Сценарий литературно-музыкальной игры «Сын России - сын Кавказа»

0
0
Материал опубликован 29 July 2019

Сценарий интеллектуальной литературно-музыкальной игры «Сын России – сын Кавказа», посвящённой 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Цели:

*знакомство с биографией и личностью поэта, чьи жизнь и творчество тесным образом были связаны с Кавказом;

*воспитание в учениках чувства уважения к русской культуре и русской истории;

*приобщение учащихся к прекрасному в жизни, музыке, живописи, литературе..

Ход игры.

1 ведущий. Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе.

2 ведущий. В силу разных причин и по разным поводам побывали на Кавказе пользующиеся мировой известностью учёные, писатели, художники, композиторы и артисты. Среди них и Михаил Юрьевич Лермонтов.

1 ведущий. Сегодня мы собрались здесь не случайно. Я считаю, что эта встреча – действительно праздник, который будет ещё одним шагом к возрождению духовности, которой нам сегодня так не хватает в жизни.

2 ведущий. На нашей интеллектуальной игре присутствует строгое и справедливое жюри, которое поможет определить лучших знатоков творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. (Представление жюри,)

1 ведущий. Да, невозможно вести разговор о нашем крае, не думая и не вспоминая о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

2 ведущий. С восхищением и благодарностью мы вспоминаем о нём везде: в походах и на отдыхе, в диких ущельях и на горных дорогах.

1 ведущий. Любуясь величественной красотой Кавказа, живописными горными пейзажами, вы невольно почувствуете, что уже когда-то познакомились с ними и полюбили их, читая Лермонтова.

2 ведущий. Мы представляем вашему вниманию небольшой фрагмент из произведения «Герой нашего времени».

(Инсценировка фрагмента из повести «Княжна Мери»).


 

1 ведущий. С детства помню рассказы и легенды о Лермонтове. Они полны своих загадок, гипотез, предположений, о нём много написано. Тем не менее, у каждого из нас свой Лермонтов.

2 ведущий. «Я хочу рассказать о нём…» Так мы назвали нашу первую страничку, которая откроет литературную игру».

(Конкурс №1 «Я хочу рассказать о нём…»).

1 ведущий. Да, видно здесь собрались талантливые ученики, любящие поэзию и творчество М.Ю. Лермонтова.

2 ведущий. 200 лет назад родился поэт. Многое из его жизни и творчества нам известно, а многое ещё предстоит узнать.

1 ведущий. Во многих его стихах звучат воспоминания о тех краях, где он родился, где приходилось ему бывать. И сейчас мы предлагаем вам несколько вопросов, связанных с биографией поэта.

(Конкурс №2 «Знакомьтесь с биографией поэта»).

2 ведущий. Лермонтов – это явление в поэзии, которое принято называть чудом. Каждый заново открывает для себя Лермонтова. Предлагаем интеллектуальную викторину.

Интеллектуальная викторина.

Отгадайте, кто вы:

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». (Бэла). 


 

«Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его, колени его дрожали». (Максим Максимыч).

-Какие странности вы отметили в Печорине?


 

Отгадайте, кто вы?

Казалось, ей не более 18 лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, (ей только свойственное) наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос”. (Девушка-контрабандистка).

-Печорин называл вас “ундиной”. Как переводится на русский язык это слово?(Русалка).


 

Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором только при долгом наблюдении можно заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза”.(Печорин.)

-Что украл у Вас слепой?  (Шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал).

-”Лодка закачалась, но я справила, и между нами началась отчаянная борьба, бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости”. Итак, кто Ваш противник, превосходящий Вас в ловкости? (Девушка-контрабандистка).

Дополнительные вопросы.

1.За что впервые был арестован и выслан на Кавказ М. Ю. Лермонтов?
(Михаил Юрьевич был впервые арестован за стихотворение “Смерть поэта” посвященное смерти А.С.Пушкина, в произведении содержится суд над всем строем жизни империи).

2.За какие действия поэта повторно ссылают на Кавказ?
(За участие в дуэли с сыном французского посла Э.Барантом).

3.Кем был убит М.Ю. Лермонтов на последней дуэли? (Мартыновым).

Отгадайте, кто вы:

Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих глазах что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбаться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны...” (Княжна Мэри)


 

Отгадайте, кто Вы:

Был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок, одна нога у него была короче другой; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли ”. (Вернер)

-Какое прозвище имели Вы, доктор? (Мефистофель)


 

2 ведущий. Сколько прекрасных строк создал М.Ю. Лермонтов!


 

1 ведущий. Его стихи написаны душой. Глубина чувств, искренность трогают своим откровением, наполняют душу верой в завтрашний день.


 

2 ведущий. А насколько хорошо вы знаете творчество поэта, мы сейчас проверим.


 

1 ведущий. Командам предлагаем стихотворные строки. Вы должны угадать, вы должны угадать, из каких они произведений.


 

(Конкурс №4. «Из каких произведений эти строки».)


 

Угадайте, откуда эти строки:

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
(М. Ю. Лермонтов “Желание “)

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
(М. Ю. Лермонтов “Поэт”)

Я не могу любовь определить,
Но эта страсть сильнейшая! – любить –
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил. 
(М. Ю. Лермонтов “Моя душа, я помню с детских лет ...“)

2 ведущий. Поэтический образ Кавказа, созданный Лермонтовым, навсегда сделал это уголок источником вдохновения, всегда новым и неповторимым, как неповторимы горы.

1 ведущий. Да, притягательная сила природы Кавказа неповторима неоспорима. Всё написанное о нашем крае просто невозможно перечислить

Задание №5. «Лермонтов и Кавказ». Кроссворд.


 


 

По горизонтали.
5. Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустее день ото дня…»
6. Его Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»
9. Куда в апреле 1838 с Лейб-гвардиийским Гусарским Его Величества полком бывол Михаил Юрьевич Лермонтов?
11. Какой край стал для Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»?
12. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»
15. Максим Максимыч дает Печорину характеристику «…… человек»
18. Тамань – это…
21. Где Михаил Юрьевич Лермонтов провёл свои детские годы?
23. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Михаил Юрьевич Лермонтов с детства?

По вертикали.
1. Ему посвящено стихотворение «смерть Поэта» 
2. Продолжить: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…» 
3. Национальность Бэлы 
4. Этот критик дал такую оценку Печорину: « Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду 
7. Основной мотив в творчестве м.ю. Лермонтова 
8. Город, в котором погиб Лермонтов 
9. Кто, по мнению странствующего офицера, «ввёл моду скучать» 
10. В дружеском кругу у Михаила Юрьевича Лермонтова было шутливое прозвище. Какое? 
13. Кто воспитывал будущего поэта 
14. Кто был одним из главных кумиров Михаила Юрьевича Лермонтова? 
16. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь!..» 
17. Где родился Михаил Юрьевич Лермонтов? 
18. Этого поэта цитирует Печорин (но смешивать два этих ремесла Есть тьма охотников - я не из их числа.) 
19. Один из танцев Печорина с Мери 
20. Как звала Михаила Юрьевича Лермонтова бабушка? 
22. Село, в котором похоронен Лермонтов


 

2 ведущий. Сегодня в нашем зале собрались одни из лучших ценителей и знатоков творчества М.Ю. Лермонтова.

1 ведущий. А вы сами пробовали когда-нибудь сочинять стихи? Мы предлагаем вам лермонтовские четверостишия, а вам необходимо досочинить несколько своих строк.

(Задание №6. Творческая викторина).

2 ведущий. Да кто знает!? Может быть, через некоторое время кто-то из вас тоже станет поэтом.

1 ведущий. Природа наделила Лермонтова многими талантами, в том числе и даром живописца.

2 ведущий. Я знаю многие его картины. Особенно мне нравится «Крестовая гора».

1 ведущий. Говорят, он рисовал себя, глядя в зеркало. Часть лермонтовских рисунков сохранилась и дошла до нас в альбомах.

2 ведущий. Мы предлагаем вам некоторые картины, а вы должны определить, какие из них принадлежат Лермонтову.

(Задание №7. «Лермонтов – художник».)


 

1 ведущий. Мы предлагаем проявить свою фантазию и нарисовать иллюстрации к лермонтовским стихам.

2 ведущий. М.Ю. Лермонтов был одарённым человеком : высокого дара поэзии и природной музыкальности. Говорливое пенье горных рек и ручьёв, величественная красота природы нашли своё отражение в музыкальном искусстве.

1 ведущий. Сегодня мы услышим известные хоровые песни, романсы на стихи М.Ю Лермонтова

(Задание № 8. Назовите русских композиторов, которые положили музыку на стихи М.Ю. Лермонтова.)

2 ведущий. Имя М.Ю. Лермонтова увековечено на Кавказе в названиях населённых пунктов и улиц. Школ и библиотек. Установлены памятники поэту, созданы музеи.

1 ведущий. Свято оберегается всё, что связано с памятью о художнике, авторе истинно поэтического описания этого края.

2 ведущий. Мы предлагаем вам рассмотреть памятники и выбрать те, которые находятся на территории Северного Кавказа, и назвать скульпторов.

Задание № 9. «Памятники М.Ю. Лермонтова».)

1 ведущий. Вот и закончилось наше путешествие. Мы прошли по дорогам Кавказа вслед за великим русским поэтом. Богат наш край свей историей и культурой. А сколько тайн ещё хранят горы, степи, реки.

2 ведущий. Но я считаю, что мы – дети Кавказа - должны помнить и свято хранить то, что нам досталось в наследие от великого поэта.

И как великий поэт, давай те вместе

Любить Кавказ наш величавый,

Его сынов воинственные нравы,

Его лесов прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь. (Заключительная песня).


 

В заключение мы предоставляем слово жюри. (Подведение итогов, вручение грамот).

До свидания, до новых встреч!

Список используемой литературы:

Энциклопедия знаменитых россиян. Трушко Е.А., Медведев Ю.М., М., 2007 г.

М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах, М., 2002 г.

История русской литературы XIX века. А.И. Ревякин, 2001 г.

Русская литература под редакцией Н.И. Громова (издание 2-е).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.