Текст Лаптева Е.
(1) Леонид Тимофеевич Потёмкин загадочно называл себя «собирателем редкостей». (2) Его двухкомнатная квартира была заставлена остеклёнными шкафами, где хранились книги. (3) Чего только не было в этой сокровищнице! (4) Учёный мог обнаружить здесь дефицитный фолиант из серии «Философское наследство», у тонкого ценителя поэзии перехватило бы дух при виде томиков Верлена и Надсона, любителя приключенческой литературы привело бы в восторг собрание сочинений Майн Рида или Фенимора Купера... (5) И на каждой книге, как в настоящей библиотеке, стояла изготовленная самим Потёмкиным печать - экслибрис, представляющий собою выразительно гордый профиль владельца, окаймлённый геральдическим лавром.
(6) Книг Леонид Тимофеевич никому не давал. (7 ) Отказывая, он с таинственной грустью говорил: «Ну как я могу дать книгу?» - и сокрушённо разводил руками, как бы показывая, что решение подобных вопросов зависит не от него: есть некие высшие силы, которым, хочешь не хочешь, приходится подчиняться. (8) Просители, заворожённые этим жестом, начинали верить, что действительно есть какое-то неведомое другим, почти трагическое обстоятельство, не позволяющее коллекционеру свободно распоряжаться своими книгами. (9) Чаще остальных прибегал книголюб из соседнего дома - Вовка Алексеев, курчавый, живой мальчишка с восторженно горящими глазами. (10) Он всегда начинал свою просьбу одинаково:
-(11) Леонид Тимофеевич, ведь у вас наверняка «Зверобой» есть! (12) Дайте, а то я все библиотеки обегал, а там говорят, что книжка на руках...
- (13) Нет, Володя, как же я могу дать тебе эту книгу? (14) Сам подумай!
(15) И мальчик, измеряя глазами расстояние до книжного шкафа, торопливо кивал головой, как бы говоря: я не маленький и уже знаю, что счастье так просто в руки не даётся, надо стоптать сто пар железных сапог, съесть пуд соли, прежде чем добьёшься своего. (16) Он уходил, но прибегал уже на следующий день с робкой надеждой в горящих глазах: дескать, вы мне уже отказывали раз двести, может, хоть сегодня дадите... (17) Но Леонид Тимофеевич с той же загадочной печалью говорил те же слова, изображая руками всё тот же жест.
(18) Но времена книжного дефицита прошли. (19) Редкости в одночасье превратились в обыкновенные книжки, которыми оказались заполнены все магазины. (20) Теперь Потёмкин с недоумением и растерянностью спрашивал себя, зачем он потратил столько денег на покупку совершенно ненужных вещей. (21) Ему казалось, что он, человек доверчивый и неискушённый, стал жертвой каких-то хитрых аферистов, решивших обобрать его до нитки.
(22 ) Вечерами он брал калькулятор и скрупулёзно высчитывал, сколько денег он истратил на приобретение своей библиотеки. (23) Производить такие расчёты - дело весьма непростое. (24) Например, на книжке Носова «Незнайка на Луне» стоит цена - 94 копейки, но столько она стоила ещё в начале семидесятых годов, а как вывести её нынешнюю цену? (25) Однако даже при самых грубых округлениях сумма получалась такая астрономическая, что Леонид Тимофеевич хватался за голову и чуть не плакал от обиды...
(26) Собранные книги он никогда не читал, удовольствие он находил в том, что сознавал себя хозяином, царём, владыкой этих сокровищ. (27) И вдруг эти сокровища каким-то сказочным образом превратились в глиняные черепки. (28) Теперь Леонид Тимофеевич страстно ругает бездуховность современной молодежи, отсутствие у неё интереса к чтению и, когда вытирает пыль с полок, внезапно срывается и кричит притихшим книгам: «Я вот соберусь и выброшу вас на помойку...»
(По Е.А. Лаптеву)
*Е.А. Лаптев (родился в 1936 г.) - писатель-публицист
Сочинение по тексту Е. Лаптева.
Книга испокон веков считается величайшей ценностью. Известно, что Александр Македонский и Ярослав Мудрый брали с собой в походы книги. У многих людей имеются личные библиотеки. Для чего люди коллекционируют редкие книги? В чем же назначение книги?
О проблеме назначения книги рассуждает в своем тексте Лаптев.
Его герой Потемкин обладает сокровищницей редких книг. Автор позволяет читателю увидеть разнообразие книг и гордость хозяина. Но почему-то настораживает фамилия Потемкин и художественная деталь экслибрис с гордым профилем обладателя книг. Далее, описывая загадочное поведение героя, публицист намеренно подчеркивает его нежелание делиться книгами, если у него просят и в двухсотый раз. В словах автора звучит ирония, за таинственным поведением героя скрывается жадность, эгоизм. Потемкину, не читающему никогда книги, противопоставлен Вовка Алексеев. Это книголюб, умница, у него восторженные горящие глаза, подчеркивающие интеллект, кроме того, он целеустремленный, настойчивый. Хозяин не прочитал ни одной книги, не получил того наслаждения, которое получаешь при чтении. Для него книги представляли только материальную ценность, а понятие «духовные ценности» ему незнакомо. Ни одна книга не стала ему другом, собеседником, в чем и причина его трагедии. Если бы он прочитал эти книги, то не стал бы драматизировать, подсчитывать расходы. Величие «царя, владыки книг» оказалось призрачным. Совершенно не случайно, что он переводит стоимость именно «незнайки на луне» в современные деньги, сам напоминает Незнайку.
Таким образом, автор считает, что истинное назначение книг - вдумчивое чтение. Книга – источник радости, познания. Она может стать путеводителем, советчиком в жизни.
Трудно не согласиться с позицией автора: книги нужно читать, они становятся нашими друзьями. Вспомните слова Горького Любите книгу - источник мудрости: она поможет разобраться в пестрой путанице мыслей. Книги - это духовная ценность, Сухомлинский считал, что «умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека».
Проблема эта очень актуальна в наши дни, так как снизился интерес к чтению, очень много других источников информации. Тем не менее, мы должны помнить, что в книгах накоплена многовековая мудрость поколений и чаще обращаться к книгам, читать их.