12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Кристина Викторовна606
Россия, Саратовская обл., Саратов
5

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Собирательные числительные», (6 класс)



Технологическая карта урока

Автор карты

Осипова Кристина Викторовна

Предмет

Русский язык

Класс

6

Автор УМК

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока

Собирательные числительные

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Содержательные –

Деятельностные –

повторить все, что учащиеся уже знают о числительном;

познакомиться более подробно с собирательными числительными;

учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.

развивать схематичное мышление;

создать условия для усвоения темы;

развивать готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности.


 


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Этап мотивации к учебной деятельности

Прием «Третий лишний».

Учитель предлагает цепочки, состоящие из трех словосочетаний. Учащиеся должны догадаться, что общего между ними и чем они различаются (найти «третье лишнее»).

Семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней
Две десятых урожая, три четверти пути, трое суток

Как вы думаете, что общего в этих словосочетаниях?

В каждой из цепочек найдите «третье лишнее» словосочетание и объясните, почему вы так решили.

Числительные пятеро, трое обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое, объединяются, собираются. Как вы думаете, о каких числительных мы поговорим сегодня более подробно? Какой будет тема нашего урока?

Отталкиваясь от темы урока, сформулируем цели. Используйте для этого опорные фразы, которые вы видите на раздаточном листе.

Цели урока:

1) повторить все, что мы знаем о _____________ ;

2) познакомиться более подробно с ______________;

3) учиться правильно ____________ в речи ___________ числительные.

Во всех словосочетаниях есть количественное числительное.

В первой цепочке «лишним» является словосочетание пятеро друзей, т.к. оно собирательное, а семнадцать рублей и пятнадцать дней – числительные, обозначающие целые числа.

Во второй цепочке «лишнее» словосочетание трое суток – оно собирательное, а две десятых урожая, три четверти пути – это дробные числительные.

Мы поговорим более подробно о собирательных числительных. Тема нашего урока: «Собирательные числительные».

Записывают число, тему урока в тетради.

Формулируют цели урока:

1) повторить все, что мы знаем о числительном;

2) познакомиться более подробно с собирательными числительными;

3) учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

Прием «Восстанови текст».

Поработаем над первой целью нашего урока. Расскажите все, что вы знаете о числительном, опираясь на вопросы-схемы.

1) Имя числительное – это _______ , которая обозначает __________ и _________. Имя числительное отвечает на вопросы _______? ________?

2) Имена числительные делятся на ______________ и ___________ .
3) Порядковые числительные обозначают __________ и отвечают на вопросы ___________ . Например, ______ .

4) Количественные числительные обозначают _______ и отвечают на вопрос ________ . Они делятся на 3 группы: а) ___________, б) ___________, в)_________ .

5) Простые числительные состоят из ______ слова, составные из _______ слов. Например, ___________ .

6) Слова полтора, полтораста относятся к ____________ числительным.

Прием «Слепая таблица»

Начнем работу над второй целью нашего урока и поговорим о собирательных числительных. Перед вами таблица, по которой вы должны выполнить ряд заданий.

1) От каких числительных образуются собирательные числительные?

2) Образуйте по образцу собирательные числительные. Сколько в русском языке числительных, образованных от целых чисел?

3) С какой частью речи употребляются собирательные числительные? С какими именно существительными сочетаются собирательные числительные?

1

2

Образуются

Сочетаются

Два

Двое

мужчин

телят

ворот

Три

?

воин

котенок

ножницы

Четыре

?

студент

медвежонок

брюки

Пять

?

товарищ

мышонок

очки

Шесть

?

друг

волчонок

сани

Семь

?

одноклассник

лисенок

сутки

Восемь

?

спортсмен

крольчонок

коньки

Девять

?

победитель

бельчонок

перила

Десять

?

богатырь

слоненок

плоскогубцы

Сделаем вывод. С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

Прием «Будь внимателен!»

2 человека приглашаются к доске и из вывешенных табличек пытаются собрать словосочетания с собирательными числительными. (Приложение)

Остальные учащиеся в это время составляют 2-3 своих словосочетания с собирательными числительными в тетрадях.

С помощью опорного текста, повторяют все, что знают о числительном.

1) Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете. Имя числительное отвечает на вопросы сколько? какой?

2) Имена числительные делятся на количественные и порядковые.
3) Порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, второй.

4) Количественные числительные обозначают количество и отвечают на вопрос сколько? Они делятся на 3 группы: а) целые, б)дробные, в) собирательные числительные.

5) Простые числительные состоят из одного слова, составные из нескольких слов. Например, пять и двадцать пять .

6) Слова полтора, полтораста относятся к количественным числительным.

Рассматривают таблицу. Отвечают на вопросы.

1) От количественных числительных, обозначающих целые числа.

