Технологическая карта урока технологии в 5 классе «Моделирование фартука»
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку технологии "Моделирование фартука"
PPT / 2.69 Мб
Технологическая карта урока
Учитель: Кондратьева Н.В.
Класс |
5 |
|||||||
Предмет |
Технология. |
|||||||
Раздел |
Конструирование и моделирование рабочей одежды (фартука) |
|||||||
Тема |
Моделирование фартука |
|||||||
Тип урока |
Комбинированный |
|||||||
Методы обучения |
объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический метод инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; с компьютерным сопровождением урока, практическая работа) |
|||||||
Формы организации познавательной деятельности |
коллективная, групповая, индивидуальная. |
|||||||
Цели |
Дать основные понятия моделирования, ознакомить с основными приемами и научить создавать новые модели фартука на базе выкройки - основы. |
|||||||
Задачи |
1. Обучающая: познакомить с приемами художественного моделирования в процессе выполнения практической работы на уровне осознанного применения. 2. Развивающая: развивать творческое мышление учащихся, индивидуальное восприятие и пространственное воображение; формировать эстетический вкус, чувство меры и модных тенденций; научить осознанно применять полученные знания на практике (в том числе, метапредметные); содействовать развитию аналитических способностей, наблюдательности и самостоятельности в работе. 3. Воспитательная: создать условия для воспитания у детей: ответственности; трудолюбия, аккуратности, чувства взаимодействия в коллективе, чувства самодостаточности и самодисциплины. |
|||||||
УУД |
Личностные: формируют навыки самостоятельной работы (самопознание; адекватное реагирование на трудности; личная ответственность; самооценка) Регулятивные: принятие учебной цели; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; осознанный выбор способов деятельности; организация рабочего места; планирование организации контроля труда; соблюдение требований охраны труда. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного и услышанного; слушать и слышать собеседника; задавать вопросы на понимание, уметь проводить анализ и делать обобщение Познавательные: структурируют знания, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, знаки); проводят сравнение; анализ; систематизацию; мыслительный эксперимент; выполняют практическую работу, используя как уже имеющиеся знания, так и полученные вновь. |
|||||||
Основное содержание темы |
Понятия - одежда , модель, моделирование, деталь. Основные приемы моделирования. Понятие о масштабе, чертеже и эскизе. Практическое освоение приемов моделирования на примере моделирования фартука. |
|||||||
Термины понятия |
Моделирование, модель, художник-модельер, модельер-конструктор, чертеж, выкройка, эскиз. |
|||||||
Межпредметные связи |
Математика, изобразительное искусство, история |
|||||||
Основные ресурсы |
Компьютер, мультимедийный проектор, детали фартука (шаблоны масштабные и в полную величину), образцы готовых моделей фартука. Учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием. |
|||||||
Вспомогательные ресурсы |
Листы А4, чертежные принадлежности, карандаш простой, ластик, цветная бумага, клей, ножницы. |
|||||||
Планируемые результаты |
Личностные: 1. Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного и личностного выбора. 2. Коммуникативные навыки — владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения. 3. Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей. Предметные: 1.1.Знакомство учащихся с понятиями «модель», «одежда», «моделирование», историй, деталями фартука, правилами моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; формирование навыков по моделированию; 2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей. 3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты. Метапредметные: 1. Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования. 2. Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя. 3. Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию. |
|||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
||||||||
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
УУД |
|||||||
Организационный момент |
Организация индивидуального рабочего места. |
Проверяет готовность учащихся к уроку. |
- |
- |
Организация внимания, самоорганизация |
|||
Актуализация опорных знаний, Время: 10 мин |
1.Отвечают на вопросы учителя по выявлению реальных опорных знаний. 2. Устраняют обнаруженные в ходе проверки пробелы в своих знаниях (с помощью учителя и одноклассниках при работе в группах). 3.Презентация – 1-3слайд |
Выясняет степень усвоения изученного материала; определяет типичные недочеты в знаниях учащихся и их причины; создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов; вовлекает в игровую деятельность. |
Определение основных понятий урока «Эскиз», «Модель и Моделирование», основываясь на определениях из разных областей и источников (частично – поисковая деятельность). Работа по карточкам с индивидуальными заданиями – создание эскизов рабочей одежды для конкретной ситуации. Объединение по группам (по идентичным направлениям) и обсуждение созданных эскизов. |
Интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора. Овладение основами практической деятельности – выполнение эскиза. |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень личного усвоения. |
|||
Целеполагание Время: 5 мин |
