Текст
1). 0 Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2) Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.
(З) Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4) Ваше положение - аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5) Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6) Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует. (7) Естественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8) На карту поставлена судьба отчизны. (9) Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (Ю)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих... (11) Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12) Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13) Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать... (14) Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15) Положение почти безнадёжное! (16) На чём же держится решимость Кутузова? (17) На упрямстве? (18) На неуступчивой злобе? (19) На отчаянии? (20) Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21) Нет!
(22) Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23) Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27) Но она не учитывает одного: люди - это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (ЗО) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: "Всё, мужики, прекращаем бойню! (31) Мы проиграли!" (32) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (ЗЗ) Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34) В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35) Кутузов понимал это лучше остальных. (36)"Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!" - говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины.
(37) История - это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38) Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, - это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая личность. (39) Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность - силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории.
(По И. Бардышеву)
Сочинение по тексту Бардышева И.
Нужно ли нам изучать уроки истории? Какие нравственные уроки мы извлекаем из прошлого? Великие события не перестают волновать сердца людей. Многие проблем, «нравственные, психологические обнажаются во время войны с особой силой», потому становятся объектом изучения. О проблеме влияния исторического опыта на жизнь современников рассуждает в тексте публицистического стиля Бардышев И.
Его интересуют причины победы русской армии. Чтобы читатель ярче мог представить напряженную обстановку битвы, публицист сравнивает её с игрой в шахматы. Общеизвестно, что невозможно никогда выиграть у гениального гроссмейстера. Автор акцентирует внимание читателя на невероятно тяжелое положение русского войска, указывающее, казалось бы, на неминуемое поражение. Но если на шахматном поле властелин - гроссмейстер, на поле битвы - солдаты. Публицист убеждает читателя в том, что на поле боя решающими силами являются самоотверженность, патриотизм солдата, способные разбить хитроумный план гениального полководца. Кутузов это прекрасно понимал и вместе со своими солдатами выиграл битву.
И. Бардышев справедливо считает, что история – это учебник жизни, и не всегда её нравственные уроки укладываются в ясную форму. Личностные качества людей определяют развитие истории человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас деятельными участниками происходивших событий..
Трудно не согласиться с позицией автора: история нашего народа очень богата, трудно постичь её, но надо изучать её, извлекать нравственные уроки. Уроки прошлого являются и для нас, и для последующих поколений бесценным опытом. Подтверждение этой мысли можно найти в стихотворении Лермонтова М.Ю. « Бородино». Воины – богатыри одержали победу в Бородинской битве. Богатырство – феномен нравственный, обусловленный беззаветной любовью к родине. Патриотизм – главное оружие, которое спасает народ в дни самых жестоких испытаний. «Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего» [М.Пришвин]. Такие нравственные уроки героизма, патриотизма, преданности своей Родине, народу в Бородинском сражении, в боях во время Великой Отечественной войны, незабываемы. Это и есть великий опыт народа, переданный нам старшими поколениями. О б отваге, стойкости русских солдат с гордостью описывает Л.Н. Толстой в романе – эпопее « Война и мир». Великий писатель очень долго изучал материалы о Великой Отечественной войне с Наполеоном. Его всеми героями, их действиями руководит великая сила любви к Родине.
Проблема, поднятая автором, заставляет глубже воспринимать уроки прошлого, учит мудрости, умению определить свое место в истории.