12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Остапова Елена Васильевна480
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Урок «Русский язык» 2 класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Тема «Согласные звуки»

Программа «Школа России»

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по структурированию знаний о согласных звуках: твердых и мягких, звонких и глухих.

Предметные  результаты  

Раздел «Фонетика и графика»

различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского языка: согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

Раздел «Лексика»

• определять значение слова по тексту

Метапредметные результаты

Регулятивные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Использование знаково-символических средств представления информации.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

2. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

Задачи:

Определять согласные звуки по отличительным признакам.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, определять парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки.

Различать мягкие и твёрдые согласные звуки, определять парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Развивать навыки сотрудничества со сверстниками.


Оборудование: дидактические карточки: гласные и согласные буквы на отдельных карточках для работы по группам, карточки «Гласные …», «Отличия», «группы», «при произношении встречает преграду», «из голоса и шума», «из шума». «звонкие», «глухие», «мягкий звук», «твёрдый звук», иллюстрация «Зима», красивый сосуд и камушки или пуговицы для рефлексии, презентация «Морозные узоры на окне»






Ход урока

Мотивация

- Посмотрите на гостей, поздоровайтесь. Вместе покажем, как мы умеем работать.

Актуализация знаний

Работа в группах

Карточки І группе: а, о, у, ы, б, п, д, т, в, ф, г, к, ж, ш, з, с

Карточки ІІ группе: я, ю, е, ё, и ц, щ, ч, х, л, н, м, р, й

- Разделите буквы на 2 группы.

- Напомните правила работы в группе (выслушиваем идеи; советуемся, выбираем верную; один работает с карточками; выбираем выступающего).

(Самостоятельная работа)

- На какие группы поделили? (гласные, согласные)

- Назовите гласные. Какую «работу» выполняют «ваша» группа гласных?

Выступление групп:

І группа: Буквы а,о,у, ы обозначают твердость предшествующих согласных звуков.

ІІ группа: Буквы я, ю, е, ё, и обозначают мягкость предшествующих согласных звуков.

Со столов убирают гласные буквы. Группу гласных, которая обозначает мягкость согласных звуков, учитель вывешивает на доске.

Оценивание

- Кто выдвинул идею деления букв на группы?

- Кто нашел и исправил ошибку?

- Кто выступил с сообщением?

Обобщение и систематизация знаний

- Какие буквы остались, назовите их правильно.

Игра «Микрофон».

Каждый участник берёт «микрофон», выбирает одну букву и называет её.

- Как называется эта группа букв? (согласные буквы)

- Какая будет тема урока?

Тема: Согласные буквы или звуки?

Целеполагание

- Что необходимо узнать на уроке?

- Для более точной формулировки темы урока на доске есть карточки с подсказками по пройденной теме «Гласные звуки»

На доску вывешены карточки:

Отличия (согласных звуков от гласных);

Группы (На какие группы делятся).

Ответы детей: Надо узнать отличия согласных звуков от гласных. Надо узнать на какие группы делятся согласные звуки.

Постановка проблемы

- Какие отличия согласных звуков от гласных можете назвать?

Поиск решения

Выдвижение гипотез учениками.

- Сколько мнений?

- Как, где можем проверить? (спросить у учителя, посмотреть в учебнике)

Работа с учебником, страница 112.

- Прочитайте II отличие: при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы).

Учитель вывешивает карточку «при произношении встречает преграду» к карточке «Отличия»

- Говориться про звук или букву? (Учитель подчеркивает в теме урока слово «звук»)

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Исследовательское задание

- Исследуйте (работа в парах) звук и докажите, что перед вами согласный звук.

- Как, по какому плану исследовать?

Ученики выстраивают алгоритм (подсказка в карточках на доске)

Алгоритм:

1. Надо произнести звук;

2. Убедиться, что звук встречает преграду. Назвать какую.

- Назовите, какую преграду встречает звук при произнесении (зубы, губы, язык).

3. Сделать вывод.

Исследовательская работа.

Выступление групп.

- Мы доказали первое отличие согласных звуков. Какое?

Повторение вывода несколькими учениками: При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду


Работа с учебником, страница 112.

- Прочитайте I отличие.

- Говориться про звук или букву?

- Назовите тему урока. (Согласные звуки)

- Перед вами на столах согласные буквы.

-На какие группы можно поделить согласные буквы?

Самостоятельная работа по группам.

-На какие группы можно поделить согласные буквы?

На доске вывешиваются карточки: из шума; из голоса и шума.

Выражение решения

- Назовите согласные звуки, которые получаются из голоса и шума.

Выступление групп.

На доске вывешиваются буквы возле карточки «Из голоса и шума»:

1 группа: б, в, г, д, ж, з; 2 группа: л, н, м, р.

- Как назвать эту группу согласных?

На доске появляется карточка «звонкие согласные».

Сделайте вывод с помощью карточек.

Вывод: Звонкие согласные звуки получаются из голоса и шума.

- Как назвать вторую группу согласных?

На доске появляется карточка «глухие согласные»

На доске вывешиваются буквы возле карточки «Из шума»:

Сделайте вывод с помощью карточек.

Вывод: Глухие согласные звуки получаются из шума.

Постановка проблемы

Повторение темы первого класса.

- Из всех согласных букв можно образовать пары «глухой – звонкий звук»?

Поиск решения

Выдвижение гипотез.

- Сколько мнений?

- Что не знаем?

- Какой возникает вопрос?

- Где найти ответ?

Выражение решения

Парные по глухости-звонкости: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш

Непарные по глухости-звонкости: звонкие – л, н, м, р, й; глухие – ц, щ, ч, х.

Физминутка

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

Работа по учебнику, страница 113, упр 180

Кадры презентации с изображением морозных узоров на окне.

Ученик читает стихотворение из упражнения 180.

Опали с берёзы последние листья.

Мороз незаметно подкрался к окну,

И за ночь своею серебряной кистью

Волшебную нарисовал он страну.

П. Киричанский

- О какой стране говориться в стихотворении?

- Вы видели такую страну, расскажите.

Задание: Спишите первое предложение. Подчеркните звонкие согласные звуки одной чертой, глухие – двумя.

Взаимопроверка по образцу. (Учитель убирает с доски картину на тему «Зима», под ней выполненное задание).

Разноуровневое задание

- Выполните звуковой анализ первого и второго слова.

Возле доски работают 2 ученика: 1 ученик полную транскрипцию слова, второй ученик – только согласных звуков [б,], [р,], [з].

- Какими звуками может быть обозначена буква Л? Б? Р?

На доске вывешиваются карточки: «мягкий звук», «твёрдый звук».

- Какие гласные буквы умеют обозначать мягкость согласных звуков?

На доске в начале урока были вывешены карточки с буквами: я, е, ё, ю, и.

Рефлексия

- Назовите тему урока.

- Чего больше: согласных звуков или букв, обозначающих согласные звуки?

- Что мы хотели узнать?

- Что узнали?

- Какие отличия?

- Какие группы согласных звуков мы назвали?

Оценивание

Приём «Сосуд достижений».

Ученики берут в руки красивые «камушки», описывают свое «достижение» на уроке и бросают в «сосуд достижений».



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.