Статья «Открытость партнёрства и профессионализм как основные факторы повышения качества образования»

1
0
Материал опубликован 7 October 2018

«Открытость партнёрства и профессионализм как основные факторы повышения качества образования»

Современная школа — центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья», для созидательных, творческих инициатив, призванных развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса. Перед современным образовательным учреждением поставлено множество задач, но какие бы новые задачи не ставились, по-прежнему одной из центральных остается повышение качества.

Моя Цель на сегодня - рассказать вам о том, как наше образовательное учреждение решает данную задачу посредством двух направлений: налаживания партнёрских отношений и повышения профессионализма педагогических работников.

Один из основателей Московского Художественного театра Константин Сергеевич Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Школа, наверное, начинается с ее внешнего и внутреннего вида и царящей в ней атмосферы. Если в школе холод, грязь, беспорядок, учитель опаздывает на урок и задерживает детей с урока, урок идёт без должного воодушевления, – основная цель обучения и воспитания теряется, детям и родителям не хочется приходить в школу, учебный процесс теряет своё образовательное, воспитательное и общественное значение.

Наша задача сделать так, чтобы ученик, родитель, учитель - каждый, имеющий отношение к школе, входил в неё с особым чувством, проникался соответствующим настроением, которое помогает, а не мешает учебному процессу. Эту задачу невозможно успешно реализовывать без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

В Федеральном законе от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред.от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» о партнёрских отношениях говорится в Статье 103 (Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности), которая касается организаций высшего образования, и в Статье 15 (Сетевая форма реализации образовательных программ).

1. … В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Сетевая форма у нас не реализуется, а вот система партнёрских отношений налажена неплохо. Социальное партнерство - это эффективный для социальных субъектов вариант отношений с целью достижения потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости.

Основные направления взаимодействия с партнёрами, реализуемые нашей ОО: улучшение материально-технической базы через систему спонсорства; реализация воспитательной системы; повышение качества образовательных услуг. Остановимся подробнее на каждом.

Улучшение материально-технической базы через систему спонсорства.

В реализацию данного направления включены все участники образовательных отношений, спонсоров ищем «всем миром»: администрация школы, учителя, родители, ученики. Благодаря этому за последние три года нам оказали спонсорскую помощь 10 организаций и индивидуальных предпринимателей нашего района, соседних районов, г.Нижнего Новгорода и г.Москвы. Выделялись средства на капитальный ремонт кабинетов, на приобретение и установку пластиковых окон, на приобретение и установку дверей в учебные кабинеты, на покупку учебных стендов, на приобретение призов и подарков детям при проведении мероприятий, выделялся бензин и денежные средства для организации экскурсионных поездок и многое другое.

Реализация воспитательной системы.

Партнёрами в реализации данного направления выступают Новомирский Дом Культуры, сельская библиотека, МАДОУ «Новомирский детский сад «Берёзка», медицинский пункт посёлка, ветеранский клуб «Надежда», ГБПОУ «Перевозский строительный колледж и его Вадский филиал, Кельский карьер, ПЧ с.Вад и отделение ПЧ в п.Новый Мир, Вадский и Перевозский историко-краеведческие музейно-выставочные центры, ФОК «Чайка» г.Перевоз, отделение полиции, сельская администрация и др. организации. Ежегодно стараемся этот перечень увеличивать или изменяем, дополняем формы сотрудничества.

Наряду с традиционными формами (организация совместных концертных программ в ДК, библиотечные уроки в с/библиотеке, экскурсии, акции и операции совместно с сельской администрацией) стараемся внедрять современные формы взаимодействия: словесные и танцевальные флэшмобы, организованные совместно с ДК и с/библиотекой («Начекань десяточку», посвящённый церемонии открытия чемпионата мира по футболу; «Читаем Пушкина»; «Что такое Честность»; «Участники дорожного движения»); квесты совместно с ДК («Безопасность жизнедеятельности»; «Биологический квест»); конкурсные программы совместно с ДК и клубом «Надежда»;

совместно с ДК и с/администрацией много лет 9 мая и 22 июня проводим митинг памяти не только на территории нашего населённого пункта, но и для жителей с.Меленино.

