Урок русского языка на тему «Согласные звуки» (1 класс)
Урок русского языка в 1 классе УМК Планета знаний
Учитель начальных классов Барашева Ирина Ивановна
ГБОУ г. Севастополя «СОШ №61 им. Героя Советского Союза А.И.Маринеско»
Тема урока: «Согласные звуки»
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих.
Задачи: предметные - содействовать формированию умений различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; знакомству с принятыми в русском языке обозначениями мягкости согласных на письме, использовать средства устного общения (голос, мимику, темп речи) в соответствии с ситуацией конкретного общения, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные - способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
а) регулятивных - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
б) познавательных: строить сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; воспринимать смысл предъявляемого текста; прививать любовь к чтению русских народных сказок;
в) коммуникативных: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;
Личностные УУД: интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
Оборудование: учебник «Русский язык» Т.М.Андриановой, В.А. Ильюхина, книга «Мудрости», в которой находятся карточки с заданиями, презентация, карточки с заданиями
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок – сказка
Методы: Наглядный, игровой, деятельностный, проблемный метод
Формы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Организационный момент
1 слайд.
Солнце яркое проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось,
Начинать урок пора.
2 слайд.
Учитель: Ребята, посмотрите, я на урок принесла книгу. (Книга Мудрости)
Эта книга не простая
Книгу эту не листают.
В ней увидите вы, дети,
Сказку лучшую на свете!
Учитель Ну что? Заинтересовались? А чтобы узнать, какая сказка прячется в моей книге, вы должны дружно сказать:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я примусь!
Запишите число, классная работа
II. Постановка учебных задач, целей урока.
Учитель Что-то не появляется сказка. А вот конверт (достаю из книги), в нём - задание.
ЗАДАНИЕ 1
3 слайд.
Учитель: Посмотрите на доску. Здесь записаны буквы. Назовите их. (Т, Е, Р, Е, М, О, К)
На какие две группы можно разделить эти буквы? Чем отличаются гласные и согласные?
- На какие группы можно разделить согласные звуки?
- Составьте из этих букв слово.
- Какую сказку нам принесла «Мудрая книга»
- Какая это сказка? (русская народная сказка)
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. Здесь вы узнаете много интересного.
- Отгадайте загадку, отгадка которой и будет нашей темой урока. О каких звуках мы сегодня будем говорить?
Эти звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.(согласные)
Какие цели мы поставим?
Дети формулируют задачи урока.
III. Минутка чистописания
4 слайд.
Перед вами теремок,
Он не низок, не высок.
Он не узок, не широк
Учитель На какую букву похож? (т) Ребята, что такое ТЕРЕМОК? Постараемся написать букву, как в сказке, следите, чтобы было «гнездышко» для птички. На минутке чистописания мы запишем название сказки, по которой будем путешествовать.
В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ Сергея Ивановича Ожегова говорится – ТЕРЕМ – в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.
5 слайд.
Бежит Мышка – норушка
Увидела теремок и спрашивает:
- Кто – кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Учитель: Никто ей не ответил. Решила она поселиться в теремке.
Но посмотрите на двери замок.
Чтобы открыть замок и мышка могла войти мы должны выполнить задание.
Придумайте и запишите предложение со словом ТЕРЕМОК.
( Стоит в поле теремок.) Составьте схему этого предложения.
IV. Изучение нового материала.
Подготовительное упражнение.
Учебник, стр. 32, упр. 1.
- Произнесите звуки, которыми различаются пары слов.
- Как называются эти звуки?
- Что вы о них знаете?
Учитель: Стала мышка жить в теремке.
Прискакала к теремку Лягушка – квакушка.
7слайд:
- Терем – теремок. Кто в тереме живёт?
- Я мышка – норушка. А ты кто?
- А я лягушка – квакушка. Пусти меня к себе жить.
- Выполнишь задание, ответь на вопросы, пущу тебя в теремок.
Учитель: Давайте поможем Лягушке.
Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.
1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ... .
2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ... .
3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .
8 слайд:
- Проходи в теремок, будем жить вместе. Стали они чай пить и в загадки играть. А вы любите загадки?
V. Словарная работа
ЗАДАНИЕ 2 (Из книги достаю листок с загадками)
- Запишите Словарь:
Учитель: Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать.
1. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (лисица)
9 слайд: рисунок лисицы
10 слайд: запись слова
- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.
2. Кто, позабыв тревоги
Спит в своей берлоге? (медведь)
11 слайд: рисунок медведя
12 слайд: запись слова
3. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом,
Ушки торчком. (заяц)
- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.
