Событийность как индикатор открытости школы

0
0
Материал опубликован 12 December 2019

Е.А. Козлова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по учебной работе, учитель музыки


СОБЫТИЙНОСТЬ КАК ИНДИКАТОР ОТКРЫТОСТИ ШКОЛЫ.



Современные вызовы, стоящие перед системой образования в целом и перед конкретным образовательным учреждением в частности, ставят руководителей в ситуацию необходимости перехода на инновационный путь развития, поиска новых средств, форм, методов управления. В статье рассматривается значение «открытости школы» при организации событийности.

Ключевые слова: событийная среда, событийный подход, открытая школа, взаимоотношения, управление образовательным учреждением.

Key words: eventful environment, event approach, open school, relationship, management of educational institution.


Как сделать школу успешной? Прежде всего, необходимо создать условия для самореализации учащихся, раскрытия личности ребенка. Важным является условие для обеспечения профессионализма учительского коллектива, желания педагогов двигаться вперед.

В современной школе ключевым условием ее динамического развития становится сотрудничество с социальными партнерами.[2]. Взаимодействие школы, семьи и общественности является важнейшим фактором, способствующим развитию потенциала современных школьников. Взаимоотношения и связи, возникающие в образовательной организации, становятся открытыми. Сохранение и продолжение традиций школы, бережное отношение к её прошлому опыту с одновременным внедрением инноваций позволяет сформировать открытую школьную систему. Открытость организации способствует реализации всевозможных по форме и содержанию школьных событий. [1].

В жизни каждого из нас происходит череда событий. Многообразие происходящих событий всегда обусловливается многообразием причин. Событие оставляет эмоциональный отклик в душе человека, фиксирует его впечатление. Выделяются положительные события, которые вызывают эмоции счастья и радости, а также отрицательные, связанные с неудачами и грустными моментами в жизни. Каждый раз человек хочет и стремится к реализации положительных событий. Безусловно, человек воздерживается и избегает отрицательных событий, которые несут потери и вред. [7]. Обязательная эмоциональная окрашенность отличает событие от привычного «мероприятия». [3. С. 229].

Философ М.Хайдеггер писал, что человек - это не только "бытие-в-мире", но и главным образом, "бытие-с-другими". Высшая форма развития бытийной общности - это принятие людьми друг друга. [6]. Событийность может рассматриваться как признак со-организованности значимых человеческих отношений. [9.С. 3].Событийный подход применяется как продуктивная технология организации школьного уклада как для всего коллектива, так и для отдельной личности.

Событие связывает управленца, педагога, обучающегося и социального партнера в единое общее дело. Если деятельность стала событием, то спустя годы мы помним об этом. [8].Чем же события ещё отличаются от мероприятий? Важным является не только уровень сопричастности субъектов образовательной среды (учащихся, учителей, родителей) [4,5], социальная и культурная ценность происходящего, но и личный вклад участника в событие, отдача своих сил при подготовке, неравнодушие, сопричастность к событию.

Подготовка к происходящему мобилизует творческий потенциал субъекта. Общественное признание по завершении события может стать толчком для развития потребности творить, чтобы получать удовлетворение от того, что доставляешь людям радость, т.е. событие становится ценностным мерилом при определении результативности образовательного процесса. Поскольку на практике событийный подход невозможно реализовать в замкнутом пространстве одного ОУ, то можно сделать вывод о наличии зависимости между событийностью и открытостью школы. Однако эта зависимость носит нелинейный характер. Нелинейность в данном случае не простая зависимость от плана, подготовки или каких-либо возможностей. Событие событию - рознь. Нелинейность событий предполагает нестандартную форму проведения мероприятий. В школе не может быть единообразных, шаблонных событий, каждое из них имеет свои особенности и ньюансы. Рассматривая событийность, как индикатор открытость школы, необходимо обозначить «индикатор» как показатель открытости. Нужна ли современной школе открытость? Необходимо ли стремиться к большому количеству событий? Вероятнее всего требуется действовать по принципу «лучше меньше, да лучше».

Многие школьные события в Лицее №590 носят комплексный характер, охватывая как учебную, так и внеучебную сферу. В них принимают участие в той или иной форме учащиеся с 1-го по 11-й класс, учителя школы, родители и выпускники, социальные партнёры, из которых сложился круг друзей лицея. В лицей № 590 для встречи с коллективом был приглашен режиссер Владимир Владимирович Бортко. Общение было очень насыщенным и взаимообогащающим. Педагоги, родители и учащиеся лицея задавали вопросы из самых разных областей: как происходит подбор актеров, чем конкретно занимается режиссер в процессе создания фильма, о личных взаимоотношениях с актерами, о том, хотел бы Владимир Владимирович быть актером, обсуждали разное - культуру, политику, конкретные фильмы. Обе стороны остались не просто довольны встречей, а разошлись эмоционально заряженными. После официальной части Владимир Владимирович ненадолго задержался - пообщаться с учащимися, родителями и педагогами, сфотографироваться на память. Учащихся лицея оставили в книге отзывов проникновенные слова, выражающие отношение к лицею: «Уроки знаний, доброты помогут нам не ошибиться в выборе дальнейшего пути и стать настоящими людьми», «Наш Лицей – это Маленькая страна со своими радостями и огорчениями. Дверь в эту Маленькую страну открыта для нас всегда». Можно сказать, что школьники во время подобных встреч осознают личную сопричастность к истории и культуре своей страны, получают положительный социальный опыт для личностного развития. Педагоги отметили, что такие события развивают открытость миру, людям, а коллектив в целом начинает выстраивать системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство учащихся. Родителей же приятно удивила возможность посещения творческих встреч с интересными людьми в стенах образовательной организации. Событийная среда производит на участников образовательного процесса глубокое впечатление, а лицей № 590 показывает себя как достойное учреждение, способное давать детям образование на высоком уровне.