При посещении Перевозского музейно-выставочного центра в программу включаем не только экскурсию, но и мастер-классы. В прошлом учебном году было организовано четыре таких поездки, где на мастер-классе ученики учились шить обереги, давали вторую жизнь старым вещам, рисовали картины манной крупой и учились нитеграфии.

Сотрудничество с ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» развиваем уже в четырёх направлениях. Когда-то они приезжали к нам только с программой профориентации, сейчас каждые каникулы ребята ждут студентов в школу с новым мероприятием или концертной программой, а в прошлом году творческий коллектив колледжа проводил для ребят новогодний праздник. Летом во время работы лагеря при школе студенты приезжают и проводят мастер-классы: «Русские народные игры», «Патриотические песни» и др. Каждую весну уже наши ребята являются гостями колледжа: вот уже три года мы успешно участвуем в конференции «Студенческая весна», проводимой колледжем.

Сотрудничество с МАДОУ «Новомирский детский сад «Берёзка» также двустороннее. Чаще, конечно, мы являемся гостями детского сада: в течение учебного года учитель 4 класса по согласованию с родителями, заведующей д/с и воспитателями периодически посещает занятия у ребят старшей (дошкольной) группы. Цель - знакомство с детьми, которые пойдут в 1 класс, их характером, интересами, особенностями, чтобы учителю наиболее качественно и успешно подготовиться к встрече с ними в школе. Гостями д/с являются и ребята из объединений дополнительного образования «Здоровая школа», «Юный друг природы», «Патриот». Они готовят для дошкольников различные тематические выступления, игры, небольшие мастер-классы. Последние два года и ребята из детского сада приходят к нам в гости: учитель химии проводил для ребят занятие-практикум, на котором была организована работа с интерактивной доской, проведены несколько бытовых опытов; библиотекарь пригласил ребят на экскурсию в библиотеку и игровой библиотечный урок; ребята из объединения дополнительного образования «Краеведение» провели для дошкольников экскурсию в музее школы.

Сотрудничество ПЧ с.Вад и отделением ПЧ в п.Новый Мир также представлено несколькими направлениями: ежегодно в рамках деятельности летнего лагеря при школе мы организуем экскурсии в ПЧ с Вад; учителя начальных классов организуют экскурсию в отделение ПЧ в п.Новый Мир, где работники рассказывают и показывают ученикам форму пожарника, пожарную машину и принцип её работы; руководитель объединения дополнительного образования «Патриот» на занятия с учениками - членами пожарной дружины, приглашает работников отделения ПЧ в п.Новый Мир.

Сотрудничество с фельдшерским пунктом - это приглашение медицинского работника на классные часы и занятия кружка «Здоровая школа». Стараемся приглашать и на родительские собрания, но в силу ненормированного графика работы это не всегда удаётся. В этом году воспитателями лагеря при школе была организована с ребятами акция «Коробочка храбрости» по сбору игрушек для детей в фельдшерский пункт.

В Кельский карьер организуем экскурсии профориентационной направленности, где ребята знакомятся не только с техникой и особенностями работы на ней, но и узнают о профессиях, востребованных в современном мире: горный мастер, маркшейдер, механик, слесарь по ремонту горной техники, горный инженер. Экскурсия всегда заканчивается вкусным обедом - гостям там всегда рады. А на классных часах продолжается профориентационная работа - с классными руководителями находят учебные заведения, в которых можно получить данные специальности, условия поступления и обучения.

Повышение качества образовательных услуг.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и умело и грамотно моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, способного воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Изменения, происходящие в системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

В Федеральном законе от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред.от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» в Статье 46 (Право на занятие педагогической деятельностью) говорится:

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В 2019 году вступит в силу Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Профессиональный стандарт педагога является рамочным документом, в котором определяются основные требования к квалификации учителя. Дважды откладывалось его повсеместное внедрение с 2015 года на январь 2017 года и вот сейчас объявлена новая дата - сентябрь 2019 года. Сейчас он проходит апробацию в более 40 регионах России.