Устанавливают соответствие эскиза фартука и чертежа фартука; определяют границы своего знания и незнания изученного материала; формулируют тему урока; определяют цель и задачи учебной деятельности на уроке. |
1.Предлагает сравнить чертёж и эскиз; 2. выясняет что нужно изменить и почему; 3. предлагает сформулировать тему урока и цели урока; 4. корректирует ответы обучающихся, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями и умениями должны овладеть. |
1. Сравнение чертежа и эскиза 2. Знакомятся с понятиями «Моделирование», «фасон» (презентация слайд 4-6) 3. Формулирование темы и цели урока. |
Усвоение опорных понятий в разделе. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей. |
Умеют вычленять отличительные признаки, представлять конкретное содержание по выбранной теме и сообщать его в устной форме. |
|||
Изучение нового материала Время: 25 мин Физминутка- 2мин |
1.Воспринимают информацию (слушают, наблюдают, осмысливают). 2.Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале. 3.Уточняют информацию по учебнику и компьютерной презентации. 4.Работают с рабочими тетрадями. Находят сходства и различия моделей фартука Формулируют способы моделирования. Делают выводы, выводят определение термина «моделирование» |
1.Предлагает рассмотреть модельный ряд фартуков и рассказать о представленных моделях, их отличительных особенностях; 2. Задает вопросы, помогающие учащимся осознанному усвоению новой темы; обеспечивает первичное закрепление новых знаний и понятий; 3. Показывает сходства и различия моделей фартуков; обращает внимание на способы моделирования и отделку фартуков |
Работа с опорой на презентацию (слайд 7- 10) Обучающиеся, отвечая на вопросы учителя, открывают для себя новое понятие «моделирование», правила моделирования, знакомятся с профильными профессиями. |
Находить, анализировать, оценивать и представлять информацию по заданной теме. Развивать понятийный аппарат в рамках изучаемой темы. Навык работы с чертежными инструментами, шаблонами, цветной бумагой, клеем. |
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Умеют работать по предложенному алгоритму. |
|||
Практическая работа |
Повторяют санитарно-гигиенические правила работы с клеем и бумагой; и технику безопасности при работе с ножницами. Работая индивидуально, выполняют моделирование фартука по предложенным шаблонам, а так же в завершение - создают модель по личному эскизу в масштабе М1:4. Выполняют моделирование своей модели фартука на чертеже в натуральную величину |
С опорой на презентацию (слайд 11 – 19) осуществляет направляющая деятельность, текущий инструктаж по выполнению. В течение всей практической работы идет проверка педагогом понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения. Вносит своевременную коррекцию. |
Практическая работа «Моделирование фартука», 1. Задание: из предложенных геометрических фигур, учитывая их формы, создать фартук. Детали фартука приклеить в альбом. Обосновать выбор. По шаблону выполняют 3 -5 моделей на выбор и создают одну модель фартука по собственному эскизу (в масштабе М1:4). 2. На своем чертеже по индивидуальным меркам наносят линии моделирования только своей модели фартука |
Расширение творческих способностей и активизация образного мышления. Активизация потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание моделей фартука. |
Совершенствуют навыки самостоятельной творческой работы при выполнении практических работ. Структурируют знания. Выражают смысл учебной ситуации различными средствами (рисунки, схемы, эскизы) |
|||
Закрепление полученный знаний |
Производят взаимопроверку, Отвечают на ключевые вопросы по материалам урока со стороны учителя и на вопросы, подготовленные по группам. |
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов |
1.Проверяют соответствие полученной выкройки выбранной модели фартука т.е. эскизу (оценивают свою работу). 2. Отвечают на вопросы (презентация, слайд 20-22) 3. Групповая работа по выставлению вопроса по изученной теме и ответам на выставленные вопросы по выбору. |
Умение оперировать полученными знаниями в практическом и теоретическом применении. Умение само и взаимо проверки по объективным параметрам. Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения. |
Умеют представлять конкретное содержание учебного материала и сообщать его в письменной и устной форме. |
|||
Рефлексия |
Производят рефлексию с опорой на презентацию (слайд 23). |
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания |
Проверяют соответствует ли полученная информация актуальным запросам обучающегося. Актуальны ли для самого обучающегося полученные умение проведения процесса моделирования и знания о современных веяниях в моделировании? |
Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения. |
Умеют оценивать свое творческое самовыражение, сопереживать успехам товарищей и ценить свое самовыражение. Осознание ценности состояния успеха. |
|||
Домашнее задание Время: 1 мин |
Подготовить на выбор - сообщение "История привычных вещей. Фартук" или Найти информацию о профессии модельера или модельера - конструктора. |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Обучающиеся слушают и записывают домашнее задание в дневниках или рабочих тетрадях. Подготовить выкройку фартука к раскрою с учетом нанесенных линий моделирования. |
Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты. |
Развивают личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей. |