Солдат войны не выбирает
Направление: «Разработка образовательных (методических) продуктов для общеобразовательных учреждений»
Тематика направления: «Разработка патриотической направленности»
Тема «Солдат войны не выбирает»
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств подрастающего поколения.
Задачи: познакомить с событиями Афганской войны, её участниками; сформировать чувство гордости за свой народ и страну; способствовать формированию чувства национального самосознания и осознанной необходимости заботиться о чести своей армии, а через неё – и чести Отечества; патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению, ответственности за будущее, чувства глубокого уважения и почтения к людям, побывавшим на войне в Афганистане. Оформление:презентация «Солдат войны не выбирает (Афганская война 1979-1989 гг.)»; стихотворения «Память о войне в Афганистане».
Оборудование: Компьютер
Музыкальное оформление:А.Розенбаум - «Монолог пилота «Черного тюльпана»; А.Сухов и ансамбль «Каскад»- «Мы уходим»;
Ансамбль «Голубые береты» - «Расплескала синева, расплескала…»
Чтец 1.
Мальчишкой был убит в Афгане. За что? Кого он защищал?
И, закрывая рукой раны,
Ты перед смертью “мама” прошептал. Она, безумная от горя,
Прижавшись к цинку головой, Шептала, дав слезам всю волю:
“Я так ждала тебя домой”.
(Слайд 1)
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости! Наша сегодняшняя встреча — дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим событиям войны в Афганистане.
Открывает наше мероприятие гимн Российской Федерации.
(Слайд 2)
Ведущий 2. Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних парней прервалась не одна фамилия…
Ведущий 1.Что же это за страна – Афганистан?Много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор.… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток… (из книги С.Алексиевич
«Цинковые мальчики»). (слайд № 3,4)
Ведущий 2. 1979 год. Декабрь-начало трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Еще никто не догадывается, что продлится она долгие многие молодые жизни. В конце декабря в Афганистан по договоренности с руководством введены советские войска. (слайд № 5,6)
Ведущий 1. Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин. Одним словом, официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг.
Вооруженная борьба со стороны советских войск вначале ограничивалась отдельными ударами и рейдами, в дальнейшем вылилась в систему специальных наземных, воздушно-десантных и воздушных операций. (слайды 7,8) (песня)
Со стороны моджахедов велась вначале в форме партизанских действий, затем стала приобретать все более организованный и масштабный характер.
Настоящая партизанская война. Несмотря на абсолютное техническое превосходство «Ограниченного контингента советских войск» (ОКСВ- «40-я армия») война стала затяжной. А тем временем в Советский Союз, на Родину шли цинковые гробы.
Слово учителя«Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны… (слайд № 9) (песня «Чёрный тюльпан»)
Ведущий 2.14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. (слайд № 10). Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана. Операцией руководил командующий ОКСВ генерал- лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г. Термез. (слайды № 11,12, 13)
Ну, вот и кончилась война, Которая была не наша… песни \Каскад уходим.mp3
Ведущий 1.Мы два года шагали с тобой По горячим дорогам войны, Нам знакомы и зной, и бой
И тюльпан афганской вины.
Ах, тюльпан прожженной земли, Вы как память тех огненных дней Алым пламенем вы проросли,
Словно кровь наших русских парней.
Слово учителя:Время и история всё расставит по своим местам. Афганистан не должен уходить из памяти. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести – 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом. (слайд
№14).
Ведущий 2. События далёкого Афганистана коснулись и нашего района. Молодые ребята, выполняя свой гражданский долг, по зову Родины отправились защищать афганское население. Это: Дубровин Василий Николаевич (с.Ново-Иванцево), Исаев Алексей Александрович (с.Понетаевка), Карпеев Николай Михайлович (с.Ключищи), Курмышов Николай Васильевич (с.Хирино), Малыгин Александр Сергеевич (с.Свербино), Марсавин Алексей Порфирьевич (с.Большие Печёрки). Все они живут и трудятся в нашем районе.
Ведущий 1. А сегодня у нас в гостях Председатель правления «Российского Союза ветеранов Афганистана» по Шатковскому району Полковник Карпеев Николай Михайлович. Участник Афганских событий, для которого годы службы в Афганистане остались позади, годы, наполненные тревогами и риском. Ведь героизм и есть добросовестное выполнение до конца и в любых условиях своего долга – человеческого, воинского. Ему слово.
Предоставление слова участнику афганских событий.
Ребята, а сейчас мы предлагаем вам задать вопросы гостью нашей встречи. (Ребята задают вопросы).
Вопросы, заданные учащимися, приглашенному воинуафганцу:
1. Сколько Вам было лет, когда Вы оказались в Афганистане?
2. Как к этому известию отнеслась Ваша семья?
3. Был ли у Вас раньше опыт боевых действий?
4. Как Вы думаете, сильно ли изменись наше поколение, способны ли на подвиг?
5. Что вас потрясло в Афганистане больше всего?
6. Как долго Вы были там? Что Вам дал Афганистан?
7. Какое задание было самое трудное?
8. Были ли у Вас ранения?
9. Что Вы чувствуете спустя долгое время?
10. Какое было Ваше главное оружие?
11. Какие – то забавные истории происходили с Вами в Афганистане
Ведущий 2. Но не всем повезло вернуться живыми. Бывший выпускник нашей Светлогорской школы Дмитриев Евгений Александрович погиб при выполнении воинского долга. Не вернулись и другие ребята.
«Не все подвиги совершаются на виду, при свидетелях. Многие временно, а то и навеки остаются безвестными для потомков. Но современники обязаны знать: воины-интернационалисты независимо от того, нашла их боевая награда или нет, достойно представили нашу армию и народ в тяжёлых
событиях у южных границ Родины. Жизни погибших оборвались в пламени Афганистана, но память о них будет жива и на афганской, и на отчей земле. Они своими подвигами заслужили право представлять в истории целое поколение воинов - интернационалистов.
В память о шатковцах, погибших в локальных войнах, установили памятник. Находится он в районе старого кладбища.
Прошу память солдат, погибших в Афганистане, почтить минутой молчания. (Звук метронома)
Ведущий 1.
Родители, мой брат, друзья, невеста! Простите, что вот здесь себе я выбрал место. Я вас любил, я жизнь любил,
И не моя вина, что мало жил. В чужой стране я вас берег
И честно выполнил свой долг. (Слайд 15)
Ведущий 2.
Афганистан – это боль, скорбь, память.
Это война, в которой наши ребята были просто солдатами…
За то, чтоб кто-то нес в руках цветы, В своих руках они держали автоматы. Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны.
Ирина Владимировна Казарцева