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утверждённой Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271 является совершенствование учительского корпуса (3. Совершенствование учительского корпуса).

«… Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности….»

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642, на 2018-2020 годы в рамках мероприятия "Развитие кадрового потенциала системы дошкольного и общего образования" поставлена задача: разработка и реализация комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленной в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками.

Взяв за основу вышеназванные документы, работаем над повышением и совершенствованием профессионализма педагогов. Работа ведётся в нескольких направлениях.

Большое внимание уделяем аттестации педагогов. Из 13 учителей аттестованы 11, это 100% от числа подлежащих аттестации. Имеют высшую категорию 6 учителей (46% от всех педагогических работников школы), а в 2015 году это был один человек. Первую квалификационную категорию имеют 5 учителей (38% от всех педагогических работников). Кроме того, аттестацию на первую квалификационную категорию прошёл старший вожатый.

Второе направление - это курсовая подготовка. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред.от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. 5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. 7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

В настоящее время из 13 педагогов 12 имеют высшее педагогическое образование, один обучается на 4 курсе педагогического ВУЗа. Курсовая подготовка по профилю пройдена всеми педагогическими работниками. Обучение проходим как в очной, так и в дистанционной форме. Но для педагогов это не выполнение законной обязанности, им данное направление интересно, они стремятся самосовершенствоваться, повышать свою профессиональную компетентность. Это становится ясно, если посмотреть на перечень курсов, т.к. часто учитель проходит курсовую подготовку не только по предмету, но и выходя далеко за пределы предметной области. За последние три учебных года педагоги нашей школы стали участниками и слушателями с получением удостоверения, свидетельства или сертификата следующих непредметных курсов:

- «Права участников образовательного процесса» и «ФГОС в образовательных учреждениях» - 1 чел.

- «Профилактика суицидального поведения детей» - 1 чел. дистанционно

- «Информационная компетентность педагога» - 1 чел. дистанционно

- «Профилактика травматизма на занятиях физкультуры» - 1 чел.дистанционно

- «Трудовое воспитание» - 1 чел. дистанционно

- «Организация и проведение туристских походов с обучающимися» - 1 чел.дистанционно

- «Организация деятельности службы школьной медиации» - 2 чел. очно, 1 чел. дистанционно

- «Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС» - 2 чел.очно

- «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» - 9 чел.очно.

- «Профориентация в современной школе» - 2 чел.дистанционно

- программа повышения квалификации региональных тьюторов по вопросам обеспечения качества преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного в образовательных организациях 1 чел.дистанционно.

- «Организация исследовательской деятельности в условиях современной историко-культурной и природной среды» - 1 чел.дистанционно

- «Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ» 1 чел.дистанционно

- «Профессиональное развитие учителя как фактор обеспечения современного качества образования» 1 чел.дистанционно

- «Методика оценивания заданий с развёрнутым ответом ОГЭ по литературе и русскому языку» - 1 чел.дистанционно

- «Методика оценивания заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку» - 1 чел.дистанционно

- «Методика оценивания заданий с развёрнутым ответом ГВЭ по русскому языку» - 1 чел.дистанционно

- «Организация профилактической работы в ОО по вопросам заболеваний, связанных с риском поведения» - 1 чел.дистанционно

- «Актуальные проблемы преподавания курса «Основы православной культуры» в условиях реализации ФГОС НОО» - 2 чел. очно, 1 чел.дистанционно.

Учителя являются активными участниками и слушателями вебинаров. Вот некоторые примеры:

- «Цифровая школа: определение терминов и понятий»;

- «Секреты успешного репетитора»;

- «Школа без отстающих: благие намерения и реальные возможности»;

- «Особенности исследовательской и проектной деятельности школьников в полевых условиях»;

- «Мультимедийные технологии на уроках. Создаем индивидуальную презентацию»;.

