Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Согласные звуки»
Урок «Русский язык» 2 класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Тема «Согласные звуки»
Программа «Школа России»
Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по структурированию знаний о согласных звуках: твердых и мягких, звонких и глухих.
Предметные результаты
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка: согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• определять значение слова по тексту
Метапредметные результаты
Регулятивные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Использование знаково-символических средств представления информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
2. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками
Задачи:
Определять согласные звуки по отличительным признакам.
Различать глухие и звонкие согласные звуки, определять парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки.
Различать мягкие и твёрдые согласные звуки, определять парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
Оборудование: дидактические карточки: гласные и согласные буквы на отдельных карточках для работы по группам, карточки «Гласные …», «Отличия», «группы», «при произношении встречает преграду», «из голоса и шума», «из шума». «звонкие», «глухие», «мягкий звук», «твёрдый звук», иллюстрация «Зима», красивый сосуд и камушки или пуговицы для рефлексии, презентация «Морозные узоры на окне»
Ход урока
Мотивация
- Посмотрите на гостей, поздоровайтесь. Вместе покажем, как мы умеем работать.
Актуализация знаний
Работа в группах
Карточки І группе: а, о, у, ы, б, п, д, т, в, ф, г, к, ж, ш, з, с
Карточки ІІ группе: я, ю, е, ё, и ц, щ, ч, х, л, н, м, р, й
- Разделите буквы на 2 группы.
- Напомните правила работы в группе (выслушиваем идеи; советуемся, выбираем верную; один работает с карточками; выбираем выступающего).
(Самостоятельная работа)
- На какие группы поделили? (гласные, согласные)
- Назовите гласные. Какую «работу» выполняют «ваша» группа гласных?
Выступление групп:
І группа: Буквы а,о,у, ы обозначают твердость предшествующих согласных звуков.
ІІ группа: Буквы я, ю, е, ё, и обозначают мягкость предшествующих согласных звуков.
Со столов убирают гласные буквы. Группу гласных, которая обозначает мягкость согласных звуков, учитель вывешивает на доске.
Оценивание
- Кто выдвинул идею деления букв на группы?
- Кто нашел и исправил ошибку?
- Кто выступил с сообщением?
Обобщение и систематизация знаний
- Какие буквы остались, назовите их правильно.
Игра «Микрофон».
Каждый участник берёт «микрофон», выбирает одну букву и называет её.
- Как называется эта группа букв? (согласные буквы)
- Какая будет тема урока?
Тема: Согласные буквы или звуки?
Целеполагание
- Что необходимо узнать на уроке?
- Для более точной формулировки темы урока на доске есть карточки с подсказками по пройденной теме «Гласные звуки»
На доску вывешены карточки:
Отличия (согласных звуков от гласных);
Группы (На какие группы делятся).
Ответы детей: Надо узнать отличия согласных звуков от гласных. Надо узнать на какие группы делятся согласные звуки.
Постановка проблемы
- Какие отличия согласных звуков от гласных можете назвать?
Поиск решения
Выдвижение гипотез учениками.
- Сколько мнений?
- Как, где можем проверить? (спросить у учителя, посмотреть в учебнике)
Работа с учебником, страница 112.
- Прочитайте II отличие: при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы).
Учитель вывешивает карточку «при произношении встречает преграду» к карточке «Отличия»
- Говориться про звук или букву? (Учитель подчеркивает в теме урока слово «звук»)
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Исследовательское задание
- Исследуйте (работа в парах) звук и докажите, что перед вами согласный звук.
- Как, по какому плану исследовать?
Ученики выстраивают алгоритм (подсказка в карточках на доске)
Алгоритм:
1. Надо произнести звук;
2. Убедиться, что звук встречает преграду. Назвать какую.
- Назовите, какую преграду встречает звук при произнесении (зубы, губы, язык).
3. Сделать вывод.
Исследовательская работа.
Выступление групп.
- Мы доказали первое отличие согласных звуков. Какое?
Повторение вывода несколькими учениками: При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду
Работа с учебником, страница 112.
- Прочитайте I отличие.
- Говориться про звук или букву?
- Назовите тему урока. (Согласные звуки)
- Перед вами на столах согласные буквы.
-На какие группы можно поделить согласные буквы?
Самостоятельная работа по группам.
-На какие группы можно поделить согласные буквы?
На доске вывешиваются карточки: из шума; из голоса и шума.
Выражение решения
- Назовите согласные звуки, которые получаются из голоса и шума.
Выступление групп.
На доске вывешиваются буквы возле карточки «Из голоса и шума»:
1 группа: б, в, г, д, ж, з; 2 группа: л, н, м, р.
- Как назвать эту группу согласных?
На доске появляется карточка «звонкие согласные».
Сделайте вывод с помощью карточек.
Вывод: Звонкие согласные звуки получаются из голоса и шума.
- Как назвать вторую группу согласных?
На доске появляется карточка «глухие согласные»
На доске вывешиваются буквы возле карточки «Из шума»:
Сделайте вывод с помощью карточек.
Вывод: Глухие согласные звуки получаются из шума.
Постановка проблемы
Повторение темы первого класса.
- Из всех согласных букв можно образовать пары «глухой – звонкий звук»?
Поиск решения
Выдвижение гипотез.
- Сколько мнений?
- Что не знаем?
- Какой возникает вопрос?
- Где найти ответ?
Выражение решения
Парные по глухости-звонкости: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш
Непарные по глухости-звонкости: звонкие – л, н, м, р, й; глухие – ц, щ, ч, х.
Физминутка
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.
Работа по учебнику, страница 113, упр 180
Кадры презентации с изображением морозных узоров на окне.
Ученик читает стихотворение из упражнения 180.
Опали с берёзы последние листья.
Мороз незаметно подкрался к окну,
И за ночь своею серебряной кистью
Волшебную нарисовал он страну.
П. Киричанский
- О какой стране говориться в стихотворении?
- Вы видели такую страну, расскажите.
Задание: Спишите первое предложение. Подчеркните звонкие согласные звуки одной чертой, глухие – двумя.
Взаимопроверка по образцу. (Учитель убирает с доски картину на тему «Зима», под ней выполненное задание).
Разноуровневое задание
- Выполните звуковой анализ первого и второго слова.
Возле доски работают 2 ученика: 1 ученик полную транскрипцию слова, второй ученик – только согласных звуков [б,], [р,], [з].
- Какими звуками может быть обозначена буква Л? Б? Р?
На доске вывешиваются карточки: «мягкий звук», «твёрдый звук».
- Какие гласные буквы умеют обозначать мягкость согласных звуков?
На доске в начале урока были вывешены карточки с буквами: я, е, ё, ю, и.
Рефлексия
- Назовите тему урока.
- Чего больше: согласных звуков или букв, обозначающих согласные звуки?
- Что мы хотели узнать?
- Что узнали?
- Какие отличия?
- Какие группы согласных звуков мы назвали?
Оценивание
Приём «Сосуд достижений».
Ученики берут в руки красивые «камушки», описывают свое «достижение» на уроке и бросают в «сосуд достижений».