13 слайд: рисунок зайца
14 слайд: запись слова
- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.
- В каком слове звуков больше, чем букв? (заяц)
- В каком слове букв больше, чем звуков? (медведь)
15 слайд:
- Как по другому можно назвать зайца, медведя, лису? (животные, звери, млекопитающие)
- Какое ошибкоопасное место в слове животные вы увидели? (жи – ши)
- Молодцы!
А учебник предлагает нам ещё одно словарное слово – НАРОД. (16 слайд)
Слово образовалось от слова род со значением «родиться», «народиться». У слова народ много родственных слов: родина -место рождения, родители - отец и мать, урожай - то, что уро-
дилось на земле, родной, родня, родственник - близкие по рождению люди.
Народ - «те, кто родился, народился». (Из «Этимологического словаря»).
- Запишите слово народ в тетрадь, подчеркните орфограмму.
- Почему мы записали эти слова? (эти животные встречаются в народной сказке)
Учитель: Теперь стали жить в теремке Мышка – норушка и Лягушка – квакушка.
Мы помогли ей справиться с заданием и немного устали давайте отдохнём.
V. Физ. Минутка.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем - в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь
Учитель: Скачет мимо Зайчик – побегайчик. Увидел теремок и стал проситься…
17слайд:
- Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
- Я Мышка – норушка.
- Я лягушка – квакушка.
А ты кто?
- Я зайчик – побегайчик. Пустите меня к себе жить.
- Если справишься с заданием, будешь жить в теремке.
Учитель: Нужно помочь зайчику.
Упр 2 Наблюдение какие преграды встречаются при произношении звуков с , б, р.
VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
Рабочая тетрадь.
Восстановить слова. Вписать буквы.
Соединить слова, различающиеся буквой, обозначающей согласный звук.
Теперь Зайчик скок в теремок. Стали они жить втроём.
18 слайд:
- Идёт мимо Лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
- Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
- Я Мышка – норушка.
- Я лягушка – квакушка.
- Я зайчик – побегайчик.
А ты кто?
- А я Лисичка - сестричка. Пустите меня к себе жить.
- Выполнишь задание, будешь жить в теремке.
19 слайд:
Выполняют на отдельном листе.
1.Подчеркни слова- перевертыши.
Пирог, порог, топот, шалаш, кок.
2.Допиши пропущенную согласную букву.
__от, __ом,__ень,___
Дети работу выполняют в парах
Взаимопроверка. На доске правильный вариант.
20 слайд:
Учитель: Теперь и Лисичка стала жить в теремке. Стали они жить вчетвером.
21 слайд:
Прибежал Волчок – серый бочок. И спрашивает:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
- Я Мышка – норушка.
- Я лягушка – квакушка.
- Я зайчик – побегайчик.
- А я Лисичка - сестричка. А ты кто?
- А я Волчок – серый бочок. Пустите меня к себе жить.
- Поиграешь с нами, пустим жить в теремок.
VII. Физ. Минутка.
Заведем мотор машины.
(вращение кулаков)
- Покажите, как работает наше сердце.
(сжимание и разжимание рук)
- Поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз.
(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)
- Раз, два, три, четыре, пять,
(сгибаются пальцы по порядку в кулак)
и сразу:
все пальчики ушли спать.
(наклон кулачков)
-Вдруг проснулись, потянулись.
- Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.
VIII. Закрепление изученного.
22 слайд:
Живут звери в теремке, песни распевают.
Шёл недалеко медведь, услышал песни и постучал в теремок.
23 слайд:
Его звери в гости и пригласили. Он полез в теремок и развалил его.
А из теремка посыпались пословицы.
24 слайд:
Чтобы ТЕРЕМОК животные могли построить нам надо им помочь.
IX. Работа в парах.
На каждой парте лежит карточка. Соедините начало и конец пословицы.
25 слайд:
- О чём эти пословицы? (о дружбе)
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Запишите любую понравившуюся пословицу.
- Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
- Составьте схему этого слова.
26 слайд:
- Вот мы и помогли построить новый теремок для зверей.
X. Итог урока.
- Над какой темой работали сегодня на уроке? - В чём была трудность?
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие задачи мы ставили в начале урока? Выполнили мы их?
27 слайд:
Вот и солнце закатилось.
Сказка с нами распростилась.
- Понравилась ли вам сказка?
- Чему учит эта сказка? (дружбе)
XI. Релаксация.
- С каким настроением вы закончили урок?
- С какими животными мы встретились на уроке? Чему они нас научили?
- Эти животные есть в природе. И мы всегда должны о них заботиться.
28 слайд:
- Урок окончен. Благодарю за работу.