- «Здоровьесбережение в образовательном процессе»;

- «Готовимся к олимпиаде»;

- «Контроль и диагностика на уроках»;

- «ЭФУ в проектной деятельности школьника»;

- «ЭФУ и ЭОР – универсальные цифровые инструменты для конструирования современного урока в 5-11 классах»;

- «ИКТ в образовании: инструменты и сценарии»;

- «Формирование метапредметных понятий средствами ЭОР»;

- Информационная безопасность учащихся в сети Интернет. Обзор электронной программы повышения квалификации для педагогов»;

- «ОГЭ и ЕГЭ 2018 года по …: обзор демоверсий контрольно измерительных материалов. Планирование и организация работы по подготовке к экзаменам»;

- «ОГЭ 2018 года по …: основные проблемы подготовки обучающихся к экзамену и пути их решения»;

- «Психолого-педагогические основы развития творчества обучающихся»;

- «Творческая самореализация обучающихся в урочной и внеурочной
деятельности»;

- «Развитие творческих способностей обучающихся в системе
образования»;

- «Арт-терапия и развитие творческих способностей»;

- «Диагностика уровня развития творческих способностей обучающихся»;

Третье направление - инновационная деятельность, которой в «Законе об образовании в РФ» посвящена Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.

Инновационная деятельность педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. В 2017-2018 учебном году на базе нашей ОО была организована работа муниципальной инновационной площадки по теме «Интеграция и интегрированные уроки в условиях введения ФГОС» (Приказ УОМП от 25.08.17г. № 128 «Об организации работы муниципальных инновационных площадок образовательных организаций Вадского муниципального района Нижегородской области на 2017-2018 учебный год»). В данное направление работы включились 10 учителей (Приказ МАОУ «Новомирская ООШ» от 31.08.2017г. № 164). В рамках данного направления работы проводились интегрированные уроки и внеклассные мероприятия. Учителя делились опытом работы на РМО и семинаре директоров на базе нашей ОО. Деятельность площадки продолжится и в этом учебном году, а в плане у педагогического коллектива - выход инновационной деятельности на новый (более высокий) уровень.

Показателем профессионального роста, творческого развития и самосовершенствования является участие самих педагогов и их учеников в конкурсах и конференциях.

Таблица участия в конкурсах учеников

Учебный год

Количество конкурсов

Количество учеников, принявших участие/ % от общего количества учеников школы

Количество результативных конкурсов

2015-2016

Всего 67.

Из них:

17 муниципальных;

13 региональных;

25 всероссийских;

12 международных; 

36  учеников  / 51,4 %

53 (79 %)

2016-2017

Всего 78.

Из них:

22 муниципальных;

16 региональных;

15 всероссийских;

22 международных;

75 учеников / 100 %

56 (72 %)

2017-2018

Всего 62:

Из них:

24 муниципальных;

19 региональных;

13 всероссийских;

6 международных;

(результативных /55,7%)

79 учеников / 100 %

35 (55,7 %)

Таблица участия в конкурсах педагогов

Учебный год

Количество конкурсов

Количество педагогов, принявших участие/ % от общего количества педагогических работников школы

Количество результативных конкурсов

2015-2016

27

8 / 62 %

17 (65,3%)

2016-2017

20

10 / 77 %

15 (75 %)

2017-2018

18

10 / 77 %

12 (67 %)


 

Последние два года мы принимаем участие в конкурсном отборе Русского географического общества. Два ученика стали победителями. В 2017 году один ученик отдохнул в Всероссийском детском центре «Океан» на берегу Японского моря, в 2018 году один ученик отдохнул в Всероссийском детском центре «Орлёнок» на берегу Чёрного моря. Ученики приняли участие в профильных сменах РГО «Мир открытий», в рамках которых они не просто отдыхали, но и выполняли проекты, исследовательские работы, участвовали в мастер-классах с ведущими специалистами в области метеорологии, картографии, экологии, палеонтологии, микробиологии и представителей других сложных, но интересных профессий.

Ученики участвуют в исследовательской и проектной деятельности, выходом данного вида деятельности является участие педагогов и их учеников в конференциях. Свои исследовательские и проектные работы ученики представляют на конференциях разных уровней с очным и заочным участием.

