12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукина Ирина Геннадьевна3901
Россия, Калужская обл., г.Сухиничи
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ЭКОУРОК

«СОХРАНИМ РЕДКИЕ ВИДЫ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ!»

ЦЕЛЬ УРОКА

Дать представление о важности биологического разнообразия в поддержании устойчивости экосистемы и роли редких видов животных и растений как индикаторов благополучия природных систем.

ЗАДАЧИ:

познакомить детей с понятием биологического разнообразия;

показать примеры и последствия вмешательства человека в экологические процессы;

показать влияние исчезновения отдельных видов животных и растений на экосистемы и человека;

познакомить с видами животных, находящихся под угрозой исчезновения;

выяснить причины исчезновения видов;

познакомить с доступными каждому человеку способами сохранения биоразнообразия.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации;

принтер (желательно цветной), листы А4 для печати материалов игровых заданий и заготовки для складывания карманной книжечки;

3–5 пар ножниц для изготовления карманных книжечек в конце урока;

фотоаппарат или телефон с фотокамерой от 5 мегапикселей


 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1. ВВОДНЫЙ БЛОК

С помощью этого блока ребята погружаются в атмосферу урока. Учитель приглашает учащихся отправиться в экспедицию и знакомит с местами, в которых обитают редкие виды животных и растений. Участвуя в мини-игре, ребята соберут вещи, которые понадобятся в путешествии для проведения исследований, а также посмотрят видеоролик, демонстрирующий разнообразие обитающих на нашей планете живых существ.

2. БЛОК ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ

Учитель знакомит ребят с понятием биоразнообразия, рассказывает историю, на примере которой объясняет, как сложно устроена паутина жизни и как легко ее можно повредить. С помощью мини-игры учащиеся смогут прочувствовать, насколько важен каждый существующий вид, и поймут, почему нельзя убирать буквы из алфавита природы. В ходе блиц-викторины ученики познакомятся с интересными фактами о редких видах животных, обитающих в нашей стране.

3. ПОИСК РЕШЕНИЙ И ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

В этом блоке учащиеся узнают о причинах исчезновения видов и постараются найти способы сохранения биологического разнообразия. В конце занятия ребята соберут книжечку-памятку с полезной и интересной информацией по теме урока.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1. ВВОДНЫЙ БЛОК

Необходимые материалы:

Проектор и экран, компьютер, ноутбук или интерактивная доска для демонстрации презентации и видеоролика;

Распечатанные материалы из Приложения (1 экз.).

Начните урок с приветствия и приглашения отправиться в экспедицию. Спросите, знают ли ребята, что означает слово «экспедиция», и поясните его значение. Разыграйте номера маршрутов между группами одним из предложенных, или своим способом.

1-й вариант розыгрыша номеров. Учитель может обратиться к любому участнику группы и попросить его выбрать номер. Участник следующей группы делает выбор из двух оставшихся. А третьей группе достается номер, не выбранный двумя предыдущими группами.

2-й вариант розыгрыша номеров. Учитель приглашает к себе по одному представителю каждой группы и отворачивается лицом к доске. Ребята жестами договариваются между собой, для кого разыгрывается номер. Выбранный участник может сделать шаг вперед или поднять руку. Учитель стоит спиной и не видит участников. Он наугад называет один из трех номеров. Далее выбирается второй представитель. Учитель называет любой из двух оставшихся номеров. Третьему участнику достается последний номер. Ребята возвращаются в группы.

Далее необходимо познакомить ребят с их маршрутами и особенностями различных уголков нашей страны.

Затем проведите мини-игру «Собираемся в экспедицию». Для этого раздайте каждой группе распечатанный лист А4 из Приложения , соответствующий маршруту группы. Ребятам в группах нужно выбрать подходящую одежду и не более восьми самых необходимых предметов для исследования мира природы, отметив их на бланке. На задание отводится 2 минуты. Учитель перемещается между группами и наблюдает за выполнением задания, отвечает на вопросы и дает подсказки при необходимости. Тут нет строгих правильных ответов. Это задание служит для разминки, чтобы заинтересовать и вовлечь учащихся в занятие.

После выполнения задания запустите показ видеоролика.

 

 

2. БЛОК ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ

Необходимые материалы:

Проектор и экран, компьютер, ноутбук или интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint;

Тетради.

Учитель рассказывает истории о паутине жизни и периодически обращается к учащимся с вопросами.

Затем проводится мини-игра. Ребята записывают в тетрадях свои имена и фамилии. Учитель называет буквы алфавита, которые нужно вычеркнуть.

Учитель: А теперь у нас в алфавите больше нет буквы «А», вместо нее пустое место. Вычеркните ее, пожалуйста, из своих имен и прочтите, что получилось.

Ребята читают свои измененные имена. Учитель может попросить тех учеников, у которых много букв «А» в имени и фамилии, прочитать то, что получилось, вслух.

Учитель: Поднимите руки те, чьи имена изменились.

Ребята поднимают руки.

Учитель: У меня для вас еще одна новость. Буква «О» тоже исчезла. Вычеркните ее и прочитайте, что получилось теперь.

Ребята читают.

Учитель: Поднимите руки те, кто пострадал от исчезновения еще одной буквы.

Ребята поднимают руки.

Объявите исчезнувшими еще 1–2 буквы, которые часто встречаются в именах учеников, пока «пострадавшими» не окажутся все. Спросите ребят, хотелось бы им навсегда остаться с такими именами.

Затем проводится блиц-викторина. Учитель зачитывает истории в указанном порядке. Ребята после каждого рассказа 10–15 секунд советуются в группах и принимают решение. Каждая группа по очереди называет ответ. Учитель показывает портрет животного, который является правильным ответом.

Вопросы и ответы викторины

1. Это существо обитает вдали от людей на окраинах рощ или на отдельно стоящих деревьях рядом с озерами, речками, среди обширных болот. Оно спит стоя на одной ноге. Окрас у него черно-белый, а вот ноги ярко-красного цвета.

Ответ: дальневосточный аист. Его может встретить экспедиция на Дальний Восток.

2. Эти массивные животные живут небольшими стадами в лесах и питаются исключительно растительной пищей: листьями, побегами и корой деревьев, побегами кустарников, травами. Они могут казаться неуклюжими, однако это совсем не так. Они способны перепрыгнуть изгородь высотой более двух метров. Кроме того, они довольно быстро бегают, ловко передвигаются даже по крутым склонам, хорошо плавают.

Ответ: зубр. Его бы не встретила ни одна из наших экспедиций, так как он живет на Кавказе и в западных областях нашей страны.

3. Этот хищник в совершенстве владеет искусством скрытного преследования, нападения из засады и убийства жертвы. Этот подвид является самым крупным из существующих на планете и единственным освоившим жизнь в снегах. Обычно он охотится на добычу, превосходящую его по величине: на изюбра, кабана, лося,

Ответ: амурский тигр. Его бы встретила экспедиция на Дальний Восток.

4. Этот зверь является самым крупным четвероногим хищником на планете. У него прекрасный нюх — он может почуять добычу на расстоянии одного километра. Он способен съесть за один присест большое количество пищи, а когда добычи нет — подолгу голодать, благодаря слою подкожного жира. А еще эти животные обладают уникальной способностью: в любое время года они могут впадать в особое, похожее на спячку состояние, когда все процессы в организме замедляются.

Ответ: белый медведь. С ним могла бы встретиться арктическая экспедиция.

5. Это самая редкая крупная кошка на планете. Она никогда не нападает на человека. А ее название происходит от сочетания греческих слов «лев» и «барс».

Ответ: дальневосточный леопард. Его могла бы встретить экспедиция на Дальний Восток.

6. Большую часть года эти животные добывают корм из-под снега. В отличие от других видов, у этого вида рогами обладают не только самцы, но и самки. Они могут переходить на очень большие расстояния и перевозить грузы. Еще они отлично плавают, а вот летают только в сказках.

Ответ: северный олень. С ним могла бы встретиться арктическая экспедиция.

7. Это травоядное горное животное. У него довольно тонкие, но очень сильные ноги, а на голове оно носит украшение, вес которого может достигать 35 кг, а длина — до 190 см.

Ответ: алтайский горный баран (аргали). Его могла бы встретить экспедиция в Алтае-Саянскую горную страну.

8. Эти огромные млекопитающие дрейфуют на гигантских льдинах. На суше они весьма неуклюжи, поэтому на берегу они в основном лежат, а в воде активно двигаются. Питаются моллюсками и ракообразными, а вот рыбу не любят и едят ее крайне редко. У них отличный слух — самка может услышать своего детеныша за два километра.

Ответ: атлантический морж. С ним могла бы встретиться арктическая экспедиция.

9. Этот таинственный и загадочный зверь является одним из самых малоизученных видов. Он живет в труднодоступных для человека местах, и мало кому удается увидеть его в дикой природе. Чаще люди встречают следы его жизнедеятельности — поскребы, шерсть,остатки пищи. Для некоторых народов этот зверь — символ силы, благородства и власти.

Ответ: снежный барс. Его могла бы встретить экспедиция в Алтае-Саянскую горную страну.

3. ПОИСК РЕШЕНИЙ И ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Необходимые материалы:

Проектор и экран, компьютер, ноутбук или интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint;

Распечатанные карточки из Приложения (1 экз.);

Распечатанные карманные книжечки из Приложения (по числу учащихся).

Учитель озвучивает причины исчезновения видов растений и животных.

Затем учащиеся выполняют задание «Чиним сеть». Учитель раздает каждой группе по три карточки из распечатанного в одном экземпляре Приложения. Ребята в группах 3 минуты обсуждают символы на карточках и стараются сформулировать доступный каждому человеку способ сохранения биоразнообразия. Когда время на обсуждение закончится, учитель по порядку карточек на слайде просит группы, в которых есть эта карточка, озвучить свои ответы. Группы могут дополнять ответы друг друга, так как все карточки видны на экране, а учитель будет давать необходимые комментарии, чтобы помочь правильно разгадать символы и сформулировать действия.

КОММЕНТАРИИ К КАРТОЧКАМ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРИРОДЫ

Врачи изучают строение тела человека, чтобы знать, как оно устроено и как его поддерживать здоровым. Изучение окружающей среды не менее важно. Людям необходимо тщательно изучать природу и свое влияние на нее, чтобы не причинять вред сети благополучия, частью которой мы являемся, чтобы знать, как сохранить ее и не сломать что-нибудь ненарочно.

2. СТОЛБИКИ, ОГРАЖДЕНИЯ ИЛИ ОГОРОЖЕННАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Сто лет назад люди придумали способ сохранять важные участки природы и ограничивать деятельность людей на них с помощью создания особо охраняемых природных территорий. На некоторые территории, такие, как заповедники, не допускают никого, кроме ученых, которые очень бережно проводят исследования и заботятся об этих ценных участках природы. К особо охраняемым природным территориям относятся также национальные парки, заказники и памятники природы. Чтобы сохранить там природу нетронутой, на них могут запрещать охоту, строительство, вырубку деревьев, сбор растений, разжигание костров и другую деятельность человека, которая наносит вред окружающей среде. Под охраной, без вредного воздействия людей, животным и растениям гораздо легче выживать, быть здоровыми и выполнять свою работу в паутине жизни.

3. КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ

Раздельный сбор и переработка отходов помогают не только снизить количество мусора, загрязняющего воду, воздух и почву, но и сократить негативное воздействие на окружающую среду при добыче ресурсов и производстве продукции. Вместо того чтобы отправлять ненужные вещи на свалку, их можно использовать для создания новых вещей, при этом гораздо меньше воздействуя на природу. Ведь такой способ производства товаров требует гораздо меньше воды, энергии и ресурсов и оставляет после себя в разы меньше загрязнений.

4. ЛОПАТА, СЕМЕНА И САЖЕНЦЫ

Посадка растений и уход за ними — хороший способ вернуть природе то, что мы у нее берем. Например, все мы пользуемся бумагой, для производства которой нужно рубить леса. Участие в посадках леса поможет вернуть природе наш долг перед ней и сделать так, чтобы деревья однажды не исчезли совсем. Ведь нельзя же все время только брать. Посаженные на опустевших территориях местные виды растений могут привлечь новых обитателей, которые дружно примутся за восстановление экосистемы, которая когда-то была разрушена.

5. БЕЙДЖИК СОТРУДНИКА ПРИРОДООХРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Кто-то мечтает стать космонавтом, кто-то бизнесменом или кем-то еще. Сейчас, когда человечество серьезно повредило свою сеть благополучия, нам как никогда раньше нужны защитники природы — люди, которые любят и ценят свою планету и которые готовы работать для сохранения и восстановления природы. Вы можете выбрать профессию, связанную с охраной природы, стать сотрудником или волонтером природоохранной организации.

6. КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ

Каждый может заботиться о тех животных, которые его окружают. Вы можете изучить зверей и птиц, которые обитают рядом с вами, и помогать им, когда они в этом нуждаются. Например, птицы зимой в городе никогда не откажутся от полезного корма. Помните о том, что для каждого животного есть подходящая для него здоровая пища. Угостить собаку шоколадкой или птицу булочкой — это совсем не добрый поступок. Животным лучше подходит та пища, которая есть в природе, а не та, которую приготовил и любит человек. Узнайте о привычках и повадках животного, загляните в кружок юных натуралистов, убедитесь, что ваш добрый поступок не причинит вреда, и только тогда действуйте.

7. ЭКОНОМИЯ ВОДЫ И ЭНЕРГИИ

Экономия воды и энергии помогает сохранять природу. Люди используют очень много воды и часто возвращают ее в водоем загрязненной, например, химическими моющими средствами или удобрениями. Обитателей водоема это совсем не радует, и они не всегда могут справиться с этими загрязнениями. Когда мы не льем воду просто так, используем ее разумно и пользуемся натуральными моющими средствами, водоемы остаются чистыми, а значит, и их обитателям ничто не угрожает. Чтобы в наших домах было тепло и светло, чтобы работали заводы и транспорт, сжигаются полезные ископаемые, такие, как нефть, уголь, газ. При сжигании в воздух выделяются вредные вещества и большое количество углекислого газа. Это способствует изменению климата: планета перегревается, меняются условия среды обитания, растения и животные погибают. Каждый раз, когда мы не тратим зря тепло и электричество, мы снижаем выбросы вредных веществ, поступающих в атмосферу.

8. МЕШОК С МУСОРОМ, УБОРКА

Замусоривание лесов, оврагов, водоемов и других природных пространств негативно влияет на живые организмы. Очень важно не оставлять мусор на природе, напоминать об этом другим и при необходимости убирать за другими. А еще лучше собирать мусор раздельно и сдавать его на переработку, чтобы не было свалок и мусоросжигательных заводов.

9. НЕ РВАТЬ, НЕ ТОПТАТЬ РАСТЕНИЯ

Часто на природе мы ведем себя как варвары — срываем и ломаем растения, шумим, разрушаем сооружения животных, например, муравейники, гнезда или норы. Наша шалость или неуместное любопытство может причинить серьезный вред живому. Важно изучить и соблюдать правила поведения на природе, относиться ко всему бережно, чтобы не вредить и не разрушать.

На карточках, кроме картинок, есть буквы. Ребята могут догадаться, что это те самые буквы, которые выпали из слов ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. Если не догадаются, учителю нужно обратить внимание ребят на буквы и при необходимости намекнуть на то, что они здесь неспроста.

Верните потерянные буквы и произнесите завершающие слова.

Заключительное слово учителя: Мы с вами узнали, как значимо каждое живое существо на нашей планете и как важно сохранять эту паутину жизни, нашу сеть благополучия. Все живые существа связаны между собой и влияют друг на друга. От маленького муравья до огромного дерева, от птицы, парящей в небе, до рыбы, плывущей в море. Каждый обитатель нашей планеты — часть большой семьи. Защищать и сохранять природу — значит защищать и сохранять нашу семью, нашу сеть благополучия.

В завершение урока вместе с учащимися соберите карманную книжечку с информацией о том, какие действия может предпринимать каждый человек, чтобы сохранить редкие виды животных и растений. В карманной книжечке, кроме всего прочего, содержится список фильмов и мультфильмов, рекомендуемых к просмотру по теме урока. Ниже для учителя приводится краткое описание их содержания. Ребята могут посмотреть их дома или в школе.
 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Ватолина Светлана Анатольевна, 21.04.19 в 16:32 4Ответить Пожаловаться
Отличный экоурок! Спасибо за разработку урока, Ирина Геннадьевна!
Лукина Ирина Геннадьевна, 21.04.19 в 18:10 3Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Светлана Анатольевна!
Панагушина Елена Аркадьевна, 21.04.19 в 16:33 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Геенадьевна. Материал отличается логичностью, умелым выделением главного, существенного.
Лукина Ирина Геннадьевна, 21.04.19 в 18:10 3Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна. благодарю Вас за отзыв.
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 21.04.19 в 17:15 4Ответить Пожаловаться
Отличный экоурок! Спасибо, Ирина Геннадьевна!
Лукина Ирина Геннадьевна, 21.04.19 в 18:10 4Ответить Пожаловаться
Татьяна Григорьевна, спасибо за оценку!
Кипурова Наталья Петровна, 24.04.19 в 22:00 3Ответить Пожаловаться
Отличный урок, интересный!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.