Технологическая карта урока технологии в 5 классе «Моделирование фартука»

7
0
Материал опубликован 29 July 2017

Пояснительная записка к презентации


Презентация к уроку технологии "Моделирование фартука"
PPT / 2.69 Мб

 

Технологическая карта урока

Учитель: Кондратьева Н.В.

Класс

5

Предмет

Технология.

Раздел

Конструирование и моделирование рабочей одежды (фартука)

Тема

Моделирование фартука

Тип урока

Комбинированный

Методы обучения

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный метод;

метод проблемного изложения;

частичнопоисковый, или эвристический метод

инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; с компьютерным сопровождением урока, практическая работа)

Формы организации познавательной деятельности

коллективная, групповая, индивидуальная.

Цели

Дать основные понятия моделирования, ознакомить с основными приемами и научить создавать новые модели фартука на базе выкройки - основы.

Задачи

1. Обучающая: познакомить с приемами художественного моделирования в процессе выполнения практической работы на уровне осознанного применения.

2. Развивающая:

развивать творческое мышление учащихся, индивидуальное восприятие и пространственное воображение;

формировать эстетический вкус, чувство меры и модных тенденций;

научить осознанно применять полученные знания на практике (в том числе, метапредметные);

содействовать развитию аналитических способностей, наблюдательности и самостоятельности в работе.

3. Воспитательная: создать условия для воспитания у детей:

ответственности;

трудолюбия,

аккуратности,

чувства взаимодействия в коллективе,

чувства самодостаточности и самодисциплины.

УУД

Личностные: формируют навыки самостоятельной работы (самопознание; адекватное реагирование на трудности; личная ответственность; самооценка)

Регулятивные: принятие учебной цели; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; осознанный выбор способов деятельности; организация рабочего места; планирование организации контроля труда;

соблюдение требований охраны труда.

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного и услышанного; слушать и слышать собеседника; задавать вопросы на понимание, уметь проводить анализ и делать обобщение

Познавательные: структурируют знания, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, знаки); проводят сравнение; анализ; систематизацию; мыслительный эксперимент; выполняют практическую работу, используя как уже имеющиеся знания, так и полученные вновь.

Основное содержание темы

Понятия - одежда , модель, моделирование, деталь. Основные приемы моделирования. Понятие о масштабе, чертеже и эскизе. Практическое освоение приемов моделирования на примере моделирования фартука.

Термины понятия

Моделирование, модель, художник-модельер, модельер-конструктор, чертеж, выкройка, эскиз.

Межпредметные связи

Математика, изобразительное искусство, история

Основные ресурсы

Компьютер, мультимедийный проектор, детали фартука (шаблоны масштабные и в полную величину), образцы готовых моделей фартука.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием.

Вспомогательные ресурсы

Листы А4, чертежные принадлежности, карандаш простой, ластик, цветная бумага, клей, ножницы.

Планируемые результаты

Личностные:

1. Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного и личностного выбора.

2. Коммуникативные навыки — владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

3. Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

Предметные:

1.1.Знакомство учащихся с понятиями «модель», «одежда», «моделирование», историй, деталями фартука, правилами моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; формирование навыков по моделированию;

2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Метапредметные:

1. Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.

2. Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.

3. Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

Организационный момент
Время: 3 мин

 

Организация индивидуального рабочего места.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

-

-

Организация внимания, самоорганизация

Актуализация опорных знаний, Время: 10 мин

1.Отвечают на вопросы учителя по выявлению реальных опорных знаний.

2. Устраняют обнаруженные в ходе проверки пробелы в своих знаниях (с помощью учителя и одноклассниках при работе в группах).

3.Презентация – 1-3слайд

Выясняет степень усвоения изученного материала;

определяет типичные недочеты в знаниях учащихся и их причины;

создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов;

вовлекает в игровую деятельность.

Определение основных понятий урока «Эскиз», «Модель и Моделирование», основываясь на определениях из разных областей и источников (частично – поисковая деятельность).

Работа по карточкам с индивидуальными заданиями – создание эскизов рабочей одежды для конкретной ситуации.

Объединение по группам (по идентичным направлениям) и обсуждение созданных эскизов.

Интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

Овладение основами практической деятельности – выполнение эскиза.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень личного усвоения.

Целеполагание

Время: 5 мин

Устанавливают соответствие эскиза фартука и чертежа фартука;

определяют границы своего знания и незнания изученного материала;

формулируют тему урока;

определяют цель и задачи учебной деятельности на уроке.

1.Предлагает сравнить чертёж и эскиз;

2. выясняет что нужно изменить и почему;

3. предлагает сформулировать тему урока и цели урока;

4. корректирует ответы обучающихся, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями и умениями должны овладеть.

1. Сравнение чертежа и эскиза

2. Знакомятся с понятиями «Моделирование», «фасон» (презентация слайд 4-6)

3. Формулирование темы и цели урока.

Усвоение опорных понятий в разделе.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

Умеют вычленять отличительные признаки, представлять конкретное содержание по выбранной теме и сообщать его в устной форме.

Изучение нового материала

Время: 25 мин

Физминутка- 2мин

1.Воспринимают информацию (слушают, наблюдают, осмысливают).

2.Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале.

3.Уточняют информацию по учебнику и компьютерной презентации.

4.Работают с рабочими тетрадями.

Находят сходства и различия моделей фартука

Формулируют способы моделирования.

Делают выводы, выводят определение термина «моделирование»

1.Предлагает рассмотреть модельный ряд фартуков и рассказать о представленных моделях, их отличительных особенностях;

2. Задает вопросы, помогающие учащимся осознанному усвоению новой темы; обеспечивает первичное закрепление новых знаний и понятий;

3. Показывает сходства и различия моделей фартуков; обращает внимание на способы моделирования и отделку фартуков

Работа с опорой на презентацию (слайд 7- 10)

Обучающиеся, отвечая на вопросы учителя, открывают для себя новое понятие «моделирование», правила моделирования, знакомятся с профильными профессиями.

Находить, анализировать, оценивать и представлять информацию по заданной теме.

Развивать понятийный аппарат в рамках изучаемой темы.

Навык работы с чертежными инструментами, шаблонами, цветной бумагой, клеем.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Умеют работать по предложенному алгоритму.

Практическая работа
Время: 35 мин

Повторяют санитарно-гигиенические правила работы с клеем и бумагой; и технику безопасности при работе с ножницами. Работая индивидуально, выполняют моделирование фартука по предложенным шаблонам, а так же в завершение - создают модель по личному эскизу в масштабе М1:4.

Выполняют моделирование своей модели фартука на чертеже в натуральную величину

С опорой на презентацию (слайд 11 – 19) осуществляет направляющая деятельность, текущий инструктаж по выполнению.

В течение всей практической работы идет проверка педагогом понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения. Вносит своевременную коррекцию.

Практическая работа «Моделирование фартука»,

1. Задание: из предложенных геометрических фигур, учитывая их формы, создать фартук. Детали фартука приклеить в альбом. Обосновать выбор.

По шаблону выполняют 3 -5 моделей на выбор и создают одну модель фартука по собственному эскизу (в масштабе М1:4).

2. На своем чертеже по индивидуальным меркам наносят линии моделирования только своей модели фартука

Расширение творческих способностей и активизация образного мышления.

Активизация потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание моделей фартука.

Совершенствуют навыки самостоятельной творческой работы при выполнении практических работ.

Структурируют знания. Выражают смысл учебной ситуации различными средствами (рисунки, схемы, эскизы)

Закрепление полученный знаний
Время: 5 мин

 

Производят взаимопроверку,

Отвечают на ключевые вопросы по материалам урока со стороны учителя и на вопросы, подготовленные по группам.

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

1.Проверяют соответствие полученной выкройки выбранной модели фартука т.е. эскизу (оценивают свою работу).

2. Отвечают на вопросы (презентация, слайд 20-22)

3. Групповая работа по выставлению вопроса по изученной теме и ответам на выставленные вопросы по выбору.

Умение оперировать полученными знаниями в практическом и теоретическом применении.