Таблица участия в конференциях учеников

Учебный год

Количество конференций

Количество учеников, принявших участие

Количество результативных

2015-2016

2

2

2

2016-2017

3

8

5

2017-2018

5

10

8

Таблица участия в конференциях педагогов

Учебный год

Количество конференций

Количество педагогов, принявших участие

2015-2016

1

1

2016-2017

2

2

2017-2018

6

10

В 2018 году в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителя Нижегородской области рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование» приняли участие три учителя нашей ОО. Все они вошли в рейтинг претендентов на получение денежного поощрения. По итоговым результатам два учителя стали получателями регионального гранта. В планах - участие не только в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителя Нижегородской области рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование», но и в Конкурсе общеобразовательных организаций Нижегородской области.


 

Если вы помните, тема моего выступления «Открытость, партнёрство и профессионализм как основные факторы повышения качества образования». О качестве образования можно судить по нескольким факторам.

Успеваемость и качество обученности в сравнении за несколько лет.

 

2015-2016

2016-2017

2017/2018

Успеваемость

100

97,3

100 %

Качество

44,4

46,3

 

В 2017-2018 года школа получила результат качества выше, чем в предыдущие учебные годы. Успеваемость повысилась на 2,7% и составила 100%; Качество повысилось на 3,7 % и составило 50%; Это немного, но тем не менее снижения нет.

Результаты итоговой успеваемости выпускников (итоговые отметки, полученные в аттестатах)

Показатель

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Всего обучающихся

6 человек

6 человек

9 человек

% успеваемости

100%

100%

100%

% качества

1 чел./ 16,7%

2 чел./ 33,3

4 чел./44,4

Аттестат особого образца

0%

1 чел./ 17%

3 чел./33,3

С грамотой

0%

1 чел./ 17%

3 чел/33,3

Мы видим, что все показатели улучшаются.

Поступление выпускников в учебные заведения.

- ГБПОУ "Перевозский строительный колледж" г.Перевоз

- ГБПОУ "Перевозский строительный колледж" Вадский филиал

- ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

- ГБОУ СПО НО «Арзамасский медицинский колледж»

- ГБПОУ НО НМК (Нижегородский медицинский колледж) г.Нижний Новгород

- Речное училище им.И.П.Кулибина (НРУ, НКРУ, ГКРУ)

- МАОУ «Карьерская СОШ»

- МАОУ «Вадская СОШ» - профильный класс (Впервые за несколько лет два ученика нашей школы прошли отбор в профильный класс).

4. Анализ работы школы участниками образовательных отношений.

Кроме мониторинга достижений учеников и педагогических работников, проводимого администрацией школы, ежегодно проводится опрос «Анкета выпускника», цель которого - выявление степени удовлетворенности выпускников результатами обучения и процессом воспитания в нашей ОО. Результаты рассматриваются и анализируются на педагогическом совете.

Один раз в год проводится анкетирование родителей «Удовлетворённость родителей работой ОУ», цель которого - изучение удовлетворённости родителей работой школы. В рамках анкетирования рассматриваются все стороны учебного и воспитательного процесса, дополнительное образование учеников, отношения учитель-ученик, ученик-ученик. В конце анкетирования родителей просят поставить отметку школе. Результаты рассматриваются и анализируются на педагогическом совете. В прошлом учебном году в анкетировании приняли участие 71 родитель, из них 45 родителей (64%) поставили школе отметку «5», 13 родителей отметку «4» (18%) , 13 родителей (18%) воздержались от ответа. Результат неплохой, но нам есть над чем работать.

В конце учебного года проводится анкетирование педагогов по результатам работы за год и их вклада в работу ОО.

Исходя из представленных результатов работы, мы можем сделать вывод: целенаправленная деятельность педагогического коллектива по созданию организационно-педагогических условий в рамках социального партнерства и целенаправленная работа каждого педагога по повышению профессиональной компетентности позволяет эффективнее решать задачу повышения качества образования и совершенствования содержания, технологии и материальной базы обучения и воспитания.

 

Закончить своё выступление хочу словами русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации