ВТО изделий из

хлопчатобумажной ткани 180 – 200 оС__.

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЯ №2

В вопросах №1 и №2 выбрать правильный ответ и отметить крестиком 

Заметывание – это...

временное соединение мелкой детали с крупной или не основной детали с основной стежками временного назначения;

 соединение двух деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям стежками временного назначения;

 закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, защипов стежками временного назначения.

Настрачивание – это..

 соединение мелкой детали с крупной строчкой постоянного назначения;

соединение двух деталей, приблизительно равных по величине, строчкой постоянного назначения;

 соединение двух основных деталей, наложенных одна на другую, или основной детали с не основной строчкой постоянного назначения.

В вопросе №3 дописать пропущенные слова.

Не допускать дефектов ВТО - заминов ,

растяжения ткани.

В вопросе №4 записать цифрами температуру нагрева подошвы утюга.

4.Температура нагрева подошвы утюга для ВТО изделий из синтетической ткани 100 оС .

Приложение 12

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации