Сценарий литературного путешествия «Сон, ставший явью»
Сценарий
литературного путешествия
«Сон, ставший явью»
Название мероприятия: «Сон, ставший явью»
Форма проведения мероприятия: Литературно-музыкальная композиция
Аудитория: начальные классы
Оборудование и оформление мероприятия:
Актовый зал украшен рисунками детей, оформлена книжная выставка, проектор
Цель: Уточнить и обогатить знания детей о биографии и творчестве Г.Х. Андерсена, развить интерес к чтению книг великого сказочника, интересно и познавательно раскрыть нравственные стороны сказок подрастающему поколению.
Задачи:
Обучающие задачи: учить узнавать сказки по заданию.
Развивающие задачи:
1. Вспомнить героев сказок.
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать интерес к чтению, любовь к сказкам.
Организационные задачи: создать среду для творческого общения детей.
(Занавес закрыт. Перед сценой…)
Чтец: — Здравствуйте!
— Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!
— Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин)
Ведущий: Ребята, вот видите, мы с вами поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь! Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о великом датском сказочнике. Когда-то один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша, из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заниматься бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, вы у меня еще поплачете, верзила вы эдакий!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже исполнилось 17 лет и среди гимназистов-второклашек он, правда, выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь и не помнит. А непутевого ученика знают и любят дети всего мира. Вы, конечно, догадались, что это Ганс Христиан Андерсен, любимый детский сказочник.
В сказках Андерсена есть всё, что должно быть в человеке: уважение к старшим, доброта и сочувствие к тем, кому плохо, любовь к людям и ненависть к бессердечным.
С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий оловянный солдатик и милая Дюймовочка, гадкий утёнок и тот мальчик, который был единственным, кто крикнул правду людям «А король-то голый».
В его сказках живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. А жизнь, этот человек, знал очень хорошо…
(Звучит мелодия 19 в, приоткрывается занавес. На стуле сидит мальчик в образе Г.Х. Андерсена).
Андерсен: Родился я 2 апреля 1805 года в крошечном городке Оденсе, в маленькой стране Дании.
Отец мой был башмачником, а мать – прачкой, стирала бельё для богатых горожан. Всё детство я проходил в деревянных башмаках и залатанной одежонке, а первый костюм, перешитый из отцовского, надел лишь в 14 лет. Детство моё было полуголодным, и я мечтал, когда-нибудь наесться досыта.
У меня были самодельные игрушки, картонный кукольный театр и куча старых театральных афиш. Но, несмотря на всё это, отец, увлечённый чтением книг, всегда тратил на них последние крохи, из-за чего он сильно ссорился с мамой. Мне нравилось, забившись в уголок, сочинять и разыгрывать спектакли. Надо мной потешались, смеялись и дразнили «фантазёром».
В 12 лет мне пришлось идти работать на суконную фабрику, а учиться я мог только по вечерам в бесплатной школе для бедных.
Я учился с увлечением, страстью, а всё свободное время читал и слушал сказки, видно это мне было дано от отца.
Родители хотели научить меня какому-нибудь ремеслу, но у меня ничего не получалось. Всё валилось из рук: и молоток, и гвозди, и иголка…
Все думали, что я лентяй и тупица, а я всё мечтал и фантазировал. И, наконец, решил стать писателем и писать сказки!
(Звучит мелодия 19 в, занавес закрывается.)
Ведущий: Это было непросто. Но, Ганс, был такой же стойкий, как его оловянный солдатик. Он верил, что его сказки сделают людей лучше и добрее.
Откуда приходили к Андерсену сказки? Да отовсюду! Порой они слышались ему в пении птиц, как сказка о Дюймовочке. Он слышал их от людей, как самые первые и любимые сказки, которым он, по его словам «радовался будучи малышом». «Огниво», «Маленький Клаус и большой Клаус», Принцесса на горошине»…. Много сказок он написал, описывая в них события, которые происходили с ним самим.
Чтец: Безобразным утенком он слыл,
В камышах от пинков укрывался,
В мире грез утешенья и сил
Для борьбы с тьмой и злом набирался.
Ведущий: Итак, из безобразного, «гадкого утёнка» Ганс превратился в прекрасного лебедя, который стал самым великим сказочником мира Гансом Христианам Андерсеном.
Именно, его сказки, учат Доброте, Любви и Справедливости.
(Звучит мелодия 19 в, приоткрывается занавес. Перед сценой стоит сказочник. На сцене трактир, трактирщик карета с Андерсеном, кучер).
Сказочник: Давным-давно это было, в начале 19 века. Тогда ещё люди ходили пешком или ездили на лошадях. Железных дорог и автомобилей и в помине не было.
Так вот, в один весенний день ехала по дороге карета. Небо было чисто голубым, а солнышко, играя своими лучами, радовало всех своим первым теплом. А вот и трактир…
Трактирщик (кучеру): Кого везёшь? В такой денёк хорошо бы на природку!
Кучер: Спит господин. (трактирщик заглядывает в карету)
Трактирщик: Да кто ж такой? Куда путь держит?
Кучер: В родной Оденс.
Трактирщик: По какому делу?
Кучер: Смешно сказать – за сказками!
Трактирщик: В каком смысле? Сказки послушать хочет?
Кучер: Да пишет всё. Ему говорят, а он на бумагу. Скрип-скрип пером. Женщину на дороге встретил и попросил побасенку рассказать…. Теперь вот спит.
(Звучит мелодия. Трактирщик с кучером продолжают беседу).
Сказочник: Так говорили кучер с трактирщиком и не знали того, что в карете сам Г.Х. Андерсен. И спал он крепко, утомившись от долгой дороги.
Кучер (заглядывая в карету): Спит как младенец! Наверное, сказки свои во сне видит.
(Кучер и трактирщик уходят. Занавес закрывается).
Сказочник: Да, Андерсен спал и в гости к нему приходили герои его сказок. Скоро они появятся перед Вами…
(Появляется Золушка из сказки Ш. Перро)
Золушка: Стирала, гладила белье,
В квашне месила тесто,
А за обеденным столом,
Мне не хватило место.
Ах, как я устала!
Я так давно не танцевала.
(Золушка, напевая себе танцует).
Золушка: Ой, я совсем забыла. Ведь меня сегодня пригласила на бал в честь великого датского сказочника сама Снежная Королева. Мне так хочется туда попасть, но нельзя же появиться во Дворце в таком наряде. То-то будет смеху. Вот если бы я была в сказке Ш. Перро, мне помогла бы….
Сказочник: Ребята, как Вы думаете, кто сможет помочь Золушке?
Дети (хором): Фея!
Фея: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Золушка! Я слышала, тебе нужна моя помощь?
Золушка: Да, я так хочу на бал!
Фея: Знаю, знаю! Я могу тебе помочь. Только для этого надо, чтобы ребята ответили на мой вопрос: почему Золушка получила такое прозвище?
Дети: Спала на полу рядом с печкой на золе.
Фея: Молодцы! Вы сумели помочь Золушке и теперь я ей дам, самое красивое платье на свете!
(Фея и Золушка уходят. Звучит музыка. Открывается занавес).
Снежная королева: Здравствуйте, дорогие гости! Я рада видеть Вас у себя во дворце! Поздравляю Вас с праздником, с днём рождения нашего создателя, волшебника и сказочника! (Все аплодируют).
Бал объявляю открытым! Но, минуточку внимания. Бал у нас сегодня необыкновенный – сказочный. А, значит, будут не только танцы, но и тайны, песни, сюрпризы. У нас с Вами в гостях Золушка из сказки Ш. Перро. Прошу любить и жаловать. А, сейчас, танцы, танцы, танцы… Кавалеры приглашают дам.
(Звучит музыка. Гости танцуют. После танцев все расходятся и ведут разговор между собой).
Снежная королева (хлопает 3 раза в ладоши): Дорогие мои, как Вы прекрасны! Я рада, что, несмотря на свой возраст, Вы так хорошо выглядите и так прекрасно танцуете! Глядя на вас я поняла, что Вы пришли на бал с хорошим настроением, добрыми чувствам и прекрасными манерами. А сейчас, я хотела бы привлечь внимание наших зрителей, собравшихся на бал.
Попрошу Вас, уважаемые гости, разгадать таинственные названия сказок, героев моего бала.
Солдат: Шёл я по дороге как-то с войны, и встретилась мне старая ведьма – безобразная, противная. И пообещала мне много денег, если я влезу на дерево, спущусь в дупло, и принесу ей очень важную вещицу. Там то, я и встретился с 3-мя огромными собаками.
Дети: «Огниво».
Принцесса на горошине: Я почти глаз не сомкнула. Бог знает, что у меня была за постель. Я лежала на чём-то очень твёрдом, что у меня всё тело теперь синяках. Просто ужасно.
Дети: «Принцесса на горошине».
Оле-Лукойе: Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю я. У меня 2 зонта. Один с картинками я раскрываю перед хорошими детьми, и они видят только чудесные сны. Другой – чёрный, я раскрываю, над плохими детьми и они ничего не видят.
Дети: «Оле-Лукойе».
Кай: Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала
Троллей и я всё стал видеть злым и безобразным. А сейчас я такой же, как и был прежде.
Дети: Кай из «Снежной королевы».
Дюймовочка: Блестящая, лакированная скорлупка была для меня колыбелью, голубые фиалки – матрацем, а лепестки роз – одеяльцем.
Дети: «Дюймовочка».
Снежная королева: Ребята, а кто-нибудь из Вас помнит, почему её так
назвали?
Дети: Она была ростом с дюйм.
Снежная королева: Дюймовочка пришла к нам не одна, а со своими друзьями. Они приготовили для Вас сюрприз.
(Инсценировка отрывка из сказки).
Снежная королева: Как трогательна сценка, которую мы с Вами посмотрели. Я поняла, да и вы думаю тоже, что доброта главное качество, которым обладают все герои нашего бала. От всего увиденного и услышанного моё ледяное сердце растаяло.
Я раскаиваюсь в своих прежних поступках и обещаю быть всегда доброй, отзывчивой и жизнерадостной.
А сейчас, я хочу загадать Вам ребята свои сложные вопросы. Только, пожалуйста, не выкрикивайте с места, а поднимайте руки. Тот, кто первым из Вас даст правильный ответ, получит сюрприз из рук нашей гостьи Золушки.
Какое из 6-и произведений не принадлежит перу Г.Х. Андерсена?
(«Оле-Лукойе», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок», «Золотой гусь» Бр. Гримм, «Дикие лебеди», «Снежная королева»).
Какие из предложенных предметов относятся к сказке «Огниво»?
Подсказка - один лишний. (Ранец, сундучок, оловянный солдатик, монеты, сабля, кремень).
Из какой сказки эта песенка: «Ах, милый Августин, всё прошло,
всё...? («Русалочка», «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Свинопас», («Оле-Лукойе»).
В какой стране жил Г.Х. Андерсен? (Швеции, Норвегии, Италии,
Дании, Германии, Швеции)
К какой сказке относятся слова:
А) море, ветер, колдовство, боль, принц, корона? («Русалочка»);
Б) Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение («Дикие лебеди»);
В) роза, соловей, горшочек, трещётки («Свинопас»).
Снежная королева: Молодцы ребята! Сейчас я приглашаю на сцену героев, полюбившейся всем с детства сказки.
(Инсценировка отрывка из сказки).
Снежная королева: Я надеюсь, что Вы без труда скажите название сказки.
Дети: «Снежная королева».
Снежная королева: Дорогие гости! Наш бал подходит к концу. Ах, как приятно мне стало на душе от такой незабываемой встречи с Вами. Оглянитесь, как много вокруг Добра, Тепа и Веселья!
(Исполняется песня «Доброта»).
Андерсен (выходит из кареты и потянувшись говорит):
Ах, какой сказочный сон мне приснился. Я видел Снежную королеву, Кая, Дюймовочку, Оле-Лукойе, Солдата, Русалочку… (уходит).
Ведущий: Много лет прошло после смерти великого датского сказочника, а мы всё еще слышим его живой голос. Сказки Андерсена учат уважать трудолюбивых, добрых, бескорыстных, мужественных людей горячо любить всё живое и прекрасное. Его сказки учат ненавидеть жестокость.
Сказочник: Давайте поблагодарим наших героев сказок Г.Х. Андерсена.
Солдат: Вы, ребята, молодцы, быстро смогли отгадать из каких сказок мы к Вам пришли, видно много читаете.
Золушка: Спасибо тебе, Снежная королева, что пригласила меня на ваш праздник. Я получила здесь массу положительных эмоций, которые в дальнейшем сгладят мою нелегкую жизнь! Я Вам всем должна признаться, что я тоже люблю читать сказки Андерсена, когда есть время.
Дорогие ребята, Г.Х.Андерсен написал и другие волшебные сказки, которые доставят Вам много радости, если вы их прочтёте.
(Обращается к выставке книг)
Все герои и участники мероприятия исполняют песню «Маленькая страна».