Другим, не менее ярким событием в работе музея Лицея № 590 стала встреча учащихся, родителей и педагогов лицея с учениками художника-педагога Татьяны Беляевой. Выставка "Мы рисуем" располагалась в выставочной галерее школьного музея, который продолжает оставаться любимым местом отдыха, встреч с интересными людьми и местом проведения увлекательных занятий для учащихся. На выставке представлены работы детей в возрасте от 7 до 11 лет. Группа художников из семи человек показала свои работы в жанре портрета, пейзажа, натюрморта и композиции. Участники встречи обсудили сложность композиций, основные правила написания картин, рассмотрели, как характер человека влияет на цвета картины. Учащиеся лицея задавали вопросы и педагогу Татьяне Беляевой о том, кем она хотела быть в детстве, как увлеклась рисованием, сколько времени занимает создание картины, и её воспитанникам – учащимся других школ города. После завершения творческой встречи были опрошены родители и педагоги, которые высказали мнение, что такие встречи ориентированы на развитие личности ребенка, а школа создаёт условия для развития способностей и внутреннего духовного мира. Лицеисты «загорелись» идеей создания подобной художественной студии в стенах нашего образовательного учреждения. Сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей обусловило непринужденное и свободное общение во время встречи. Такие формы работы обеспечивают гармонизацию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого учащегося, а родители и педагоги повышают свою психолого-педагогическую культуру. При этом все имеющие отношение к событию в школе становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.

Чтобы поделиться своими впечатлениями о живописи, учащиеся лицея № 590 создали коллективный блог в интернете «Когда я смотрю на картину…» для реализации учебного проекта «Картины художников моими глазами». Вот некоторые из высказываний учеников: «К нам в школу очень часто приезжают талантливые люди, и в этот раз в мой лицей приехали замечательные художники», «Я на выставке увидела картину, которая поразила меня своей красотой и глубиной», «Сегодня я посетил выставку картин в нашей школьной галерее вместе с моим классом и учителем, которому я очень благодарен за то что, она показала нам такие шедевры!», «Это полотно притягивает внимание посетителей галереи, хочется вернуться к нему и смотреть на него». Можно отметить, что школьники после таких событий в школе получают знания об эффективных способах самореализации, а также развивают способность к нравственной рефлексии.

Выпускники лицея № 590 оценивают лицей, как второй дом: «Здесь мы учимся, общаемся, взрослеем», «Лицей - это что-то большее, чем просто образование. Здесь формируется характер, складывается наше отношение к окружающему миру, здесь нас учат мыслить, быть самостоятельными. Приобретая ничем не заменимый жизненный опыт, готовимся к новой интересной жизни».

Позитивное отношение родителей, педагогов и учащихся лицея № 590 к сложившейся системе событийности (творческие контакты с различными организациями, творческими союзами и интересными людьми) способствует развитию «открытости школы», которая включает:

социально благополучную атмосферу;

культуросообразную школьную среду;

возможности для позитивной самореализации в учебе, спорте, творчестве, самоуправлении;

развитую воспитательную систему, ориентированную на формирование социально успешной личности;

создание положительного имиджа лицея.

Вышеуказанные реалии определяют стратегию развития образовательной организации и являются ориентиром для управления. Таким образом, стратегия развития основывается на открытости, доверии, ответственности, открытости к инновациям, креативном менеджменте.

Событийность в образовательной организации становится индикатором «открытости школы». Образовательная организация является центром, где создается среда для свободного самообразования и самореализации каждого участника образовательного процесса. Этому способствует организация событийности, а также развитие атмосферы творческого сотрудничества учителей, учащихся и социальных партнёров школы.


Библиографический список

Волкова Н.В. Образовательная событийность инновационного опыта Гуманитарной школы. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена - № 113, 2009 – 316 с.

Каменский А.М. «Становление информационно-гуманитарной системы лицейского образования. Теория и практика». LAP. LAMBERT, 2013. Стр.255.

Карандашев Ю.Н. Психология развития. Часть первая. Введение. Минск, 1997.

Мануйлов Ю.С. «Стратегия опосредованного (через среду) управления»

Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. Москва-Нижний-Новгород.: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002

Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000.

Соловьев Г.Е. Биографический метод в деятельности социального педагога
и социального работника. Ижевск, 2002.

Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов
в педагогике // Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. Ижевск, 2006. Ч. 2. С. 24-26.

Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность – источник развития
и субъект образования. Институт развития дошкольного образования Российской академии образования.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.