2) Три-трое, четыре-четверо, пять-пятеро, шесть-шестеро, семь-семеро, восемь-восьмеро, девять-девятеро, десять-десятеро. 9 собирательных числительных, образованных от целых чисел.

3) Собирательные числительные употребляются с существительными. Они сочетаются с существительными, обозначающими: 1) лиц мужского пола; 2) детенышей животных; 3) с существительными, употребляющимися только во множ. числе.

Делают вывод.

Собирательные числительные сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных и с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

Два человека составляют у доски словосочетания с собирательными числительными из предложенных табличек.

Остальные в тетрадях составляют 2-3 своих словосочетания с собирательными числительными.

3) Этап выявления места и причины затруднения

Разминка. Посмотрим, насколько вы внимательны. Проведем небольшую разминку.

Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левой рукой за кончик носа. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами, т.е. левой рукой нужно взяться за правое ухо, а правой рукой за кончик носа. Пробуем!
Разминка для глаз.

Отлично, продолжим наш урок. Кроме перечисленных собирательных числительных, в русском языке есть еще два слова, относящихся к собирательным числительным. Это слова – оба, обе. И сейчас мы должны будем выяснить, как правильно употреблять их в речи. Переходим, к третьей цели нашего урока.

Учащиеся участвуют в разминке.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения

Посмотрите на слайд и сделайте вывод, с каким родом имен существительных может употребляться числительное оба, а с каким – обе?

Оба

Обе

Оба яблока - ?

Обе девочки - ?

Оба друга - ?

 
   

На пустой строке приведите свой пример – составьте словосочетание с собирательными числительными оба/обе.

Но как нам быть, употребляя эти числительные в косвенных падежах? Как правильно сказать с обоими девочками или с обеими девочками? Давайте рассмотрим еще одну таблицу.

Оба м.р. и ср.р

Обе ж.р.

С обоими мальчиками

С обеими девочками

В обоих зданиях

У обеих подруг

Сделаем вывод.

Учащиеся делают вывод, с какими родами имен существительных употребляются числительные оба/обе и дописывают вывод в таблицу.

Оба

Обе

Оба яблока – ср.р.

Обе девочки – ж.р.

Оба друга – м.р.

Обе кошки

Оба окна

Обе книги

Учащиеся, глядя на таблицу, делают вывод. Собирательное числительное оба в м. и ср. роде в косвенных падежах имеют основу обо-, а собирательное числительное обе в ж.р. в косвенных падежах имеет основу обе-.

5) Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Вставьте собирательные числительные оба/обе в нужном падеже. Прокомментируйте свой выбор.

1) По _______ сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу _______ руками.

3) _______ братьев приняли в спортивную школу.

4) Склоны ________ оврагов размыты дождями.

5) В ________ случаях ответ был неверным.

Учащиеся вставляют собирательные числительные оба/обе в нужном падеже.

1) По обеим сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу обеими руками.

3) Обоих братьев приняли в спортивную школу.

4) Склоны обоих оврагов размыты дождями.

5) В обоих случаях ответ был неверным.

6) Этап включения в систему знаний и повторений

Прием «Дай информацию».

Давайте подытожим все, чему мы сегодня научились. По предложенным вам предложениям, необходимо рассказать теоретический материал.

1) Шестеро друзей учатся на курсах.

2) Трое зайчат прыгали по лесу.

3) Он не спал уже двое суток.

4) У обеих сестер одинаковые платья.

5) У обоих мальчиков были порваны оба крепления на лыжах.

Учащиеся по предложенным им предложениям вспоминают теоретический материал, пройденный на уроке.

1) Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола.

2) Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими детенышей животных.

3) Собирательные числительные сочетаются с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

4) Собирательное числительное обе сочетается только с женским родом и в косвенных падежах имеет основу обе-.

5) Собирательное числительное оба сочетается с м. и ср. родом и в косвенных падежах имеет основу обо-.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Отлично, мы вспомнили все о чем, говорили на уроке. А теперь выполним небольшой тест. Вы выбираете букву, соответствующую правильному варианту ответа и заносите ее на лист.

 1. Найди ошибку:

а) семеро козлят

б) одиннадцатеро цыплят

в) четверо друзей

г) пятеро котят

2. Найди ошибку:

а) двое подруг

б) двое котят

в) двое учеников

г) двое суток

3. Найди ошибку:

а) трое ножниц

б) семеро кошек

в) семеро парней

г) две женщины

4. Найди ошибку:

а) на обоих журналах

б) на обеих берегах

в) обе подруги

г) оба друга

5. Найди правильное сочетание:

а) двенадцатеро первоклассников

б) двое кошек

в) в обоих томах

г) шестеро тигриц

А теперь проверьте правильность выполнения теста и поставьте себе оценку.

5 правильных ответов – оценка «5»;

4 правильных ответа – оценка «4»;

3 правильных ответа – оценка «3»;

1-2 правильных ответа – оценка «2».

Учащиеся самостоятельно выполняют тест.

1. б); 2. а); 3. б); 4. б); 5. в).

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

А сейчас я вам предлагаю самостоятельно оценить, насколько вы поняли эту тему. Выберите подходящий для вас вариант ответа и обведите его в кружок.

1.Теоретический материал:

А) все понял(а), могу по плану рассказать о собирательных числительных;
Б) понял(а), но воспроизвести теоретический материал не могу;
В) ничего не понял(а).

2. Практическая часть:

А) могу свободно употреблять в речи собирательные числительные;
Б) иногда ошибаюсь, применяя их в речи;
В) пока не могу свободно употреблять собирательные числительные.

Домашнее задание:

Упр. 423 + найти 2-3 пословицы или поговорки с собирательными числительными. Например, «Семеро одного не ждут».

Учащиеся оценивают себя на вопрос, насколько хорошо они поняли материал урока.

Записывают домашнее задание.

Резервный материал.

Если темп урока высок, то можно предложить выполнить следующие задания:

1) Стилистическая разминка

Исправьте ошибки там, где это необходимо.

А) Двое мальчиков шли по мосту.

Б) Пятеро красивых девушек в ярких костюмах плясали у кромки поля.

В) Шестеро зайчат весело прыгали по солнечной полянке.

Г) К празднику во дворе залили пятеро ледяных горок.

Д) Пришла весна, и в четырех берлогах проснулись четверо медведиц.

2) Ребусы.

Отгадайте ребусы.

7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

 

Фамилия, имя ______________________

______________________________________________

______________________________________________

Тема:_________________________________________

Задание 1. Используя опорные фразы, сформулируйте цели урока:

1) повторить все, что мы знаем о _______________________________________________________ ;

2) познакомиться более подробно с _____________________________________________________;

3) учиться правильно ________________ в речи ______________________________ числительные.

Задание 2. Восстановите текст.

1) Имя числительное – это _______ , которая обозначает __________ и _________. Имя числительное отвечает на вопросы _______? ________?
2) Имена числительные делятся на ______________ и ___________ .
3) Порядковые числительные обозначают __________ и отвечают на вопросы ___________ . Например, ______ .
4) Количественные числительные обозначают _______ и отвечают на вопрос ________ . Они делятся на 3 группы: а) ___________, б) ___________, в)_________ .
5) Простые числительные состоят из ______ слова, составные из _______ слов. Например, ___________ .
6) Слова полтора, полтораста относятся к ____________ числительным.

Задание 3. Рассмотрите таблицу. Ответьте устно на следующие вопросы.

1) От каких числительных образуются собирательные числительные?
2) Образуйте по образцу собирательные числительные. Сколько в русском языке числительных, образованных от целых чисел?
3) С какой частью речи употребляются собирательные числительные? С какими именно существительными сочетаются собирательные числительные?

1

2

Образуются

Сочетаются

Два

Двое

мужчин

телят

ворот

Три

?

       воин

котенок

ножницы

Четыре

?

студент

медвежонок

брюки

Пять

?

товарищ

мышонок

очки

Шесть

?

друг

волчонок

сани

Семь

?

одноклассник

лисенок

сутки

Восемь

?

спортсмен

крольчонок

коньки

Девять

?

победитель

бельчонок

перила

Десять

?

богатырь

слоненок

плоскогубцы

Во-первых, собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими _____________________________________________________________ .
Во-вторых
, собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими _______________________________________________________________ .

В-третьих, собирательные числительные сочетаются с существительными, употребляющимися _______________________________________________________________ .

Задание 5. Составьте 2-3 словосочетания с собирательными числительными.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод об употреблении собирательных числительных оба/обе.

Оба

Обе

Оба яблока - ?

Обе девочки - ?

Оба друга - ?

 

 

 


Задание 7. Вставьте собирательные числительные оба/обе в нужном падеже. Прокомментируйте свой выбор.

1) По __________ сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу _________ руками.

3) __________ братьев приняли в спортивную школу.

4) Склоны ___________ оврагов размыты дождями.

5) В _________ случаях ответ был неверным.

Задание 8. Выполни тест.

1. _____   2. _____   3. _____   4. _____   5. _____

                                                                                                                            Оценка: ____________
Рефлексия:

1.Теоретический материал:
 

А) все понял(а), могу по плану рассказать о собирательных числительных;
Б) понял(а), но воспроизвести теоретический материал не могу;
В) ничего не понял(а).

 

2. Практическая часть:
 

А) могу свободно употреблять в речи собирательные числительные;
Б) иногда ошибаюсь, применяя их в речи;
В) пока не могу свободно употреблять собирательные числительные.


Спасибо за урок!


Презентация к уроку на тему "Собирательные числительные"
PPTX / 1.29 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Цымбалюк Светлана Александровна, 13.02.18 в 16:36 0Ответить Пожаловаться
Отличная технологическая карта, отличный урок. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.