Умение само и взаимо проверки по объективным параметрам.

Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Умеют представлять конкретное содержание учебного материала и сообщать его в письменной и устной форме.

Рефлексия
Время: 4 мин

 

Производят рефлексию с опорой на презентацию (слайд 23).

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания

Проверяют соответствует ли полученная информация актуальным запросам обучающегося.

Актуальны ли для самого обучающегося полученные умение проведения процесса моделирования и знания о современных веяниях в моделировании?

Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Умеют оценивать свое творческое самовыражение, сопереживать успехам товарищей и ценить свое самовыражение. Осознание ценности состояния успеха.

Домашнее задание

Время: 1 мин

Подготовить на выбор - сообщение "История привычных вещей. Фартук" или

Найти информацию о профессии модельера или модельера - конструктора.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Обучающиеся

слушают и записывают домашнее задание в дневниках или рабочих тетрадях.

Подготовить выкройку фартука к раскрою с учетом нанесенных линий моделирования.

Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Развивают личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

 

Предварительный просмотр презентации

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА ТЕХНОЛОГИЯ /домоводство 5 КЛАСС

Актуализация знаний Чертеж - что это такое? Дай объяснение. Как ты понимаешь слово - модель? Что такое выкройка швейного изделия? Что на чертеже выкройки обводится сплошной толстой линией? Что такое конструирование швейного изделия? Какие виды тканей оптимально использовать для изготовления фартука? По какой формуле рассчитывается ширина фартука? По какой формуле рассчитывается длина пояса?

МОДЕЛИРОВАНИЕ Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Это творческий процесс создания одежды, новой по фасону и отделке.

фартуков Фасон – это внешние черты любого изделия, определяемые формой деталей, линиями, их соотношениями, отделкой.

Моделирование Художественное Техническое Эскиз – это изображение модели, выполненное от руки на листе бумаги. Выкройка – это чертеж швейного изделия, построенный по индивидуальным меркам.

Профессии Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как: Художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения костюма, линиях кроя и отделки. Модельер - конструктор – изготовляет чертежи и выкройки. Технолог швейного производства – разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам.

Работа любого модельера начинается с формулы: «для кого – для чего – из чего»

Способы моделирования фартука: 1 - изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука. 2 - применение художественной отделки. 3 - моделирование с помощью цвета. Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования.

Конструкторские способы моделирования: Самый простой способ моделирования фартука – изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой-либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука. нижней части фартука кармана моделирование нагрудника

Примеры моделирования деталей фартука Карман Основа-выкройка кармана -

Моделирование деталей фартука нагрудник Основа-выкройки нагрудника карман примеры прибавить отрезать прибавить отрезать добавить карман

Моделирование деталей фартука Нижней части фартука Основа-выкройки нижней части фартука оборка ? примеры прибавить отрезать отрезать место кармана разрезать разрезать

Пример моделирования всей выкройки фартука ВЫКРОЙКА-ОСНОВА Нижняя часть 1 дет. Пояс 1 дет. Бретель 2 дет. Карман 2 дет. Нагрудник 2 дет.

Способы моделирования при помощи отделки: Мода на цветовые сочетания меняется гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это говорит о том, что цвет занимает очень важное место в общей композиции. То же самое можно сказать и о декоративной отделке. Современные модельеры используют разнообразные её виды: ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.

Материалы для отделки

Правила моделирования: 1. При изменении линий фартука, необходимо помнить, что форма деталей не должна быть разной: если нижняя часть имеет полукруглую, треугольную, или прямоугольную форму, то карманы, или нагрудник должны иметь ту же форму. 2. Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причем она должна совпадать с одной из красок ткани. 3. Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной ткани. 4. Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким, белым, черным или серым цветом. 5. Бледные бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой: аппликация, вышивка, тесьма и т.п.

Модели фартуков ВЫКРОЙКА-ОСНОВА

Модели фартуков

Закрепление изученного материала: 1. Что такое моделирование? 2. Что такое фасон? 3. Что такое эскиз? 4. Назовите главную формулу моделирования. 5. Какие правила моделирования вы запомнили?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации